помогающие профессии

К «помогающим» профессиям можно отнести деятельность медицинского работника, психолога, социального работника, педагога, священнослужителя. Все эти профессии объединяет то, что их деятельность заключается в непосредственном оказании помощи, прежде всего людям несчастным, больным, или же неспособным найти свое место в жизни. Для большинства людей трудно в течение 15 минут выслушивать душевные излияния соседки или подруги, жалующейся на жизнь. Людям «помогающих» профессии приходится часами погружаться в проблемы других людей. Что же заставляет других людей посвящать свою жизнь проблемам и страданиям других людей, ежедневно сталкиваясь с несчастьем? Мы, конечно, можем допустить какую-то роль случайности в выборе «помогающей» профессии, однако этот выбор зачастую предопределен бессознательными мотивами. Так Зигмунд Фрейд считал, что в основе стремления помогать другим людям лежат детские фрустрации. Это могут быть: насилие, как физическое, так и сексуальное; серьезные семейные проблемы, алкоголизм родителей, психические заболевания близких родственников, ранняя смерть отца или матери. Анна Фрейд отмечала, что один из самых изощренных механизмов защиты – это самому стать психотерапевтом. Иными словами, человек стремится удовлетворить с помощью других те потребности, которые оказались неудовлетворенными у него самого: «лечим» свои же раны. Возможно в детстве лица «помогающих» профессий пережили сильную депривацию — (deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. Испытывая вечное чувство вины, и изо всех сил пытаясь вернуть связь с родителями, которую, как им кажется, они сами же и разрушили, они были вынуждены развивать в себе непреодолимую потребность в сохранении и восстановлении любых отношений, считает юнгианский аналитик Кристофер Пери.В аналитической психологии больной и целитель – фигуры архетипические. К.Г. Юнг понимал под архетипом врожденные стереотипы человеческого поведения. В архетипической ситуации человек действует в соответствии со скрытой в нем фундаментальной схемой, типичной для каждого. Целитель и пациент – это аспекты архетипа «раненный целитель» - это образ кентавра Хирона. Обучающий искусству исцеления кентавр Хирон обычно изображался страдающим от неизлечимых ран. Архетипический образ Хирона соединяет в себе противоположности: способность исцелять и ранимость. Как все архетипические образы он биполярен, т.е. позитивен и негативен одновременно, колеблясь, подобно маятнику, между крайними положениями. При контакте с «внешним» полюсом архетипа активизируется полюс «внутренний». Когда человек заболевает, проявляются черты архетипа врач – больной. Больной стремится получить помощь у «внешнего» целителя, в то же время у него активизируется целитель «внутренний». Это психологическое явление получило название «исцеляющего фактора», помогающего ничуть не меньше врача «внешнего». Многие болезни и травмы требуют врачебного вмешательства, но ни один врач не сможет помочь, если отсутствует «внутренний» врач, если пациент не хочет выздоравливать. Человек «помогающей» профессии может бессознательно расщепить собственный образ так, что будет воспринимать себя здоровым, сильным, активным, знающим как надо, и проецировать другую половину образа на пациента (ученика, клиента и т.д.), который становится в таких отношениях слабой, больной, пассивной стороной. В соответствии с таким восприятием сепарация от врача, психолога, наставника становится почти невозможной. Различия преувеличиваются, и тот, кто оккупировал положительный полюс образа (целитель, духовное лицо, гуру и т.д.), может подвергнуться идеализации и восприниматься как участвующий в отношениях с отдаленной, возвышенной позиции. Такой врач не способствует проявлению у своего же подопечного исцеляющего фактора. Он является только целителем, а пациент – только больнымПроблематика названных профессий имеет одну общую черту – проблему расщепленного архетипа. Они могут становиться «раненым целителем» или вытеснять один полюс архетипа, проецируя его вовне, и тем самым оказываясь под влиянием той или иной формы стремления к власти. В то же время необходимо отметить, что выбор «помогающей» профессии может быть свидетельством достаточно зрелого уровня развития личности: лишь немногие люди испытывают желание сталкиваться лицом к лицу с человеческими несчастьями, у них хватает на это мужества. Безусловно, работая в «помогающей» сфере деятельности, необходимы «жертвование» и так называемый «здоровый» мазохизм: способность выдерживать дискомфорт и менять комфорт на дискомфорт, когда этого требуют социальные отношения. Характеристика «помогающей» личности Хью Иди выявил профиль «помогающей» личности. Для этих лиц характерно: - идеализированный образ себя: призыв к любви; - вина: ненависть к себе и самокритика; - компульсивно-обессивные черты; - выраженное подавление сексуальности и агрессивности; - пассивность, уступчивость, конформизм; - стремление разрешать конфликты мирным путем; - интропунитивная (самонаказующая) враждебность и отвержение себя; - симптомы стресса. Изначальный конфликт лиц «помогающих» профессий заложен в предположении, что если человек отрицает себя и свои потребности, то это способствует любви к нему окружающих. Необходимость любить других подпитывается еще и страхом изоляции. Чтобы уменьшить этот страх, «индивид источает любовь и тепло, одновременно нейтрализуя любые агрессивные импульсы». Так формируется патологическая мазохистическая установка, ведущая к внутреннему конфликту и саморазрушению.