О страхе
А теперь, собственно, вопросы:
1. Каковы причины боязни темноты и что это означает, когда проявляется у взрослых?
2. Что символизирует образ ожившего мертвеца?
Страх является одним из основных, базовых эмоционально-аффективных состояний, возникающих при появлении опасного стимула, ситуации. Различают различные по своей эмоциональной степени переживания состояния страха: волнение, тревогу, ужас. В ряду эмоций, аффектов страх несет защитную, предупредительную, охранную функцию. Страх один из самых древних, архаических переживаний человека. Детские страхи связаны с периодом адаптации Эго-сознания ребенка к окружающей среде, когда ребенок воспринимает реальность окружающую его как тотальную неизвестность, по сути это архаический страх дикаря. Как белое поле экрана является идеальным полем для проекции изображения, темнота является идеальным полем для проекции страха. Темнота в этом смысле бесконечно вместительна. У взрослых архаический страх темноты появляется как следствие, симптом того, что психическая энергия принимает регрессивное направление, т.е. вектор ее движения направляется в глубинные слои психики, туда, где залегают эмоционально-аффективные центры. Психика при таком регрессивном состоянии начинает функционировать архаически, примитивно, как у дикаря. Юнг в своих воспоминаниях описывал одно африканское племя, жители которого с восходом солнца находились в состоянии блаженства и радости, а после наступления темноты вся радость в одно мгновение улетучивалась, и все племя охватывал цепенящий страх. Что-то подобное испытывает ребенок, и взрослый в регрессивные моменты психического функционирования.
Что символизирует образ ожившего мертвеца? Образ ожившего мертвеца может символизировать забытые (вытесненные, подавленные в БСС), но ожившие воспоминания, связанные с эмоциональными переживаниями этого «ожившего» конкретного, ранее жившего, человека. Например, часто после смерти близкого, любимого человека, он появляется в сновидениях (видениях), компенсируя горечь утраты. Это явление считается совершенно нормальным, и не требует ни какого психотерапевтического вмешательства, ну разве только разъяснения этого явления. Не персонифицированный (неконкретный образ умершего) следует разбирать каждый в отдельных случаях.Какую форму принимает страх во сне?
Различную. Все ситуации (сценарии), персонажи, предметы сновидения представляющие опасность, угрозу для Эго сновидца могут персонифицировать (представлять, воплощать) страх.
Имеет ли он индивидуальные особенности или общую формулу?
По моему мнению «общей формулы страха» нет, но переживается он, думаю, исходя из индивидуальных особенностей психики.Хотелось бы разобраться в самом термине "регрессивное направление". Насколько мне известно, это означает переход к более древним шаблонам поведения и контакт с более глубокими слоями психики и бессознательного. Контроль сознания также ослабляется. Получается что механизм возникновения образов в темноте похож на то что лежит в основе техники активного воображения? Можно ли "разговаривать" с образами в темноте?
По моим наблюдениям, страхи проявляются ещё и тогда когда человек некоторое время испытывает одиночество или интровертируется, обращается внутрь себя. Имеет ли место регрессия в этом случае? Если вспомнить стадию "герметизации" психического конфликта, происходит ли в этот момент регрессия?
Да отчасти, это так.
Конечно, если вам так удобно.
Здесь стоит прояснить термин «регрессия» и как понимается этот термин в юнгианстве.«Регрессия» - как считал Юнг: «выступает как адаптация к условиям внутреннего мира, вытекающая из жизненной потребности удовлетворять требованиям индивидуации». Юнг считал, что «герметизация конфликта» приводит к регрессивному оттоку психической энергии, и к активизации бессознательных содержаний, которые, сами по себе несут элементы прогрессии, обновления личности. В это смысле, регрессия может стать началом понимания источников страха.В отличие от фрейдовского понимания (Фрейд, считал, что регрессия это то, что следует прогнать и преодолеть), Юнг считал, что регрессия пих. энергии приводит индивида к его личной психологии. Он разработал и обосновал идею краткосрочной регрессии (активную иммагинацию) в качестве совершенствующих личность терапевтическую методику. В то же время Юнг не отрицал психического вреда длительной и непродуктивной регрессии.
Конечно, если вам так удобно.
Хм, тогда другой вопрос: даст ли что-нибудь использование методики активного воображения, можно ли будет получить "ответ"
касательно значения этих образов?
Можно ли будет получить "ответ"касательно значения этих образов?
Да можно, но, повторяю, получение "ответа" требует специальной интерпретаторской подготовки.
Образ ожившего мертвеца и страха перед ним может быть связан с неким символическим убийством. Тут может фигурировать страх возмездия (а так, чего его, мертвеца бояться-то?). Символическое убийтсво можно поискать в сильных обидах и подавленной злости на кого-то. Мне известно одно наблюдения - если человек во сне наблюдает смерть родителя или даже сам его убивает, он (родитель) очень часто оживают и это вызывает сильннейший страх. Бессознательное пожеланипе смерти кому-то может вызывать страх ожившего мертвеца. (Мертвец приходит мстить убийце)
Темнота ассоциируется с женским началом, с тайной скрытой внутри женщины (в то время, как мужская сила видна, она снаружи, оня явная). Страх темноты можно связать со страхом перед матерью, страхом перед регрессом как таковым, страхом провалиться назад, туда где человек был до рождения, в утробу. В утробе темно.
Одновременно каждый страх существует параллельно с желанием того, чего человек страшится. Уйти из жизни назад в утробу - может быть скрытым желанием. Тем более, что одиночество стимулирует этот страх-желание... в теме про смерть писалось о том, что одиночество стимулирует разрыв отношений с жизнью.
Оживший мертвец так же, куда тащит? В царство смерти. Так что, он так же может выполнять неосознанный запрос - "заберите меня отсюда!"
Я бы сказала, что некая часть человека, переживающего такие страхи хочет умереть и этой части нужна помощь и поддержка. Другая часть боится, что эти желания исполнятся и защищается страхом.
Ваши слова о том что "Уйти из жизни назад в утробу - может быть скрытым желанием. Тем более, что одиночество стимулирует этот страх-желание...." заставили меня глубоко задуматься. Соответственно, появились вопросы.
Я достаточно необщительный человек, но в последнее время мне приходится активно общаться с новыми людьми, частенько эти люди превосходят меня по социальному статусу. Нужно сказать, для меня это достаточно тяжело и буквально каждый день приходится бороться со своим нежеланием. Насколько я понимаю, это говорит о неразвитости, инфантильности той части моей личности, которая отвечает за общение. Частенько бывает так что эта моя слабость проявляется периодами: то есть стоит мне только заставить себя быть общительным и действенным, через день или два наступает то самое состояние когда хочется вернуться домой и забраться под одеяло.
Может ли быть мой страх сигналом от слабой функции, которая всё время отступает назад?
Видимо, ваша структура психики характеризуется повышенной чувствительностью (воможно, вы плохо переносите яркий свет и сильный шум). Такой тип часто возникает не только в силу конституции, но и под влиянием ранних травм, связанных с неожиданными резкими вторжениями в пространство ребенка.
Я думаю, лучше искать и изживать причины, чем насильно себя переделывать (а это - психотерапия). Возможно, вам лучше будет найти другое занятие и другой стиль жизни, чем стараться стать "общительным"
Если говорить в юнгианских категориях, получается тоже самое - подчиненная функция не терпит насилия, ее нельзя перенапрягать.
Хотелось бы задать еще параллельно вопрос и о том, какую форму принемает страх во сне, имеет ли он индифидуальные особенности или общюю формулу?
Спасибо.