Последнее время, много читая юнгианскую литературу, поймал себя на ироничной мысли, что нашёлся ответ на один из двух вопросов русской интелигенции:"Кто виноват?", и ответ- эго. :)
И постоянно при этом всплыват фраза из Крылова- "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать" :) :) :)
"И постоянно при этом всплыват фраза из Крылова- "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать"
востриков
кстати, да, есть такое, не в плане "кто виноват", а в плане пищи:) где-то в книгах читала, дословно не берусь сказать, но кажется именно это изучение бессознательного, о чем собственно сама юнгианская литература, и есть пища для нашего эго:))
я сегодня как раз думала на эту тему, не читаешь когда- как будто голодная, а бывает и наоборот, вроде как переедаешь, или не вкусно ( не нравится)...
«Изволь, вот средство возрожденья
Без чар, без денег, без леченья:
Уединись в глуши полей,
Руби, копай, потей за плугом
И ограничить тесным кругом
Себя и ум свой не жалей;
Питайся просто в скромной доле,
живи, как скот, среди скотов
И там, где жил ты, будь готов
Сам удобрять навозом поле».
Гете «Фауст»
кто виноват? - эго; что делать? - глубинный психоанализ..:)
Ö, люди ! как похожи вы на прародительницу Еву.
Что вам дано, то не влечет
Вас постоянно змий зовет... к себе,
к таинственному древу.
Запретный плод вам подавай
А без того вам рай - не рай!
Автор: Ольга Н., дата: пт, 24/07/2009 - 14:41 #35264
Повторяетесь, Владимир Иванович...
-----------------------------------------------------------
Это не Владимир Иванович повторяется, это Гете – на все случаи жизни. Когда культура становится частью души, то ее образы (как и вообще любые образы) становятся той юнговской срединной областью, которая приводит в состояние диалога сознание и бессознательное. Одно дело - жить в суете, и совсем другое – прочувствовать всем существом: «Все суета сует и томление духа». В первом случае мы в суете погрязаем, тонем, опутаны, оплетены. Во втором – образ из Екклесиаста создает необходимую меру отстраненности; из этой точки мы смотрим на самих себя из «артистической дали», веселясь своей глупости и иронизируя над своей мудростью. Хиллман называл это состояние метаксой, а метакса в переводе с греческого - «вино, которое бродит». Хиллман: «Это возвращение к срединной сфере вымысла, мифа, позволяет нам ознакомиться на уровне диалога с той вселенной, в которой мы живем».
В состояние «брожения» приходит наша душа. Художественные образы всегда архетипичны, архетип в них рафинирован, он – как чистая эссенция. Воспринятая и прожитая душой, она рождает ощущение разреженного воздуха. Жизнь не становится легче, но наполненнее. Смыслами. Это как чудо превращения воды в вино. «Потому что суть искусства женской сущности сродни» (Гете)
Вот еще один гетевский образ, объясняющий, почему Владимир «повторяется»: «Я не всеведущ, я лишь искушен».
P.S. "Культурность" и "интеллигенство" - в массы.
Вопрос: Как звали Гете?
Мне этот вопрос буквально вчера задали дети, и я с ужасом обнаружила, что не знаю.
Автор: Ольга Н., дата: пт, 24/07/2009 - 16:07 #35271
Я читала эту работу. Сама тема очень интересная, но, на мой взгляд, размышлению не хватает масштаба. И показался поспешным вывод: "Хотя жизненный опыт Гете был тесно связан с Нуминозным, он оставался очень физическим и психологическим. Случаи, приведенные Гете, можно сказать, де-трансцендентируют Нуминозное."
Как это часто бывает, гетевское описание нуминозного мощнее и более захватываюшее.
Гете: "Оно не было божественным, поскольку казалось иррациональным; не было человеческим, поскольку у него отсутствовал разум; не было дьявольским, поскольку оно приносило пользу; не было ангельским, поскольку часто творило зло. Оно было случайным, поскольку не имело непрерывного существования, и было как Провидение, поскольку задавалось контекстом. Казалось, что оно может преодолеть все, что нас ограничивает, и казалось, оно имеет власть над всеми элементами, необходимыми для нашего существования, сжимая время и расширяя пространство".
P.S.Дмитирий, а имя Гете Вы помнили?
А вот я Гете вообще не читала. Нашла вот только совсем недавно электронный вариант в сети. Полистала. Кстати, и Шекспира тоже не читала. С сюжетами его произведений знакома лишь по театральным постановкам и каким-то фильмам. Зато прочитала в своё время ВСЕГО Достоевского. Вот!
Автор: Ольга Н., дата: пт, 24/07/2009 - 19:02 #35281
Аспирина, я вам завидую. У Вас впереди еще такие откровения.
Гете:
Когда в глубоком мраке ночи
Каморку лампа озарит,
Не только в комнате рабочей.
И в сердце как бы свет разлит.
Я слышу разума внушенья.
Я возрождаюсь и хочу
Припасть к источникам творенья,
К живительному их ключу.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Олегу.
«Вы мне на жизнь глаза открыли».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы уж их не закрывайте тогда.
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Это все Гете. Пользуйтесь, Олег.Так оттягивает.
Клара, Ольга, я к тому, что можно прекрасно прожить без Гете и без Достоевского и без много еще чего и кого. Главное, найти своё, то, что резонирует. Гете во мне уже не откликается, если говорить о германской культуре. Вот Рильке - да. А Гете ничего нового мне уже не открывает. Всему своё время и... место. В Испании я полюбила другую литературу, более чувственную, непосредственную.
Автор: Ольга Н., дата: сб, 25/07/2009 - 04:02 #35288
«Можно было запросто встретить двух мирно беседующих бомжей, один говорил другому примерно следующее: ну, во-первых, не Гёте, а Гётэ»....