Х. Иди полагает, что «именно идеализация собственного образа является «трамплином» для личности помогающего типа. Такой человек руководствуется внутренними моральными обязательствами, которые делают его жизнь скроенной по шаблонам того, что он «должен» и чего «не должен» делать». Склонность к идеализации усиленно поддерживается и социо-культурными ожиданиями. Существует определенное коллективное представление о враче, священнике, адвокате, учителе. Коллективные образы, как правило, двойственны. Светлые, позитивные аспекты продублированы аспектами темными, негативными. Лица «помогающих» профессий должны признать и постоянно напоминать себе, что они всегда рискуют попасть под влияние как собственной Тени, так и под проекцию Тени пациента. Тень - по К.Г. Юнгу – это темная сторона личности, профессии, то чем человек не имеет желания быть. При этом Тень содержит не только наши отрицательные аспекты, но и жизненно необходимые для нормального функционирования взрослого человека. Для людей «помогающих» профессий болезненные выпады со стороны внешнего мира становятся основным источником тревоги и стресса, поскольку противостояние агрессору считается недопустимым. Они предпочитают смириться, но это происходит ценой потери самоуважения. «Помогающий» индивид идентифицируется с негативными аспектами «комплекса мученика», в котором сочетаются покорная уступчивость с обидой, боль и горечь, самонаказание с обращением гнева против самого себя. Далее следует депрессия, часто под маской разнообразных психосоматических проявлений, таких как поражения кожи, язвенный колит, проблемы пищеварения, мигрень, жалобы на боли в суставах и сердце и др. Внутренние связи с душой нарушаются, и то, что относится к психике, вынуждено проявлять себя на уровне тела. Иногда физическое заболевание кажется единственной возможностью позволить другим заботиться и ухаживать за собой, не испытывая чувства вины. Это к вопросу об опасностях, которыми чреваты «помогающие» профессии.Уязвимость людей, занятых работой с чужими проблемами, еще и в том, что слушание – это активная работа, которая требует огромных затрат энергии. Это может привести к истощению, как эмоциональному, так и физическому. Люди «помогающих» профессий затрачивают ежедневно много душевных сил на эмпатию. Это делает их восприимчивыми к «психической инфекции» и в значительной мере объясняет, почему они чаще подвергаются различным заболеваниям, нервному истощению, вредным пристрастиям. Кроме того нельзя недооценивать стресс, которому подвергается человек, постоянно играющий роль при патологической идентификации с Персоной. В психологии Юнга Персона – это термин, обозначающий маску, оболочку, паттерны поведения, ожидаемого от любой социальной роли (врач, священник, социальный работник). Отождествляясь с Персоной человек, утрачивает связь с собственным внутренним миром и полностью сосредотачивается на событиях внешней реальности. Он выглядит пустым, как яичная скорлупа, лишенным содержимого. Опасности «помогающих» профессий: 1. Инфляция Эго с ощущением собственной грандиозности, которое проявляется в поведении. 2. Риск попасть под влияние как собственной Тени, так и под проекцию Тени пациента. 3. Идентификация с негативными аспектами «комплекса мученика». 4. Патологическая идентификация с Персоной. 5. Подверженность «психической инфекции».Направления поддержки лиц «помогающих» профессий: - наличие структуры профессиональной поддержки (профессиональные сообщества), доступ к курсам обучения в профессиональной среде; - регулярный контакт с супервизором или группой; - персональная психотерапия (индивидуальная, в супружеской паре, в группе), главной целью которой является углубленное самопознание и индивидуальное развитие. Вышеперечисленные меры могут помочь: - защитить психотерапевта от «затопления» бессознательным пациента, негативными аффектами пациента; - повысить способность специалиста «реагировать на разнообразные требования к нему в духе агапэ – требования бескорыстной любви - самоотдачи; - снизить до минимума вторжение психопатологии самого психотерапевта в пространство между ним и пациентом Важно уметь заботиться о себе. Если специалист имеет возможность пережить это чувство заботы на себе, он лучше подготовлен к тому, чтобы заботиться и поддерживать другого человека в процессе его психологического развития. Только аналитик сохранивший связь с жизнью, может помочь пациентам восстановить утраченный контакт с реальностью – человек способен дать другим только то, что у него есть. (по материалам статьи Е.И. Терещук "Помогающие" пофессии", журнал "Символдрама", 2010)http://brezgalova-lichnost.ru/simvoldrama/liudi-pomogaiuschich-professiy.html
 

