II Европейская конференция по аналитической психологии


Вслед за успехом первой Европейской конференции, прошедшей в Вильнюсе, в Литве, мы рады пригласить вас в Санкт-Петербург к участию во второй конференции. Темой этой конференции будет «Пограничье» (Borderlands). На конференции будут представлены пленарные доклады и состоятся круглые столы. Воркшопы будут проводиться в четырех параллельно идущих секциях, работа которых будет сосредоточена на исторических, культурных, клинических или научных аспектах общей темы «Пограничья». Участники смогут воспользоваться возможностью полного погружения в тот или иной аспект темы или по выбору посещать секции, заинтересовавшись какой-либо темой. Программный комитет стремится предоставить достаточно пространства для переработки динамики, которую поднимет затронутая тема, и для рефлексии. С этой целью на конференции будут проводиться «матрица социальных сновидений» и дискуссии в малых группах. Бронируйте участие на www.jungianconferences.com Программный комитет: Кэтрин Краузер (SAP), Гражина Гудайте (LAAP), Всеволод Калиненко (РОАП), Барбара Миллер (NAAP, AGAP), Марианна Мюллер (SGAP, AGAP), Йорг Раш (DGAP), Герт Зауэр (AGAP, DGAP), Мюррей Стайн (SGAP, AGAP, CSJA), Катерина Веццоли (CIPA), Джен Винер (SAP,Председатель). Организационный комитет: Прамила Беннетт, Марианна Мюллер (SGAP), Татьяна Рудакова (РОАП, сопредседатель), Мадина Слуцкая (РОАП), Мартин Стоун (AJA,сопредседатель).
С 30 августа по 2 сентября 2012 г
Некоторые темы докладов и мастерских:
30.08
М.Решетников: Психоанализ в России - пограничье между прошлым и будущим.
Дж.Бернштейн: Пограничье между тьмой и светом - откуда приходит свет при травме.

31.08.
К.Шеллински: Сновидения и экзистенциальные проблемы клиентов, члены семей которых погибли или пропали без вести.
Б.Сарториус: Аналитическая психология как монстр герменевтики.
Дж.Хилл: От рассеивания к воссоединению: перенос, обучение, коллегиальные отношения.
В.Цивинский: Пространственная метафора утопии в российской ментальности.
В.Тибодье: Пограничность в юнговских детстве, жизни и теории.
У.Прамесгубер: Сабина Шпильрейн между Фрейдом и Юнгом, ее вклад в психоанализ.
Л.Руффа и И.Джонанжели: Тело как предел, пределы тела (две подростковые истории).
Й.Инспектор: "Танец на пороге пещеры во время захода солнца" (жизнь в пограничье нервной булимии)
***
Дж.Доурли: К.Г.Юнг и Т. де Шарден в диалоге о психической и эволюционной энергии.
Т.Капасинскас: Религия с точки зрения эволюционной генетики и в диалектическом взаимодействии с индивидуацией.
К.Ношис: Уличные встречи с коллективным бессознательным.
Б.Сакко: Предел, тело и идентичность - как приближение в пределу изменяет наше самовосприятие.
Ф.Бизаньи: Интерпретация, эмпатия, аффективное регулирование в достижениях пост-юнгианского детского анализа.
Ю.Вудхед: Замысловатый танец на границе между собой и другим (случай детско-родительской психотерапии)
М.Висма: Миф индивида.

(продолжение следует...)  

самое безобидное название последней темы в сообщении. остальные мне без содрогания, читать невозможно

============ "Чтобы тебе ни говорил продавец саженца на рынке, узнаешь и оценишь все тогда, когда получишь плод, дождешься его.” Старец Антоний

То ли еще будет... ;)
Интересно, а сайт какой - нибудь существует, где можно почитать....
Размечталась?
Далее...

