Шри Ауробиндо о пределах психоанализа и вообще о подсознательном

Отрывок из книги Сатпрема "Шри Ауробиндо, или путешествие сознания"

ТАЙНА


Мы можем попытаться сказать что-нибудь об этой Тайне, но следует помнить, что эксперимент находится в процессе развития. Шри Ауробиндо начал его; он открыл Тайну в Шандернагоре в 1910 г. и работал с ней в течение сорока лет; он посвятил этому свою жизнь. Этому же посвятила свою жизнь и Мать.

Шри Ауробиндо никогда не говорил об условиях своего эксперимента и своих открытий. О себе он всегда говорил необычайно мало – не из-за скрытности, а просто потому, что "я" не существовало. "Было такое ощущение, – сообщает с наивным удивлением хозяин дома, где жил в Шандернагоре Шри Ауробиндо, – что когда он говорил, как будто кто-то другой говорил через него. Я поставил перед ним тарелку с едой – он просто глядел на нее, затем поел немного, совершенно механически! Казалось, что он был погружен в себя даже тогда, когда ел; он медитировал с открытыми глазами" [1]. Лишь много позже из его трудов и отрывков некоторых разговоров мы сможем восстановить нить его опыта. Первое, что нам известно в этом отношении, – его случайное замечание, которое он сделал, обращаясь к одному из учеников. Оно показывает, что после Алипора он постоянно продвигался по пути к своей цели: Ментально в течение пятнадцати дней я был подвержен всем видам пыток. Картины всех видов страданий прошли перед моим взором [2]. Нужно помнить, что в тех мирах видение {vision} – синоним слова "опыт" {переживание – experience}. Таким образом, по мере того, как Шри Ауробиндо восходил к Глобальному Разуму, его сознание в то же время нисходило вплоть до того, что мы называем адом.

Это один из первых феноменов, который испытывает на себе и ищущий – каждый в различной степени. Эта йога – не для слабых, – говорит Мать, и это действительно так. Ибо если первый ощутимый результат йоги Шри Ауробиндо – это пробуждение новых поэтических или художественных способностей, то вторым, может быть, даже немедленным, следствием является безжалостное обнажение всех скрытых, теневых сторон сознания – сначала индивидуального, а затем и космического. Эта тесная – и странная – связь между сверхсознательным и подсознательным была, несомненно, отправной точкой открытий Шри Ауробиндо.

СТЕПЕНИ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО

"Подсознание", о котором говорит современная психология, – это только внешняя пограничная область мира, почти столь же обширного, каким является Сверхсознательное – со многими уровнями, силами, существами (или существами-силами, если угодно). Оно представляет собою наше эволюционное прошлое – и недавнее, и отдаленное – и несет в себе отпечатки нашей настоящей жизни и всех прошлых жизней – точно так же, как Сверхсознательное – это наше эволюционное будущее. Она несет в себе все силы, которые доминировали в нашем эволюционном восхождении от неживой материи к животному и от животного к человеку; более того, эти "остатки" продолжают жить и оказывать на нас влияние. Если на самом деле мы, так сказать, более "божественны", чем думаем {о себе}, благодаря сверхсознательному будущему, которое притягивает нас, то в нас также и гораздо больше животного, чем мы себе представляем – из-за подсознательного и бессознательного прошлого, которое мы тащим за собой. В этой двойственной мистерии кроется ключ ко всей Тайне. Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада [3].

Действительно, можно достичь духовных небес, не имея никакого представления об этих темных и грязных сферах или узнав об их существовании в результате какого-то несчастного случая. Но есть небеса и небеса, так же, как ад и ад (каждый план нашего существа имеет свои "небеса" и свой "ад"). Религиозный человек обычно отрекается от своего индивидуального "я" и таким образом устраняет проблему подсознательного, покидая его. Ему нужно пройти только через один порог, который охраняют "стражи" настолько неприятные, что становятся понятными "кошмары" и "искушения", упоминаемые в жизнеописаниях святых. Но это лишь один-единственный переход. Достичь тех небес, к которым он стремился, означает просто покинуть внешнее существование и погрузиться в экстаз. Как мы уже говорили, цель нашей йоги – это не терять сознание ни внизу, ни наверху и в особенности – не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Интегрально ищущий не создан ни для абсолютной темноты, ни для слепящего света. Он должен видеть везде, куда бы он ни шел. Это первое условие достижения контроля. Мы стремимся не "перейти" в лучшее существование, а преобразовать наше нынешнее существование.

Как есть несколько ступеней в сверхсознательном, так и в подсознательном существует несколько уровней или миров – несколько "темных пещер", как их называет Риг Веда. На самом деле каждый план нашего существа обладает своим подсознательным – существует ментальное подсознательное, витальное подсознательное и физическое подсознательное, переходящее в материальное Бессознательное. {{ 1 }} Там мы найдем все примитивные и грубые ментальные формы или силы, которые первыми появились в мире Материи и Жизни; все агрессивные импульсы, присущие Жизни на этапе ее зарождения, все ее рефлексы страха и страдания; и, наконец, силы болезни и разложения, и Смерти, которые подсознательно управляют нашей физической жизнью. И тогда становится очевидным, что истинная жизнь на земле невозможна до тех пор, пока все эти миры распоряжаются полем битвы – внутри нас встречаются все эти миры от самого высшего до самого низшего. Поэтому нам нельзя бежать, зажимая нос или крестясь, – мы должны открыто, прямо и решительно выйти на арену и победить во что бы то ни стало:

И должен он нести ярмо, чтобы потом сорвать его –
он для того явился;
И также боль сносить, чтобы потом уврачевать ее... [4]

ПРЕДЕЛЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Современная психология тоже поняла важность подсознания и необходимость его очищения. Но психологи увидели лишь одну половину картины – подсознательное, но не увидели другой – сверхсознательного; они полагали, что их слабые ментальные проблески смогут осветить этот воровской притон – с таким же успехом они могли бы пытаться найти путь в самой густой и темной чаще джунглей, вооружившись карманным фонариком! На самом деле в большинстве случаев они понимают подсознательное как обратную, теневую сторону маленькой фронтальной личности. В действительности же существует фундаментальный психологический закон, избежать которого невозможно и согласно которому способность человека нисходить прямо пропорциональна его способности восходить; он не может опуститься на расстояние, большее, чем то, на которое он способен подняться, поскольку сила, необходимая для нисхождения, – это та же сила, которая обеспечивает восхождение. Если бы каким-то образом мы опустились бы ниже той границы, которую определяет наша способность к восхождению, то это немедленно привело бы к несчастью, одержимости или приступу сумасшествия, потому что это лишило бы нас необходимой защиты. Чем ближе мы продвигаемся к источнику Истины здесь, внизу, тем больше открывается нам неизмеримая в своей глубине Мудрость. Загадочные комплексы, тормозящие месье Дюпона, находятся, если можно так выразиться, всего в нескольких сантиметрах ниже поверхности, а его сознательная жизнь – в нескольких сантиметрах выше ее. Таким образом, если наши психологи не являются особо просветленными, то они не могут по-настоящему спуститься в подсознательное, а потому не могут и ничего по-настоящему вылечить – за исключением некоторых поверхностных отклонений, но и в этом случае есть постоянный риск того, что расстройства эти пустят ростки где-то в другом месте, приняв другую форму. Нельзя излечить что-либо до тех пор, пока не пройдешь до конца весь путь нисхождения, а этот путь невозможно пройти до тех пор, пока не пройден полностью путь восхождения. По мере нисхождения становится необходимым все более и более мощный свет – в противном случае человек будет попросту съеден заживо.

