Mulholland drive Дэвида Линча

Недавно я посмотрела этот фильм и мне стало интересно, как его толкуют посетители рунета. Исследовав несколько форумов и узнав множество версий, я выделила две основные версии. Некоторые считают, что в шизе смысла не может быть по определению, но эту версию мы отметаем в силу ее ограниченности. Вторая версия говорит о том, что первая часть, где все закручивается - это сон Дианы - блондинки из второй части. Это больше похоже на правду, но и это слишком поверхностно.  Сколько бы не спорили, кто и когда спит в фильме Дэвида Линча Mulholland Drive, ясно одно – мы имеем дело с проявлением чьего-то бессознательного. Здесь описываются два алхимических процесса: анализ - разделение на сознательное (свет) и бессознательное (тьма) и синтез (встреча света и тьмы). Другими словами - мистерия воссоединения.Абсолютно положительная, светящаяся изнутри блондинка Бетти противопоставлена темной, мутной, явившейся из ниоткуда брюнетке Рите. Черная коробочка, которую нашли в сумочке Риты олицетворяет то самое бессознательное, которое для сознания представляется невероятной загадкой и смертью. Две противоположности выделены. Бетти настолько светлая, что порой доходит до абсурда - хотя бы сцена, где она приезжает в аэропорт просто невероятно счастливой или, где все без исключения восхищаются ее актерской игрой. А Рита настолько темная, что с ней связан только криминал, смерть детей-наркоманов и полуистлевший труп в неизвестной квартире. Потом происходит синтез: их любовная связь, их химическая свадьба. Уже в этот момент становится понятно, что Бетти уже не будет той же.Но автор не показывает результаты синтеза сразу, он решает нас немного помучить сталкивая с необходимостью понаблюдать за воинственным миром противоположностей. Сначала Рита надевает белый парик и становится похожа на Бетти - вместо обмена мы имеем перекос в белую сторону (альбедо), в сторону сознательного разума, который трясется в агонии при встрече с абсурдом и иллюзией театра "Селенсио". Потом Рита снимает парик и смотрит в черную коробочку - черное поглощается черным.

Здесь, сталкнувшись с абсолютной тьмой, мы попадаем в обитель новой Бетти, которую теперь зовут Диана (новое имя после инициации – все как положено). Диана - имя богини, которая соответствует Луне, что еще более подчеркивает альбедо.

Театр Селенсио - это храм, где происходит ритуал химической свадьбы. Человек за кафе –алхимический nigredo. Он держит черную коробочку с бессознательным. Тот, у кого от страха глаза велики – молодой человек в начале фильма, не выдерживает встречи с ним еще в начале фильма, наталкивая нас на мысль, что не нужно лезть свиным рылом в парчовый ряд. Киллер – Мефистофель из «Фауста», который дает ключ от тайны, но не говорит, что этот ключ открывает.Чтобы объяснить чисто человеческий аспект, который, несомненно присутствует в сюжете фильма, скорее всего, Риту можно считать тенью Бетти. Не даром они одного пола. Весь фильм светлую Бетти неукоснительно тянет немного "потемнеть" - она готова пожертвовать своей карьерой ради встречи с темной стороной. Но вместо того, чтобы идти дальше, она погрязла в своей тени.Теперь одержимая Венерой Бетти стала темной изнутри (Наоми Уотс это прекрасно изобразила), можно сказать, что ее теневая сторона вырвалась наружу, в сознание, поэтому она стала способна на убийство. Соответственно, ее светлая сторона была вытеснена в бессознательное и стала тенью новой Бетти (Дианы). Эта новая тень, бывшая когда-то в сознании оказалась еще ужаснее, чем предыдущая – скрытая тень, которая могла таить что угодно. Дед с бабой, ползущие из-под двери олицетворяют прежнюю открытую, общительную Бетти, которая найдет язык со всеми. Воспоминание о своем успехе, несовместимое с ее новым характером (т.е. по сути еще одна встреча с тенью) превратилось в навязчивый кошмар и довело ее до самоубийства.

В конце по всем правилам магического ритуала исполняется знак бога молчания Гарпократа - появляется некто – доселе молчаливый свидетель – женщина в ложе, произносящая «Селенсио»!!!


Свежий взгляд :) Хотя у меня не было никакого желания искать "расшифровки" фильма или анализировать его, достаточно было самого переживания. Мне он показался похож на уроборос, такой же "кольцевой".

Кстати у Линча часто проскакивает тема блондинки и брюнетки - "Lost Highway", "Blue velvet" и т.д.

--

Inter haedis locum praesta, Et ab oves me sequestra!