поглощение и автономность

Мне задали вопрос - что означает тема поглощения? В рисунках, снах. в бреду. Боязнь поглощения бесами, друзьями. Первое что приходит в голову - противовес автономности. Боязнь поглощения как "пси-защита" своей автономности. Откуда берется страх? видимо автономность слабая изначально. то есть где-то сбоку присутствует зависимость от близкого человека. Видела рисунки - по типу Босха-Брейгеля (если честно, не помню кто из них рыб рисовал, которые друг друга едят). Рисунки не привожу, все же отношения типа "клиент". Зависимость - отсюда невозможность вернуться к себе самому. В снах темы ушел, уехал, заблудился.
Эта реализация психической реальности самой по себе подразумевает, что бессознательное никогда не может быть полностью подавлено или исчерпано посредством редуктивного анализа. Фактически, это могло бы быть гибельным для психического здоровья. Следовательно, опасность быть затопленным бессознательным (= "поглощение", "одержимость") или идентифицированным с ним (== "инфляция") всегда существует: так же, как всегда возможно и некоторое подобие сумасшествия. Но решение Юнга было удачнее, чем решение Фрейда: он представлял себе оптимальную связь между эго и остальной частью души как постоянный диалог. По определению, это процесс, который никогда не кончается. Происходящие изменения зависят от сущности этого разговора.Шерри Салман "Творческая душа: главное наследие Юнга"
АлхимияРис. 30. Алхимический «зеленый лев», пожирающий солнце, олицетворяющий сознание, которым овладели необузданные, фрустрированные желания (нередко скрытые под покровом депрессии).http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/90414/5/fon_Franc_-_Alhimiya.html

быть поглощенным подсознанием [своим собственным ]... тут скорее речь о поглощении "другими". недоказуемо, интуиция подсказывает, да  и всех деталей не передать.

картинка интересная, спасибо за ответы.
впрочем, может я не права?  наверное когда речь идет о клинике, такое поглощение тоже имеет место быть.

Но на форуме шизофреников далеко не все участники "клинические", много людей травмированых так или иначе.
Или это общее для всех?
А впрочем, мне иногда сложно отличить клинического клиента от депрессивного, по тексту, без реального контакта.


 
И может быть это плюс виртуальных консультаций?? :) То есть для клиентов плюс, отсутствует такой человеческий фактор, как отталкивание в силу личного восприятия. Хотя ориентироваться сложнее, без мимики, голоса.
 
И за ссылку спасибо, почитаю обязательно,

быть поглощенным подсознанием [своим собственным ]... тут скорее речь о поглощении "другими". недоказуемо, интуиция подсказывает, да  и всех деталей не передать.-------------------------------------------------------------------ну,может быть,страх поглощения собственным бессознательным,как раз и проецируется вовне,превращаясь в страх поглощения "другим",тема поглощения вообще обширная в юнгианстве ,в том числе интересна с "алхимической"точки зрения...
"тема поглощения вообще обширная в юнгианстве "

не подскажете, где почитать? кроме алхимии, в алхимии все же где-то "сбоку", мне кажется.

Мне непонятно даже интуитивно, как может происходить поглощение своим безсознательным. То есть путь к полному уходу от реальности, от минимального контроля? Получается. что этот процесс является основным при возникновении психического заболевания, или я не права?

В википедии фрейдовская модель сознания нарисована в виде айсберга. Получается типа всемирного потопа - айсберг тонет и полностью покрывается водой.

Поглощение "другими" все же оставляет человека в реальности. Но он теряет себя, теряет самостоятельность, как бы право выбора. Наверное, не совсем проекция получается.
Ольга,я так понимаю вас интересует не только тема поглощения,но и шизофрении,вот несколько примеров-снов:Я стою на берегу океана. Ночь, на небе полная луна. Внезапно луна начинает раскачиваться из стороны в сторону, по все большей и большей траектории, пока, в конечном счете, не падает в океан. Здесь она взрывается подобно водородной бомбе с большим грибовидным облаком. От радиации я распадаюсь на мелкие частицы, превращаясь в порошок.

