Убей героя! Репортаж с лекции Мюрей Стайна в Москве

Убей в себе героя! Мюрей Стайн о «Красной книге» Юнга.Репортаж с лекции. Институт психологии РАН коротает свой век по соседству с выставкой достижений народного хозяйства, в доме, отмеченном судьбой несуетным номером 13 и грязно-копченым кирпичом неровной кладки. Вход преграждает железная дверь с культями оторванной и перебинтованной скотчем ручки. Как всякое уважающее себя научное учреждение, институт сдает свои давно холодные внутренности магазину книг и паре коммерческих вузов, готовящих психологических специалистов. Один из них и пригласил на лекцию Мюрея Стайна, аналитика, писателя , бывшего президента IAAP, расколовшего швейцарский институт Юнга на две школы. Мы сидим в «большом конференц-зале»,- узкой, длинной аудитории, шагов семь на сорок, с бетонными, нависающими с потолка балками, назначение которых неизвестно, но внешность коих впечатляет монументальностью. Шумная женщина со следами преподавания психологии на лице представляет гостя как «крестного отца» юнгианской программы в столице. На сцене, под балкой – крестный отец «Мюрей». Он похож на богомола на пенсии: высок, сутуловат, в мятом пиджаке (с обвисшими, набитыми чем-то карманами) и идеально белой сорочке, стянутой у горла бледно-желтым галстуком. Весь его вид говорит: хозяин внешне прост и доступен, но внутри, за небрежностью костюма – накрахмаленная сорочка и модельный галстук. Устраиваясь у пюпитра трибуны, Стайн извлекает огромный светлый платок, сморкается и долго запихивает носовое полотнище в задний карман брюк. -Ну, если я и крестный отец, то вы - крестная мать,- парирует он выпад женщины и оголяет ровные зубы. Зал поддерживает гостя вымученным смехом, не до конца, видно, разобрав; пошутил ли тот, или учтиво вернул кропотливо подобранное определение. -Меня попросили сделать доклад, - начинает Стайн, будто оправдывая свое пребывание на сцене.- Речь пойдет о …- аналитик делает паузу, ожидая, вероятно, что зал запомнит следующую неожиданную новость, - «Красной книге» Юнга. Тема очень сложная, я предполагаю говорить минут пятьдесят, поэтому можно считать мое выступление кратким введением. С этими словами Мюрей поднимает со стола чудовищной величины, кажется, побагровевший от своего веса и размера фолиант «Красной книги». Зал охает. Лектор пытается удержать исполина на руках, но после пары минут тщеславных усилий возвращает его на стол. -Я хотел бы адресовать сам себе четыре вопроса, - говорит освобожденный Мюрей,- Что такое «Красная книга», зачем Юнг ее создал ( текст, каллиграфию, картины), как и для кого он это сделал? Далее аналитик честно пересказывает предисловие к «Красной книге», добавляя от себя некоторые пикантные детали. (Язык его чист, вероятно, хорошо отточен выступлениями). В частности, он лично засвидетельствовал, как группа американских фотографов в Цюрихе переснимала страницы рукописного текста. Страницу за страницей. Такого же размера, как и изданный вариант. Так что представленное издание есть точная копия рукотворного гроссбуха. Почти век назад ( автор начал создавать книгу еще в форме своих дневников, «черных книг» в 1913 году) Карл Юнг вошел в стадию расставания с Зигмундом Фрейдом и психоаналитическим движением. Как следствие – психологический кризис, «состояние дезориентации» или, по мнению Мюрея Стайна, - психотический срыв длинною в 6 месяцев. Об этом периоде сам Юнг написал в шестой главе своих публичных воспоминаний. Дневники с описанием переживаний, «откровений и озарений» этого отрывка жизни были переработаны, отредактированы, дополнены картинами, и «изощренными» каллиграфическими письменами. Писал, точнее, рисовал буквы и иллюстрации материалов своего активного воображения Карл Юнг на протяжении 15 лет. Но однажды бросил. «На середине фразы». Текст не содержит никаких психологических терминов. В нем исключительно глубокие человеческие рефлексии, интерпретации, размышления, написанные обыденным языком. Карл Юнг не предполагал, что она будет предана огласке; о рукописи знали только очень близкие люди, а после