Групповая терапия.

Как действует групповая терапия? Если мы сможем достаточно точно и определенно ответить на этот «простой» вопрос, в нашем распоряжении окажется ключ к наиболее волнующим и спорным проблемам психотерапии. Если выделить те факторы, которые имеют решающее значение в процессе терапии, это может дать терапевтам рациональную основу для выработки своей тактики и стратегии. Я полагаю, что терапевтические изменения являются в высшей степени сложным процессом и что он происходит через непростое взаимодействие различных компонентов жизненного опыта человека, которые я буду рассматривать как «лечебные факторы». Как известно, сложное состоит из простого, а целостный феномен — из составляющих его процессов, поэтому я начну с описания и обсуждения этих фундаментальных факторов. С моей точки зрения, лечебные факторы делятся на одиннадцать базовых категорий: 1. Внушение надежды. 2. Универсальность. 3. Сообщение информации. 4. Альтруизм. 5. Корректирующий анализ влияния родительской семьи. 6. Развитие социализирующих техник. 7. Имитационное поведение. 8. Интерперсональное влияние. 9. Групповая сплоченность. 10. Катарсис. 11. Экзистенциальные факторы. Поиски лечебных факторов, которые могли бы стать общепризнанными, затруднены еще и тем обстоятельством, что переживания, которые испытывает пациент в группе, носят весьма личный характер; исследования показали, что одни и те же события, происходящие в группе, разные люди воспринимают и переживают очень по-разному. Какой-либо опыт может быть важным и полезным для одних членов группы, но в то же время бесполезным и даже вредным для других.1)Внушение надежды и укрепление в ней является решающим лечебным фактором во всех психотерапевтических системах; не только потому, что это позволяет удерживать пациента в группе и, следовательно, лечить его, но еще и потому, что сама вера в исцеление может быть терапевтически эффективной. Исследования показали — чем больше пациент надеется на то, что ему помогут, тем результативнее терапия. Масса задокументированных данных свидетельствуют о том, что эффективность лечения напрямую связана с надеждой пациента на исцеление и его убежденностью в том, что ему помогут.2)Многие пациенты приходят к терапевту очень обеспокоенные мыслями о том, что никто больше не мучается так, как они, что только они одни испытывают страхи, страдают от проблем и неприемлемых мыслей, порывов и фантазий. В этом, конечно, есть доля правды, поскольку многие пациенты имеют свои собственные «наборы» воздействующих на них стрессовых факторов и того, что скрыто у них в подсознании. Их чувство собственной уникальности тесно связано с социальной изоляцией, с трудностями, испытываемыми в межличностном общении, с недостижимостью искренности и раскрепощенности в интимных отношениях. В групповой терапии, особенно на ранних ее стадиях, разубеждение пациента в уникальности его проблем является мощным фактором, способным улучшить его состояние. После того как пациент выслушивает других членов группы и обнаруживает, что он не одинок в своих страданиях, он открывается для окружающего мира, и начинается процесс, который можно назвать «Добро пожаловать к людям», или «Мы все в одной лодке», или — более клинически — «Страдание любит компанию». Ни один поступок, ни одна мысль не могут быть совсем недоступны опыту других людей. Я слышал, как члены группы признавались в таких действиях, как инцест, воровство, растрата, убийство, попытка к самоубийству и даже в более ужасных вещах. Но я видел, что остальные члены группы не зарекались от этого. Еще Фрейд отмечал, что стойкие табу (против отцеубийства и инцеста) были созданы именно потому, что подобные импульсы свойственны глубинной природе человека.