Данное сновидение показывает тенденцию к дезинтеграции эго. В нем есть предчувствие психотического эпизода. И действительно, в ходе дальнейшего исследования терапевт узнал, что днем перед сновидением пациент почувствовал, что не может подняться с кресла, на котором он сидел. Что-то удерживало его в кресле, и лишь с громадным усилием ему удалось встать. Затем терапевт поставил пациента перед фактом, что тому угрожает кататонический эпизод, и они вдвоем спокойно обсудили возможные альтернативы, включая госпитализацию. В конечном счете, они вдвоем решили постараться совместно поработать над этой проблемой вне стен больницы. В последующие две недели они находились в тесном контакте; ситуация была очень рискованной, так как было неясно, возобладают ли психотические элементы или сознательные. К счастью, возобладали последние.(Кауфман)--------------------------------------------------------------------------------------Клинический пример молодого человека, П. 30 лет, который в течение 8-ми лет страдает психическим заболеванием, определяемым как параноидная форма шизофрении.

П. с детских лет воспитывался в условиях эмоциональной депривации. Его мать развелась с, мужем, когда пациенту было 7 лет. Доминирующее положение в семье всегда занимала мать. Пациент признавался, что с детских лет часто испытывал инцестуозные влечения по отношению к ней. В период развития у пациента активных сексуальных отношений с противоположным полом, он часто испытывал фантазии, когда его партнерши как бы «перевоплощались» в его мать. Сновидения этого периода характеризовались насыщенностью эротического содержания и повторяли выше указанные проблемы. Пациент видел себя в сновидениях, во время полового акта, где партнерши «превращались» в мать, а сновидение прекращалось из-за высокого напряжения, испытываемого пациентом и невозможностью им завершить половой акт. Он просыпался с ощущением тревоги и страха. Основные жалобы, предъявляемые П., были следующими: чувство тревоги, подозрительности. Часто рассказывал об «особом» к себе отношении и открытостью мыслей для окружающих. Временами случайные прохожие истолковывались пациентом как люди, специально подосланные для его исследования. Считал, что его мысли, действия и поступки прослеживаются спецслужбами. Часто замечал за собой «слежку». В отношениях с окружающими был подозрителен и замкнут. Несмотря на вышеперечисленные симптомы, всегда оставался крайне сексуальным, сохранял потребность в отношениях с женщинами, искал подругу жизни, мечтал построить собственную семью. Несмотря на тяжесть состояния пациента, его психотерапия была достаточно успешной. Одно из сновидений представленным им на сессии было следующего содержания:Сновидение, названное пациентом «Застрял во сне».

Сновидение переживается ранним утром. Основное ощущение сна страх умереть – застрять. Мне было плохо, в голове шум становился сильным и опустошающим. Я думал, что это плохая «проводимость» и не чувствовал свою голову (себя), только туловище. Чувствовал чье-то нажатие на грудную клетку, своим дыханием ощущал сердце. Не мог пошевельнуться и специально расслабился, чтобы все вскрыть и выяснить.

Внезапно я увидел себя изнутри - голова без черепа, кровянистая очень бедная (слабая и испуганная – испачканная). Я мысленно, грозно ему сказал «Пошел вон!», вкладывая смысл, что ты трус, расстанемся с тобой. Это прозвучало как приказ. Я видел себя желтоватым изнутри, повторяя полукруг черепа, и ощущал «светлым», говоря вслух немощно и с мольбой – «я душа». Я начал «не просыпаться», а как бы постепенно вновь воспринимать себя. Затем я сказал «Я вернулся в себя».

Включилась голова и я приятно почувствовал себя любимого, устало, залежавшимся в одной позе.

Настоящее сновидение больного шизофренией представлено сложными переживаниями расщепления Эго, где пациент себя чувствует отделенным границами внутреннего сознания и внешней реальности. Тело и душа данного пациента при всей неоднозначности его переживаний получают начало интегративности и воссоединения. Р.Ф.Галиев, к.м.н,

