онейрокритика)
Причину сновидений искали многие философы. Аристотель (4 в. до н.э.), например, полагал, что сновидения могут исходить об Бога либо скрываться внутри самого человека. Он полагал, что существует в душе нечто, что формирует события жизни человека. Человек сам может проецировать события собственной жизни, – считал Аристотель.
До Артемидора и долгое время после него верили, что сны предвещают события. А толкователей называли прорицателями.
Артемидор создал классификацию сновидений. Он разделил их на две категории: обычные и вещие. Вещими он называл те, в которых человеку открывалась будущее. Обычные рассказывали о переживаниях настоящего момента.Артемидор верил, что сны не следует толковать индивидуально, исходя из личностных характеристик. Значения символов определяются культурной принадлежностью человека, его вероисповеданием.
Он учитывал все мелочи, все детали, толковал последовательно каждый символ, выстраивая, таким образом, цельную картину. Поэтому он отвергал для толкования сны, которые не запоминались целиком.
Значения символов он выводил на основе примет, поверий, обычаев, нравов.
Приведем несколько примеров.
«Летать во сне, держась прямо и невысоко над землей к добру для сновидцев, и чем дальше он от земли, тем больше он возвышается над пешими, потому что об удачнике всегда говорят: «высоко вознесся»…»
Из отрывка видно, что Артемидор учитывал не сам факт полета, но то, что полет – это значит оторваться от земли. Значение имеет то, что повседневная жизнь – приземленное существование, пронизанное практичными поступками. Из этого, в том числе следует, что во втором веке н.э. фактор социального неравенства был весьма актуален. В настоящее время такой полет будет скорее означать развитие в себе доброты, терпимости к окружающим, понимания и прощения (иногда, в ущерб себе), – так называемых общечеловеческих ценностей, которые проповедуются во многих религиях. Поэтому в наше время считают, что летать во сне, – значит развивать в себе такие качества, отрываться от материальных благ, возвышаться над ними.Артемидор применят индивидуальный подход к толкованию сновидений: скрытый смысл зависит от пола, возраста, социального положения, профессии. Например: «Гестия и ее статуи означают для должностных лиц совет и поступление доходов; для простых людей — собственную жизнь; для правителя или царя — полноту их власти» (II, 37). Часто Артемидор использует сходство слов для интерпретации сновидений: «Одному атлету приснилось, что он забеременел и родил двух черных девочек (?????). Он ослеп, а зрачки его глаз стали выпуклыми и почернели» (V, 44).
Ранее было широко распространено поверье, что главная роль сновидений — это предсказание будущего.
Иногда очень неприятная вещь, но в некоторых случаях факт налицо. Сталкивалась лично. Целиком проанализировать и связать сей факт пока не удалось.
-
...Другой вопрос,что символика все-таки претерпевает изменение со временем,почему и не работают старые сонники.но для людей,живущих в одно время в сходных культурных условиях современный сонник будет вполне рабочим...
-
Это да. Жалко, что с образом телефона во сне так и не разобрались...
В МААП тоже есть курсы анализа сновидений,я не думаю,что они там каждый раз изобретают велосипед,какие-то заготовки явно есть(вроде океан,водоем-бессознательное,дом-эго и т.п.)...Вы тоже как-то упоминали,что гористая местность во сне-отцовское,маскулинное,холмистая-женское,феминное,тоже сонник???Отличие сонника от не-сонника состоит в том, что сонник дает однозначное толкование символа, расщепляя, искажая, делая его знаком. Вместо понимания сонник ведет к объяснению, что не одно и то же. Объяснение "закрывает" внутренний диалог и прекращает процесс творческого воображения.
Когда я пишу, что "гористая местность" соотносится с "маскулинным" я перехожу "от сувенира к сувениру" - от одного образа к другому в пределах одного неисчерпаемого для толкования символа, обладающего множеством граней-образов-метафор разного масштаба и уровня. Вы все равно остаетесь в недоумении - "маскулинное" - это как? и продолжаете мучиться-думать, какое именно маскулинное, то есть уточнять свое ассоциативное поле, одновременно амплифицируя. Пока не устанете. Потому что это бесконечно. Но! - никаких объяснений нет и не нужно. И можно вечно к этому символу возвращаться, узнавая - познавая его грани, и никогда не разгадать его тайны, но почувствовать ее близость.
Профессиональное психологическое (!) толкование сновидений - еще более специфический процесс - помимо описанного выше, есть прагматические задачи - вплести толкование сновидения в узор существующего в аналитических отношениях переноса и контрпереноса, и выбрать лишь ту формулировку, которая послужит в интересах самости (с маленькой буквы) клиента.
В МААПе этому (и еще кое-чему) не учат: там краткосрочные курсы молодых бойцов, такие нюансы им ни к чему. И качественно работать их выпускники не могут. За редчайшими исключениями, "выжившими" вопреки обучению.
======
Маскулинное- не объяснение?))
А не могли бы Вы привести такое объяснение, после которого сновидец
перестает мучиться и испытывает осознание?
И еще- а зачем тогда вообще сон нужен? Ассоциации сновидец может
давать и на картинку из журнала. Они тоже приведут к комплексу.
