Через полгода после Чернобыля

Андрей Тарковский о киноискусстве (последнее интервью) Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего. Обращаю внимание на слово «впечатления». Воспоминания детства никогда не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов инфантилизации личности. Недавно я получил крайне странное письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить мне мой творчество методами психоанализа. Подход к художественному процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает. Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы, даже примитивны. Каждый художник во время своего пребывания на земле находит и оставляет после себя какую-то частицу правды о цивилизации, о человечестве. Сама идея искания, поиска для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их, может быть, находят, а может быть, нет. Пикассо даже говорил: «Я не ищу, я нахожу». На мой взгляд, художник поступает вовсе не как искатель, он никоим образом не действует эмпирически («попробую сделать это, попытаюсь то»). Художник свидетельствует об истине, о своей правде мира. Художник должен быть уверен, что он и его творчество соответствуют правде. Я отвергаю идею эксперимента, поисков в сфере искусства. Любой поиск в этой области, всё, что помпезно именуют «авангардом», - просто ложь. Никто не знает, что такое красота. Мысль, которую люди вырабатывают у себя о красоте, сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в течение его собственной жизни. И это заставляет меня думать, что на самом деле красота есть символ чего-то другого. Но чего именно? Красота - символ правды. Я говорю не в смысле противоположности «правда и ложь», но в смысле истины пути, который человек выбирает. Красота (разумеется, относительная!) в разные эпохи свидетельствует об уровне сознания, которое люди данной имеют о правде. Было время, когда эта правда выражалась в образе Венеры Милосской. И само собой разумеется, что полное собрание женских портретов, скажем Пикассо, строго говоря, не имеет ни малейшего отношения к истине. Речь идёт здесь не о красивости, не о чём-то красивеньком - речь идёт о гармоничной красоте, о красоте потаённой, о красоте как таковой. Пикассо, вместо того чтобы прославлять красоту, попытаться её прославить, поведать о ней, засвидетельствовать эту красоту, действовал как её разрушитель, хулитель, изничтожитель. Истина, выраженная красотой, загадочна, она не может быть ни расшифрована, ни объяснена словами. Но когда человеческое существо, личность оказывается рядом с этой красотой, сталкивается с этой красотой, она ощущает её присутствие, хотя бы по мурашкам, которые пробегают по спине. Красота - это словно чудо, свидетелем которого невольно становится человек. В этом все дело. Мне кажется, что человеческое существо создано для того, чтобы жить. Жить на пути к истине. Вот почему человек творит. В какой-то мере человек творит на пути к истине. Это его способ существовать, и вопрос о творчестве («Для кого люди творят? Почему они творят?») суть вопрос безответный. На самом деле у каждого художника не только своё понимание творчества, но и своё собственное вопрошение о нём. Это соединяется с тем, что я сейчас говорю об истине, которой мы взыскуем, которой мы способствуем нашими малыми силами. Основополагающую роль здесь играет инстинкт, инстинкт творца. Художник творит инстинктивно, он не знает, почему именно в данный момент он делает то или другое, пишет именно об этом, рисует именно это. Только потом он начинает анализировать, находить объяснения, умствовать и приходит к ответам, не имеющим ничего общего с инстинктом, с инстинктивной потребностью создавать, творить, выражать себя. В некотором роде творчество есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа. В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство. Под созерцанием я всего-навсего понимаю то, что порождает художественный образ или же мысль, которую мы вырабатываем у себя о художественном образе. Это все совершенно индивидуально. Художественный образ, смысл художественного образа могут вытекать только из наблюдения. Если не основываться на созерцании, то художественный образ заменится символом, то есть тем, что может быть объяснено разумом, и тогда художественного образа не существует - ведь он уже не отражает человечество, мир. Подлинный художественный образ должен выражать не только поиск бедного художника с его человеческими проблемами, с его желаниями и потребностями. Он должен отражать мир. Но не мир художника, а путь человечества к истине. Простого ощущения контакта с душой, которая где-то здесь, выше нас, но тут, перед нами, живёт в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом - истинная печать гения. Было время, когда я мог назвать людей, влиявших на меня, бывших моими учителями. Но теперь в моём сознании сохраняются лишь «персонажи», наполовину святые, наполовину безумцы. Эти «персонажи», может быть, слегка одержимы, но не дьяволом; это, как бы сказать, «божьи безумцы». Среди живущих я назову Робера Брессона. Среди усопших - Льва Толстого, Баха, Леонардо да Винчи … В конце концов, все они были безумцами. Потому что они абсолютно ничего не искали в своей голове. Они творили не при помощи головы … Они и пугают меня, и вдохновляют. Абсолютно невозможно объяснить их творчество. Тысячи страниц написаны о Бахе, Леонардо и Толстом, но в итоге никто не смог ничего объяснить. Никто, слава богу, не смог найти, коснуться истины, затронуть сущность их творчества! Это лишний раз доказывает, что чудо необъяснимо … В высшем смысле этого понятия - свобода, особенно в художественном смысле, в смысле творчества, не существует. Да, идея свободы существует, это реальность в социальной и политической жизни. В разных регионах, разных странах люди живут, имея больше или меньше свободы; но вам известны свидетельства, которые показывают, что в самых чудовищных условиях были люди, обладающие неслыханной внутренней свободой, внутренним миром, величием. Мне кажется, что свобода не существует в качестве выбора: свобода - это душевное состояние. Например, можно социально, политически быть совершенно «свободным» и тем не менее гибнуть от чувства бренности, чувства замкнутости, чувства отсутствия будущего. Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без неё не может существовать. Отсутствие свободы автоматически обесценивает художественное произведение, потому что это отсутствие мешает последнему выразиться в самой прекрасной форме. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на своё физическое существование, на самом деле не существует. В творчестве мы должны видеть не только творчество. Но, к сожалению, в ХХ веке господствующей является тенденция, при которой художник-индивидуалист, вместо того, чтобы стремиться к созданию произведения искусства, использует его для выпячивания собственного «я». Произведение искусства становится выразителем «я» его создателя и превращается, как бы сказать, в рупор его мелких претензий. Вам это известно лучше, чем мне. Об этом очень много писал Поль Валери. Наоборот, подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается свобода. Это интервью Тарковский дал парижскому еженедельнику «Фигаро-мэгэзин» в октябре 1986 года. Текст приводится по публикации «Литературной газеты» от 8 апреля 1987 года. Перевод с французского Л. Токарева.