Если бы психоанализ согласился остаться в пределах своих узких рамок, то в этом не было бы ничего страшного: он осознал бы в конце концов свою ограниченность, выполняя при этом полезную социальную функцию излечивания каких-нибудь там мелких зудений. К сожалению, для многих психоанализ стал чем-то вроде нового Евангелия; концентрируясь скорее на наших темных сторонах, чем на наших божественных потенциях, он стал мощным средством извращения умов. Несомненно, в процессе эволюции наши "ошибки" в конце концов занимают положенное им место; то, что была поколеблена наша комфортная мораль и мещанское самодовольство, – факт положительный, но метод, выбранный для этой цели, – опасен, поскольку он вызывает болезнь, но не обладает силой ее излечить: он стремится, – говорит Шри Ауробиндо, – сделать разум и витальное еще более нечистыми, чем прежде [5]. ...Современная психология – это наука, не вышедшая из детского возраста – опрометчивая {в своих выводах}, несовершенная в своих методах и незрелая одновременно. Как и во всех молодых науках, здесь полностью проявила себя повальная привычка человеческого разума взять некую частичную или локальную истину, незаконно обобщить ее и пытаться объяснить ею, с помощью ее ограниченного языка, все поле Природы.... Психоанализ {в особенности} Фрейда берет определенную часть – самую темную, самую опасную, самую нездоровую часть природы – низший витальный слой подсознательного {{ 2 }}, выделяет некоторые из его самых патологических феноменов и приписывает им действие, которое выходит за рамки его подлинной роли в природе.... Поднимая ее преждевременно или делая это способом, не подходящим для опыта, можно затопить темным и грязным веществом и сознательные сферы и таким образом отравить всю витальную и даже ментальную природу. Поэтому всегда следует начинать с позитивного, а не с негативного опыта, привнося вниз нечто из божественной природы – покой, свет, невозмутимость, чистоту, божественную силу – в те части сознательного существа, которые подлежат изменению; лишь после того, как это будет сделано в достаточной мере и появится прочное положительное основание, можно безопасно поднимать скрытые враждебные элементы подсознательного с тем, чтобы разрушить и удалить их с помощью божественного покоя, света, силы и знания [6].

Но у психоанализа есть еще один, более серьезный недостаток. Ведь если бы психоаналитики на самом деле обрели бы силу, необходимую для того, чтобы спуститься в подсознательное, то при этом они не только бы ничего не излечили, не только бы рисковали, как ученик Чародея, привести в действие силы, которыми они не способны управлять, но они – даже если бы могли управлять этими силами и уничтожать их, – скорее всего уничтожили добро вместе со злом, нанеся таким образом непоправимый ущерб нашей природе. Ибо они не обладают знанием. Со своего ментального уровня они не могут заглянуть достаточно далеко в будущее и оценить добро, которое готовит это зло, и увидеть динамическую Силу, скрытую игрой противоположностей. Для того, чтобы выделить эту грязную смесь, необходима сила иного рода и, прежде всего, – иное видение: Вы должны знать целое, прежде чем вы сможете познать {его} часть, и высочайшее, прежде чем вы сможете по-настоящему понять самое низшее. Такова перспектива высшей психологии, ожидающей своего часа, психологии, перед которой исчезает, обратится в ничто это жалкое блуждание в потемках [6].

Здесь мы соприкасаемся с фундаментальной ошибкой нашей психологии. Она не способна понять что бы то ни было потому, что ищет внизу, в нашем эволюционном прошлом. Действительно, там – половина Тайны, но нам необходима высшая сила для того, чтобы открыть дверь внизу. Мы созданы не для того, чтобы оглядываться, а для того чтобы смотреть вперед и ввысь в сверхсознательный свет, потому что он – это наше будущее, а только будущее сможет объяснить и излечить прошлое: Я нахожу трудным, – писал Шри Ауробиндо ученику, – вообще относиться к этим психоаналитикам серьезно – хотя, наверное, надо бы, поскольку половинчатое знание – это могущественная вещь и может стать большой помехой на пути к подлинной Истине.... Они смотрят снизу вверх и объясняют высший свет низшим мраком; но осознание этих вещей – наверху, а не внизу. Сверхсознательное, а не подсознательное является подлинным основанием вещей. Значение лотоса не может быть открыто с помощью выяснения тайн грязи, из которой он вырастает; его тайна должна быть открыта в небесном прообразе {архетипе}, который вечно цветет в высшем Свете [6].

Нам кажется, что мы продвигаемся снизу вверх, из прошлого в будущее, от ночи к свету сознания, но это не что иное, как наше сиюминутное понимание, которое скрывает от нас целое; в противном случае мы бы видели, что не прошлое является двигателем нашего продвижения – это будущее тянет, влечет нас, это свет свыше постепенно проникает в нашу тьму – ибо каким образом смогла бы тьма создать весь этот свет? Если бы мы родились из тьмы, то и нашим концом было бы не что иное, как тьма. "Это вечное Дерево, чьи корни вверху, а ветви обращены вниз", – говорит Катха Упанишада (VI.I). У нас возникает впечатление, что мы прикладываем огромные усилия для того, чтобы расти и понимать и познавать вещи; у нас такое ощущение, что мы интенсивно стремимся в будущее. Но это показывает ограниченность нашей точки зрения. Если бы мы могли взглянуть с другой точки, то, возможно, увидели бы, как сверхсознательное Будущее стремится проникнуть в наше настоящее. И мы поняли бы, что то, что мы ощущаем как собственное усилие, – это только сопротивление, вызванное нашей тупостью и невежеством. Будущее движется не только в направлении снизу вверх – в таком случае земле было бы не на что надеяться, она закончила бы свой путь взорвавшись в небесах в высшем психическом напряжении или погрузилась бы вновь в свою темноту. Оно движется также и сверху вниз; все глубже и глубже нисходит оно в наш ментальный туман, в витальную мешанину, в тьму подсознательного и бессознательного – до тех пор, пока оно не озарит все, не раскроет все, не излечит все и, в конечном счете, не завершит все. И чем глубже оно нисходит, тем сильнее становится сопротивление – мы живем в Железном Веке, во время великого Мятежа и Опасности. Но и во время Надежды. В высшей точке, где это Будущее коснется самых глубин прошлого, где этот свет прорвется и осветит самое дно Ночи, мы найдем, если на то будет Божья воля, тайну Смерти и бессмертной Жизни. Но если мы смотрим вниз и только вниз, то мы найдем грязь и ничего, кроме грязи.

