Кто хочет, тот услышит

Франция: эти протестующие молодые люди не иммигранты.

В 1983 году молодые люди, дети иммигрантов, так называемые beurs (производное от переставления слогов в слове rebeu, что означает араб), организовали марш по всей Франции с целью привлечь внимание общественных властей, средства массовой информации и население к своим условиям жизни.
Социалистическое Правительство увидело в этом марше, поддержанном SOS Racismo и другими солидарными с иммигрантами организациями, желание социальной интеграции. Некоторые участники были приняты министрами, звучали обещания, и молодые люди разошлись по своим пригородам. Инициаторы этого марша, старшие братья, в конце концов упали в глазах нетерпеливых подростков, жаждущих жизни, то есть жаждущих работать и найти своё место в обществе. Переживая одно разочарование за другим, beurs замкнулись в себе и некоторые поддались искушению легкой и маргинальной жизни, то есть преступности и мятежу.

Будь то Венисе, Страсбург или Париж, форма выражения этих молодых людей, с высоким процентом школьной неуспеваемости, пошла по пути агрессии: сожженные машины, торговля наркотиками, стычки с полицией, обоюдное непонимание.

Молодые социологи, дети французов и дети иммигрантов, создали ассоциацию под названием Banlieuescopie (banlieue - пригород) с целью изучить, анализировать и предоставить общественным властям конкретные предложения по смягчению того зла, которым поражена молодежь, брошенная Правительством на произвол судьбы. Для него речь шла всего лишь о безопасности и нарушении общественного порядка. И всегда отвечало одним: подавлением.

Banlieuescopie вручала различным министрам серьезные научно обоснованные отчеты по исследованиям, которые складывались потом забытые на полках Администрации. Не признавалась значимость этой формы социологии, не было желания решать проблему. А между тем, Национальный Фронт разрастался и пользовался драматической ситуацией периферийных районов, banlieue, для мобилизации своих активистов. Одновременно развивался новый феномен, исламизм. Имамы воодушевляли надеждами и, особенно, новой индивидуальностью молодежь, лишенную каких-либо конкретных референций и готовую пуститься в любую авантюру. Эта молодежь могла бы вписаться в социальную ткань и развиваться в спокойных рамках. Но Франция не подала никакого одобряющего знака. Некоторые решили порвать с Францией и её социальной моделью и примкнуть к сферам исламисткого влияния, что служило им мотивацией для существования.

Ассоциация Banlieuescopie благополучно распалась. Никто не принимал её в серьёз. Благодаря личным инициативам некоторых старших братьев удалось спасти нескольких молодых людей, но это были частные случаи, и расизм нашел благодатную почву для своего развития. В патогенной среде, изначально плохо задуманной, неухоженной, где родители часто безграмотны, в неопределенной культуре, молодым людям - будь-то из стран Магриба или Субсахары - было суждено вырасти особо уязвимыми. Франция не только не проводила никакой истинно иммиграционной политики, но и никогда не интегрировала в своём менталитете мысль о том , что у этих иммигрантов есть дети и что это новое поколение не является иммигрантами, а французами с головы до ног.

Сегодня Франция вдруг проснулась. И обнаржуила, что её человеческая география не только белая, и не только разноцветная, но и к тому же бедная и лишенная внимания. Разумеется, тяжелые жизненные условия, безработица и безнадежность не могут служить оправданием бунта, что произошел в Clichy-sous-Bois и перекинулся на другие города.

Необходимо вернуться в более отдаленные времена восстановить историю появления этой разгневанной молодежи. Существует проблема более серьезная нежели бедность: индивидуальность (имеется в виду национальная самобытность). Дело не в том, что эти молодые люди разрываются между двумя странами, например, Алжиром и Францией, а в том, что не идентифицируют себя ни с одной из них. Их страна – Франция, но она их не признает, не приглашает за свой стол. И это заставляет их чувствовать себя исключенными, отверженными и возвращает им свой образ, который они отказываются признавать. Потеряв веру в Государство, некоторые (предполагается, что меньшинство) устроились в своей маргинальности. По этому поводу мэр Woippy (Мосэла) однажды высказался: «Главари параллельной экономики не хотят, чтобы Республика установилась в их кварталах». Абсолютная нехватка понимания. Речь идет о социальных проблемах, берущих своё начало в недавней истории, проблемах, которые жители пригородов выражают с большой агрессивностью. Достаточно одной искры, чтобы вспыхнул конфликт и принял новые формы. В прошлом апреле город Aubervilliers пережил напряженные моменты после смерти одного молодого человека в результате несчастного случая, когда тот преследовался полицией. Но в городах не только отмечаются стычки между молодыми людьми и полицией, но и между самими же уличными бандами. 19 июня погиб 11-летний ребенок от случайной пули во время уличных разборок в La Courneuve-Cite des 4.000. Царит нездоровый климат и уже давно. Проблемы всё те же, правят ли левые или правые.