Несмотря на сложность человеческих проблем, определенные общие знаменатели, несомненно, существуют, и члены терапевтической группы достаточно быстро находят «товарищей по несчастью». Проиллюстрирую это на примере: в течение многих лет я приглашал участников Т-групп (см. главу 14), чтобы привлечь их к задаче «высшей секретности». Членов группы просили анонимно написать на листочке свой главный секрет, — то, чем они совершенно не хотели бы делиться с группой. Секреты оказывались поразительно похожими друг на друга: все они относились к одной из двух доминирующих тем. Самый распространенный секрет — глубокое убеждение в своей неадекватности, — ощущение того, что если бы другие знали автора секрета по-настоящему, то им открылись бы его некомпетентность и интеллектуальная несостоятельность. Чуть реже встречается глубокое чувство отчуждения, люди сообщают, что они не могут по-настоящему заботиться о других людях или любить их. На третьем месте, среди наиболее популярных секретов, стоят различного рода сексуальные секреты, например страх перед гомосексуальными наклонностями. Та же картина наблюдается у тех, кто относится к категории пациентов. Почти всегда переживания пациентов связаны с глубоким беспокойством по поводу чувства собственного достоинства и межличностных отношений.3)В отличие от эксплицитного дидактического обучения (которое может давать терапевт) в любой без исключения терапевтической группе, ее участники дают свои советы. В динамике интеракционной групповой терапии это обстоятельство настолько неизменно присутствует на ранней стадии существования группы, что по нему можно определять ее возраст. Если я просматриваю или прослушиваю записи работы группы, в которой пациенты регулярно говорят: «Я думаю, вы должны...», или «То, что вы делаете — это...», или «Почему бы вам...», — я могу быть уверен, что это молодая группа или это старшая группа, которая столкнулась в своем развитии с определенными трудностями и испытывает временный регресс. Несмотря на тот факт, что наличие советов характерно для ранней стадии развития интеракционной терапевтической группы, я могу припомнить несколько случаев, когда некоторые советы по определенным проблемам оказывались полезными пациентам. Как бы то ни было, когда пациенты что-то советуют друг другу, — не важно что, — у них возникает взаимный интерес и забота, это служит достижению цели. Иными словами, важен не сам совет, а важно то, что его дали.4)Несомненно, пациенты в процессе групповой терапии приносят друг другу огромную пользу. Нередко они с большей готовностью слушают и запоминают что-то, исходящее от другого пациента, чем от группового терапевта. Для многих терапевт остается просто тем, кому оплачивают его профессиональные услуги, но другие члены группы, как им кажется, более подходят для спонтанного и искреннего общения, для выражения поддержки. Когда пациент оглядывается на пройденный курс терапии, он всегда высоко оценивает других членов группы, как тех, кто многое сделал для улучшения его состояния, — если не в роли друзей и советчиков, то, по крайней мере, тех, кто позволил пациенту познать свой внутренний мир через их отношение к себе.5)Все без исключения пациенты приходят в групповую терапию с историей в высшей степени негативного опыта, приобретенного ими в своей первой и наиболее важной группе — в родительской семье. Группа имеет сходство с семьей во многих аспектах, и многие группы возглавляет дуэт, состоящий из мужчины и женщины, чтобы еще более приблизить конфигурацию группы к родительской семье. Будучи зависимыми от своего искусственно созданного, мира (сформированного в основном в родительской семье), члены группы взаимодействуют с ее руководителями и другими участниками так, как они взаимодействовали когда-то с родителями и другими родственниками. Существуют бесчисленные варианты моделей взаимодействия: пациенты могут быть безнадежно зависимы от руководителей, которых они наделяют сверхзнаниями и силой; они могут на каждом шагу бороться с лидерами, утверждая, что они препятствуют их росту или лишают индивидуальности; они могут попытаться внести раскол между ко-терапевтами, провоцируя споры или несогласие между ними; они могут жестоко конкурировать с другими участниками, пытаясь сосредоточить все внимание и заботу терапевтов на себе. Они могут искать союзников, чтобы попытаться «скинуть» терапевтов; они могут отказаться от своих собственных интересов, якобы бескорыстно заботясь о других членах группы.И.Ялом.Лечебные факторы групповой терапии.http://www.psychol-ok.ru/lib/yalom/gp/gp_01.html