ТЕМНАЯ ПОЛУСФЕРА ИСТИНЫ

Итак, пойдем дальше. Ищущий начал свое путешествие с положительного переживания. Он вступил на путь потому, что ощущал потребность в чем-то ином. Он стремился к ментальному безмолвию и обнаружил, что само его усилие вызывает Ответ. Он ощутил нисходящую Силу, новую вибрацию внутри себя, которая прояснила жизнь, сделала ее ярче. Может быть, он даже пережил некое внезапное крушение собственной ограниченности и вышел на новый уровень. (Об установлении нового ритма будут свидетельствовать признаки самые разнообразные.) Затем, после этого обнадеживающего начала, все начинает покрываться какой-то пеленой, как будто все, что испытал ищущий, ему приснилось или он позволил унести себя какому-то ребяческому энтузиазму – нечто внутри него мстит за себя, вызывая приступы скептицизма, отвращения и протеста. Это будет вторым признаком, может быть, истинным признаком того, что он продвигается и вступил в борьбу со всеми реалиями своей природы или, вернее, что нисходящая Сила начала пахтанье. В конечном счете прогресс – это не столько процесс восхождения, сколько просветления всего, что мешает, – ибо когда внутри нас устанавливается подлинная ясность, просветленность, то все в нас сохраняется. Таким образом ищущий обнаруживает множество внутренних препятствий. На пути интегральной йоги мы часто находим самое худшее, желая найти самое лучшее, и встречаем войну, когда ищем мира и света. Давайте же смело примем все лицом к лицу, ведь это и есть битва. Пока плывешь по течению, кажешься себе очень милым, правильным, благородным, но стоит только повернуть, как тут же все начинает сопротивляться. Мы начинаем на собственной шкуре ощущать гигантские силы, властвующие над человеком и отупляющие его – чтобы осознать это, необходимо попытаться выйти из него {течения}. Когда ищущий обретает первое верное открытие наверху, когда он видит свет, то почти одновременно он ощущает сильную подсечку внизу, как будто внутри него начинает что-то болеть. Тогда он начинает понимать, что подразумевал Шри Ауробиндо под пораженным мраком, свет клянущим {the wounded gloom complaining against light} [7]. И он получит свой первый урок: за каждым шагом вверх необходимо следует шаг вниз.

Вместо того, чтобы принимать эти крутые срывы и затяжные отклонения, депрессии обреченно, как некую фатальную неизбежность, ищущий сделает их основой своей работы. В этом двойстсвенном движении восхождения и нисхождения заключается основной процесс интегральной йоги: С каждой покоренной нами вершины мы должны спуститься для того, чтобы привнести вниз, в низшее смертное движение ее силу и озарение [8]. Такова цена преображения жизни – в противном случае мы будем просто наслаждаться поэзией и одухотворенностью на вершинах в то время, как внизу прежняя жизнь будет плестись своим ходом – через пень колоду. Причем на самом деле движение нисхождения никогда не совершается произвольным решением разума – чем меньше разум вмешивается, тем лучше. Да к тому же и непонятно, как Разум может "нисходить" сидя за каким-то там письменным столом... Пробужденная и индивидуализированная сознание-сила – вот что совершает в нас свою работу, совершает спонтанно. Как только мы входим в контакт с сознанием и светом определенной напряженности, это автоматически оказывает давление на всю остальную нашу природу, что вызывает соответствующие реакции помрачения или сопротивления. Это подобно тому, как если бы в подводный мир океана ввели слишком большую дозу кислорода: обитатели глубинных вод начали бы неистово сопротивляться или даже взрывались бы. Обращение сознания – это действительно нечто странное, это похоже на переход из освещенной комнаты в ту же самую затемненную комнату, из комнаты, полной радости, в ту же самую комнату, полную боли, – все остается тем же, та же напряженность вибрации, даже, может быть, сама вибрация – все та же, но все это вдруг со знаком минус. И тогда мы видим почти во всех подробностях, как любовь превращается в ненависть, например, или чистота – в нечистоту: это то же самое, только наоборот. Но до тех пор, пока наши психологические состояния являются лишь противоположностями друг друга, а наше добро – обратной стороной зла (или, может быть, лицевой стороной зла?), жизнь никогда не будет преображена. Необходимо нечто радикально иное – иной тип сознания. Всем поэтам и созидательным умам хорошо известны эти прорывы сознания. Как раз в то время, когда Рембо писал свои "Озарения", он побывал в странных областях, поразивших его своими "ужасами"; ему также пришлось пройти через закон "темного обращения". Но вместо того, чтобы подвергаться этим неконтролируемым переходам из одной крайности в другую, вместо того чтобы восходить не зная как и нисходить вопреки своей воле, ищущий будет работать методически, сознательно, никогда не теряя равновесия, и, самое главное, с растущим доверием Сознанию-Силе, которая никогда не вызывает сопротивления большего, чем он может преодолеть, и никогда не открывает света больше, чем он может вынести. По мере того как мы обретаем опыт, пережив один кризис и дождавшись следующего, мы постигаем метод работы этой Силы и замечаем, что каждый раз, когда нам кажется, что мы сходим с восходящей кривой или даже теряем нечто из достигнутого нами, в конце концов мы обретаем то же достижение, но ступенькой выше, расширенное и обогащенное той частью, которую прибавило к нему наше "падение" – не будь этого "падения", эту низшую часть никогда нельзя было бы объединить {интегрировать} в высшей части нашего существа. На коллективной уровне можно, наверное, говорить о подобном же процессе, приведшем, с одной стороны, к падению Афин, а с другой – давшем возможность варварам понять Платона. Процесс интегральной йоги – это не прямая линия, восходящая все выше и выше к какой-то бесконечно удаленной точке, но, как говорит Шри Ауробиндо, спираль, которая медленно и методически присоединяет одну за другой все части нашего существа, внутри все более и более широкого раскрытия на все более и более глубоком основании. Мы различаем не только метод действия, который стоит за этой Силой, или, вернее, этой Сознание-Силой, но и регулярные циклы и ритм, которые столь же определенны, как циклы приливов и отливов или фаз Луны. По мере нашего продвижения эти циклы включают в себя все больше и больше, а их связь с самим космическим движением становится все более тесной, пока однажды мы не увидим в собственных падениях периодические нисхождения земного сознания, а в наших трудностях – беспокойство, сопротивление, бунт {всей} земли. И в конце концов окажется, что все настолько тесно взаимосвязано, что в мельчайших вещах, в самых незначительных событиях повседневной жизни и в окружающих нас предметах мы сможем читать признаки депрессий, охватывающих всех людей и заставляющих их восходить внутри все той же эволюционной спирали. Затем мы увидим, что нечто неудержимо влечет нас к Цели, что все имеет значение – даже самое незначительное, ибо ничто не может прийти в движение так, чтобы не пришло в движение все, – и что мы находимся на пути к событиям гораздо более великим, чем могли себе представить.

