ЮНГ Персона

ЮНГ из «Отношения между «Я» и бессознательным» ПЕРСОНА. Персона – это часть человеческой психики, какой она являет себя окружающему внешнему миру, комплекс функций, создавшийся на основе приспособления, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью. Это маска коллективной психики, которая инсценирует индивидуальность. Персона – компромисс между личностью и социальностью. Она выступает в качестве вторичной действительности; это чисто компромиссное образование, в котором другие иногда принимают гораздо больше участия, чем носитель данной маски. Было бы, однако, неоправданным упущением не признать, что в персоне заключено нечто индивидуальное. Индивидуальность всегда присутствует, и если не прямо, то хотя бы косвенно дает о себе знать. Персона представляет собой сложную систему отношений между индивидуальным сознанием и социальным окружением, своего рода удобный вид маски, рассчитанной на то, чтобы, с одной стороны, производить определенное впечатление на других, а с другой, - скрывать истинную природу индивида. Люди вынуждены вращаться в двух совершенно различных средах – в домашней обстановке, в семье и в деловой жизни. Это требует от человека двух совершенно различных установок, что чаще всего приводит к диссоциации личности, к своеобразному расщеплению. В случае тождества «Я»-сознания и Персоны индивидуальность проявляется в особой разновидности контрастирующих и компенсирующих содержаний бессознательного. В человеке всегда какой-либо комплекс представлений концентрирует на себе максимальное количество психической энергии, посредством чего он принуждает свое «Я» служить ему. «Я» настолько притягивается этим энергетическим фокусом, что идентифицирует себя с ним, и ему кажется, будто оно вообще ничего другого не желает и ни в чем другом не нуждается. Так возникает сильнейшая односторонность, одержимость, грозящая тяжелейшим образом нарушить психическое равновесие. Безусловно, в способности к такой односторонности кроется тайна определенных успехов. Цивилизация стремится усердно культивировать подобные односторонности по понятным причинам. Социум ожидает и даже обязан ожидать от каждого человека, что тот самым лучшим образом будет исполнять отведенную ему роль. Социум требует этого как своего рода гарантии; каждый в нем должен занимать свое место, один – сапожника, а другой – поэта. Не предусмотрено, чтобы кто-то был и тем, и другим. В этом есть что-то опасное. Социум убежден, что лишь тот сапожник, который не занимается поэзией, может производить хорошую фирменную обувь. Социум ждет именно таких результатов. Каждый, кто хочет чего-либо добиться, обязан учитывать этот настрой. Естественно, невозможно, будучи индивидуальностью, раствориться в этих ожиданиях, Поэтому человек вынужден создавать искусственную маску – Персону. Создание коллективно пригодной Персоны означает значительную уступку внешнему миру, истинное самопожертвование, которое прямо-таки принуждает «Я» к идентификации с Персоной. Бессознательное ни при каких условиях не переносит это смещение центра тяжести. Тот, кто выстраивает для себя слишком хорошую Персону, расплачивается за это возбужденностью чувств. Идентификация с Персоной представляет собой щедрый источник неврозов, потому что человек не может безнаказанно отказаться от своей цельности. Это вызывает бессознательные реакции, изменения настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки…Социально «сильный» мужчина с его «любовью к своей профессии» дома впадает в меланхолию, его безупречная публичная порядочность под маской обнаруживает больные фантазии. Впрочем, жены таких мужей могли бы порассказать об этом кое-что. Его самозабвенный альтруизм?.. – спросите об этом у его детей. Бессознательное подавляет «Я» с той самой силой, с какой «Я» отождествляется с Персоной. Внешне индивид играет сильную роль, а внутри его развивается слабость по отношению ко всем влияниям бессознательного. Плохое настроение и скверное расположение духа, боязливость, физическая слабость - кульминацией всего этого становится импотенция. Зато у жены такого человека есть притягательная для многих иллюзия, что она вышла замуж за героя. Эту игру иллюзий часто называют «содержанием жизни». Человек, который включает коллективную психику в состав своего онтогенетически приобретенного актива, тем самым неоправданным образом искажает