По минимальному поводу восстают, сжигают машины, грабят супермаркеты, поджигают мусорные контейнеры. Они не бунтари без причины; они восстают, когда происходит какой-либо трагический случай или явная несправедливость, как, например, та, что произошла 27 октября в Clichy, когда, убегая от полиции, погибли двое несовершеннолетних от удара электротоком. Действительно, это был несчастный случай, но этого бы не произошло, если бы агенты полиции их не преследовали. Эта трагедия имела взрывной эффект и послужила причиной бунта,берущего своё начало в истории, которую Франция пишет с большим трудом, потому как не хочет признать и интегрировать её в своем воображении. Похоже, эта ярость начала распространяться как инфекция. Премьер Министр Dominique de Villepin вдруг заговорил о «срочных мерах по обеспечению работой молодёжи Seine-Saint-Denis и по образованию». Звучат всё те же самые слова, неоднократно произнесенные и никогда не давшие никаких конкретных результатов. Этот бунт касается не только жителей Seine-Saint-Denis; он заразителен и уже распространяется; идет издалека. Это последствия невнимания и интереса к молодежи, которая живет перебиваясь.

В настоящее время политическая и социальная напряженность усугубилась. Она есть ни что иное как следствие плохо выполненной Францией работы; она забыла о населении, которое всего навсего хотело спокойно жить и работать. Всего за несколько дней были сожжены сотни машин и, например, 70 из тех, что были сожжены в Seine-Saint-Denis, не имели никакого отношения к событию 27 октября.

В центре этого бунта пульсирует гнев французской молодежи, детей иммигрантов, молодежи бедной, которую не учли и которая живет под полицейским надзором. А министр Внутренних Дел, Николас Саркози, меж тем пытается убедить французов, что он им гарантирует безопасность. Являет собой пример твердости, а иногда идет и дальше, угрожая кулаком в сторону молодых людей. Именно он собирался очистить Karcher-ом (приспособления, моющие водой под давлением) La Courneuve-Cite des 4.000, один из проблематичных районов. Как раз накануне трагедии, ночью 25 октября, во время посещения Argenteuil назвал сбродом разгоряченных молодых ребят.

Подобное поведение и особенно использование подобных выражений говорит либо о том, что человек просто не способен себя контролировать, либо, что в свете приближающихся в 2007 выборов пытается донести до крайне правых избирателей некую идею. Как ему нравится говорить: «Я не даю дискурсы, я действую на месте».

В связи с подобными комметариями министр уполномоченный по делам Равенства Возможностей, Azouz Begag, заявил: «Интересно наблюдать как два министра видят перед собой не одну и ту же Францию». Begag отказался прибегать к методам и лексике Саркози, на что премьер министр даже не смог возразить. Просто потому, что Azouz Begag, писатель и социолог, знает как никто другой эту молодежь с периферии: он родился в Лионе и видел страдания этих молодых людей, которых Франция не смогла ни увидеть , ни признать. Каждый раз, когда они пытаются заявить о себе, посылается полиция, а банды пользуются моментом, чтобы организовать стычки и свести счеты с другими группировками. Атмосфера взрывоопасна. Царит отсутствие минимальной безопасности. Правительство правых упразднило окрестную полицию, которая выполняла хорошую превентивную работу.

Эти молодые люди не иностранцы, не иммигранты. Они – французы второго сорта, обреченные на бедность, на нездоровое социальное окружение и на историю, ставшей помехой. Они – французы второго сорта, поскольку вышли из семей иммигрантов, не совсем белые на кожу и получают плохие отметки.

Всего лишь 5-ти % из этих детей иммигрантов удается поступить в Университет. Все остальные падают духом чуть ли не с рождения; некоторые прорываются, других затягивает преступность. Они знают, что их не жалуют, что их происхождение, их цвет кожи и условия жизни не позволят им получить высшее образование и сделать нормальную профессиональную карьеру. Как подчеркнул Begag: «нужно говорить не об интеграции, а о поддержке». Интегрируют иностранцев; французским же гражданам, оказавшимся жертвами нищеты, помогают, заботясь об их судьбе.

Как раз 26 октября Николас Саркози организовал в своем министерстве коллоквиум на тему дискриминация по-французски и как бороться с расизмом на рабочих местах и в школах. Пригласил предпринимателей, бывших министров, депутатов и мэров. Попросил меня открыть этот коллоквиум. Я не приверженец дискриминации, будь она позитивная или негативная. Предложил идею о том, что необходимо поменять французский менталитет для принятия новой реальности: Франция стала страной, человеческая география которой изменилась; её будущее в смешении цветов, вкусов и специй. Я продемонстрировал, что необязательно прибегать к анонимному резюме. Наоборот, необходимо, чтобы чиновник французского государства знал, что человека, претендующего на ту или иную работу, зовут Мухамед, что он француз и что должна приниматься в расчет только его профпригодность. Иначе же будет происходить потворствование расизму и французский менталитет вряд ли эволюционирует.