Вскоре нас поразит второй парадокс, хотя, может быть, это то же, что и первый. Кроме рассмотренной противоположности – "восхождение-нисхождение" – существует, по-видимому, и некое основное противоречие. У всех у нас есть и цели в этой жизни, и на протяжении всех наших (прошлых и будущих) жизней – мы должны выразить нечто, свойственное только нам, нечто уникальное, потому что каждый человек уникален – это наша главная истина, в этом смысл собственно нашего аспекта эволюционной борьбы. Цель эта предстает перед нашими глазами постепенно, после множества опытов и последовательных пробуждений по мере того, как мы обретаем внутреннее развитие; тогда мы осознаем, что некая нить проходит через всю нашу жизнь – и через все наши жизни, если мы в состоянии судить об этом, вспоминая их, – придавая ей особую ориентацию, как будто все гонит нас в одном и том же направлении, которое становится все более точным по мере нашего продвижения. Но когда мы начинаем осознавать свою цель, перед нами открывается и особая трудность, которая, кажется, является противоположностью нашей цели или противоречит ей. Странная ситуация: как будто мы несем в себе тень нашего света – особую тень, трудность или проблему, которая предстает перед нами вновь и вновь с необычайным упорством, являясь нам под различными масками и при самых разных обстоятельствах, но оставаясь всегда все той же по сути; она возвращается после каждой выигранной битвы с возрастающей силой – в точной пропорции с нашей новой интенсивностью сознания, как будто мы должны вести все ту же битву снова и снова на каждом подчиненном плане сознания. Чем яснее становится цель, тем гуще – тень. Мы встречаем Врага:

Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,
Тобой сражен быть должен, человек,
иль не исполнишь ты свой высший долг.
Сей брани внутренней не избежать тебе. [9]

Шри Ауробиндо называет его также the Evil Persona. Случается, что перед тем как понять нашу цель позитивно, мы скорее догадываемся, чем она не должна быть, в ходе повторения все тех же сложных обстоятельств, все тех же ошибок и падений, которые, как кажется, все ведут нас в одном и том же направлении, как будто мы бесконечно и тягостно вращаемся по кругу, приближаясь все ближе и ближе к центру, который является одновременно и целью, и ее противоположностью. У человека, одаренного для совершения работы, – писал Шри Ауробиндо, – всегда или почти всегда – наверное, не стоит создавать слишком жесткого общего правила, применимого к явлениям такого рода, – есть как бы связанное с ним существо, которое можно иногда рассматривать, как его часть и которое является как раз противоположностью того, что он в основном представляет в работе, которую предстоит сделать. Или, если вначале этого существа еще нет или оно не связано с личностью человека, то сила такого рода входит в его окружение сразу же, как только он начинает свое движение к постижению. Ее задача состоит в том, чтобы мешать, создавать препятствия и неблагоприятные условия – одним словом, поставить его перед лицом всей трудности работы, которую он начал. Казалось бы, в невидимом устроении вещей эту проблему нельзя решить иначе, как с помощью какого-то предопределенного орудия, которое приняло бы эту трудность как свою. {{ 3 }} Это объясняет многие ситуации, которые при поверхностном подходе приводят в замешательство [10]. В беседах с учениками Мать подчеркивала то же самое явление: Если в вас потенциально уже существует победа, то всегда вы несете в себе и противоположность этой победы, источник ваших постоянных мучений. Если вы видите где-то в себе черную-черную тень, нечто, причиняющее вам настоящую боль, вы можете быть уверены в том, что у вас есть и соответствующая способность увидеть свет. И далее: У вас есть особая цель, особая миссия, характерная для вас реализация, и вы несете в себе все препятствия, необходимые для того, чтобы сделать эту реализацию совершенной. Вы всегда будете видеть, что тьма и свет находятся рядом внутри вас: если вы обладаете какой-то способностью, то в вас находится также и отрицание этой способности. И если вы открываете в себе плотную и глубоко проникшую в вас тень, то вы можете быть уверены в том, что где-то в вас находится и большой свет. Вам представляется возможность использовать первое для того, чтобы реализовать второе.

Возможно, тайна жизни ускользает от нас просто из-за нашего несовершенного познания этого двойственного закона света и тьмы и загадки нашей двойной природы – животной и божественной. Воспитанные в духе манихейской концепции существования, мы видим в нем, как учат самые разные этики и религии, непрекращающуюся борьбу между Добром и Злом, Истиной и Ложью, и в этой борьбе важно быть на стороне добра, по правую руку Господа. Мы расчленили все надвое: на царство Божье и царство Дьявола, на низшую жизнь в этом мире и истинную жизнь на небесах. Мы пытались уничтожить противоречия цели, но при этом уничтожили саму цель. Ведь цель не предполагает никакой ампутации – нам не нужно ничего отсекать ни наверху, ни внизу. И до тех пор пока мы будем отвергать одно ради другого, мы будем всегда терпеть неудачу, не достигая цели существования. Все едино; когда мы что-то удаляем, все распадается на куски. Как можно устранить "зло", не взорвав при этом весь мир? Если бы хоть один человек смог бы освободиться от "зла", то рухнул бы весь мир, потому что все едино ; мир состоит из единой субстанции, а не из двух – хорошей и дурной. И невозможно ни удалить что-либо, ни добавить. Потому-то и нет чуда, которое могло бы спасти мир; чудо уже находится в мире, как и все, что можно вообразить небесного, уже находится здесь; любой чужеродный элемент разрушил бы формулу, все – в мире; мы – в самом центре чуда, только у нас нет к нему ключа. Может быть, нам не нужно ничего удалять или добавлять, не нужно даже открывать "что-то иное", нужно заново, в другом аспекте, открыть то же самое.

Если мы хотим достичь Цели, то нам нужно покончить с манихейством и прийти к реалистическому пониманию того, что Шри Ауробиндо называет темной половиной истины [11]. Человеческое знание, – писал он, – отбрасывает тень, которая скрывает половину сферы истины от ее собственного солнечного света... Отрицание лжи разумом, ищущим высшей истины, – одна из главных причин, почему разум не может достичь устойчивой, пластичной и совершенной истины [12]. Если мы удалим все несовершенное, – а Бог знает, что этот мир полон ошибок и нечистоты, – то, возможно, мы придем к какой-то истине, но истина эта будет пуста. Подлинный подход к постижению Тайны состоит в том, чтобы, во-первых, понять, а затем увидеть, что все в этом мире, даже самое нелепое или далеко идущее заблуждение, содержит искру истины под своей маской, ибо все вокруг – это Бог, который движется к Самому Себе; нет ничего вне Его. Ведь на самом деле заблуждение – это полуистина, которая спотыкается из-за своих ограничений; часто бывает, что сама Истина надевает маску, чтобы приблизиться к цели незамеченной [13]. Если бы хоть одна вещь в этом мире была бы абсолютно ложной, то и весь мир был бы абсолютно ложным. Таким образом, если ищущий отправляется от этой предпосылки – предпосылки положительной, – восходя шаг за шагом и каждый раз соглашаясь сделать соответствующий шаг вниз, ничего не отсекая, чтобы освободить все тот же свет [14], скрытый за каждой маской, в каждом элементе, даже в самой невероятной грязи, в самом нелепом заблуждении или в самом гнусном преступлении, то он начинает видеть, как все постепенно проясняется перед его глазами – не теоретически, но непосредственно, осязаемо – и ему откроются не только вершины, но и пропасти Истины [15]. Он поймет, что его Враг был самым старательным помощником, который очень заботился о том, чтобы надежно обеспечить эффективность его реализации, – во-первых, потому, что с каждой битвой увеличивалась его сила, а, во-вторых, потому, что каждое падение заставляло его освобождать соответствующую часть истины внизу вместо того, чтобы уноситься в гордом одиночестве к еще не занятым вершинам. И в конце концов он увидит, что его Бремя было бременем нашей матери-Земли, которая тоже стремится к своей доле света. Князья Тьмы уже спасены! Они – уже за Работой, и они не дадут ничего пропустить в обретении Истины всеохватывающей, не позволят довольствоваться Истиной всеисключающей:

Надежда – не одним лишь чистым божествам;
Но сумрачные яростные боги,
Что оторвались от груди единой, в неистовом порыве отыскать
Упущенное белыми богами – тоже спасены. [16]

И он поймет, что каждая вещь имеет свое, присущее только ей, место. Не только нельзя ничего отбрасывать, но нет разделения на более важное или же менее важное, так что проблема во всей своей полноте содержится в мельчайшем инциденте, в самом незначительном повседневном жесте в той же самой мере, как и в космических коллизиях. И, возможно, вся полнота Света и Радости находится и в мельчайшем атоме точно так же, как и в сверхсознательных бесконечностях. И тогда освещается темная полусфера истины. Каждое преткновение или ошибка зажигает пламя страдания, которое, кажется, пробивает снизу отверстие для света; каждая слабость вызывает соответствующую силу, словно сила падения явилась самой силой восхождения; каждое несовершенство – это шаг к большей полноте – нет грехов, нет ошибок, есть лишь бесчисленные неудачи, страдания, которые вынуждают нас обследовать наше царство вдоль и поперек и объять все для того, чтобы излечить и завершить все. Сквозь крошечное отверстие в нашей броне приходят к нам любовь и сострадание к миру, которых никогда не поймет самая сверкающая чистота; чистота – непроницаема, забаррикадирована, запечатана, как крепость; для того, чтобы смогла войти Истина, необходима трещина:

Свою ошибку превратил он в дверь,
через которую проникла Правда. [17]

По ту сторону зла есть истина Любви. Чем глубже спускаешься кругами ада, тем более убеждаешься в великой необходимости существования глубин Зла; приходишь к заключению, что ничего нельзя излечить без такого вот напряжения: внутри загорается пламя, все более и более мощное и горячее под растущим внутренним устремлением, подобным жажде воздуха у утопающего, – кроме Этого не существует ничего, существует только Это, – как будто только Любовь может противостоять Ночи и победить ее ее же светлой половиной. Как будто вся эта тень нужна была для того, чтобы могла родиться Любовь. В сущности говоря, в сердце всей этой тьмы, в глубинах всех наших бед и несчастий скрыта некая противная злу мистерия. И, может быть, даже, что так же, как у каждого из нас есть особая, характерная только для него трудность, которая является одновременно и противоречием, и знаком нашей судьбы, так и огромные "недостатки" и тысячи древних ран земли, столь уязвимой, грешной и полной страданий, являются знаком ее судьбы, и когда-нибудь ей предстоит воплотить совершенную Любовь и Радость, ибо она выстрадает т перетерпит все и все поймет.

По мере нашего прогресса линия сверхсознательного поднимается все выше и выше, и соответственно этому линия подсознательного простирается ниже и ниже. Все расширяется и озаряется, но и замыкается, сосредотачивается на одной отчетливой и темной точке, приближаясь к ней все ближе и оказывая на нее все более сильное давление, как будто в течение многих лет – многих жизней – мы вращались вокруг одной и той же Проблемы, но при этом никогда по-настоящему не касались ее; и вдруг она здесь, на дне отверстия, бьющаяся под потоками Света – и все зло мира в ней, единой точке. И вот час Тайны близится. Ведь закон нисхождения не является ни законом подавления, греха или падения, ни законом раскаяния или бегства к небесам. Поистине это золотой Закон, непостижимый Замысел. Предначертание, которое влечет нас и вниз, и вверх, в глубины подсознательного и Бессознательного, к центральной точке [18], к тому узлу жизни и смерти, тьмы и света, где нас ожидает Тайна. Чем ближе мы подходим к вершине, тем более касаемся дна.