Если сознание недостаточно устойчиво, если личностный стержень недостаточно прочен, чтобы ассимилировать, понять и развить содержание бессознательного и порождаемые им проекции, сознанию грозит затопление или даже полное поглощение активированным и разросшимся материалом бессознательного. В таком случае психическое содержание не только приобретает свойства действительности, но и отражает конфликт в грубо-примитивной или мифологически преувеличенной форме; отсюда открывается прямой путь к психозу. Поэтому интерпретация на субъектном уровне становится одним из важнейших инструментов юнговского анализа снов. Она помогает нам понять сложности и конфликты, связанные с отношением индивида к внешнему миру, как отражение процессов, происходящих внутри его психики; в итоге индивид обретает возможность избавиться от проекций и разрешить свои трудности наедине с собственной душой. Если мы дадим себе труд поразмыслить над тем, куда в этом мире ведут устойчивые проекции наших собственных качеств и комплексов, мы сможем по достоинству оценить значимость юнговского метода.иоланда якобиhttp://psiland.narod.ru/psiche/Jacoby/3-22-24.htm Можно погуглить затопление бессознательным...
Жизнь и смерть, обновление и разрушение — это связанные друг с другом и дополняющие друг друга противоположности. Поэтому порождающему жизнь архетипу матери присуща и другая сторона—уничтожение жизни. Это отчетливо проявляется в природе, которая всегда сначала разрушает, перед тем как создать что-то новое. Но психологическое растворение в бессознательном — это не только пагубное воздействие архетипа матери, но и предпосылка всеобщего духовного обновления.
Когда Юнг называет темную сторону материнской фигуры "таинственной, скрытой, пожирающей, соблазняющей, отравляющей и неизбежной, как сама судьба, и пропастью в мире мертвых"22, речь идет о теневых аспектах образа матери, которые нам известны из мифологии и мировых религий. Например, эти аспекты присущи образам богини смерти и подземного мира — Персефоны или Гелы23. У индусов богиня Кали носит ожерелье из черепов и пьет человеческую кровь, как и древнеегипетская богиня Сехет.Но, как нам уже известно, архетип матери — это не просто индивидуальная модель материнского поведения. Юнг называет материнский инстинкт "таинственной первопричиной любого роста и изменения"24. Это созидающая и разрушающая сила, истоки которой находятся в глубине психики, в коллективном бессознательном. Она, как океан, который порождает все формы жизни, а затем снова их поглощает. В зависимости от установок и ситуации, в которой находится человек, в глубине его психики могут зародиться смертоносные силы, которые он обязан осознать.Самым крайним случаем разрушения сознания архетипами коллективного бессознательного является, по всей видимости, психическое заболевание. Но бессознательное может вызвать и временную дезинтеграцию психики, и тогда человек либо оказывается его жертвой, либо — как в случае невроза или кризиса среднего возраста — подвергается трансформации. Тогда, чтобы изменить сознательный взгляд на мир, бессознательное сначала полностью его уничтожает. Эго иногда вынуждено отказываться от своего превосходства, чтобы человек мог избежать односторонности или излишней твердолобости. Чаще всего через процесс внутренней трансформации проходят творческие люди. Весьма вероятно, что архетип матери содержит равные доли света и тени, но в зависимости от коллективного сознания, присущего данной исторической эпохе, его внешнее проявление включает больше или меньше разрушительных и созидающих аспектов бессознательногоТемные материнские персонажи действуют разными способами, чтобы чинить свои козни и распространять злые чары. Они очень любят есть человеческое мясо — сказочные ведьмы нередко намереваются запечь и съесть свою жертву. Иногда они оставляют ее умирать от холода на морозе. Но все-таки чаще всего они стремятся погубить свою жертву с помощью яда, который либо добавляют в пищу, либо насыпают на рану, либо смазывают им иголки и булавки, чтобы потом уколоть героя (или героиню) и таким образом добиться своей цели. Будучи искусными колдуньями и чародейками, они могут ранить или убить героя, превратив его в животное или же в камень, лишают его возможности двигаться; они также могут ослепить его, лишить способности слышать или говорить.http://wiki.jungland.ru/node/1316
Есть еще неплохая книга Барбары о Брайенн:путешествие в безумие и обратно.
Марфа. спасибо, очень много информации.
Богиня Кали... я не удивляюсь, конечно, куда же без теневых персонажей.

"путешествие в безумие" я читала. Книжка не то что не очень понравилась, конечно таких книг мало. Но прямо скажем, на форуме я находила гораздо больше историй, и иногда очень грамотно написанных. В ее истории есть какая то цельность, свойственная скорее художественному произведению. Реальная шизофрения выглядит иначе. как мне кажется. То ли автор углы сглаживала, пыталась сделать историю более читабельной. То ли она сама так гармонично устроена, но тогда откуда сумасшествие...

Впрочем, вариантов у бога миллионы, все может быть.