Мне почему-то групповая терапия не нравится, если брать разного рода  групповые терапии в реальности.
 а у нас тут групповая терапия в виртуальном пространстве - а что? тоже не плохо
А к группой терапии в виртуальном пространстве хорошо отношусь.
Не согласна с тем, что "у нас тут групповая терапия"; на форумах с психотерапетической направленностью и с виртуальной групповой терапией правила сильно жестче, чем здесь, а их несоблюдение грозит пожизненным баном.
---------
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
На этом форуме, имхо, происходит не групповая психотерапия (не установлены границы пространства и времени, нет терапевта, оплаты и других "рамок"), а групповая динамика (стихийное слабоструктурированное взаимодействие участников). Больше похоже на соляной раствор с "ядрами кристаллизации" (темами обсуждения или некоторыми участниками).
А я со снежинкой полностью согласна. Не представляю себя рассказывающей некому кругу людей, которым я до лампочки, и которые мне по барабану, свои переживания от которых у меня сердце почти останавливается...
"до лампочки" - обычно первые пару-тройку встреч, а дальше - иначе: все ближе и теплее... Конечно, сильные переживания никто и не рассказывает сразу. Сначала знакомятся, присматриваются, осваиваются, пробуют... Группа часто  "живет" не меньше года. 
Сорелла, я даже в пользе индивидуальной терапии для себя сомневаюсь, а уж что говорить о группе! Для меня, например, группа - однозначно нет.  
Sorella 2012-10-07 20:41:10
"до лампочки" - обычно первые пару-тройку встреч, а дальше - иначе: все ближе и теплее... Конечно, сильные переживания никто и не рассказывает сразу. Сначала знакомятся, присматриваются, осваиваются, пробуют... Группа часто "живет" не меньше года.
примерно так же в малых группах христианского направления... правда, используется еще такой "инструмент", как молитва (разные ее формы, в т.ч. современные), что тоже имеет свой терапевтический эффект.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
В племени индейцев Яноама, люди потерявшие близких, воины убившие
на войне врагов, - уходят в карантин. Они живут отдельно от остального
племени и только шаман приходит к ним помогать бороться со злыми
духами. Необходимость изоляции \одиночества\ при борьбе со злыми
духами была известна первобытным людям. Как и их заразность \злых духов\ для остального племени. Одновременно- многие психотерапевтические
обряды, моления, посвящения- проходили и проходят коллективно.
Часто с приемом растормаживающих средст.
Видимо коллективная терапия хороша для людей уже прошедших карантин,
либо для тех, кто не одолеваем злыми духами в серьезной форме.
Вспоминается одна история (не помню, где я ее слышала и не уверена, что передаю в точности):
"Один человек умер, и при входе в загробный мир его встречает ангел-"привратник". Человек говорит: что здесь есть ад и что - рай?
Ангел показывает ему налево: вот ад - там котлы с кашей, люди с ложками такими длинными, что зачерпнув, никак не удается поднести еду ко рту - руки не хватает. Люди вечно мучительно голодны при виде еды. 
Ангел показывает направо: вот рай - там котлы с кашей, люди с ложками такими длинными, что зачерпнув никак не удается поднести еду к своему рту, зато легко покормить того, кто рядом. Все сыты."

