К существенным свойствам человека относятся его способности. Способности и деятельность органично взаимосвязаны. Человеческие способности
возникли и развились в процессе труда.
Способности - это свойства человека, проявляющиеся в учебной, научной и иной деятельности и является необходимым условием ее успеха.
Каждая способность человека - это его сложное свойство, внутренняя возможность соответствовать требованиям, которые ставит перед ней деятельность, опираясь на опыт, полученные знания, умения и навыки. Способности обнаруживаются в процессе овладения знаниями и выработки умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности.
Различают природные (непосредственно связаны с врожденными задатками элементарные восприятия, памяти, мышления и др.) и специфические человеческие способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде.
Выделяют общие, специальные и коммуникативные способности личности.
1) Общие способности определяют успехи человека в важнейших видах человеческой деятельности (например, развитие памяти, интеллектуальных задатков, способность чувствовать, думать, воспринимать и т.п.).
2) Специальные способности способствуют успехам человека в специфических видах деятельности, их называют профессиональными, специфическими (например, организаторские, спортивные, математические и т.п.).
3) Коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые характеризуются умениями легко и быстро устанавливать контакты с субъектами общения. Способности проявляются во всех сферах деятельности человека. Они подразделяются на определенные виды по содержанию и характеру деятельности.
Так, выделяют способности к обучению, рисования, музыки, спорта, науки, коммуникативные, артистические и т.д.. Развитие способностей целиком зависит от спроса, на который, в свою очередь, влияют разделение труда и порожденные им условия образования. Ведущую роль в развитии способностей личности играют условия жизни, учебы, образование и воспитание.
Талант (греч. talanton - вес, мера, уровень способностей) - это сочетание специальных способностей, что позволяет создавать новые, общественно значимые продукты деятельности.
Талантливым можно быть в различных видах деятельности. Особенность таланта заключается в творческом подходе к выполнению конкретного вида деятельности. Под творчеством понимают нечто новое, никогда ранее не существовало и ориентированное на приспособление к определенным психологическим и социальных условий.
Или автор темы намекает, что присутствующие на форуме бездарные личности, или автор написал реферат и решил проверить правильно, аль нет у сторонних людей.
Marsha 2012-08-29 23:26:49 Ащё про задатки забыли написатьПро креативность тоже можно.
Dtkeyl 2012-09-02 19:07:47 Способности и одаренность - одно и то же?Dtkeyl, как Вы считаете, бывают ли способности без одаренности и одаренность без способностей?
Товарищи, одаренность это творческая способность рождать НОВЫЕ идеи. Способности же могут быть просто способностями, развитыми до упора, или чем - то ограниченными в разной степени.
зетолга, творческая одарённость и есть способность к тому, чтобы рождать новые идеи. Одарённость к тому же может и не только в области идей проявится, а и в создании образов, пожалуйста, Вам, живопись. Как таковой меры способности не имеют.
Minor, не тормозите, идеи - это во всех областях идеи.... в живописи, в физике, в химии. У меня, допустим, есть способности к рисованию, но одаренности нет.
Сейчас я вас запутаю.
...Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.
Лишь по прошествии полувека пришло осознание того, что признаком высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное — оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов оценки.
В английском языке эта особенность получила название креативности. Ввиду неблагозвучия буквального перевода, который по-русски звучал бы как «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. «Креативность – это процесс дивергентного мышления» (Гилфорд).
Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество)
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук; опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов, выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.
5. Способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Легкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
1.3. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.... \из коллекции интернет-рефератов :)\ --- "Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Ну да, ромб и квадрат - оба четырехугольники, у которых все стороны равны... только квадрат можно назвать ромбом, а ромб квадратом - не всегда, но зато ромб и квадрат можно назвать параллелограммами, но параллелограмм не во всех случаях является ромбом или квадратом, но все три - четырехугольники... смотря как повернуть или растянуть.
Примеры разных контекстов, в которых используются эти растяжимые понятия способностей и одаренности на мой стол, и я подпишу зачетку. :).
-- "Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).