Юнг и Хиллман о чувстве

ЮНГ "Психологические типы" (Глоссарий) Долгий опыт убедил меня в том, что именно в психологических исследованиях бережное обращение с понятиями не может быть чрезмерным. Потому что именно в психологии, как нигде, встречается величайшее разнообразие в определении понятий, которое нередко является поводом для самых упорных недоразумений, Тот, кто глубже проник в сущность психологии, тот, наверное, убедился в том, что экспериментальной методике никогда не удастся достаточно правильно подойти к сущности человеческой души или хотя бы набросать приблизительно верную картину сложных психических явлений. Психологические понятия страдают столь большой неопределенностью и многозначностью, что взаимное понимание становится почти невозможным. Стоит взять хотя бы для примера понятие «чувства» и постараться дать себе отчет в том, что только ни подразумевается под этим понятием, и мы получим представление об изменчивости и многозначности психологических понятий. Каждый отдельный исследователь должен, по крайней мере, постараться придать своим понятиям устойчивость и определенность. Отвечая такой потребности, я хотел бы выяснить главнейшие понятия, употребляемые мною. Причем я совсем не хочу этим сказать, что мои определения являются при всех обстоятельствах единственно возможными или безусловно верными. ==================================================================================== ЧУВСТВО Я причисляю чувство к четырем основным психологическим функциям. Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от "представлений" или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода). Чувство есть, прежде всего, процесс, происходящий между эго и каким-нибудь данным содержанием, притом процесс, придающий содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Но это также процесс, который помимо определенного содержания сознания или ощущений данного момента, может возникнуть, так сказать, изолированно, в качестве настроения. Этот последний процесс может стоять в причинной связи с более ранними содержаниями сознания, хотя необходимости в этом нет, ибо он столь же легко возникает и из бессознательных содержаний. Однако и настроение - будь оно общим или же лишь частичным чувством - свидетельствует об оценке, но об оценке не определенного, единичного содержания сознания, а всего наличного в настоящий момент состояния сознания, притом опять-таки в смысле принятия или отвержения его. Поэтому чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. Даже "безразличное" ощущение имеет "чувственную окраску", а именно окраску безразличия, что опять-таки выражает известную оценку. Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения. Оценка при помощи чувства распространяется на всякое содержание сознания, какого бы рода оно ни было. Если интенсивность чувства повышается, то возникает аффект, который есть состояние чувства с заметными телесными иннервациями. Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннервации, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс. Обычно "простое" чувство конкретно, то есть смешано с элементами других функций, например, очень часто с ощущениями. В таком, специальном случае чувство можно обозначить как аффективное или же чувство-ощущение, причем под этим понятием я разумею прежде всего нераздельное слияние чувства с элементами ощущения. Такое характерное смешение находится везде, где чувство оказывается недифференцированной функцией, яснее всего в психике невротика с дифференцированным мышлением. Хотя чувство само по себе есть функция самостоятельная, однако оно может оказаться в зависимости от другой функции, например от мышления, вследствие чего возникает такое чувство, которое сопровождает мышление и лишь постольку не вытесняется из сознания, поскольку оно укладывается в интеллектуальные сочетания. От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное; как абстрактное понятие отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает "настроение" или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя. Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличенность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличенностью. Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства. Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства. Сколько есть различных, интеллектуально постигаемых классов содержаний, столько можно установить и различных чувств, но сами чувства этим отнюдь еще не классифицируются исчерпывающим образом, потому что кроме всех возможных интеллектуально постигаемых классов содержаний существуют еще чувства, не укладывающиеся ни в какие интеллектуальные рубрики. Уже сама мысль о классификации интеллектуальна и поэтому несоизмерима с сущностью чувства. Поэтому мы должны удовлетвориться указанием на границы данного понятия. Способ оценки при помощи чувства можно сопоставить с интеллектуальной апперцепцией как апперцепцию ценности. Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом по чувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленность была бы ненаправленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения. ======================================================================================== АФФЕКТ Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления. Эмоция является для меня синонимом аффекта. Я отличаю чувство от аффекта, хотя оно может и переходить в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков. Аффект усиливается от ощущения вызванных им самим телесных иннервации. Я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения. Эмоции – непроизвольные реакции, нарушающие рациональный порядок сознания. В состояниях аффекта делается, говорится и думается нечто, что превосходит обыденную меру. И нужно для этого совсем немного – любви и ненависти, радости и печали, чтобы наступила подмена сознания бессознательным. Чем сильнее аффект, тем больше автономные содержания потесняют и отодвигают в сторону «Я»-сознание. Бессознательные содержания берут верх и вызывают ослепляющие искажения, делая недействительными нас самих и наши отношения с людьми. Это не совпадает с собственным бытием, и человек ощущает, что попал в унизительное, несвободное состояние. Эмоциональные реакции и привязанности человека значат очень много, но они всегда несут в себе проекцию, некое субъективное смещение угла зрения. Эмоциональные связи – это наши желания. Они влекут за собою принуждение и несвободу. Мы чего-то ожидаем от других и тем самым ставим себя в зависимость. ======================================================================================= ХИЛЛМАН Из работы "ЧУВСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ" Нельзя забывать, что любая современная дискуссия о чувствующей функции и о том, что именно она чувствует, всегда будет осложнена недостатками нашего языка и нашей культуры, в которых господствуют ошибающееся чувство и неуправляемые эмоции. В современной психиатрической и психоаналитической литературе чувствующая функция все еще погребена под общим понятием эмоции. Чувство часто не отличают от эмоции, аффекта или страсти (чувство гнева, волнения, влюбленности, грусти). Как я в какой-то степени показал в своей книге "Эмоция", демаркация границы между этими понятиями является главной проблемой психологии. Юнг обычно не различал понятия аффекта и эмоции. Различия же между чувством и эмоцией (аффектом) имеют у него в основном количественный характер: чувства превращаются в аффекты, когда они дают выход физическому возбуждению. Однако Юнг не заходит слишком далеко в своих выводах, и изучение научной литературы дает некоторое основание для определения аффекта, скорее, как изначального, частичного и одностороннего механизма выхода энергии, близкого к тому, который ученые, исследующие поведение животных, обозначают термином "врожденные (инстинктивные) реакции", а психиатры - термином "примитивные реакции". Аффект понижает ментальный уровень до отметки, которую Жане назвал низшей частью функции. С другой стороны, эмоция представляет собой суммарную реакцию личности, которая может основываться на аффекте или иметь аффективную компоненту, но при этом содержит и чувственное измерение. Активизируются многие уровни, и сознание через эмоцию трансформируется в сознание символической природы. Эмоции - очень важные состояния: они придают глубину и привносят значение, одновременно разрушают и создают, дают человеку опыт осознания своего тела. Короче говоря, эмоция включает в себя как аффект, так и чувство, и не только их: чувство представляет собой часть активности, связанную, главным образом, с сознанием; аффект, в основном, является физиологическим проявлением. Испытывать чувства и пользоваться чувствующей функцией - не одно и то же. Между чувствами и чувствующей функцией такая же разница, как между содержанием и процессом, который организует и выражает это содержание. Однако, после того как мы установили указанное различие, не следует придавать ему слишком большое значение. Фактически постоянный субъективный процесс чувствования является пассивным фоном для чувствующей функции. Чувствующая функция отличается от чувств, которые мы испытываем. Можно испытывать чувства, но при этом не обладать способностью управлять ими, способностью использовать чувствующую функцию. (Подобным образом можно что-то интуитивно чувствовать или