01.09.
Ф. Мартен Валле: Что нейронаука может нам сказать о клинической практике?
У.Колман: "Тот, кто внутри ореховой скорлупы, и Король бесконечного пространства" - воплощенная самость и ее интенциональный мир.
А.Шерер: Пограничье - архетипические темы на пороге.
В.Попович: Душа и нарратив.
К.Гайяр: Ресурсы, резоны, результаты, пределы сотрудничества с фрейдистскими психоаналитиками.
Л.Нортон: Футбол в безлюдном месте, или сумеем ли мы сыграть синхронистично?
М.Мэтью: Пересекая границы психе, культуры, материи - что означает синхронистичный и паранормальный опыт в анализе.
Г.Бурда, Г.Лангвилер: Unde Bonum - о первосцене этики.
Е.Шалит: Воссоединение и реколлективизация - переходная личность в поиске воспоминаний.
***
Э.Триттибах: Лицо социальных медиа.
Е.Володина: Кроссворды миров: границы пространства и времени.
И.Аньелло, А.Япоче: Ксенопатия и свидетельская этика.
Дж. Мерчант: Аналитик как раненый целитель-шаман.
У.Виртц: Betwixt and Between - пребывание и деяние в терапии травмы. 
Ф.Николлс, А.Кавалли: Между берлинской стеной и безлюдьем - работа с границами в консультационном кабинете.
Х.ван ден Хуфф: Квантовая механика и аналитическая психология anno 2012 - гилбертово пространство как математическая модель психики.
Г.Мидбое: Эллиптика диалога между аналитической психологией и теорией систем.
Э.Гордон, К.Перри, С.Райт: Анализ в пограничье - опыт в Санкт-Петербурге.
Г.Бовензипен: Работа с подростками и молодежью.

02.09
Дж.Кэмбри: Размышления о двунаправленности влияния в кросскультурной аналитической работе.
Р.Уорнрайт: Научение движению - воображение и живое тело.
Ф.Паркс: Любовь в пограничье - трансцендентное пространство в операх Вагнера.
Ю.Данько: Сновидение и бардо - пограничная территория и переходное пространство
Н.Фурлотти: Близок ли конец света? Взгляд на движение эонов с помощью  пространственно-временной концепции майи.
П.Амманн: Конфронтация на границе - Когда Юнг в уединенной долине встретил лекаря... Размышления о встрече западной психотерапии и исконного местного знания.
И.Абрамович: Давайте пересечем некоторые границы (хоть иногда)...
Е.Пуртова, М.Лосева: Достоевский и аналитическая психология - пространство напряжения и дуальности души современного человека.
Конференция, значит, уже началась. Кто-нибудь отзыв потом напишите, пож-та.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Помимо отзыва, интересует сборник текстов. Будут ли делать сборник конференции?
Sorella 2012-08-22 22:09:36
М.Решетников: Психоанализ в России - пограничье между прошлым и будущим.
Были предоставлены данные по истории развития психоаналитического движения в России до сталинского запрета и в пост-советское время; статистические данные по количеству психотерапевтов на 10000 чел, по тематике проблем, с которыми люди обращаются за консультациями и терапией,  по обучению специалистов. Был предложен курс на сотрудничество всех специалистов, которые работают с переносом и сопротивлением.

Sorella 2012-08-22 22:09:36
Дж.Бернстайн: Пограничье между тьмой и светом - откуда приходит свет при травме.
Доклад был посвящен особому состоянию психики - borderlands, которое предлагается отличать от borderline, так как для первого характерна большая стабильность, связь психики с природой, первобытность в хорошем смысле этого слова.
Травма ("тьма") по определению означает диссоциацию, но ее следует, по мнению докладчика, рассматривать не только как расстройство, патологию, но и как состояние, обладающее трансцендентным позитивным потенциалом ("свет"). Borderlands-состояние характеризуется "трансрациональным" опытом, преодолевающим общепринятые представления о патологии и норме. Это касается не только индивидуального, но и коллективного жизненного опыта, проявляется в виде невоможности для политических систем принять факт коллективного кризиса, например, глобального потепления и его последствий. Был представлен случай из практики, в котором ярко проявлены особенности мировосприятия и жизненного стиля borderlands-личности. В сб 8.09.12 в Москве он прочитает лекцию на сходную тему.
Sorella 2012-08-22 22:09:36
К.Шеллински (Женева, Швейцария): Сновидения и экзистенциальные проблемы клиентов, члены семей которых погибли или пропали без вести.
Те, кто приходят в жизнь вслед за умершими, кто был зачат или рожден чтобы заменить умершего члена семьи, могут испытывать особые болезненные переживания. Эти переживания могут настигнуть их позднее, ведь им приходится жить "за себя и за того парня". Смерть подкрадывается как вор и крадет самую суть их жизни, их личностной идентичности.
Исследования показывают, что широкий диапазон симптомов - расстройства идентичности, депрессии с суицидальными намерениями, расстройства личности, трудности в отношениях - могут порождать "детей-заместителей", которые даже и во взрослом состоянии могут столкнуться с виной за то, что они выжили, или с незавершенным гореванием родителей или с идентификацией с покойным. Психологические последствия передаются через 1-2 поколения, обычно бессознательно.
Аналитическая психология оказывается эффективной при анализе таких людей, может помочь отступить от бездны психического небытия и облегчить процесс становления собой. Анализ помогает обнаружить смутные воспоминания об утерянной подлинности, обрести свою Самость и идентичность, которая была скрыта смертью другого человека.
В докладе были представлены примеры образа себя у ребенка - заместителя, передачи проблем через поколения, специфики детско-родительских привязанностей в такой ситуации.
На коллективном уровне аналитическая психология делает свой вклад в "дело мира", делая "смертоносные" проекции и "убийственные" тени осознанными. Через два-три поколения после Второй Мировой войны, в которой погибло более 26 млн человек только в России, отзвуки тех смертей продолжают проявляться в сновидениях и в экзистенциальных вопросах детей и внуков тех, кто был рожден ребенком-заместителем.
Доклад сопровождался минутой молчания, фотоматериалами о Тане Савичевой, о блокаде Ленинграда, был потрясающим по эмоциональному накалу.
Sorella, спасибо за отзыв.
Мне кажется тема "заместителей" умерших далеко не нова  - я давно об этом читала. Хеллингер, не к ночи будь помянут,  кстати, тоже изучал ее. Показательно то, что западные специалисты обращаются к опыту русских во Второй Мировой войне и темы имеют прикладное значение к нашей постсоветской действительности. Интересно было бы, если не посмотреть слайды, то прочесть текст выступления.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).

