Сломанная спичка

Чиркаешь спичкой по коробке. Последней спичкой по лоснящемуся боку ящичка . Раз, другой. Сера уже стерта и спичка, облысев, без пламени, ломается. «Тьфу, досада какая!»- скажет другой. Я обычно ругаюсь крепче. С таким чувством досады я плелся со встречи с психотерапевтом и писателем Ирвином Яломом. Он так сух и миниатюрен, что и вправду похож на спичку, сломанную в разных местах, с проплешиной головы и лоснящимся, большим на пару размеров коробком костюма. Говорит он с трудом, почти со стоном напрягая истрепанные голосовые связки. «Я пожилой человек », - извиняется Ирвин - «последнюю в своей жизни лекцию прочитал две недели назад в Калифорнии». Ялому - 79 лет. Доктор наук, лауреат премий, автор бестселлеров.. Его заслуги в терапии столь достойны, а книги так сочны оригинальным стилем и богаты жизнью, что, кажется , это они высосали из автора все силы вместе с кровью, жиром и мышечной массой. Остались одни темные колкие глаза и выразительные жесты вертлявых рук с узкими ладонями и длинными пальцами. Вероятно, он знает нечто большее про свои глаза, поэтому с великим напряжением смотрит на фоторепортеров, ожидая всплеска вспышек. Организаторы даже вынуждены просить фотографов не использовать вспышки. -« В одной из книг я писал про четыре главных мысли, к которым мы приходим в процессе медитации», - говорит Ирвин , подсматривая в бумаги, - «Это смерть, смысл жизни, свобода выбора, как генерация собственной поведенческой модели, и изоляция». Весь короткий, часовой доклад Ялома крутится вокруг этой идеи. Он стоит на сцене перед одноногой кафедрой, подломив одну свою, будто ненужную ногу. Перевод идет синхронно, сбивчиво и приходится его сглаживать в ущерб аутентичности. Жизни нет после смерти, считает автор, поминая еще древних эпикурейцев. Мы ведь не знаем, что было с нами до нашего рождения и перейдем в это состояние после смерти. Поэтому не стоит ее бояться. И смысла в природе изначально нет. Мы вбрасываемся в жизнь, не имеющую смысла. Поэтому нам нужно его придумать для самих себя. Отсюда и сущая необходимость набраться решительности, мужества для осознания свободы и ответственности за свою судьбу, за выработку только нам принадлежащего паттерна поведения. Ялом явно уходит, как от терминов психоанализа, так и от самой традиционной психологии. Он так и говорит, что психоанализ начался не сто лет назад в Вене, а несколько раньше. На 2000 лет. И главными психологами были древние философы. Эстафету «психоанализа» подхватили и более поздние европейские мыслители: Кант, Шопенгауэр, Ницше. В России это были писатели Толстой и Достоевский, написавшие свои романы до первой работы Фрейда, опубликованной в 1895 году. Ирвин прошел 700 часов личного классического психоанализа. Он говорит об этом несколько раз. Для него это важно. Но имя Фрейда звучит редко и в ряду перечислений. Иногда, кажется, он его намеренно не произносит или упоминает как добротного писателя. Впечатление такое, что вот-вот и он перейдет к цитированию Хиллмана, Ноймана или, на худой конец, помянет добрым словом Юнга. Но на сцене иной термин- экзистенциальная психология. А экзистенциальный психолог Ялом преподносит свои выводы о тождественности основ философии и психологии исключительно как единично-личные открытия. Наверное, он в праве претендовать на исключительность, по крайней мере, в уровне откровенности призыва прямого применения философских взглядов в психотерапии. Современный толковый словарь русского языка трактует термин экзистенциализм как «иррациональное направление философии, разновидность субъективного идеализма.» Одно из направлений философии, одна из спичек в коробке субъективных , а иначе философских взглядов, претендующих на идеальность. Быть может, идеальная спичка. Так думает, наверное, каждая спичка. Пока ее не сожгли.
Печально, когда великие не чувствуют время... -:))))~
Великие никогда не чувствуют время. Вы когда на часы смотрели? Кхе
Мне нет заботы - на часы смотреть, Бегут минуты, словно облака... Ждет за плечом вневременная Смерть, А с нею и секунды как века. -:))))~
А я смотрю на время всякий раз: Дышу секундами, скрываясь под часами, Как тень сбегая, прячась за стволами Проросших дней и месяцев холмов...
Читаю Вас и вспоминаю: Сказал поэт: "Счастливые часов не наблюдают..." А сЧАСтья нет? -:))))~