"В юнгианском подходе к толкованию сновидений выделяются три главных момента:
- ясное понимание деталей сновидения, как таковых;
- сведение воедино ассоциаций и амплификаций в определенный порядок на одном или более из трех уровней - личном, культурном и архетипическом, и
- помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации сновидца и в процесс его индивидуации" Холл.
После этих строк сразу видно насколько автор дилетант. Как можно воображение оригинального Тарантино соотносить с современной фемининностью, вообще??? Да Тарантино чего только в голову не приходит, что бы ему захотелось снять. И убийцы, и насильники, и извращенцы. Это, ведь, не значит, что все люди на Земле извращенцы, насильники и убийцы.
ЗЫ. Автора на шоу экстрасенсов надо отправлять, туда ей и дорога для слабоватых мозгом.
:) Он популярен, потому что придумывает и ставит оригинальные сюжеты, которые нравятся людям. То, что он придумал героиню злобной и агрессивной, не значит, что у всех поголовно зрителей фемининность выражается так же, представлена такой же агрессивностью и злобой. Людям нравится какое-то кино не потому, что персонаж фильма в чем-то сходен внутренне им, а потому что они любят красивое зрелище, вот и все.
ваш подход "закрывает"возможность анализировать сны для непрофессионалов,для тех кто хочет сам разобраться в символике своих снов,для них подобные сонники незаменимы.как отправная точка с последующим развитием творческого подхода и т.д.Хотя,если конечная цель оставаться в недоумении... Ну да, ну да... аналитики - это такие придурки, которые тратят кучу времени и сил научиться тому, что может сделать любой непрофессионал - стоит только взять в руки сонник.
Не надо обманываться насчет того, что пользование сонником имеет хоть какое-то отношение к творческому подходу.
Конечная цель - не впадать во всемогущее всезнание, что есть крайне деструктивная иллюзия. "Недоумение" - это прививка от этой чумки. Для начала.
;)
Маскулинное- не объяснение?))Не объяснение, а переход в другой дискурс на ту же тему.
Vervoleg 2012-11-23 19:56:31
А не могли бы Вы привести такое объяснение, после которого сновидец перестает мучиться и испытывает осознание?Любое объяснение такого рода на поверку оказывается защитной рационализацией. Осознанием здесь и не пахнет. Зато определенно снижается тревога неизвестности и ослабляется чувство беспомощности эго.
Vervoleg 2012-11-23 19:56:31
И еще- а зачем тогда вообще сон нужен? Ассоциации сновидец может давать и на картинку из журнала. Они тоже приведут к комплексу. Точно. Разницы нет никакой, особенно если картинка выбрана случайно.
Vervoleg 2012-11-23 19:56:31
"В юнгианском подходе к толкованию сновидений выделяются три главных момента:ясное понимание деталей сновидения, как таковых; сведение воедино ассоциаций и амплификаций в определенный порядок на одном или более из трех уровней - личном, культурном и архетипическом, и помещение амплифицированного сна в контекст жизненной ситуации сновидца и в процесс его индивидуации" Холл.
Для меня это типичный западный коммерческий продукт на основе юнгианства, пример рационализации-классификации, страшно далекий от практики.
Юнг и Хиллманн писали на ту же тему по-другому.
Но если Вы верите в это и вам нравится... О вкусах не спорят.
Лично мне такой подход в работе не помогает, уводит от сердца к голове, погружает во всемогущие иллюзии. Больше вреда, чем пользы.
Получается- Вы работаете исключительно с ассоциативным методом?
Кажется Юнг считал его лишь дополняющим,бы в нем разочарован.
И в рамках контрпереносных отношений.
А сны то как же?
Вы работаете исключительно с ассоциативным методом?Нет. "Исключительность" - не мой стиль. С другой стороны, мало кто из клиентов может с ним работать, он довольно сложен в условиях невроза. Любопытно, когда это Юнг успел в нем разочароваться? (ссылку дадите?) Может, это ваша проекция? Вы разочарованы в ассоциативном методе?
Vervoleg 2012-11-24 00:52:06
И в рамках контрпереносных отношений.И с разными видами переноса - контрпереноса - обязательно.
Vervoleg 2012-11-24 00:52:06
А сны то как же?Сон сну рознь. Я встречала ситуации, когда человек использовал материал сновидений в защитных целях (от себя самого). Или трикстерные "сновидения наяву", уводящие в иллюзии по типу наркотических, начать толковать которые означает оказаться одурманенной и в дураках. Или до-символические сновидения, которые требуют иного подхода к их пониманию и не нуждаются в "толковании" в обычном смысле этого слова... Чего только не выделывают люди со сновидениями...
Но каким бы сновидение ни было, его объяснение - это его умерщвление, вполне по-фрейдистски "где было ид, там станет эго", то бишь по выражению Хиллмана - "колонизация эго-конкистадором темного континента бессознательного". Со всеми вытекающими - "кровью", болью, слезами там в глубине...
В общем, "спички - детям не игрушка".
