Феномены Тени и Зла в волшебных сказках
В сказках, которые на первый взгляд, являются вполне невинными историями, вместе с тем содержится глубокий смысл, который могут найти люди, которые стремятся его постичь. В этой книге Мария-Луиза фон Франц раскрывает некоторые глубинные психологические аспекты, которые существуют в сказках всего мира; автор использует свое превосходное знание фольклора, свой опыт психоаналитика, свое сотрудничество с Юнгом и свой собственный незаурядный ум и глубокую мудрость. Из многочисленных тем, связанных с темной стороной жизни и человеческой психологией (индивидуальной и коллективной), которые обсуждаются в этой книге, можно привести следующие:
- как разные аспекты Тени, то есть все аффекты и установки, которые остаются бессознательными для эго-сознания, воплощаются в сказках в образах великанов и чудовищ, злых духов и демонов, коварных королей и хитрых ведьм;
- как по-разному проблема Тени проявляется у мужчин и у женщин;
- что говорят сказки о стиле поведения и сознательных установках, которые способствуют появлению зла;
- как можно использовать юнгианский метод активного воображения, чтобы справиться с мощными негативными эмоциями;
- как сказки о духах и предрассудках отражают психологию печали;
- какой совет могут дать нам сказки: нужно ли нам бороться со злом или подставить другую щеку.
Мария-Луиза фон Франц считает, что каждый способ поведения, которому мы можем научиться у бессознательного посредством сказок или сновидений, как правило, является парадоксальным: иногда это борьба со злом, иногда применение хитрости, иногда демонстрация силы или волшебства, а иногда побег или отступление. Кроме того, автор показывает важность умения находить опору в ядре собственной сущности, то есть в Самости, трансцендентной борьбе противоположностей: добра и зла.
****************************
То есть, Чиффа, ты хочешь сказать, что никогда не встречала счастливые послесвадебные истории? и разве испытания противоречат счастью?
Счастье для меня – это состояние души, ощущение включенности себя в мир, в некий законопорядок, принятие всего, что с тобой происходит как нечто необходимое; это тихая внутренне присутствующая радость, которая может сопровождать тебя даже в тяжелых испытаниях. Я прекрасно понимаю, что хотел выразить Томас Мертон, сказав: «монах часто бывает счастлив, но ему никогда не бывает хорошо».
В волшебных сказках брак, как мне видится, - это символ вечной принадлежности и подчиненности, объединения каких-то двух аспектов психе: например, Анимы и Самости.
Можно посмотреть и по-другому: как символ сотрудничества и взаимопомощи в самореализации, без принадлежности и подчинненности. Анима и Самость мне не видятся равнозначными аспектами психе. Символу брака на мой взгляд больше подходят отношения между маскулинностью и феминностью.
В те времена, когда эти сказки создавались, понятия "развод" не существовало...
Да, конечно. Честно говоря, я давно не обращалась к волшебным сказакам (особенно русским). Но наверняка можно найти еще много других современных социальных понятий, которые в сказках не обыгрывались. Но, мне кажется, мы часто, когда анализируем волшебные сказки (в гендерных учениях с ними тоже много работают), смешиваем здесь по крайней мере два уровня прочтения: буквальный и символический. На буквальном уровне, разумеется, брак может и не оправдать надежд на счастье. И нечего тогда мучаться. Уж лучше развестись. Но на символичском же уровне раз заключенный брак уже не нужно разводить. Развод происходит тогда, когда священного брака и не было как такового.