а я бы с удовольствием ознакомилась подробнее с "Пограничье между тьмой и светом".

и с утра прочитала про Таню Савичеву, чест слов, как дети выдерживают такое?

Sorella 2012-08-22 22:09:36
В.Цивинский (С-Петербург): Пространственная метафора утопии в российской ментальности.
В качестве отправной точки докладчик использует истории своих пациентов, потерявшихся в "пограничье" между внешней и внутренней реальностью и нашедших в нем своего рода "психическое убежище" (Стайнер). Корни этого состояния уходят глубже, чем в личную историю пациента, они также обнаруживаются в мифологии утопии (греческое "не-место"/ англ.No-land), характерной для российской ментальности.
В отчаянном поиске Спасителя, происходящем в российском обществе и в нарративах пациентов, прослеживаются такие пост-юнгианские метафоры как архетипическая диада Иова и Яхве (Шварц-Салант) и архетипический паттерн "история жертвы" (Кристиан рослер).



 София Сил (Люксембург): От ничейной территории к пограничью - исцеление ранней травмы.

Диссоциативный процессы при ранней травме создают ничейную территорию там, где должна была бы развиться область пограничья, то есть лиминальной сферы психики, подобной переходному пространству Винникотта, где структура эго временно ослабляется ради эволюции и трансформации. Пограничье чем-то сходно с "таможней" или "дипломатической службой", "пограничным постом", которые обеспечивают эффективную циркуляцию людей и информации при наличии четких условий обмена.
Однако в травмированной псхике лиминальная область похожа на зону боевых действий с прорытыми траншеями и воронками от снарядов, в ней царит отчаяние и хаос, и нет ни закона, ни порядка. Внутренний мир похож на минное поле, внешний мир воспринимается как враг, готовый напасть, против которго нужно сражаться, либо сдаться ему в плен бесконечного навязчивого повторения психосоматических мучений.
В докладе приведены примеры жизни на "ничейной территории" и подчеркнуты особенности терапевтического процесса, когда терапевту нужно получить право доступа к ничейной территории (перенос), оценить ситуацию на местности (регрессия), обнаружить мины (регулирование и проработка травматических аффектов), обустроить и развить пограничные "земли".
 
Ютта 2012-09-06 09:24:16
и с утра прочитала про Таню Савичеву
Ютта, где прочитали с утра?