объем своей личности с соответствующими последствиями: коллективная психика отягощает и обесценивает эту личность, что проявляется в подавлении самоощущения или в бессознательном усилении самоупоения, вплоть до болезненной воли к власти. В силу важности личного престижа, которую вряд ли можно переоценить, возможность регрессивного растворения в коллективной психике несет с собой опасность не только для данного человека, но и для его приближенных. Такая возможность появляется тогда, когда всеобщее признание достигнуто. Тем самым лицо становится коллективной истиной. Коллективное мышление и коллективное свершение относительно просты по сравнению со свершением индивидуума, и из-за этого всегда есть огромное искушение позволить коллективной функции заменить собой развитие личности. В сущности, тождество личности с Персоной означает самоотказ в пользу социальной внешней роли с ее воображаемым значением. И это соответствует социальному идеалу. Такой самоотказ и такая односторонность приводят к разложению Самости. Благодаря упрощению и растворению личности в коллективной психике возникает ощущение «душевной утраты». Строгое размежевание с коллективной психикой является безусловным требованием к развитию личности, любое недостаточное размежевание вызывает растекание индивидуального в коллективном. Опасность заключается в том, что коллективная психика сплавляется с личностной, и это влечет за собой безрадостные последствия. Эти последствия вредны и для самоощущения, и для ближних этого человека. Он непременно будет навязывать другим притязания своего бессознательного: коллективная установка естественным образом предполагает наличие у других все той же коллективной психики. Это означает игнорирование индивидуальных различий. Это игнорирование индивидуального означает искоренение элемента развития. В человеке процветает только общественное, а все индивидуальное обречено на гибель, т.е. на вытеснение в бессознательное, где превращается в свою противоположность – в нечто деструктивное. Совершенно типичный случай – серьезное самоотождествление многих мужчин с занятием и службой. Конечно, моя служба – это принадлежащая лично мне деятельность. Но в то же время это и коллективный фактор, ценность которого своим существованием обязана только коллективной санкции. Поэтому если я идентифицирую себя со своей службой или чином, то веду себя так, словно я и есть весь этот комплексный социальный фактор. Тем фатальнее человек отождествляет себя со службой. Служба так соблазнительна, ибо это легко доступная компенсация за личностные дефекты. С растворением Персоны в коллективной психике сознание теряет свою направляющую власть. Оно незаметно становится ведомым, в то время как бессознательное и неличностный процесс постепенно берут руководство на себя. Так сознательная личность, не замечая того, становится фигурой среди других, передвигаемой по шахматной доске невидимым игроком. И тот, кто разыгрывает партию судьбы, не есть сознание индивида со своими целями. Чем более всеобщей и неличностной является установка сознания, тем более чужеродной и подавляющей будет реакция бессознательного и его манифестации. Преобладание бессознательного воздействия в соединении со связанным с ним растворением Персоны и уменьшением направляющей силы сознания нарушает состояние психического равновесия. Целью самоосуществления является освобождение Самости от лживых покровов Персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов – с другой. Это очень сложный и мучительный процесс, потому что человек оказывается между несовместимыми требованиями Персоны и его подлинным внутренним миром, который он давно разучился слышать. Нужно понять, что эта трагическая игра противоположностей между внутренним и внешним является энергетизмом процесса жизнедеятельности, необходимым для саморегуляции. Любой человек имеет ощущение того, кем нужно быть и кем можно. Отклонение от этой интуиции означает заблуждение, ошибку или болезнь. Есть люди с неразвитой Персоной, которые из одной неловкости или промаха попадают в другую, причем совершенно бесхитростно и невинно. Это те примеры, когда мы видим, как действует Персона, которой пренебрегли. Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода лишь тогда, когда научатся понимать, как надо вести себя в обществе. Они должны научиться понимать, чего ожидает от них социум; им надо увидеть, что в мире есть обстоятельства и лица, намного их превосходящие; они должны знать, что означают их поступки для другого. Это, конечно, похоже на учебный план для младших классов. Тот, кто не имеет Персоны, тот лишь одной ногой стоит в том, что мы обозначаем как реальность. Другой ногой он стоит в мире духов. Корни чувства общезначимости, конечно же, гнездятся в универсальности коллективной психики. Коллективная установка естественным образом предполагает наличие у других той же коллективной психики. Но это означает бесцеремонное игнорирование индивидуальных различий, равно как и различий общего характера, которые наличествуют даже внутри коллективной психики, как например, расовые различия. Такое игнорирование индивидуального, естественно, означает ухудшение всего уникального, вследствие чего в сообществе искореняется элемент развития, т.е. индивидуум. Уподобляемость окружению перерастает в бессознательно принудительную зависимость от него. Индивидуальное оказывается в бессознательном, где закономерно превращается в нечто принципиально скверное, деструктивное и анархичное. Если общность выделяет в своих отдельных представителях коллективные качества, то тем самым оно премирует всякую посредственность, все то, что намеревается произрастать дешевым и безответственным образом. Индивидуальное неизбежно будет приперто к стенке. Это процесс начинается в школе и продолжается в университете, завладевая всем, до чего дотягивается государство. То, что человек может существовать только благодаря обществу и что он так существовал всегда, – истина бесспорная. Человек не может жить без общества, как не может он жить без кислорода, воды, белков и т.д. Но было бы нелепо настаивать на том, что человек существует для того, чтобы дышать воздухом. Точно так же нелепо считать, что человек существует ради общества. Общество не что иное, как понятие симбиоза групп человеческих существ. А понятие – не носитель жизни. Единственный и природный носитель жизни – это индивид. Общество, или Государство, – это скопление носителей жизни. Поэтому не вполне истинно высказывание, что индивид может существовать лишь как частица в обществе. Во всяком случае, человек может обойтись без Государства намного дольше, чем без воздуха. Что такое, в конце концов, это Государство? Это скопление всех тех ничтожеств, из которых оно сделано. Если бы его можно было олицетворить, в результате получилось бы чудовище, которое интеллектуально и этически было бы на гораздо более низкой ступени, чем большинство индивидов, из которых оно составлено, ибо оно представляло бы собой массовую психологию. Вот почему христианство никогда не соглашалось с верой в Государство. Христианство дало человеку бессмертную душу, которая может стать для него точкой опоры, благодаря которой можно перевернуть мир. Оно показало, что цель человека – не власть над этим миром, а достижение царства Божьего, которое в его собственном сердце. Проблема Персоны не должна быть трудной для понимания. Психология Персоны доступна практически любому. Каждый знает, что такое « принять официальный вид», «играть общественную роль». Это когда с помощью Персоны хотят представляться тем или иным или любят скрываться под маской, а то и воздвигают определенную Персону в качестве крепостной стены для себя. Другое дело – изобразить те внутренние процессы, те воздействия коллективного бессознательного, которые с суггестивной силой вторгаются в сознание. Здесь мы вынуждены продвигаться в темном мире глубин. ==========================================
Юнг тщательно притягивает архетип Персоны к лицу… («Психологические типы») Действительно, мы, во-первых, обращаемся к этой части тела, и отождествляем Персону во многих случая только с ней. Можно ли Персону другого увидеть в полной темноте? Голос, запах. Что еще? Тут работает ощущение. Нам рассказывают о человеке . Мы его не видим, не знаем лично, не постигаем нашим непосредственным восприятием. Тут работает наша интуиция. В обоих случаях Персоны нет, т.е. она есть, но в нашем воображении. Вот то, что в нашем воображении – есть во многом часть нашей персоны, которая успешно втюхивается в неопознанный объект. Хочешь узнать свою персону, обратись к аватару….
Могут ли образы, комплексы "относящиеся" к Персоне также "относиться" к Тени? Мне почему-то кажется что скорее не могут.