Вот. Открываю новую тему. Честно говоря, пока еще не знаю, что именно мне хочется здесь обсуждать. Просто захотелось поделиться и услышать ваши отклики. Это отрывок из книги Сатпрема о Шри Ауробиндо. Сатпрем был узником в концлагерях и вернул себе смысл жизни после встречи с Шри Ауробиндо. Кто такой Шри Ауробиндо? Это глыба. Хотя в книжном издании говорят, что он «выдающийся индийский мыслитель и поэт, основоположник интегральной йоги». Даже если кто-то не знаком ни с тем, ни с другим, ни понятия не имеет об интегральной йоге, у меня большая просьба, не тушуйтесь, прислушайтесь просто к тому, о ЧЕМ говорится. Лично меня привлекли в этом отрывке размышления о степенях подсознательного и поставленный вопрос о том, насколько психолог (психотерапевт) должен быть просветленным, чтобы иметь способность погрузиться в темные дебри подсознательного. «Таким образом, если наши психологи не являются особо просветленными, то они не могут по-настоящему спуститься в подсознательное, а потому не могут и ничего по-настоящему вылечить – за исключением некоторых поверхностных отклонений, но и в этом случае есть постоянный риск того, что расстройства эти пустят ростки где-то в другом месте, приняв другую форму. Нельзя излечить что-либо до тех пор, пока не пройдешь до конца весь путь нисхождения, а этот путь невозможно пройти до тех пор, пока не пройден полностью путь восхождения. По мере нисхождения становится необходимым все более и более мощный свет – в противном случае человек будет попросту съеден заживо.» Мне интересно, насколько это осознано в психоанализе и в аналитической психологии? Потому как эти идеи Шри Ауробиндо приходятся где-то на период 1910-20 годы (насколько я поняла), хотя сама книга написана уже много позже, в 1963. И вообще мне интересно, КАКИЕ мысли из этого отрывка отозвались у вас :)
"И вообще мне интересно, КАКИЕ мысли из этого отрывка отозвались у вас" По-моему, очень "юнгианский" отрывок... :)
Я бы еще Вивекананду с его Раджа йогой до кучи сюда кинула.
"Таким образом, если наши психологи не являются особо просветленными, то они не могут по-настоящему спуститься в подсознательное..." -------------------------- Так они же и не спускаются, Аспирина. Туда они нас "опускают"
Так они же и не спускаются, Аспирина. Туда они нас "опускают" *************************** Если это действительно так, Helene, то это очень печально :(
О господи! Чего только не написано про ПА и все такое профанное! Интересно то, что все кому не лень критикуют ПА и каждая такая критика выдает очень плохое знакомство с предметом. Интересно еще и то, что представители ПА не лезут на чужую территорию и не критикуют ни Шри Ауробиндо, ни других мыслителей и основателей разных других направлений "спасения человечества" и т.п. Можно особо не углубляться в разбор написанного, достаточно будет сказать, что все эти адские глубины, о которых идет речь как будто состоят лишь из инстинкта смерти и агрессии, а все надсознательное из либидо и чего-то еще хорошего, и якобы ПА под лупой рассматривает ад и не видит светлых высот. Это не так даже в самом первом фрейдовском анализе. Всегда ПА уделял внимание именно динамике, взаимодействию либидо и агрессии. Сколько у Фрейда написано про позитивный перенос, как о залоге успеха терапии, а он возникает из-за пробуждения именно любовных вибраций (светлых и высоких, если угодно). Любое лечение основано на укреплени или даже создании "хорошего внутреннего объекта", который состоит из всего того хорошего, что доступно человеку. Кляйн, Бион, Виникот и сейчас Тэхке писали о том, что вообще способность человека жить и развиваться напрямую зависит от силы его хороших, либидинозных резервов и хорощих внутренних объектов. Все плохое (адское и темное) выпускается постепенно, ассимилируется, а не затапливает собой все пространсртво терапи, как можно понять по этому отрывку. Потому ПА терапия и так длительна, что приходится считаться с существующими механизмами защиты против этого адского и темного и против хорошего тоже, так как часто хорошее принять и откопать сложнее, чем плохое. (Кстати, отдельная интересная тема, по-моему почему это так) Эти механизмы защиты держат оборону от всего нового, чтобы не утопить пациента в его же собственом аду ине сжечь его под слишком ярким светом всего высокого и прекрасного. Именно поэтому существует принцип интрепретаци защит и принцип продвижения от поверхности к глубине. Только маленькими порциями и многими повторами удается продвигаться вперед. Никакой человек не просидел бы у аналитика несколько лет, если бы он не получал бы там что-то хорошее, в том числе и доступ к тому, что в отрывке зовется "надсознательным" или высоким. В ПА нет разделения на надсознательное и подсознательное, потому что все, что не осознанно зовется БСС, и там подразумевается все и "с низу" и "с верху". "Мелкие проблемки" (или как-там пренебрежительно сказано в отрывке), которые решаются с помощью анализа, включают в себя в том числе и такие, как обретение способности любить и иметь контакты с другими людьми, творить, рожать, получать удовольствие от жизни и иметь доступ ко всему тому, что ранее было перекрыто. Кроме того, Па не претендует на роль религии или всезнание. "По ту сторону ПА сект в поисках новой парадигмы" - одно это название главы из одной книги, уже о многом говорит. Аналитик выполняет роль питательной среды, которая доращивает заново психику, которая застряла на каком-то этапе развития и распутывает узлы, которые образовались в процессе этого сложного, болезненнго развития. Это сильно отличается от того образа, который представлен в этом отрывке. Лично меня бы больше интересовали параллели и описания неких единых механизмов психики с разных позиций, чем охаивание одних методов и воспевание других. ПА ам себя критикует достаточно хорошо, потому что знает предмет, который критикует и потому что лишен подобострастия и раболепия перед своими основателям и новыми поколениями "столпов", чего не скажешь, про любые религиозные системы. Там вся критика обращена наружу. Возможно лищь потому, что обернуть ее вовнутрь невозможно из-за непреодолимого запрета на это.
Потому ПА терапия и так длительна, что приходится считаться с существующими механизмами защиты против этого адского и темного ---------- Ну, Аурубиндо тоже шел долго и нудно. И было бы классно, если Аспирина вернется продолжить св. размышления о нем в контексте ПА. Но мне кажется, что критика ПА со сороны духовной элиты не всегда уместна. Все же при похожести дороги, цели у учений них разные. Йога и др.духовные дисциплины стремяться сделать человека Богом, а ПА- Человеком.
"Йога и др.духовные дисциплины стремяться сделать человека Богом, а ПА- Человеком." Многие "духовные дисциплины" - да, но есть, к примеру, довольно "приземленный" дзен. Можно, наверное, и другие примеры привести. Helene, но ведь для того, чтобы кого-либо "делать человеком", необходимо иметь вполне определенные представления о том, а что такое "человек"? А как иначе. Поэтому мы всегда имеем дело лишь с теми, или иными представлениями о "человеке", которым надо бы стать. А представления эти разные бывают. При советской власти тоже была цель сделать "настоящего человека", в капиталистическом обществе представления о нем уже другие, при власти религии - третьи (христианство же не предлагало мирянам стать "богом", наоборот - смирение было идеалом, кстати это тоже можно назвать "принятие "реальности""), у фашистов были тоже свои представления о "человеке", в античности также свои иделогии были. И все представлеия претендуют на своб полную обоснованность. А вот тот, кто "знает", каким должен стать человек, или, что такое "человек" - вот он не идентифицирует ли себя с богом? А кто ж еще об это может знать? :)
"А вот тот, кто "знает", каким должен стать человек, или, что такое "человек" - вот он не идентифицирует ли себя с богом? А кто ж еще об это может знать?" Нужно ли знать каким должен быть человек чтобы им стать? Разве АП и ПА, тот же дзен и т.д. разве не ориентируются на прорастание в человеке того, что в нем уже есть?
А что "уже есть"? К тому своему посту я хочу в обязательном порядке добавть следующее. Я прекрасно понимаю, что без тех, или иных представлений о психическом здоровье, о диапазоне нормы, пусть и относительном, текучем, психотерапия бы вообще не двинулась с места. Наверное. Но представления такие нужны, это ясно. Просто здесь очень много подводных камней.
"А что "уже есть"?" Потенциал. Человек, которым можешь стать.
ну, этот "человек" - это что-то вроде линии горизонта. Важен сам процесс трансформации становления. Человек, психика - это процесс. Я хотел сказать следующее. У нас "уже есть" - мозг, скелет, анатомия и физиология, которые можно непосредственно видеть и изучать разными методами. Все, что касается психологии - туман. Все эти архетипы, эдиповы комплексы, влечения, инстикты (за исключением очевидных - секса, голода), и даже стремление к самореализации - все это относится к категории предполагаемого. А насчет "идентификации с богом" - это не я скал, нет. Я лишь повторяю. Это первый Ганс заметил. Тот самый Ганс. Из рассказа Фрейда "Анализ фобии 5-летнего мальчика". "«В тот день отец с сыном посетили меня. …Консультация оказалась кратковременной. Начал ее отец, заметив, что, несмотря на все просвещающие разговоры с Гансом, его боязнь лошадей пока еще не исчезла… Когда я их видел перед собой и одновременно слушал рассказ Ганса о его боязни лошадей, внезапное решение вопроса, как выстрел, сверкнуло в моем уме… Я шутливо спросил Ганса, носят ли его лошади очки [Фрейд имел ввиду шоры, которых Ганс особенно боялся], на что он (Ганс) ответил, что они их не носят. Затем я спросил его, носит ли очки его отец, и на этот вопрос, вопреки всей очевидности, он… ответил «нет»… После этого я объяснил ему, что он боится отца, и именно потому, что с такой нежностью относится к матери… Задолго до его появления на свет, продолжал я, мне уже было известно, что придет маленький Ганс, который будет столь нежно относиться к матери, что неизбежно должен бояться отца по этой причине…. Фрейд заканчивает этот раздел воспоминанием о маленькой сценке, разыгравшейся между отцом и сыном после их консультаций с ним; следующий раздел начинается с этой изумительной фразы: «Разговаривает ли Профессор с Богом, - спросил Ганс отца по дороге к дому, - если он может сказать все, что произойдет в будущем?» Я должен был бы испытать необычайную гордость за это признание из уст ребенка, если бы не сам спровоцировал его своим шутливым хвастовством. Начиная со дня этой консультации я почти ежедневно получал отчеты об изменениях, происходивших в состоянии своего маленького пациента. Не следовало ожидать, что его беспокойство исчезнет от единственного информационного удара, который он получил от меня… но …с тех пор он выполняет программу, о которой я смог объявить его отцу заранее. Разговаривает ли Профессор с Богом, если он может сказать все, что произойдет в будущем?» Случай с маленьким Гансом – не только первый анализ ребенка; это – первый анализ, проведенный самим ребенком, ведь Ганс видит профессора сквозь одежду, полностью обнажая случай с Фрейдом. Фрейд верит в то, что видит в Гансе как его прошлое, так и будущее: еще до своего рождения он уже любил свою мать, - ивскоре после того, «как я дал ему информацию», Ганс начал осуществлять «программу, которую я смог объявить его отцу заранее». Но Ганс лицезреет Фрейда до самой его сути: он видит Моисея под бородой Фрейда.