смерти она хранилась в сейфе швейцарского банка Издатель,- американская фирма «W.W. Norton»,- поначалу вероятно сомневался в успехе своего предприятия и выпустил всего 5 тысяч экземпляров. Они были раскуплены, не дойдя до прилавков. Издатель повторил тираж, и он тоже был «расхватан» по дороге в магазин. Был произведен третий выпуск в 45 тысяч экземпляров, но и его ожидает участь предыдущих. (Сам Стайн – обладатель трех «Красных книг»). Языки- английский и немецкий. Над другими переводами работают. Стайн нашел ряд сочленений моментов реальной биографии Юнга и записей «Красной книги». Особенные даты – уход с поста президента психоаналитической ассоциации, оставление должности главного редактора журнала по психоанализу, прекращение преподавания в Цюрихе, начало Первой Мировой войны. Читатели могут теперь увидеть, как Карл Юнг переживал эти события, благодаря его рукотворному манускрипту. «Это личная библия Юнга», - считает Мюрей. Она и разбита на две части,- первый и второй тома,- как Ветхий и Новый заветы. Ее основная идея - принесение в жертву героя и героического вообще, как проживание жизни в ритме подражательства чужому образу. - Юнг хотел придать невероятно большое значение своим собственным внутренним образам, - почти цитирует «Красную книгу» Стайн. - Это следование за духом глубины. В книге вы найдете обычного человека в состоянии кризиса, погруженного в свой внутренний мир. Вы увидите размышления автора, его самоанализ в разных уровнях. Описательный слой населен такими фигурами как Филемон, Илия, Саломея. Здесь Юнг рассказывает, что он видит, с кем говорит, чему учится. На втором уровне Юнг пытается дать комментарии, объяснить, с чем он встретился. На следующем этаже – поэзия; Юнг создает гимны, песни, поэтические формы. И на последнем – картины, буквицы, иллюстрации персонажей снов, мандалы. Чем глубже сам Мюррей погружается в рассказ о собственно содержимом манускрипта, тем более он оставляет свой первоначальный лекторский тон. Гость становится торопливым, чуть краснеет лицом. На мизинце правой руки у него перстень, и он постукивает им все чаще о кафедру. Микрофон усиливает звук, аналитик вздрагивает и отдергивает руку. В конце переводчица,- сухощавая стеснительная женщина,- уже не успевает переводить доклад. Да, Стайн и не ждет ее, он охвачен воспоминаниями прочитанного и пережитого. Так и хочется сказать: «Да, вы азартны, господин аналитик!» Но Мюррей сам останавливает лекцию. Он смотрит на часы: -Ну, вот, полтора часа прошло, пожалуй, хватит на первый день. Стайн вздыхает, а слушатели, аплодируя, вываливают из душной аудитории в полутемный коридор института, на главной доске объявлений которого висит записка: «Требуются мужчины для экперимента». Похоже, об одном таком смельчаке только что был прочитан доклад.
Лямочкин, браво! Чессово, как сама побывала))) ********************************************************** нет луны в воде
Как у взрослых: вчера в буфете, назавтра в газете. Мюррей с душой отработал. Ему большой Дзен. Еще бы книгу подарил бы...Кхе.
Лямочки..., спасиба!
"Карл Юнг не предполагал, что она будет предана огласке;" Все-таки, к кому-то он регулярно в ней обращается: "Liebe Freunde" - обычное немецкое обращение к читателям и слушателям... Но, Петя, вы не сказали о самом главном - чем дело успокоилось у самого Юнга (после Красной книги)и в словах Мюррея! зачем же вы об этом "забыли"?...
Спасибо! Порадовали...
Но, Петя, вы не сказали о самом главном - чем дело успокоилось у самого Юнга (после Красной книги)и в словах Мюррея! зачем же вы об этом "забыли"?... По мнению Мюррея дело "успокоилось" алхимией. Но я не забыл. Много еще мыслей выказывал докладчик. Они все не поместились просто в кратком репортаже.
Спасибо, Лямочкин. А может продолжите,раз еще многое осталось за текстом?
2Майтрейя Ага, я сам поражен Юнгом: его обыкновенным мужеством, терпением, отношением к своей душе (святым и прикладным). Пятнадцать лет рисовать книгу! Серьезный дед.
2Ютта Тогда надо делать просто отчет, распечатку оставшегося на диктофоне. Щас буду себя заставлять.