о чем-то думать, но при этом не пользоваться преимущественно функцией интуиции или функцией мышления: например, можно иметь в голове мысли, но не быть способным доводить их до логических заключений). Чувствующая функция может оценивать мысли, объекты, вызывающие ощущения, и любое психическое содержание. Она не ограничена только чувствами. Чувствующая функция чувствует (оценивает и определяет свое отношение к ним) не только чувства. Мы можем чувствовать свои мысли, определять их ценность и значение. Чувствующая функция - это протекающий в нашем сознании психологический процесс оценки. Посредством чувствующей функции мы оцениваем ситуацию, личность, объект, момент времени с точки зрения их значимости. Предпосылкой для чувства, следовательно, является структура чувственной памяти, шкала ценностей, которую можно приложить к оцениваемому событию. Как непрерывно продолжающийся процесс, который придает чувству определенный тон или получает его, даже если тон чувства - безразличие, чувствующая функция связывает субъект с объектом (задавая его цену) и объект с субъектом (включая его в шкалу ценностей субъекта). Следовательно, эта функция служит для определения отношений, и ее часто так и называют "функцией отношений". Чувствующая функция связала меня с этим событием, вызвав беспокойство и негативное суждение. События, которые не были оценены, а просто восприняты и зарегистрированы или поселились в мозгу в виде причудливых интуитивных впечатлений, не были прочувствованы, а потому нельзя сказать, что я имею к ним какое-либо отношение, как и они ко мне. Я могу видеть яркие сны, вести изнурительную борьбу, не чувствуя их ценности, а потому они не имеют отношения к моему сознанию. Как процессу, чувству требуется время, больше времени, чем необходимо для восприятия. Подобно мышлению, оно должно рационально организовать впечатления и составить о них суждение; в отличие от мышления, это суждение принимает форму оценки. На более примитивном уровне чувствующая функция оперирует в основном реакциями: да - нет, нравится - не нравится, принять - отвергнуть. По мере ее развития у нас постепенно формируется более тонкое отношение к ценностям. Природа чувствующей функции более сложная. Она зарождается не из простейших элементов. Подобно музыке, она начинается скорее как Gestalt (целостный образ) мелодии, чем как ряд элементарных тонов. Чувство играет мелодию, и в каждой ситуации звучит своя мелодия, отвечающая ценностям этой ситуации. Чувствующая функция подобна материку, погребенному в коллективном бессознательном, который движется, вибрирует и сотрясает основы наших верований, ценностей и, конечно, всего стиля жизни. Самореализация - это процесс реализации чувства, достижения понимания того, что мы чувствуем, и чувства того, что мы собой представляем.
Ольга, спасибо. Как всегда подробно, и именно то, что нужно.
Ольга, безмерно благодарнаSmile
Теперь Хиллман будет благодарен Ольге, за то что она преподнесла. А это преподнесенное давно уже было на сайте в библиотеке. Так вы, дорогие мои не читаете классиков? Чего это мы все здесь распинаемся... :)
повторенье - мать ученья :)
Нету слов. У меня работа Хиллмана "Чувствующая функция" просто настольная книга после Юнга "Психология бессознательного". Думаю, что после всего, что связано с Югом, и пост...нанайцами, мы невольно придем к двум работам...
пост...нанайцами - кого вы имеете в виду? я конечно читаю здешнюю библиотеку, и не только. Но чтение должно иметь цель, иначе не переваривается большая часть текста. Моя цель сейчас - построить свою модель. Без модели невозможно действовать. И не обязательно моя модель будет полностью совпадать с другой, Юнга или еще кого-то... Чувства, эмоции, сны, ассоциации - какие еще есть инструменты у аналитика? То, что можно наблюдать. То, чем наблюдать. Инструмент должен быть достаточно тонким, не молоток, а микроскоп. Но пока молоток превратится в микроскоп... и с чтением - часто я не могу прочитать больше одного абзаца, но и такого точечного чтения уже много. Бывает ощущение, что по точке можно узнать все содержание, ложное ощущение, но сильное. Это ведь совсем непростые книги, с одной стороны, а с другой - должна возникнуть потребность различать тонкости, иначе ничего не различишь, слова сливаются в нечто уже знакомое и не дающее новой информации. Хочется почувствовать твердое дно под ногами, а его нет. И никогда нельзя применять к человеку уже готовый случай, это самый легкий способ ошибиться. Не применять - тоже неэффективно.
пост...нанайцами - кого вы имеете в виду? ===== Пиявки от Юнга... Те, кто не дают новых идей, а паразитируют на них (Юнговских) идеях. 90% библиотеки Юнгленд - постнанайцы....