Однако, министр спешит; хочет забросать формулами, хочет ступать твердо, произвести впечатление на французов, ибо его предвыборная кампания уже началась.

Репрессиями невозможно решить проблемы этой молодежи. Репрессии её лишь провоцируют и толкают на бунт с еще большей силой. Необходима новая политика; политика, признающая реальность и берущая на себя обязательство привлечь это население в участие будущего страны, потому что эти молодые люди считают и провозглашают Францию своей страной. Но Франция не всегда к ним прислушивается. Что касается тех, кто рушит и поджигает, необходимо привлечь к суду; суду без предрассудков и без давления.

Тахар Бен Джеллун, писатель, лауреат премии Гонкур 1987

Перевод был сделан с испанского текста, который в свою очередь был переведен с французского. Смысл достаточно прозрачен, от стиля много ждать не приходится после двойного перевода. Об авторе скажу, что книга, за которую он получил премию Гонкур "Священная ночь" переведена на 43 языка, в том числе и русский. В русской транскрипции имя автора пишут Тахар Бенджеллун. Книга - потрясающая, напряженная, поэтичная, пронизана темной эротикой и болью. Автор - француз марокканского происхождения, философ, поэт. Защитил докторскую по социальной психиатрии. В 27 лет переехал во Францию.
Аспирина, спасибо за статью. Я примерно так же вижу эту ситуацию. Эти люди не бояются выпажать протест против своего положения, даже если он переходит через некоторые грани. Это привлекает внимание к очень серьезным проблемам с далекоидущими последствиями и появляются люди, организации, которые исследуют ситуацию и предлагают сввои пути решения. А протестующие - дети выходцев из арабских и африканских стран - это не русские, уже давно привыкшие к мазохистскому "смирению", готовые соглашаться с практически любой властью и социально-экономической ситуацией в стране, и молчать, молчать... Мда...
Алексей, а как же "русский бунт, бессмысленный и беспощадный"?
А почему он был такой беспощадный? Русские терпят, терпят, молчат, слушают речи священников о смирении, а проблемы не решаются, подавляются (вытесняются) и заходят все дальше, а Вотан, как говаривал Юнг, всегда может проснуться - вот получалось, что периоды полной покорности сменялись взрывом, который не решал проблем.
Я примерно так же вижу эту ситуацию. ************************** Потому я и написала в заголовке: "Кто хочет, тот услышит" ;) Кстати, забыла отметить, что статья написана была 7 ноября 2005 года.
Аспирина, а сейчас-то, на твой взгляд, Власти Франции занимаются этими проблемами более серьезно, или...?
Саркози обещал создать 43000 рабочих мест в самых бедных районах, где безработица среди молодёжи достигает 45%. Что ж, поглядим. А вот еще, копаясь в моих архивах, нашла перевод одной статьи, вернее отрывка из неё. Я в своё время очень следила за предвыборной кампании во Франции. Не могла поверить, что такая темная личность как Саркози, триумфальным шагом шла к Президенции ФРАНЦИИ (!), которая до недавних пор была образчиком демократии и социальных достижений для многих испанцев. Сейчас ситуация в корне поменялась. Вот этот отрывок. Меня зацепил один вдохновитель Саркози, некий Henri Guaino, экономист 50-и лет, давно пытавшийся прорваться в политику. Но в конце концов ушел в тень. Проэкзаменовав нескольких писателей для своих речей, Саркози остановился на нём. http://www.elpais.com/articulo/internacional/ideologo/Sarkozy/elpeputec/20070509elpepiint_11/Tes «Вскоре между ними родилось исключительное взаимопонимание. Нужно было поменять имидж Министра Внутренних Дел, превратить жесткого, амбициозного и отталкивающего человека, некоего полицейского с дубинкой в будущего президента, в харизматическую личность, человечного, способного быть любимым, войти в воображаемое страной. Guaino посадил Саркози на психоаналитический диван и попросил его кое-что рассказать, поведать свои детские переживания, моменты, которые больше всего его взволновали эмоционально. Кандидат вспомнил своё посещение мемориала Холокоста, Yad Vashem, а также свою поездку в монастырь Tib?hirine, в Алжире, после того, как семь монахинь трапписток были обезглавлены исламскими фанатиками. А также, вполне вероятно, и другие эпизоды из детства, но они не стали достоянием общественности. Отсюда и родилось его знаменитое «Я изменился», фраза повторенная 10 раз 14 января и объясняющая факт «страдания». Страдание и виктимизация. Вот два ключевых элемента, положенных в основу этой кампании, в которой прежде всего ставилось на личность Саркози. «Тревожная личность», - звучало как из стана врагов, так и из своего собственного стана, причем часто.» J. M. MART? FONT – спецкорр “El Pa?s” во Франции. Par?s - 09/05/2007
45% беработных среди молодежи - это уже провальная политика. Как такое можно было допустить, да потом еще и удивляться беспорядкам? Остается надеятся, что Саркози не пустой популист, как наши политики и президент. Нг интересная информация. Спасибо. "темная личность - Саркози" - кхе, да если его сравнить с выоборами Путина в 2000г. и с самим Путиным... он прозрачен как хрусталь :) Аспирина, а какие тенденции может выражать сам факт избрания такого, как Саркози? В некоторых странах Европы (Австрия, Швейцария) вроде бы усиливается крен к национализму.
«Остается надеятся, что Саркози не пустой популист, как наши политики и президент.»