Классная история. :)
"Все эти архетипы, эдиповы комплексы, влечения, инстикты (за исключением очевидных - секса, голода), и даже стремление к самореализации - все это относится к категории предполагаемого." Но ведь даже если все это заблуждения, то уж не знаю вопреки или благодаря им, но процесс идет... :) Исцеляющий вымысел, что ни говори. :) Даже не так, наверное, исцеляет не сам вымысел, а что-то невидимое... а вымысел нужен для придания этому ничто формы. :)
Ну, я бы не назвал все это иенно заблуждениями, хотя, наверное, кое-то и можно отнести к этой категории. Я бы сказал - все эти теории и концепции лишь приблизительно описывают то, что происходит в пстихологии человека; их можно еще понимать как метафоры. Например, есть у каждого есть отношения с родителями и сложнейший круг проблем с этим связанный, а каждая пси-теория, будь то Па, АП, или, скажем, терия социального научения - с разных углов зрения пытается их понять, видя, в конечно счете, лишь те, или иные грани и элементы этих отношений, да "видение" это - весьма субъективное, не "научное". И что не менее важно понимать - каждая пси-школа сама уже включена в какаой-то определенный каркас разных идеологий и глубинных психологических установок, проводником которых она и является.
Психологические теории всегда создаются апостериори, т.е. для оправдания чего-то еще...
"Но мне кажется, что критика ПА со сороны духовной элиты не всегда уместна. Все же при похожести дороги, цели у учений них разные. Йога и др.духовные дисциплины стремяться сделать человека Богом, а ПА- Человеком". Согласна, очень понравилось высказывание. На последующие возражения типа - " а кто знает - что такое человек", могу ответить - никто не знает. И в ПА, да и в АП нет образца, по которому можно выстроить клиента-пациента, как это было при советской власти с человеком-образцом. Известны какие-то приблизительные законы и закономерности, как, например - смена типа защит в процессе выздоровления, но это все очень далеко от точного рецепта или набора качеств-критериев. Ни один ПА не знает - каким станет его пациент в конце терапии. В словах Хелен идея, на мой взгляд такая - духовные дисциплины ведут человека туда, где он освобождается от каких-то частей себя и приобретает что-то совершенное ( и там-то как раз критерии весьма жесткие), а психотерапия ведет человека туда, где он может выносить сам себя, со всеми своими "потрахами", не освобождаясь от них и не ища каких-то сверх возможностей. Я бы добавила, что духовные практики помогают человеку опираться на нарциссическое либидо и свести к минимуму объектное, а психотерапия - наоборот, с опаской относится к нарциссическому либидо (хотя и признает, что без него невозможно обойтись) и культивирует развитые формы объектного.
"И в ПА, да и в АП нет образца, по которому можно выстроить клиента-пациента, как это было при советской власти с человеком-образцом. Известны какие-то приблизительные законы и закономерности, как, например - смена типа защит в процессе выздоровления, но это все очень далеко от точного рецепта или набора качеств-критериев. Ни один ПА не знает - каким станет его пациент в конце терапии." :) Спасибо за ответ, я рад. Я так, на всякий случай, акцентуировал этот момент. Я знаю. Я думаю, действительно у аналиттиков достаточно серьезная подготовка, чтобы распознавать все эти подводные камни. Еще Фрейд с Юнгом до разрыва общались на эту тему, в письмах друг другу высказывая такие мысли - "во время анализа прежде всего не надо стремиться исцелять"; мне кажется - это как раз к нашей теме. В юнгианстве, правда, есть свой и очень серьезный подводный камень - концепция самости. Поэтому ее нужно всячески деидеализировать, или деконструировать, кому как нравится.
А на самом деле Аспирине просто хотелось поговорить про ш. Аурубиндо, а чтобы лучше заинтересовать, она процитировала именно тот отрывок, который мог бы создать некую конфронтацию :)
"Спасибо за ответ, я рад. Я так, на всякий случай, акцентуировал этот момент. Я знаю. Я думаю, действительно у аналиттиков достаточно серьезная подготовка, чтобы распознавать все эти подводные камни". Не помню, писала ли я тут об одном вопосе на лекции по ПА? Этот вопрос был примерно таким - "а не может ли такого быть, что в процессе анализа пациент из подавленного забитого человека превратиться в убийцу?" Ответ был примерно таким - "Мы каждый раз рискуем :)" Потом лектор ответил уже более развернуто... Хелен, то что Аспирина провокатор мы хорошо знаем, но на этот раз, кажется, "не пролезло" :)
А причем здесь провокации? Мне очень нравится, что Lachesis написала про ПА в данной теме, но извиняйте я совсем не вижу в выборе Аспирины какой-то провокации. Если Вам претят провокации, не последовательней ли не вестись хоть на некоторые? Давайте по существу!!!!
Я тоже за то, чтобы писать "по существу". Но я против игнорирования всего того, что хоть немного претит. У здешних провокаций не тот размах, чтобы всерьез к ним относиться :)
Smileаааааа.... теперь понятно насчет "не пролезло"...провокатор то кто Smile
Но мне кажется, что критика ПА со сороны духовной элиты не всегда уместна. Все же при похожести дороги, цели у учений них разные. Йога и др.духовные дисциплины стремяться сделать человека Богом, а ПА- Человеком. ************************* Хелен, я так не чувствую. И для ПА, как для любой психологии, и для всех духовных дисциплин человек является целью и смыслом. Просто речь идет о разных уровнях постижения человека. Но вот ни одна психология (за исключением трансперсональной) до сих пор не смогла мне дать путеводитель к пониманию: «Кто Я?» и «В чем МОЙ смысл жизни?». Ни одна психология не сможет мне помочь встретить смерть радостно, а духовные (религиозные) дисциплины для этого, как мне кажется, и были созданы интуитивно, чтоб преодолеть экзистенциальную больи тревогу человека, смертного человека, страдающего от своих «хочу, не не могу». Психология работает с Эго. И всё, что выходит за его рамки, вызывает у неё подозрения и подпадает под диагноз до-эготического. Психология не может мне помочь преодолеть тревогу смерти, потому как преодоление её предполагает смерть Эго. ПА как и АП не плох и не хорош. Он может быть полезен в решении определённых проблем, доведения до сознания некоторых конфликтов, дать им имя, назвать их, но увы, этого недостаточно, чтобы исцелиться. Хотя сам процесс самокопания и отрытия взаимосвязей событий придает сначала ощущение облегчения. Но часто именно этот облегчающий эффект затягивает как нароктик и не позволяет двигаться дальше. Анализ должен стать частью процесса, а не его смыслом. Но к сожалению, мы склонны идентифицироваться с чем-то: с нашими чувствами, архетипами, снами, со школами тех или иных учений. Но ведь их столько и у каждого своя терминология, свой корпус понятий и техник. Неужели для того, чтобы быть счастливым, нужно досконально их знать? Жажда знаний как раз и является подпиткой для раздувания Эго. ПА и АП часто превращется в ловушку. Сам Фрейд, кажется, говорил, что мы никогда не сможем осушить наше болото. Что может предложить психология для преодоления ощущения бегания по кругу? Говорите сделать человека Богом? А что вы под этим понимаете? Вы же читали Шри Ауробиндо. Вы его видите Богом? А Шри Рамана Махарши? Вы видели его фотографии? Или любого из учителей духовных традиций. Томас Мертон, монах-траппист, например, или Jamyang Khyentse Ch?kyi Lodr?, тибетский мастер (не берусь написать русскую транскрипцию). Всмотритесь в их лица. Вы их видите Богами? ))) Лично я вижу саму человечность, простоту, сострадание и какую-то светлую нежность. Где бы достать такого психоаналитика ))) И потом у Йоги, насколько я знаю, нет понятия Бога, если вы под Богом имеете в виду нечто антроморфное или персонифицированное. Но ведь опять же подобное восприятие Бога свойственно лишь на определенной стадии духовного развития. Все духовные традици старались всегда подняться над подобными представлениями об Абсолюте или Высшей Реальности. Смыслом всех духовных традиций было так сказать вочеловечивание Бога.
Аспирина, под Богом я имею ввиду Трансцедентальное, некий абсолют. Для дух.фолософий обыкновенный ветхий человек не являеться абсолютом, только точка отсчета на лестнице бесконечного роста, а ПА от человека отталкивается и к Человеку же приходит. Какая-то смутная мыслишка зародилась- Может там, где заканчивается ПА начинается йога? Либо эти дороги идут какое-то время рядом, а потом одна из них делает резкий рывок в сторону? Для меня лично они очень гармонично переплетаются. Вы вглядываясь в лицо Ауробиндо на фотографии видете человека? А я только форму человека. Человек- это рой мыслей в голове, ожидания, ошибки, разбитые носы и коленки, секс, шампанское вместо ужина, похмелье вместо завтрака, недочитанные книги, комплекс неполноценности, неврозы, депрессии, отражение других людей на сетчатке глаза и постоянное самокопание и расковыривание внутренних нарывов. Я в Ауробиндо этого не увидела... конечно он не бог- "боги сидят под деревом бодхи и пьют чай", но вчера и сегодня "своим" я его не признала.. а мое завтра еще не пришло.
как я понимаю, вам близок и ПА и дух. дисциплины? и обе вам что-то дают? что? на ум пришла дикая картинка- сидит грешник в аду на горячей сковородке- горячооо.. и ангел ему говорит, что скоро все закончится, так как у него не станет зада /дух.дисциплина/, а черт обещает постепенно уменьшать количество дров - /ПА/
"Человек- это рой мыслей в голове, ожидания, ошибки, разбитые носы и коленки, секс, шампанское вместо ужина, похмелье вместо завтрака, недочитанные книги, комплекс неполноценности, неврозы, депрессии, отражение других людей на сетчатке глаза и постоянное самокопание и расковыривание внутренних нарывов". Человек еще и радость и встерчи, узнавния, благодарность, творчество, грусть, авантюры, риск, гордость.. даже счастье временами :)
Насчет иоги: вот уж где контроль на контроле и контролем погоняет. Высказывание инструктора иоги: "вы контролируете свое тело, свои мысли, свое дыхание, это состояние поможет вам контролировать и свою жизнь". Высказыние продвинутого адепта иоги: "Я ненавижу свой жир"! - почему? - это единственная моя ткань, которую я не могу контролировать. они уже почти боги :)
"Где бы достать такого психоаналитика )))" Обычно в таких случаях предлагают сходить за линейкой :)
«Аспирина, под Богом я имею ввиду Трансцедентальное, некий абсолют. Для дух.фолософий обыкновенный ветхий человек не являеться абсолютом, только точка отсчета на лестнице бесконечного роста, а ПА от человека отталкивается и к Человеку же приходит.»