Pleas!Smile
Уфф! По желанию тудящихся- расчепятка слов Стайна с диктофона. Почувствуйте лексику заморского гостя. Итак, почему Юнг создал Красную книгу? Я думаю потому, что он хотел придать экстремальное значение, ценность свой душе. Потому что если вы возьмете, эту книгу и положите на весы с книгами собрания сочинений Юнга, вы поймете, как много она весит. Она должна была стать очень тяжелой, чтобы уравновесить его интеллектуальные труды. На одной чаше весов- работа души, на другой- интеллекта Одним из центральных посланий текста Красной книги- важность нахождения баланса. Баланса между внешним и внутренним, баланса между ценностью, которую вы придаете душе и тому вниманию, которое вы уделяете своей внешней активности, своим отношениям. Вот , на мой взгляд, почему Юнг сделал это и сделал в такой форме. Теперь я очень кратко опишу содержимое книги. Первая книга разделена на 11 глав. И если суммировать послание первой части книги, он следует за духом глубины и обнаруживает свой путь. Он понимает, чтобы найти, обнаружить свой душу ему следует совершить жертвоприношение. Он описывает свое сновидение, в котором он убивает Зигфрида. Он говорит о том, что чтобы добраться до своих глубин, нужно убить героя. Почему? Потому что если вы следуете героическому, вы никогда не станете индивидуумом: героический путь- путь подражания. Путь следования духу глубины это дорога к индивидуальности. Если вы приносите героя в жертву, то это приводит к мощнейшим процессам индивидуации. Это было чувство приближения к своей душе. Юнг называл ее сестрой, а она его – братом. Этот опыт меняет человека. Таково послание первой части Красной книги. Вторая часть гораздо длиннее, в ней 21 глава. В ней много фигур. Здесь фигуры богов, души, мужские образы, женские… Он вступает в диалог с ними. Он учится у них, интегрирует их части, они его изменяют, они изменяют друг друга. Происходит невероятное число трансформаций. В конце мы обнаруживаем, что индивидуация происходит поэтапно, и как результат- появление чувства баланса между разными психическими факторами при отсутствии полного отождествления с каким-то одним из них. Также Юнг обнаруживает чувство божественного духа. Красная книга – полна духовности. Больше всего меня ( Мюррея) удивило то, насколько важна была для Юнга его религия в глубоко внутреннем смысле. В самом начале Юнг пишет о том, что христианский миф больше не является его личным мифом, в ходе же своих открытий и откровений он подтверждает, что смысл не в том, чтобы стать христианином, но стать Христом. Я думаю Юнг обнаружил тайну всех эзотерических учений, ритуалов, организаций, в том числе, христианства . Это тайна рождения бога внутри него( Юнга). В конце после множества жертвоприношений и невероятных испытаний Юнг получает дар магии. Он не знает, что это такое. Он просто получает этот дар от фигуры своей души. Она вручает ему эту волшебную палочку и Юнг не знает, что с ней делать. Чтобы понять, что такое это волшебное, магическое, он пускается на поиски, в результате которых он встречает Филимона. Последний становится его учителем магии. Волшебство не заключает в себе обладание невероятной силой. Филимон говорит Юнгу, что наука может объяснить только рациональное. Юнг считал себя ученым. Он проводил эксперименты. Однако, Филимон говорит ему, что реальность гораздо больше, чем пространство, подвластное науке. Магия же может дать нам форму и сделать понятным иррациональное. Сделать понятным значит не объяснить, а вобрать в себя. Таким образом, Юнг стал способным сделать доступным иррациональное. Именно это он пытался сделать своим методом, своей психологией. И через некоторое время произнес свою знаменитую фразу, что «Всякая психология есть личная исповедь». Юнг говорил, что его аналитическая психология это на самом деле пересказ на другом ( научном) языке всего того, что он пережил в своих первых опытах. В конце второй части Красной книги Юнг говорит о камне доказательства. С его точки зрения это способность оставаться наедине с самим собой. Он называет это путем одиночества. Это безусловно не означает изолированности. Это открытие укрепило его. Как раз на следующий день( вероятно, следующий после записи) Юнг отказался от должности президента психоаналитической ассоциации. Через 10 дней он оставил свой пост в университете. Он оказался способным идти своим путем. Ему нужна была опора, внутренняя структура. Вот что он обнаружил, вписал в текст книги, так чтобы не забыть, чтобы это стало символом.
Почувствовала то, что за словами. Класс!
"Пятнадцать лет рисовать книгу! Серьезный дед." ****************************************** Дык, в Швейцарии, поди, по-другому не принято: интровертные ощущенцы кругом...

Спасибо большое, Лямочкин, за репортаж и за приглашение на лекцию. Интересно взглянуть на одно событие с разных точек зрения. Остается один вопрос, как убить героя, да так, чтобы и в убийстве не подражать никому? Вообще цели и задачи сводятся к извечному "Пойди туда, не знаю куда. Найди то, не знаю что".
Доктор Кхе, Ваша манера передачи выступления Стайна напомнила мне нацискую кинохронику с выстыплениями фюрера. имхо
2 Матрейя Ощущенец- хорошее слово. Мысленец или мыслец- антонимы значит. 2Milk.. Кстати, Стайну задали вопрос про неподражание в убивстве героя. Его ответ был скор: Юнг в книге кучу строк посвятил просьбе - не повторять за ним. 2 Олег Выступления фюрера обычно приуготавливал доктор Г. Вы об этом? Кхе
нет
"Мысленец или мыслец- антонимы значит." ************************** А может, мысленец и немыслец - антонимы...)))