Когда человек заболевает, проявляются черты архетипа врач – больной. Больной стремится получить помощь у «внешнего» целителя, в то же время у него активизируется целитель «внутренний». Это психологическое явление получило название «исцеляющего фактора», помогающего ничуть не меньше врача «внешнего». Многие болезни и травмы требуют врачебного вмешательства, но ни один врач не сможет помочь, если отсутствует «внутренний» врач, если пациент не хочет выздоравливать.

Человек «помогающей» профессии может бессознательно расщепить собственный образ так, что будет воспринимать себя здоровым, сильным, активным, знающим как надо, и проецировать другую половину образа на пациента (ученика, клиента и т.д.), который становится в таких отношениях слабой, больной, пассивной стороной. В соответствии с таким восприятием сепарация от врача, психолога, наставника становится почти невозможной. Различия преувеличиваются, и тот, кто оккупировал положительный полюс образа (целитель, духовное лицо, гуру и т.д.), может подвергнуться идеализации и восприниматься как участвующий в отношениях с отдаленной, возвышенной позиции.

Такой врач не способствует проявлению у своего же подопечного исцеляющего фактора.



И вот такое пациент может и не замечать...
Но на подсознательном уровне у пациента, наверное, будет какой-то протест... Который, наверное, будет подавляться врачем...
И вот такое пациент может и не замечать...
Но на подсознательном уровне, наверное, будет какой-то протест...-------------------------------Снежинка.подумала,что похожее(расщепление ,например,на плохую и хорошую часть,с проекцией плохой части на супруга,ребенка)может происходить и в семье,личных отношениях,там действительно много зависит.способен ли "слабый" дозреть до протеста.Что касается "помогающих"профессий .сейчас читаю книгу ,которую посоветовала Флейта "драма одаренного ребенка",там ребенок вынужден вырабатывать "сверхчувствительность" и быть родителем для своих собственных родителей...

Часто утверждают, что психотерапевт сам имеет аномалии в сфере чувств. Анализируя все сказанное выше, попробуем рассмотреть, насколько эти утверждения соответствуют фактам. Восприимчивость психотерапевта, его способность проникнуть во внутренний мир другого человека, его непомерная оснащенность своеобразными «антеннами» свидетельствуют о том, что еще в детстве он был объектом, который родители и воспитатели использовали в своих целях, что часто отрицательно сказывалось на развитии ребенка.

Разумеется, теоретически вполне возможно, что родители не рассматривали внутренний мир своего ребенка как объект «пользования», то есть с уважением относились к миру его чувств. У такого ребенка со временем разовьется здоровая самооценка, но в таком случае:

1) вряд ли он выберет профессию психотерапевта;

2) едва ли у него сформируется необходимое умеет чувствовать душу других;

3) едва ли его собственные переживания позволят ему понять, что значит «предать в детстве свое Я». Поэтому я считаю, что именно наша судьба сделала нас способными к занятиям психотерапией, но они будут успешными лишь при условии, что «самотерапия» даст нам возможность жить со знанием правды о нашем прошлом и отказаться от наиболее опасных иллюзий. Мы должны осознать следующее обстоятельство: нам пришлось в ущерб собственной самореализации удовлетворять неосознанные потребности наших родителей, чтобы не потерять то немногое, что мы имели. Мы должны уметь пережить возмущение и печаль, вызванные тем, что родители совершенно не понимали наших первичных потребностей. Если же мы не пережили и затем не осмыслили чувства отчаяния, беспомощности и порожденную ими дикую ярость, то мы рискуем перенести на наших пациентов неосознанные переживания нашего детства. И никто не удивится тому, что вытесненные глубоко в бессознательное потребности могут вынудить терапевтов манипулировать людьми, как раньше родители манипулировали ими. Легче всего это проделать с собственными детьми, с подчиненными и пациентами, которые иногда, словно дети, зависят от психотерапевтов.Алис Миллер.Драма одаренного ребенка.