Как-то так...
и чего ж так скучно-то?

есть пространство - юнгленда, т.б. символическая "территория -земля Юнга", время определяется спонтанно, т.б. готов ли к общению, к слушанию, поделиться мыслями, чувствами, идеями - к обсуждению. Оплата - душевная теплота (порой), внимание, вопросы, делишься знанием и пониманием. Терапевты - свои внутренние лекари, которые не проецируются вовне, ну, или те же эксперты. 

а если серьезно, то здесь уже группа ( из вики: два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другое (других) и испытывает на себе его (их) влияние.)

кратенько - терапия, т.б. уход, забота, лечение.

групповая терапия - ссылка: http://samopoznanie.ru/schools/gruppovaya_psihoterapiya/

кстати, мне понравилось объяснение специфики групповой терапии.

здесь происходит своя специфическая групповая терапия, особенно просматривается в разборе снов.

 

Sorella 2012-10-07 23:55:47
Как-то так...

 Вот именно. Все добро и зло. Когда по своим силам и своему желанию это добро. Когда по другому и есть вред новому лицу от этого - это уже зло.
Vervoleg 2012-10-07 23:25:48
Видимо коллективная терапия хороша для людей уже прошедших карантин, либо для тех, кто не одолеваем злыми духами в серьезной форме.
Согласна.




Еще думаю, что коллективная терапия хороша для людей, имеющих устойчивость к проективной идентификации.
Свое они могут вывалить, а чужое не принимать.
Снежинка 2012-10-08 07:45:18
для людей, имеющих устойчивость к проективной идентификации. Свое они могут вывалить, а чужое не принимать
Разве такие бывают?
  (Если вглядеться повнимательней.)
Кстати, в группах, о которых я писала, негативную ПИ не припомню, а вот при единоличном общении с людьми в тяжелом душевном состоянии пару раз сталкивалась - впадаешь в состояние подобно гипнотическому  - это и есть ПИ? или комплекс слияния?
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Флейта 2012-10-08 12:45:46
впадаешь в состояние подобно гипнотическому - это и есть ПИ? или комплекс слияния? ---
Измененные состояния сознания могут возникать по очень многим причинам и условиям. Необходимо более подробное описание, чтобы определить, какие бсс психологические процессы участников создают и поддерживают конкретное ИСС.  
На этом форуме, имхо, происходит не групповая психотерапия (не установлены границы пространства и времени, нет терапевта, оплаты и других "рамок"), а групповая динамика (стихийное слабоструктурированное взаимодействие участников). Больше похоже на соляной раствор с "ядрами кристаллизации" (темами обсуждения или некоторыми участниками).---------------------------------------------------------------------то-есть общение на форуме приближено к "жизненному общению"?можно сказать,что в рабочем коллективе(или похожих случайных группах) происходит тоже групповая динамика?
Да.
Sorella 2012-09-18 14:04:07
При ПИ же происходит эвакуация пациентом невыносимого для НЕГО внутреннего смутного психосоматического состояния, крайне дискомфортного и по эмоциям, и из-за того, что оно временно делает его "тупым", вообще неспособным думать и понимать. Его не выразить словами, оно "каша", смесь архаического беспокойства, неописуемый "тихий ужас" хаоса, толкающий к отчаянию и бессилию. Когда такое состояние вкладывается в другого, он начинает это тоже чувствовать - и либо мощно защищается (обычные люди), либо "ментально его переваривает", задействуя свою натренированную символизирующую функцию (обученный аналитик).
Чем пугает групповая терапия?http://www.youtube.com/watch?v=Th2s04pSfVQ
Групповая терапия очень мощный инструмент, так что при правильной организации пространства и умелом ведении  лидером(психотерапевтом) идут мощные процессы у участников, происходят открытия и озарения. Кроме того человек понимает как он общается в обычном пространстве и почему он имеет те или иные проблемы при общении.
Леонид Кроль:
Чем хороша группа (если она хороша)
"Я спросила Х.- в какой момент, после чего, полегчало на группе. Он сказал - после того, как я смог всё рассказать и получил принятие и поддержку", вроде банально, а работает.

На группе человек на редкость одинок, и одновременно с этим - погружен в истории других, их улыбки и страсти. Из этого противоречия рождается разогревающий потенциал. Эти зеркала друг для друга, вроде говорит другой и о нем, но куски тебя попадают и неожиданно, внутри, начинается работа. Много раз проходил мимо, не нагибался и не задумывался, а тут... и поехало
а реальный опыт групповой терапии есть у кого-нибудь? 

У меня есть, потому и пишу.

ааа.

в москве живёте?

сейчас да.