 ---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Sorella 2012-08-22 22:09:36
Л.Руффа и И.Джонанжели (Рим, Италия): Тело как предел, пределы тела (две подростковые  истории).
Интенсивные эмоции подростка часто приводят его к ощущению, что не он обладает телом, а тело обладает им. Оно воспринимается сознанием как ненадежное вместилище и это вызывает такой гнев и агрессию на него, которые начинают затапливать эго и их необходимо контейнировать. В приведенных примерах пациенты безжалостно атаковали собственное тело, и в терапии  задачей стало совместное размышление о физических повреждениях как о воплощении психических ран, об их глубоком смысле.
Психическая боль, которая остается не символизированной, становится симптомом, разрывом кожи, повреждением сомы. Эти раны отражают и конечность существования человека, особенности индивидуальности, свойства границ личности, свойства Самости.  Именно кожа - тонкая мембрана, крайняя периферия тела, является вместилищем и оболочкой, объединяющей и очерчивающей осязаемые границы самости. Часто - это область неуверенности и смущения, место обмена, коммуникации и дифференциации, сепарации и соединения внутреннего и внешнего, областью предела личности и ее телесности.
Sorella 2012-08-22 22:09:36
Й.Инспектор (Лондон): "Танец на пороге пещеры во время захода солнца" (жизнь в пограничье нервной булимии)
Расстройства пищевого поведения (в частности, булимия) обычно сопровождаются пограничным расстройством личности. Симптомы булимии могут воплощать дихотомию мышления "все или ничего", сложности саморегуляции и эмоционального самоконтейнирования. Приведен пример терапии молодой женщины в течение 5 лет, страдающей от выраженной булимии. Терапия привела к исследованию психической области между безумием и разумом, различными психиатрическими диагнозами, к размытым границам, к идеализирующему и эротическому переносам, к пограничной области между "материнским" и "отцовским", "маскулинным" и "фемининным". За все это время пациентка рассказала в терапии лишь 4 сновидения, причем в последние месяцы терапии.  Они отражают переход из лиминальной области в более определенное пространство психики, где возможно мышление и чувствование.
Флейта, кратко в википедии.
Те, кто приходят в жизнь вслед за умершими, кто был зачат или рожден чтобы заменить умершего члена семьи, могут испытывать особые болезненные переживания
======
Очень интересная тема Сорелла. Спасибо.
На лекцию Бернштайна попала  под конец, когда он уже отвечал на вопросы слушателей. Услышала про своеобразную песочную терапию, которую применяют индейцы навахо, когда нужно решить ту или иную проблему.  В специально отведенном для этого месте они собираются и строят рисунок из цветного песка. Потом в центр этого рисунка помещают человека, которому требуется помощь, и строят рисунок уже на нем (посыпают его песком). Они строят дороги, по которым приходят духи.
Сорелла, Берштайн ничего такого не рассказывал на лекции в Питере? (надеюсь, что все-таки увижу запись московской лекции целиком).
Нет. Что было в Питере у Бернстайна, я написала выше.
Дж.Камерлинг, Ф.Густафсон (Чикаго, США)  "Поднимая вуаль"

В 21 веке "вуаль" стала символом, в каждой культуре нагруженным различными смыслами: ее могут понимать как традиционный предмет одежды арабских женщин - прячущий, защищающий, призывающий к смирению, как религиозное самовыражение или как политическое высказывание. Вуаль настойчиво утверждает полярность установок и верований, навлекает на себя теневые проекции комплексов как в западных, так и в исламских странах, которые питают как внешние, так и внутренние культурные конфликты. За "вуалью" стоит принцип женственности, вытесняемый и подавляемый как на востоке, так и на западе.
Влияние 11 сентября заставило культуру Северной Америки осознать свою уязвимость. Она была тяжело травмирована, ей потребовались глубинные защиты культурной психики. Большинство американцев почти ничего не знали о том, почему на них напали и что такое Аль-Каида.
Исламская культура также переживает серию поражений, угрозу в результате многолетних междоусобиц, западной колонизации и эксплуатации, а также - глобализации, угрожающей стабильности традиционного исламского общества.
В докладе авторы пытаются исследовать историю формирования и взаимодействия исламских и американских коллективных комплексов.


Д.Доурли (Оттава, Канада) "Юнг и Тейяр де Шарден: есть ли граница между психической и эволюционной энергией?"

Доклад высвечивает шесть соответствий в концепциях энергии этих мыслителей: энергия управляет личной интеграцией и взаимосвязью с миром; разворачивание этой энергии смещает нас от обескураживающей случайности к осознанной необходимости; изначальная энергия и самосознание человека взаимно восполняют друг друга в процессе жизни; отрицается дуалистический сверхнатурализм, аристотелевский субстанциализм; оба сомневаются, что западная религия справляется с задачей построения образа будущего.  Оба предлагают универсализм, которые делает относительными любые притязания на  воплощение абсолютного в конкретном человеке или обществе, но в то же время не отрицают влияние абсолютного на нас через психическую и эволюционную энергию.
Т. Капасинскас (Чикаго, США) "Эволюционная генетика, "встроенная" религиозность и роль индивидуации"