Честно говоря, думала : вдруг на юнгленде к Ялому будет больший респект, как в поп журнале Психолоджис. А почему нет? Ведь он говорит об "общечеловеческом", что нет жизни после смерти... и нет желания жить такую жизнь " от Ялома" Лямочки! Я всегда ваша поклонница! :) Пишите чаще, читать - удовольствие.
а, за удовольствие надо платить
* * * Никто не станет мне счетать Шаги, обиды, уверенья И в сумерках немых Забвенья Не сядут ЧАСослов читать. Доверчивая жизнь -одна, Больна И в светлое одета. Играют на волынке Где- то И в море машут из окна.
"Счастливые часов не наблюдают..." и презирают. Время нужно обмануть (как оно обманывает нас). Это оно тикает на месте. Сгустить его и проглотить момент до насыщения.
Честно говоря, думала : вдруг на юнгленде к Ялому будет больший респект, как в поп журнале Психолоджис. А оказалось? На юнглэнде большой респект Ялому?
2zetolga Брюхо моего эго краснеет снегирем на ветке.Кхе
а, за удовольствие надо платить Вот-вот подумали организаторы встречи с Яломом и содрали с меня 3500 руплев.
Лямочки, правда мне очень нравится как вы пишите.. ни когда не забуду ваш " белоснежный джип с небесно - голубой надписью ООН " в горячей точке кажется :) Amfin? В чем вопрос? Скажу только, что у меня небольшой... совсем небольшой респект..... ну очень небольшой.
Amfin? В чем вопрос? Скажу только, что у меня небольшой... Ольга Валерьевна, я запутался. Вы сказали: "Честно говоря, думала : вдруг на юнгленде.." и т.д. что как бы предполагает, что Вы думали одно и это либо подтвердилось, либо опроверглось и в связи с этим я хотел бы понять: На Юенгленде, по Вашему мнению, большой респект к Ялому, или не очень?
Антон, я не знаю что в целом на Юнгленде, за каждого не скажу. Но мое отношение близко к тому, что написал Петя. А что я думала... то это просто думала. Это ни подтвердилось, ни опроверглось.
Пожалуй, понял. А мне Ялом симпатечен. Мне вообще всегда симпатизировали ткие взгляды (взять хотя бы Куприна!) Мужество это или слабость, признать что после смерти не будет ровным счётом ничего? Или вот знаете, это некая недосказанность... Славой Жижек (фрейдовый философ-психоаналитик) хорошо сказал про тягу к смерти в фильме "Киногид Извращеннца" (torrents.ru): "Влечение к смерти - это не вариант буддистского стремления к НИЧТО - "Я хочу обрести вечный мир" - Нет! Влечение к смерти - это почти обратное, влечение к смерти - это то. что в романах Стивена Кинга называется измерением бессмертия живых мертвецов, или чего-то, что остаётся живым даже после того, как оно умерло. Оно бессмертно в самой своей смерти. продолжает длиться, существовать, его нельзя уничтожить, чем больше его режут, тем больше оно существует. Это измерение такого дявольского бессмертия и есть то, что представляет собою частичный объект." В этих словах что-то есть.. Юнг (как помню): непринятие смерти - это нежелание жить. Это невозможность принять смерть как завершения всего пути (ну там конечно более метко выраженно) я к чему: если покопаться ни Ялом, ни Юнг, ни Фрейд, ни Куприн не знают о смерти.. а в сосредоточии сущего (чего не познать) они друг другу возможно и не противоречат. Жить "по Ялому" или по кому бы то ни было глупо. Жить по себе, ничего не зная о смерти. Недосказанность, которую никто не может нарушить.
Конечно, Антон. И такая недосказанность имеет место. Почему нет? Но для меня она имеет место когда ты в поиске или достаточно молод. Вот вы философ, в поиске и молоды :) "Мужество это или слабость, признать что после смерти не будет ровным счётом ничего?" По мне, так с одной стороны своеобразная сила духа человеческого, а с другой - бессмысленность, потому что без Бога.
Да уш, без бога и в туалет не сходить...
Упс.А у меня в сортирах книжки лежат. Это как библии на кафедрах? "Срам"-то какой! Прости , Господи.
Чего - то, Олег и Петя, мне не ясна ваша ассоциация(?) туалета и Бога. Или даже ирония? Видимо, что - то личное? из ассоциативных тренингов? понимаю.. Сальвадор Дали тоже этим страдал.