Helene, но приобщившись к Трансцендентальному человек же продолжает быть человеком? Он ведь никуда не исчезает. Более того, для него все люди становятся человеками, такими же как и он.   

«Какая-то смутная мыслишка зародилась- Может там, где заканчивается ПА начинается йога? Либо эти дороги идут какое-то время рядом, а потом одна из них делает резкий рывок в сторону? Для меня лично они очень гармонично переплетаются.»

Для меня тоже это просто разные этапы одного большого пути. Разумеется разбиение на этапы очень условно, часто трудно понять, где заканчивается один и начинается другой. Об этом мы беседовали в ветке
Кен Уилбер об архетипах Юнга мой ответ Procyon-у от 29/07/2007 - 16:20


«Человек- это рой мыслей в голове, ожидания, ошибки, разбитые носы и коленки, секс, шампанское вместо ужина, похмелье вместо завтрака, недочитанные книги, комплекс неполноценности, неврозы, депрессии, отражение других людей на сетчатке глаза и постоянное самокопание и расковыривание внутренних нарывов.»

Да, всё это есть человек, но только его ЧАСТЬ.

«Вы вглядываясь в лицо Ауробиндо на фотографии видете человека? А я только форму человека. ... Я в Ауробиндо этого не увидела... конечно он не бог- "боги сидят под деревом бодхи и пьют чай", но вчера и сегодня "своим" я его не признала.. а мое завтра еще не пришло.»

Фотографию Шри Ауробиндо я не видела. Всех остальных перечисленных - да. Лично мне фотографии говорят о многом. Особенно о размерах Эго и о степени открытости. Для меня это является мерилом человечности. Ваше завтра может прийти не обязательно в форме Шри Ауробиндо. У меня много подобных «кумиров», просто Ауробиндо был первым. 14 лет назад один друг подарил мне его книгу, вместо того, чтобы что-то советовать. Мне тогда нужно было принять самое важное в моей жизни решение. Проглотила я эту книгу за ночь. И НИЧЧЧЕГО не поняла. Нет, конечно, тогда я думала, что я всё поняла. Во всяком случае я решила никого не слушать, закрыть глаза и уши, забыть всё, чему меня учили и сделать так, как шептал мне тогда мой внутренний голос. С тех пор не проходит и дня без благодарности Шри Ауробиндо, судьбе, жизни, Богу, другу, что вовремя подсунул книгу. Но вот в июле месяце, этим летом ( когда я выложила эти главы), валяясь в гипсе со сломанной ногой, зачем-то я снова взяла его книгу. И вдруг она у меня как пошла! Каждое слово, каждая мысль, каждая метафора ложились в мою душу долгожданным облегчением. То, над чем я билась последние полгода, находилось рядом на полке. А я не знала ) Вообщем Истина всегда рядом, просто мы не всегда еще подготовлены , чтобы узнать её.
Круто, а у меня ш.Аур. на кухне лежит всегда в качестве "эксренной помощи". Но я четко придерживаюсь принципа-"не создади себе кумира". Я находила в инете сайт - там есть фотки. И у меня на обложке ниги тоже его фото есть.