Исследуется пока еще провокативное понятие эволюционной генетики - что религиозность стала "встроенной" в геном человека, потому что содействует адаптации в группе либо через вовлечение и подстройку, либо через групповую селекцию определенной черты личности. Подчеркивается, что религия играет большую роль в усилении сплоченности группы и повышая ее статус по отношению к нерелигиозным группам, особенно при конфликтной конкуренции и борьбе за объект желания.
Сопоставляются юнговские представления об индивидуации как об ориентире в системах ценностей и традиция эволюционного выравнивания в группах. Ключевой вопрос доклада - делает ли Юнга "героем нашей эпохи" его основополагающий принцип баланса психических противоположностей?
Сорелла,   
Sorella 2012-09-10 09:24:57
религиозность стала "встроенной" в геном человека, потому что содействует адаптации в группе либо через вовлечение и подстройку, либо через групповую селекцию определенной черты личности
Автор, наверное, ничего и не знает о религиозности, кроме групповой религиозности, тех наивных людях, которые твердят себе с убеждением, что они были сотворены Господом, а не произошли от обезьян (сам видел недавно такого человека).
 
Сорелла, посмотрите личку.
Те, кто приходят в жизнь вслед за умершими, кто был зачат или рожден чтобы заменить умершего члена семьи, могут испытывать особые болезненные переживания. Эти переживания могут настигнуть их позднее, ведь им приходится жить "за себя и за того парня". Смерть подкрадывается как вор и крадет самую суть их жизни, их личностной идентичности. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------У моей второй пациентки, молодой девушки Джуди, было, казалось бы, вполне счастливое детство. Ее отец эмигрировал в Америку из Восточной Европы еще до войны, а мать в Америке и родилась. Брак родителей был спокойным, но по временам отец замыкался в себе, как бы отсутствовал. В подростковом возрасте у Джуди были значительные нарушения, и ей помог длительный анализ, в котором был проработан эдипальный и доэдипальный материал. Ее предыдущий аналитик направил ее ко мне, поскольку она собиралась в Лондон. Она была коренастой девушкой с неуклюжим телом и невыразительным лицом, и я изумилась, услышав, что она приехала в Англию учиться на балерину. Мне показалось, что у нее несколько нарушено чувство реальности в самовосприятии, и я не удивилась, узнав о ее неудаче. Тем не менее, она упорно добивалась своего. Когда образовался лечебный союз, Джуди доверилась мне в достаточной мере, чтобы поведать о некоторых странных своих действиях. В частности, живя в студенческом общежитии, где хорошо кормили, она каждую ночь, когда выключали свет, кралась вниз, во двор, где стояли помойные бачки. Она рылась в них в поисках объедков, подбирая хлебные корки и прочие огрызки, которые так же воровски, прячась в темноте, съедала. Это поведение было настолько странно, что я заподозрила психотическое отыгрывание и решила, что Джуди гораздо серьезнее больна, чем я думала вначале. Сеансы продолжались, и я начала осознавать, что про себя разговариваю не только с Джуди, но и с кем-то еще, кто проник в ее тело и ее сознание.

Это была проекция на меня собственного состояния сознания Джуди. Я не могла уже не спросить, нет ли у нее второго имени. Да, ее зовут еще Эльза, в честь молодой тети, папиной сестры, которую замучили в концлагере. Она училась на балерину и погибла в девятнадцать лет, в том самом возрасте, когда Джуди отправилась в Европу, чтобы стать балериной. Это ее мать все ей рассказала, а отец никогда не упоминал сестру или мать, участи которых он избежал, эмигрировав.

Тогда мы обе поняли, что Джуди жила в двойной реальности — своей собственной жизнью и (в фантазии) жизнью Эльзы в концлагере. Оказалось, ее принцип реальности был так же нарушен, как и ее образ своего тела, что я и отметила вначале. Странный симптом исчез после того как бессознательная фантазия была осознана и мы смогли ее проработать. Я рада сообщить, что она бросила безуспешные попытки стать балериной. То, что показалось психозом, было локальной неудачей в оценке разницы между реальностью и фантазией.

Наученная анализом своего контрпереноса, я заинтересовалась, не могла ли неудача Джуди в оценке разницы между реальностью и фантазией быть отчасти обязана вытесненной скорби ее отца о сестре, о которой он никогда не говорил. Через свой контрперенос я словно увидела приезд девятнадцатилетней Джуди в Европу глазами ее отца: как одно целое возвращались туда его дочь и девятнадцатилетняя Эльза его фантазии. Те же явления я наблюдала у девушки, чья старшая сестра погибла в концлагере задолго до рождения младшей.Динора Пайнз.Бессознательное использование своего тела женщиной.гл.12.удар катастрофы по будущему поколению.http://www.psychol-ok.ru/lib/pines/bistg/bistg_13.html