функция чувств. и зачем ещё другие функции, эта же функция такая прекрасная!
Юнг и Хиллман о чувстве Автор: Ольга Н., дата: пт, 25/06/2010 - 04:05 Юнг АФФЕКТ "В состояниях аффекта делается, говорится и думается нечто, что превосходит обыденную меру. И нужно для этого совсем немного – любви и ненависти, радости и печали, чтобы наступила подмена сознания бессознательным. Чем сильнее аффект, тем больше автономные содержания потесняют и отодвигают в сторону «Я»-сознание. Бессознательные содержания берут верх и вызывают ослепляющие искажения, делая недействительными нас самих и наши отношения с людьми. Это не совпадает с собственным бытием, и человек ощущает, что попал в унизительное, несвободное состояние." _______________ приятно читать о себе у "классиков".
"функция чувств. и зачем ещё другие функции, эта же функция такая прекрасная"! ========= Одномерность,однофункциональность никогда не являлось прекрасным, и более того это примитивно однообразно. Конечно есть в рассуждениях многих постюнгианцев некоторая идеализация этой функции, но это можно рассматривать как компенсация преобладания мыслительной функции в современной психологии.
"и человек ощущает, что попал в унизительное, несвободное состояние." ==== И это состояние дает новые знания о себе...
приятно читать о себе у "классиков". ============ Олег, если б я носила шляпки... Короче, снимаю шляпу!
:)
На третьем курсе мед. института классики медицины обнаружили у меня все болезни. Я им поверил, потом стал избавляться от "болезней", и классиков...
Классикам уже нечего терять.
Как хочется стать классиком, и не боятся потери... Вообще ничего, и ни кого не боятся... Особенно Государства..
Автор: Vladimir, дата: сб, 03/07/2010 - 11:31 "и человек ощущает, что попал в унизительное, несвободное состояние." ==== И это состояние дает новые знания о себе... _____________ какие? о "бесконечности" этого состояния в себе? :)
олег в, какие? о "бесконечности" этого состояния в себе? **** те, которые вы хотите получить о себе. если играть в беспомощность, то о бесконечности.
Несвобода, и унижение привносит понимание ограничения, и заставляет всю нашу природу принимать это или преодолевать...
Автор: Vladimir, дата: чт, 08/07/2010 - 11:48 Несвобода, и унижение привносит понимание ограничения, и заставляет всю нашу природу принимать это или преодолевать... ____________ слушать вас - одно удовольствие
Автор: Клара, дата: чт, 08/07/2010 - 09:13 олег в, какие? о "бесконечности" этого состояния в себе? **** те, которые вы хотите получить о себе. если играть в беспомощность, то о бесконечности. ____________ а вы в какой лиге играете? я, в высшей
Олег, а я стараюсь не играть в такие игры не в высшей, ни в низшей.
-"И человек ощущает, что попал в унизительное, несвободное состояние." -И это состояние дает новые знания о себе... -Какие? -О "бесконечности" этого состояния в себе? =========== Мы или смиряемся, или – преодолеваем. Количество работы одно и то же. Ницше: " И самым опасным врагом, которого ты можешь встретить, будешь всегда ты сам; ты сам подстерегаешь себя в пещерах и лесах. Одинокий, ты идёшь дорогою к самому себе! И твоя дорога идёт впереди тебя самого и твоих семи дьяволов! Ты будешь сам для себя и еретиком, и колдуном, и прорицателем, и глупцом, и скептиком, и нечестивцем, и злодеем. Надо, чтобы ты сжёг себя в своём собственном пламени: как же мог бы ты обновиться, не сделавшись сперва пеплом!"
Автор: олег в, дата: чт, 08/07/2010 - 20:46 слушать вас - одно удовольствие +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ слушать - одно, видеть - другое, читать - третье.... кругом одни удовольствия. Этак и гедонистом недолго заделаться.;) ********************************************************** нет луны в воде
Чувствующему человеку чувства это то, что нужно преодолеть в себе. Мыслящему нужно преодолеть мышление...