На чем обоснованы такие надежды? Потому что это «Запад»? ;) Почему Саркози не может быть популистом? Ну, может быть, не таким пустым, а несколько изощренным... как впрочем многое made in France ;) , но всё-таки популистом... или Джокером или Трикстером или Актером

«"темная личность - Саркози" - кхе, да если его сравнить с выоборами Путина в 2000г. и с самим Путиным... он прозрачен как хрусталь»

Издалека Путин тоже прозрачен. Причем уже давно. Как этого не видят в России, «Запад» просто диву дается ;) «Лицом к лицу – лица не увидать... » ;)

«Аспирина, а какие тенденции может выражать сам факт избрания такого, как Саркози?
В некоторых странах Европы (Австрия, Швейцария) вроде бы усиливается крен к национализму.»

Помню одну статью... я её даже нашла... но переводить уже не буду... поскольку неизвестно прочитаешь ли ты хотя бы это... гы-гы... так вот в ней говорилось о, так называемом, «кризисе доверия» во Франции (термин Fran?ois Fillon). Автор говорит, чо если бы существовал справочник по психологии наций, то Штаты и Франция наверняка фигурировали бы в нем как самые невротизированные страны на почве чрезвычайно высокого мнения о самих себе. В последнее время у Франции сложилось впечатление, что её никто не слушает и от этого она впала в глубокое уныние. Саркози взял на себя миссию вернуть Франции былую славу, посвятив этой теме бОльшую часть своего триумфального дискурса после победы на выборах, обращенного миру. Хочет ли его слушать мир или нет, особо его не волновало. Главное, чтобы с первого же момента французы вновь увидели себя универсальным образчиком для всех остальных. Своеобразное впрыскивание дозы для повышения самооценки.
Аспирина, да я каждый день захожу в сеть, поэтому временами буду просматривать и Юнгланд :) То, что Саркози популист конечно было видно хотя бы их его отношения к России. Во время предвыборной помнится была жесткая критическая риторика, а после - они с Путиным друзья вроде как. Вообще, создается впечатление, что во всей этой так называемой политическая "элите" эти деятели очень "любят" друг друга (я имею ввиду некую специфическую любовь). У них "свой круг" - жреческая каста :) Там уж не до идеалов свободы, демократии и прав человека. А что касается Путина - так он тоже и самого начала был довольно прозрачен и в России, точнее - для некоторой части населения. Его нынешний рейтинг во многом дутый. Симулякр. В этом несложно убедиться, посмотрев не на процент голосующих за него (недавние выборы в Госдуму тоже надо воспринимать как своебразный референдум по доверию Путину) от числа пришедших, т.к. на выборы приходит не такая уж большая часть избирателей. Надо сопоставлять с общей численностью населения, или избирателей. При этом нельзя не принять во внимание колоссальный размах пропагандистской машины в условиях полного контроля Кремля над ТВ и основными СМИ и практически отсутствующих свободы слова и возможности политической борьбы. И даже в этих условиях число тех, кто уверенно и прочно поддерживает Путина не так уж велико. Многие, к примеру, голосуют на основе тупых опасений "как бы чего не вышло" - ведь СМИ усиленно подогревают страхи, что если Путин уйдет, случиться что-то страшное (небо на землю упадет, видимо). Поэтому Власть боится любой дискуссии настолько, что недопускает Касьянова к выборам. "если бы существовал справочник по психологии наций, то Штаты и Франция наверняка фигурировали бы в нем как самые невротизированные страны на почве чрезвычайно высокого мнения о самих себе." Да, инфляция - опасная штука. В России этот бред тоже распространен. На этом легко играть, но игры эти опасны. Есть же опыт Германии времен после 1-й мировой. Те же фантазии о величии нации + уязвленное самолюбие, и все знают, что вышло...