А мне как раз легло на душу, по свежечитанному Пелевину: "— В китайском буддизме была секта Чань. Ее последователи отвергали священные писания и учили не опираться на слова и знаки. Тем не менее к ним часто приходили миряне и разные искатели истины — и задавали вопросы о смысле учения Будды. Чаньские учителя отвечали обычно каким-нибудь грубым образом — или ударом палки, или руганью. Особенно отличался один из них по имени Линь-Цзы, который в ответ на вопрос, что такое Будда, говорил, что это дыра в отхожем месте. — Фу, — сказала дама с камелией, — какая гадость. — Обычно его ответ понимают в том смысле, — продолжал Джамбон, — что Линь-Цзи учил не привязываться к понятиям и концепциям, даже если это концепция Будды. Но Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы — все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра — самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет — во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи…[7]" -:))))~
Да флаг вам в руки! Удачи и просветления в копрофильных изысканиях.
Пелевин вообще большой молодец..
Я конечно сильно извиняюсь,( пытаюсь справиться со смехом) но одна из книжек в моем вышеозначенном греховно храме называется "Китайская поэзия" в переводе Меньшикова. От Дотанского периода до династии Мин. "Огонь догорел и вот уже стало светлее, И надпись прочесть на камне замшелом могу я" Ван Чжун-чу, 738г.н.э
Сальвадор Дали тоже этим страдал. Бедняга. Этот Сальвадор. Он тоже в туалетах запирался и читал или писал? Как ему там с мольбертом - то?И ассоциациями..
Современным писателям проще: нетбуки стали весьма компактные -:))))~
Ага. НеБуки. Нижепомещенное написано именно на нем. В согбенном состоянии. Со стороны смотреть- скульптура Демона работы Врубеля:"И злой дух от бога напал на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею.." 13-й апостол Мне не досталось хлеба в сорный день. И к вечеру, когда уже смеркалось, Спустился я по склону Елеона Искать на землю падшие плоды. Разбойный ветер рвался в Вифанию, И волосы маслиновых деревьев На кронах растрепав, Резвился вдоль ложбины, швыряя по камням кусты. В рубаху , заворот набрав маслин и пыли, Я к роднику приник, омыть свою добычу, Как вдруг услышал шепот двух сокрытых: -«Вон тот, что справа. ОН из Назарета. Его бы взять. А спящих заколоть!» -«Приказано без шума нам, Иуда .» -Он молится. И вкруг себя не слышит.» -«Начнем резьбу, сбегутся остальные». -«Они уже спешат!» -«Так выйди к ним и встань за спину к Равви». Затекшие ступни расправив, Я,- страхом опоен, - сбежал ко дну оврага, Следя за тем, как крылья факелов метались на горе, Чужую тайну под огнем сметая. Два дня мне плыть потом в хмельном пиру Каифа. Священник первый Иудеи, народу Пасху подарил Из тысячи голов овечьих сыра, котлов вина и хлеба через край. Я сыт был по глаза; до тошноты, до рвоты И случай бы ночной навечно позабыл, когда б не встрял юнец. С молитвой «Христа ради!» он подоспел с пустым мешком к закату. -«A кто такой Христос?»- спросил его я тихо. -«Кому как не тебе об этом знать! В поминках ты проспал здесь верно вечер.» -«Поминки на пропой!?» -«Троих разбойников казнили на рассвете. Один из них - Христос из Назарета. Он завещал блаженным Царство Божье и называл себя пророком Галилеи». Мне кровь ударила в лицо, терзая страх предчувствием догадки; Пленение столь тайное Христа, - чему я стал невидимый свидетель,- Имело, вероятно, скрытый смысл: «Поминки на пропой- цена обильной Пасхи! И празднуя так рьяно избавленье От вековых мучений иудеев, Каифа, прославлял исход Угрозы новой - под венцом Мессии. Неужто встал Тот равви с Елеона Крестом на перепутье грозных рвений, Да так, что весь Синедрион распятье чтил Его, Превыше Египетского рабства избавленья?» В чем правда здесь? Чья сила? Смысл завета? Я мало знал тогда из книг святых писаний, И от грехов протух как сырный погреб, Но с той поры ношу в себе прозренье, Что если славят в Пасху чью-то смерть, То где-то ждет Пророка воскресенье.
" ТИШИНА В САДУ

Такая тишина стоит в миру —
как будто ночь и пауза событий,
как будто люди сразу все забыли
вдруг про дела, как дети про игру...

как будто поломались все часы,
а те одни, что были изначально,
теперь, свою пружину измочалив,
устали тоже тикать и частить...

как будто Бог, впервые взяв, открыл
чужую книгу четырёх лукавых
и мудрых хронописцев и руками
страницы торопил, спешил, спешил

и — замер там сейчас, едва дойдя
всего лишь до Моления о чаше,
и, простонав “Не может быть... И дальше
всё тоже было правдою? Когда!..”,

он там сейчас, шепча: “С ума сойду...”,
как будто вспомнил что-то в самом деле.
Не верит, глядя сверху на деревья...
Такая тишина стоит в Саду. "

Юй Кан (Юрий Каунников)
-:))))~
супер. Лена, Пётр не останавливайтесь )))
"Лена, Пётр не останавливайтесь )))" amfin, звучит как-то очень эротично... :)