Что сделал Мюрей Стайн? Пересказал (очень банально, скучно и невыразительно) то, что Юнг написал в своих «Воспоминаниях»… Какое это имеет отношение к «Красной книге»? Никакого! Получился какой-то ликбез для бедных. Тем, кто не читал Юнга, это ровным счетом ничего не даст, кроме иллюзии «приобщения». Тем, кто вчувствовался и осмысливал Юнга, это как серпом по … Пересказывать ОБРАЗЫ (любые, а тем более образы души) - все равно, что пересказывать Моцарта или Пушкина. В образы надо вчувствоваться, их надо пережить, а не читать о них лекции, кастрируя убогими и смехотворными оборотами речи, типа: "он хотел придать экстремальное значение, ценность свой душе; теперь я очень кратко опишу содержимое книги; также Юнг обнаруживает чувство божественного духа" (!!!). Взял Мюрей и убил «Красную книгу». Юнг много о таких писал.
2Майтрейя Ощущенец- мыслец-чувствак(чувствило)-интуитюк. Вот так как-то!
2 Олег в Тогда на сайт института психологии РАН зайдите. Там не только фюрер почудится...
"Ощущенец- мыслец-чувствак(чувствило)-интуитюк."
*************************
Тогда уж интуиционер))))
Ольга Н.
Уж больно ваш пост сочетается с лицом на аватарке, даже скорее с выражением лица. Кто не хочет слушать, тот и не слушает. Интересно вообще, что должен был человек рассказать о книге аудитории, которая не прочла ее. Я почувствовал себя на уроке литры в школе. Какой-нибудь Гроссман о тысячи страницах. Которого естественно превозмогла, от силы, треть класса. Уж простите небольшую картинку. Интернет все-таки.
"Он говорит о том, что чтобы добраться до своих глубин, нужно убить героя. Почему? Потому что если вы следуете героическому, вы никогда не станете индивидуумом: героический путь- путь подражания." Я думала, что Герой - это архетип. Как можно убить в себе архетип?
Убить героя - тоже архетип? "увидишь Будду - убей Будду" говорил Будда. Тем самым пытался намекнуть на то же о чем говорится в заголовке статьи. Не подражай неподражательству.
«Я почувствовал себя на уроке литры в школе» И я почувствовала себя на уроке литературы, прочитав стенограмму лекции Мюрея, причем, – на плохом уроке. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Интересно вообще, что должен был человек рассказать о книге аудитории, которая не прочла ее». «Должен» - не подходилое слово. От человека, тем паче – юнгианца, аудитория вправе ожидать более тонкого осмысления символов. Читайте Хиллмана. И самого Юнга, например, - его размышления о Джойсе, в которых есть Юнг, Джойс и Гермес. Но я рада за Вас, milkabuser, что уровень ликбеза, который предложил Мюрей, Вы одолели. Suum cuique.
...К Мастеру У-шу обратились с вопросом: – Почему Вы, будучи Мастером, не распространяете знания по У-шу, и не пишите про У-шу так, как об этом писали когда-то в журнале «Техника – молодёжи»?.. Там таким простым и доступным языком были описаны различные стили и техники У-шу!.. Это были такие замечательные публикации!.. – Почему? – переспросил Мастер У-шу, – Не знаю. Я не читал этих журнальных публикаций, и поэтому, вероятно, я не могу писать так же, как там. А что Вам мешает написать так же?.. Напишите!.. Или сделайте ещё проще – возьмите и скопируйте их оттуда...
2 Маирейя Даешь "Психологические типы" в картинках!
Lilja, "Он говорит о том, что чтобы добраться до своих глубин, нужно убить героя. Почему? Потому что если вы следуете героическому, вы никогда не станете индивидуумом: героический путь- путь подражания." Я думала, что Герой - это архетип. Как можно убить в себе архетип? ========= Думаю, что с категоричностью подражания это перебор... Эго-сознание нуждается в подражании (отражении)... Растущее Эго нуждается в зеркале, хотя бы для того чтобы иметь возможность отличать Я от Не-Я. Это необходимый этап индивидуации. На поздних этапах подражание также происходить, но оно связано с природой вещей. "Герой" не архетип, но архетипический образ наделенный архетипическими паттернами и переживаниями, т.е. это некий кластер с только ему присущим набором функций и качеств. Конечно его нельзя убить в прямом смысле, но возможно трансформировать через переживание и понимание...Вместе с трансформацией этого образа происходит качественное изменение его содержания. В конечном итоге образ может оказаться "штанишками" из которых вы выросли...
"Конечно его нельзя убить в прямом смысле, но возможно трансформировать через переживание и понимание...Вместе с трансформацией этого образа происходит качественное изменение его содержания." **************************** Естественно. Че, например, не смог трансформировать образ героя, и погиб в самом расцвете сил, а Фидель смог-таки принять образ мудрого старца...