... А мне тоже помнится, что в дальнейшем, уже оставив работу в Бургхерцли, Юнг ассоциативный метод не применял... ну, или очень ограниченно его применял... Хотя ссылку не дам, увы...
Однако, Сорелла, мне кажется, не столько об "ассоциативном методе", как таковом, говорит, сколько о применении ассоциаций вообще... Нет?...
ассоциативные. как и проективные методики конечно нельзя применять без уточнений и обратной связи с клиентом. Это как рисуночные тесты - вот уж сонник так сонник... Если не спросишь у клиента - а почему ты большой, а дом маленький - тут же переходишь в разряд гадалок, я уже убеждалась много раз. хотя конечно есть базовые понятия.
Движение - это важно. Движение - это путь, не обязательно перемены, но путь - это точно.
А виды транспорта классифицировать я бы не стала. Один человек обожает самолеты, а другой и поезда боится. может быть важны другие понятия - привычный транспорт, или необычный, или связанный с мечтой.
если применять классификацию, то пропускается важный этап, определение самим клиентом - а почему корабль? почему море?
поиск определения - это часть процесса. Вы задаете вопрос безсознательному. Оно отвечает. Или молчит. Иногда же срабатывет интуиция - такой прямой провод к бсс.
Недавно посетила некий тренинг - и четко увидела как сработало мое бсс. на одном из упражнений. Оно сработало, и я увидела ответ, это так важно.
Автомобили и другие способы передвижения относятся к числу тех образов, которые обозначают эго-структуру или указывают на способ, с помощью которого эго включается в различные виды жизнедеятельности. Разница между пешей прогулкой и гонкой на автомобиле достаточно символически значима, как, скажем, различие между поездкой на своем собственном автомобиле и коллективным характером езды в автобусе. Поезда, в противоположность автомобилям и автобусам, ограничены в своем движении рельсами и не имеют возможности двигаться свободно по желанию, куда хотят; поэтому их обычно ассоциируют с навязчивой (компульсивной) или привычной деятельностью. С автомобилями тесно связаны улицы и автострады; следует видеть разницу между размерами (шириной) улиц и дорог, а также направлением, по которому движется эго сновидения: согласно общему движению, навстречу ему, или поперек движущегося потока; необходимо также отмечать те или иные трудности в выборе маршрута и нахождении выезда на желаемую локальную дорогу, обращать внимание на обочины, рытвины, дренажные канавы и пр.
Нигде столь не очевидна и явственна контекстуальная природа символов сновидения, как во всех этих изменениях и вариациях темы перевозки и перемещения. Автомобиль может даже обозначать самооценку (момент, который не упустят из виду рекламные агенты).
Например, молодой женщине приснилось:
Проезжая по подземной гаражной стоянке, я раскритиковала попавшийся мне на глаза автомобиль больший по ширине. После чего я выехала и купила действительно маленький автомобиль. Тут-то я и поняла, что не хотела расстаться со своим старым автомобилем.
При обсуждении сна, она связала образные представления с привычным способом неэффективно управляться со стрессом. Когда она чувствовала, что сделала ошибку, то ей хотелось «убежать или покончить с прошлым». «Я не очень-то приемлю себя»,— призналась она. Казалось, сон предоставил возможность осознать, что неприятие себя за ошибки и несчастные случаи вовсе необязательно.
Главное символическое значение автомобиля в сновидении зависит от того, принадлежит ли он (или принадлежал в прошлом) сновидцу или кому-то еще. Сходное значение приписывается и положению эго сновидения внутри автомобиля. Наиболее соответствующим положением обычно является место водителя, с которого человек способен определять направление движения, скорость и общий маршрут. Если эго сновидения располагается в другом месте, то важно отметить, кто управляет автомобилем (иногда этого не делает никто). Где сидит эго сновидения? Сзади от водителя? На переднем пассажирском сидении? Где-то еще? Между кем-то еще? Находится снаружи рядом? Помня, что Самость в производстве сна помещает эго сновидения в индивидуальное положение при открытии сцены, можно получить, достаточно много сведений из такой простой вещи, как первоначальное расположение сиденья в автомобиле.
Трудно придавать чрезмерное значение символической важности тем деталям в сновидении, которые выглядят явно незначительными. Пациенты часто спонтанно не сообщают о таких деталях, приспосабливая свою память о сновидении к тому, как это «должно» выглядеть, нежели описывая способ, с помощью которого тот или иной образ предстал перед эго сновидения. Всегда важно внимательное расспрашивание, но дать пациенту наполнить сновидение деталями, как тому, что «возможно» было, значит то же, что снабдить медицинскую лабораторию отчетом о том, что «возможно должно» появиться, когда какие-либо данные отсутствуют. Сновидения настолько уникальны и индивидуальны в своем отношении к бодрствующему эго, что лучше определенно знать, что у сновидца нет данных по поводу какого-то определенного мотива, чем думать, что у него есть истинный образ из сновидения, когда в действительности это интерполяция из бодрст-
вующего эго сновидца. Пациенты, которые привносят, при расспрашивании, такие «возможные» детали, пытаются помогать, но они не оценивают по достоинству тонкую специфику самого сновидения.