Сорелла, как Вы точно уравновесили Тарковского своим названием темы. Много истин в этом монологе, но перечитывала несколько раз (чтобы не быть поверхностной и предвзятой) и не нашла его слов о том, из чего делается творчество. Только возмущение в адрес психоаналитика, пытавшегося сделать творчество Тарковского своим материалом для своего творчества (хотя, может быть, на самом деле упомянутая интерпретация была бездарной) и в адрес Пикассо, разрушавшего материал видимо.
Ну как же, как же-с... Вот же: "Художник свидетельствует об ИСТИНЕ, о своей правде мира." "Подлинный художественный образ...должен отражать мир. ... путь человечества к истине. ...Простого ощущения контакта с ДУШОЙ... (что) живёт в произведении, достаточно, чтобы оценить его как гениальное. В этом - истинная печать гения." "...подлинный художник, а более того - гений, являются рабами дара, которым они наделены. Они обязаны этим даром людям, питать которых духовно и служить им были избраны. Вот в чём для меня заключается СВОБОДА." (выделение - мое)
Получается так - Творец дал мне дар (который в общем, то мне не принадлежит), я передаю его безвозмездно, даром всем, но вы его не трогайте, не берите в свои филологические, аналитические, да и просто в мещанские грязные руки. Смотрите на него,восторгайтесь им, ибо то, что через меня явлено миру - Истина. Трогательно...
"... что через меня явлено миру - Истина" "художник свидетельствует об истине" *** Не кажется ли вам, что это уже было? Почти те же слова Христа засвидетельствованы апостолами-евангелистами. Вот что православие (вообще) и "Андрей Рублев" (в частности) с чуткими людьми делают... Надо отдать ему должное, он замечает "СВОЮ правду мира". Бессознательная идентификация с мессией плюс божий дар - и мы смотрим фильмы Тарковского, не можем их забыть, смотрим снова, видим сновидения с его персонажами, они трогают нас и затрагивают что-то глубоко в душе...
я когда то заметил схожесть в мифах падения сатаны на землю с рождением христа.
Ну все же Люцифера, не сатаны. Сатаной он потом стал, попозже... Также как и Иисус Христом. (Не)кстати, у Нострадамуса Люцифер метафорически связан со "звездой" Чернобыля...
а не похоже ли это на пред-историю одного?
Для меня "похожее" не значит "то же самое".
все течет, все меняется все течет, все из меня
Гоголь (Завещание), Толстой (Исповедь), Солженицын (Как нам обустроить Россию) и.т.д., и.т.п. Стоит задуматься… что случатся с личностью, когда и почему она растворяется в «коллективной истине», когда и почему она из СВОЕЙ правды превращается, подменяется общей для всех, требующей безоговорочного признания, веры?
Коллективная Анима заражающая сверхценными идеями.
Ну вот, чуть что - сразу "Анима"! А может это нарциссическая инфляция "звездности" в форме одержимости образом бога-отца и его патриархальными сверхценностями типа "народ един в своем порыве", "что хорошо для всех, то хорошо для каждого", "отец лучше знает, что нужно детям и слугам" и т.п.
прямо таки сын богоматери
Конечно- рассуждения Тарковского о творчестве,истине и красоте-кажутся бесспорными.)Я помню свое первое ощущение после просмотра "Сталкера"-оцепенение,зачарованность-как-будто увидела грандиозный сон и он полностью захватил.На уровень какого-то понимания-это выводится(если выводится))намного позже,потому что действительно- идет не "от головы". И вот тут мне очень интересно:подобное творчество,как любой "дар","одаренность"- скорее всего не является частью личности, он как-бы привнесен; личность художника-это как-бы инструмент,через который проходит божий замысел.Ну уж совсем грубо говоря-существует сосуд и его содержимое) Вот интересна роль личности,в этой истории (существует ли взаимосвязь и возможно ли, что какие-то черты личности могут повлиять и даже- исказить совершенство и оригинальность творческих прозрений? )
художники не искажают, они привносят. искажают те кто привносят в их творчество.
Андрей,я просто рассуждаю,интересуюсь))относительно собственных искажений,чего бы то нибыло,не сомневаюсь))
Художник, писатель, творец обладает наивным, не затуманенным стереотипами взглядом ребенка, который не ведает, что ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ. Он обращается не к нашему мышлению (если к нему, то в последнюю очередь), а нашему сердцу. Он ведает о мире, где нет границ, где «или/или» заменяется «и/и». И, даже не важно ЧТО он творит, важно КАК он творит. Как происходит так, что неведомое, таинственное, неопределенное, сохраняя свою таинственность, вступает в мир, и воздействует на всего человека?
Автор: Sorella, дата: сб, 21/05/2011 - 22:17 Ну вот, чуть что - сразу "Анима"! А может это нарциссическая инфляция "звездности" в форме одержимости образом бога-отца и его патриархальными сверхценностями типа "народ един в своем порыве", "что хорошо для всех, то хорошо для каждого", "отец лучше знает, что нужно детям и слугам" и т.п. ----------- толпой и отца хорошо бить