Из вопроса следует, что больше нигде таких групп не существует? Или мне это показалось? ;-)

у меня тоже есть такой опыт ))
клара, не показалось
Групповая динамика
Большинство исследователей различают IV стадии развития группового процесса, причем первые три из них считаются догрупповыми (подготовительными). Один из авторов (Schutz, 1958) выделяет следующие фазы и стадии. 
I. Ориентировка и зависимость. На фазе ориентировки члены группы присматриваются друг к другу, желая понять, что хочет от них ведущий, о чем вообще идет речь, как это может им помочь, кто и каким образом реагирует на ситуацию. В этом периоде высоки тревожность, неуверенность, что проявляется видимыми признаками вегетативной реакции и двигательными паттернами. Высока степень зависимости от руководителя группы и других членов. На фазе зависимости члены группы испытывают большое стремление к включению в групповое взаимодействие. Члены группы запрашивают инструкции, информацию, полагают, что «спасение» находится в руках терапевта. Постепенно формируется чувство принадлежности к группе и появляется желание устанавливать отношения. Характерны большие паузы молчания, так как не находят предмета обсуждения, что увеличивает напряжение в группе. В этой фазе участники могут частично раскрывать свои проблемы, а другие давать советы. Советы исходят из общепринятых норм и суждений, отсутствует иррациональная сторона вопроса, связанная с эмоциональным состоянием участника. В этой фазе сами члены группы испытывают страх прикосновения к чувственной стороне переживаний, неудовлетворены такой практикой взаимодействия, недооценивают свои возможности по исследованию проблем и обращаются за помощью к терапевту, наделяя его родительскими функциями (механизм переноса). 
II. Развитие. Это стадия нарастающих негативных эмоций, агрессивная фаза. Проявляется соперничество, стремление к власти, лидерство. Происходит структуризация группы. 
Если руководитель группы не помогает в этом процессе, то возникает фрустрация. Критикуются метод, цели, высказываются сомнения в достижении цели и возникает фаза, когда группа начинает освобождаться от влияния руководителя (где стиль демократичный или потворствующий). К концу второго этапа группа должна достичь зрелости и единства. 
III. Групповая сплоченность. Группа готова взять на себя ответственность за все, что происходит в круге. Но не всегда это движение реалистично. Группа обходит острые углы, не разрешает конфликты. Затем группа должна осознать, что без негативных эмоций невозможно движение вперед. 
IV. Сознание того, что агрессия и другие негативные эмоции могут стать движущей силой, продуктивной. Но группе не хватает технических возможностей. Привлекают руководителя. Теперь члены группы не уходят ни от одной ситуации. Центральной темой является разговор о себе, своих проблемах, о других членах группы с открытым выражением чувств. Вскрываются тонкие, подспудные механизмы переживаний, ведущие к возникновению проблем, анализируются неадекватные стереотипы восприятия и поведения, продуцируются новые способы поведения. В этой фазе терапевт активно работает с другими членами группы: направляет обсуждение в нужное русло, применяет разные технические приемы, обращает внимание участников на скрытые психологические механизмы, применяет технику «стопкадр», критикует, отстраняется от того или иного участника, сочувствует, поощряет, восхищается, т. е. никак не остается равнодушным к члену группы и проблеме. 
Существуют разные тактики поведения терапевта на разных фазах групповой динамики. Так, в 1й фазе динамики терапевт никак не реагирует на ожидания клиентов, повышая тем самым напряжение в группе. Во 2й фазе раскалывает и конфронтирует, казалось бы, сложившуюся группу. Это фаза наибольших колебаний в сторону распада группы. В 3й фазе группа работает самостоятельно, и психотерапевт помогает ей в работе. 
Другие терапевты не считают возможным ввергать группу в такие испытания. Терапевт помогает сплочению группы, организовывает процесс и, по мере возрастания активности членов группы, постепенно уходит в наблюдатели. http://vocabulary.ru/dictionary/925/word/grupovaja-dinamika