марфа 2012-10-09 10:06:22
Мы должны уметь пережить возмущение и печаль, вызванные тем, что родители совершенно не понимали наших первичных потребностей. Если же мы не пережили и затем не осмыслили чувства отчаяния, беспомощности и порожденную ими дикую ярость, то мы рискуем перенести на наших пациентов неосознанные переживания нашего детства.

 Мы должны пережить...  А как это делать? Как это сделать? Кто как это сделал?

 А как это делать? Как это сделать? Кто как это сделал?

-----------------------------------------------------------------------------------------------Не знаю кто как.я поняла так:например в детстве произошло какое-то "стыдное"событие,как правило мы не хотим его вспоминать,чтобы не пережить опять стыд,если происходит что-то,что напоминает это событие,мы редко осознаем "откуда ноги растут",но может возникнуть какой-то дискомфорт в груди или в желудке,или чувство,что ты не в своей тарелке,если спокойно сесть и дать ему "вырасти" может всплыть "первичное"воспоминание и "нахлынет волна стыда",если дать и ей "вырасти"она дойдет до максимума и схлынет,я так делаю,что-то похожее описывал Ошо при работе с чувствами.

марфа 2012-10-09 15:27:42
...я так делаю,что-то похожее описывал Ошо при работе с чувствами.

 Спасибо, Марфа)
 
кто как это сделал?

 

отслеживать свои реакции и разбираться, находить суть.

марфа, правильно пишет, тело подсказывает, надобно только разобраться откуда эта подсказка и почему всплывает.

Сначала перебрать" по косточкам" все свое детство, найти раны - стыд, вину, потерю себя и пр, дать возможность "выйти гною".

Спасибо, Ютта)
марфа 2012-10-09 10:06:22
нам пришлось в ущерб собственной самореализации удовлетворять неосознанные потребности наших родителей, чтобы не потерять то немногое, что мы имели. Мы должны уметь пережить возмущение и печаль, вызванные тем, что родители совершенно не понимали наших первичных потребностей.
По-моему, "ущерба самореализации " не случится, если понять родителей и посочувствовать им, встать на их место. М.б. это как раз нужная сепарация?
Такое обуздание/ понимание своего эго - на пользу своему развитию. 
Снежинка 2012-10-09 14:41:58
Мы должны пережить... А как это делать? Как это сделать? Кто как это сделал?

 Как один из вариантов:
http://www.youtube.com/watch?v=D1N03gcTB8M
Aspirina 2012-10-10 13:28:53
Как один из вариантов:

 Спасибо, Аспирина :)) Вечером посмотрю. Сейчас нет доступа в ютуб.
марфа 2012-10-09 10:06:22
Мы должны уметь пережить возмущение и печаль, вызванные тем, что родители совершенно не понимали наших первичных потребностей. Если же мы не пережили и затем не осмыслили чувства отчаяния, беспомощности и порожденную ими дикую ярость, то мы рискуем перенести на наших пациентов неосознанные переживания нашего детства.
Часто  на озвучивание детских страданий в борьбе с эмоциональными проблемами в процессе жизни можно услышать такое мнение:
Roha 2012-10-10 10:47:27
По-моему, "ущерба самореализации " не случится, если понять родителей и посочувствовать им, встать на их место. М.б. это как раз нужная сепарация? Такое обуздание/ понимание своего эго - на пользу своему развитию.

Как это все можно совместить? Меня такое вводит в ступор.
Как это все можно совместить? Меня такое вводит в ступор.------------------------------------простить и поставить себя на место другого можно только ПОСЛЕ а не до осознания гнева,злости и т.д.
марфа 2012-10-10 20:24:15
а не до осознания гнева,злости и т.д.

 Думаю, одним осознаванием дело не обойдется. Наверное, надо сначала его как-то пережить, выразить, освободиться от него...
Т.е. вот это:
Мы должны уметь пережить
возмущение и печаль, вызванные тем, что
родители совершенно не понимали наших первичных потребностей. Если же мы не
пережили и затем не осмыслили чувства отчаяния, беспомощности и порожденную ими
дикую ярость...
беда и в том, что они (родители) и сейчас не понимают, и ничего с этим не сделаешь.
шмульке, а почему это беда? Вернее для кого беда?
Взрослый человек сам удовлетворяет свои потребности. Другое дело, что мы продолжаем ждать понимания...
марфа 2012-10-10 20:24:15
поставить себя на место другого можно только ПОСЛЕ а не до осознания гнева,злости и т.д.
Мне кажется, тут нет противоречия: просто этот процесс не одноразовый. Такое понимание приходит, если  стала понятна вынужденность родителя в его поступках. Ребенок сначала не понимает запрета, пока не получит опыт боли, например, свалившись со стула, на котором качался. Тут вопрос времени и протяженности в нем.
 