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Очень рельефно представила себе эту картинку. Она замечательная.
Мой свекор был весьма колоритной натурой. Умен, образован, великолепный шахматист, книголюб, любитель Мельпомены и Бахуса. Частенько он возвращался домой часа в два ночи, будил детей и читал им «Руслана и Людмилу». Результаты этого эксперимента мне нравятся. Я всегда считала, что искусство должно быть не частью жизни, а ВСТРОЕНО в нашу жизнь.
Автор: Ольга Н., дата: сб, 25/07/2009 - 05:16 #35290
«Вы мне на жизнь глаза открыли.Вот Вам мой апплодисмент»
«Жаль, видимо опять выразился слишком "прозрачно", "простите" мне мой "русский".
-------------------------------------------------------------------------------------------
Да нет, Олег, мне кажется, я Вас правильно поняла. Хотела написать, что рада за Вас, за себя и за Гете. А цитаты без всякого подвоха. Просто хотела сказать, что это про всех про нас. Это же в каждом из нас «живейшие и лучшие мечты …гибнут средь житейской суеты».
И еще – в «Фаусте» Гете есть все: боль, тоска, отчаяние, пресыщение, сомнение, поиск, разгул и дисциплина, дионисийское и аполоническое. Все, что есть в человеческой душе. Недаром Гете говорил: ««Очевидно, что в жизни все дело в жизни, а не в ее результате».
Я просто очень люблю Гете. Он меня завораживает и будоражит. Меня после него, сколько бы я к нему ни обращалась, сначала экзистенциальная тоска одолевает, потом какой-то пусковой механизм недюжинной энергии срабатывает, потом мои мечты гибнут средь житейской суеты, а потом приходит состояние, которое я для себя называю «обречена на философский взгляд на жизнь». Ну как-то же надо оправдать свою посредственность. Но послевкусие от этого гениального язычника не исчезает.
Он разный до изумления, но и всегда верен себе.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вагнер:
Но мир! Но жизнь! Ведь человек дорос,
Чтоб знать ответ на все свои загадки.
Фауст:
Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.
----------------------------------------------------------
………………………….Только спесь
Людская ваша с самомненьем смелым
Себя считает вместо части целым.
-------------------------------------------------------------
Но жизнь, к несчастью, коротка,
А путь до совершенства дальний.
---------------------------------------------------------
Но две души живут во мне,
И обе не в ладах друг с другом.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Вошедших женщин вид неузнаваем,
Хотя бы изучили вы античность.
Под ласковостью внешней скрыта личность,
Которой с вами мы не разгадаем.
Они красивы, молоды и чинны,
Что это – фурии, никто не скажет.
Приблизьтесь к ним, и вам они покажут
Змеиный нрав под маской голубиной.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Ты то, что представляешь ты собою.
Надень парик с мильоном завитков,
Повысь каблук на несколько вершков,
Ты – это только ты, не что иное.
-----------------------------------------------------------
Один лишь взгляд, один лишь голос твой
Дороже мне всей мудрости земной.
---------------------------------------------------------
И примешься чистосердечно твердить,
Что чувство будет вечно.
---------------------------------------------------------------
В борьбе со всем, ничем не насытим,
Преследуя изменчивые тени,
Последний миг, пустейшее мгновенье
Хотел он удержать, пленившись им.
-----------------------------------------------------------
И так до бесконечности. Причем «до бесконечности» - во вселенском агностико-философском смысле этого слова.
Гете (Гетэ), на мой взгляд, гениальный язычник (говоря языком Хиллмана - апологет политеистической психологии), но как бы он не стремился к политеизму, для него Бог Един - Мгновение...
Автор: Ольга Н., дата: пн, 27/07/2009 - 01:04 #35377
Владимир: «Гете (Гетэ), на мой взгляд, гениальный язычник. Для него Бог Един – Мгновение»...
Ольга: «Но послевкусие от этого гениального язычника не исчезает».
Гете: «Последний миг, пустейшее мгновенье
Хотел он удержать, пленившись им».
----------------------------------------------------------------
Скорее всего, Владимир, Вы не заметили этой моей фразы. Вчера вечером с Полиной долго обсуждали красоту одухотворенного интеллектуального язычества вообще и гетевского, в частности.
P.S. Уже не первый раз нахожу совпадения в нашем мироощущении. На днях читала обсуждения прошлых лет и хохотала над еще одним совпадением: много лет назад я так же, как и Вы, с высоты своего «достоинства» при всем честном народе провалилась в люк. Вы были красивый и нарядный, а я, словно ухватив Пегаса за все четыре ноги, вещала что-то очень пафосное. Языческие боги умеют наказывать.
Автор: Ольга Н., дата: пн, 27/07/2009 - 02:05 #35384
«приобретаем твердость язычества»...
----------------------------------------------------------
В языческой твердости не меньше искушений. Боги наказывали тех, кто оглядывался.
Язычник смотрит по сторонам.... Только язычник подвержен туда/сюда, т.е.сомнениям. Язычнику не грозит, или почти не грозит ДОГМА....
Твердость язычника - сомнение...
Я в сомнениях, то ли я мачо, то ли очам... :)
Я очам своим не верю... Читаю "Тевистокские лекции" и не верю тому, что переведено в библиотеке ЮнгЛенда...
Автор: Ольга Н., дата: пн, 27/07/2009 - 02:40 #35390
Читаю "Тевистокские лекции" и не верю тому, что переведено в библиотеке ЮнгЛенда...
------------------------------------------------------------------
Вы, видимо, читаете перевод Зеленского. На мой взгляд, его переводы весьма достойные. А на Юнглэнде чей? Но все равно он лучше, чем «Главные продукты», где главными являются продукты диссоциации переводчика.