Клара 2012-10-10 22:48:07
Другое дело, что мы продолжаем ждать понимания...
Может быть, ждем  сочувствия, эмпатии? Понять-то можно, а принять - не всегда.
 
Клара, что поделать, без понимания никак в этой жизни.

Хочется быть понятым, а что - это типа свойство незрелости, невзрослости?

Клара 2012-10-10 22:48:07
шмульке, а почему это беда? Вернее для кого беда?Взрослый человек сам удовлетворяет свои потребности. Другое дело, что мы продолжаем ждать понимания...

 беда для ребёнка, даже если он уже взрослый. ведь есть родители, которые продолжают лезть в жизнь детей, которые ничего не хотят понимать. и остаётся оставаться заложником своих представлений о жизни, если не можешь "послать" и разорвать все отношения, когда объяснять бесполезно.  
Ютта 2012-10-10 22:54:35
Хочется быть понятым, а что - это типа свойство незрелости, невзрослости?

 Хотеть быть понятым нормально. Но когда речь идёт о родителях и есть факт, что не понимают, то далее речь идёт об ожиданиях. Ожидание что тебя поймут - оно тянется из детства, когда ребёнок беззащитен перед миром и единственный его оплот - понимающий родитель, поэтому даже когда умом мы понимаем, что не дождёмся понимания от них в реальности, то внутренний ребёнок на бессознательном уровне всё равно ждёт этого понимания и обижается или злится, не находя его. И человек не может сохранить уровень взрослого.
А если, например, встретился любой взрослый человек и вы не нашли понимания - каждый пошёл своей дорогой и все дела. Если это близкий человек и на взрослом уровне принимаешь его взгляды, то и ради бога, пусть у него будет своё мнение. С родителями всё запутаннее потому что включается этот одинокий непонимаемый ребёнок и выход только один: вырастить внутри себя заботливого родителя и давать это понимание и поддержку самому себе. Можно ли это сделать без поддержки Другого, который вместе с тобой создаст пространство безоопасного и взаимопонимающего пространства - сильно сомневаюсь, ибо мы опираемся на свой опыт и если чего-то нет в нашем опыте, мы не знаем откуда это взять и какое оно, сталкиваемся с неизведанным.  Естественной реакцией на это является страх. Он же и не пускает исследовать новые территории, а заставляет двигаться проторёнными путями, в результате чего, глядь опять на те же грабли...
шмульке 2012-10-11 11:32:49
беда для ребёнка, даже если он уже взрослый. ведь есть родители, которые продолжают лезть в жизнь детей, которые ничего не хотят понимать. и остаётся оставаться заложником своих представлений о жизни, если не можешь "послать" и разорвать все отношения, когда объяснять бесполезно

 Не нужно посылать, нужно спокойно и настойчиво отстаивать свои интересы и потребности снова и снова из состояния любви к ним. Реально это очень трудно.Просто ОЧЕНЬ!!! А если нет своего понимания включения состояния ребёнка, обиды сильны и непроработаны, то просто невозможно.
да, да, вы же всё знаете...

Шмульке, я делюсь своим опытом и это отнюдь не теоритическое знание.  

шмульке 2012-10-11 11:32:49
и остаётся оставаться заложником своих представлений о жизни, если не можешь "послать" и разорвать все отношения, когда объяснять бесполезно.

 Можно "послать" и разорвать, а можно не посылая просто разорвать. Что мешает? Всегда есть варианты. Действительно бывает бесполезно что-либо объяснять. 
Клара 2012-10-11 15:08:26
Шмульке, я делюсь своим опытом и это отнюдь не теоритическое знание.  

 о, я тоже делюсь своим, но он мой опыт, всего лишь
Клара 2012-10-11 12:58:58
Не нужно посылать, нужно спокойно и настойчиво отстаивать свои интересы и потребности снова и снова из состояния любви к ним. Реально это очень трудно.Просто ОЧЕНЬ!!! А если нет своего понимания включения состояния ребёнка, обиды сильны и непроработаны, то просто невозможно.

 Именно для того, чтобы смочь проработать свои обиды, иногда необходимо отдалиться, то есть порвать, хотя бы временно, всякие отношения.  
Aspirina 2012-10-11 15:23:35
Можно "послать" и разорвать, а можно не посылая просто разорвать. Что мешает? Всегда есть варианты. Действительно бывает бесполезно что-либо объяснять.

 "мешает" представления о жизни, не могу пока разорвать, не на столько я взрослым ещё.
шмульке 2012-10-11 16:05:03
"мешает" представления о жизни
Понимаю.