Тот самый Мюнхгаузен

«Мюнхгаузен - мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали»/Марк Захаров/ С первых же сцен фильма- мы видим весьма необычного человека; романтика- говорящего: «Хорошо, дорогая, я сделаю для тебя ночь»-гениального чудака-способного летать на ядрах, взбираться по лестнице в небеса; и нарушая законы мироздания- вытягивать себя за волосы из болота, - он может подстрелить утку через дымоход, вырастить вишневое дерево на голове оленя; умереть и воскреснуть-для него-тоже не проблема. Окружающие-его и любят, и ненавидят - но правдолюбивым обманщикам- конечно, не понять всей красоты этого раскрепощенного сознания. Интересно, что все персонажи, боящиеся показаться смешными, до ужаса комичны- и лишь Мюнхгаузен- трагичен- ему открыта эта глубина. Он истинно творческая личность, непонятная для большинства и самое главное- всегда- говорящий только правду. Он действительно- открыл новый день. В его дневнике на самом деле — подвиги, которые нужно совершать ежедневно. Он действительно- переписывается с Шекспиром и знает дату окончания ведущейся в Америке войны. «Мудрый и умелый шут»-он же-герой и рыцарь-через образ которого выражается движение духа.. Архетип трикстера узнается здесь- по особенному внутреннему трепету- непонятности и одновременно-восторга- происходящего от его летучести и взлома-казалось бы- незыблемых границ- неуместности и бесстрашия. «Предшественниками алхимического Меркурия- в его воздушном обличие были Гермес -изначально божество ветра- и соответствующий ему египетский бог Тот, который все души заставляет дышать»/ Юнг «Дух Меркурий»/ Trickster- «трюкач, обманщик»- в мифологии- сочетает демонические и комические черты и противоположности: он глуп и проницателен, неуклюж и ловок, способен путешествовать за грань миров, умирать и воскресать, нарушать законы пространства, менять обличья. Трикстер бузит - в переносном и прямом смысле: он мастер одурманивающих составов, изменяющих сознание. Таковы Гермес в греческой мифологии, Ананси и Ogo-Yurugu в африканском фольклоре, Койот, Wakdjunkaga, кролик Манабозо или Вискодьяк у североамериканских индейцев, Локки в скандинавском фольклоре, Ворон – в палеоазиатском, Братец Кролик в фольклоре афроамериканцев и т.п. К этому же ряду принадлежит и образ дьявола, в том виде, в каком он вошел в европейский фольклор и отразился в фаблио и новеллах Ренессанса, а затем дошел до таких произведений нового времени, как “Хромой бес”, “Вечера на хуторе близ Диканьки” или “Братья Карамазовы”. Фольклорная модель трикстера- породила целый ряд более поздних литературных и культурных типов- таких, как плут, пикаро, шут, клоун, самозванец и т.п. Все они отличаются и друг от друга, и от их общего первоисточника – трикстера как мифологического героя, - однако всех их объединяет некий “общий знаменатель”: набор черт, в той или иной степени восходящих к мифологическому трикстеру. Этот набор качеств, разумеется, никогда не остается постоянным: где-то он представлен более полно, где-то – менее. Но именно этот- подвижный набор свойств- мы и обозначим: 1) Амбивалентность и функция медиатора. Эти взаимосвязанные и взаимообусловленные характеристики составляют ядро архетипа трикстера- «они не аморальны- а внеморальны» Вместе с тем эта внеморальность прямо вытекает из способности трикстера не “влипать” в какую-то одну систему ценностей, нарушать, разрушать и непочтительно высмеивать границы между оппозициями- в том числе и сакральными. 2) Лиминальность- непосредственно связана с амбивалентностью трикстера- причем трудно сказать, что тут первично, а что вторично. Действительно- к трикстеру, кажется- в точности подходят следующие слова: “Лиминальные персонажи всегда ни тут ни там: они обитают в промежутке между позициями, определенными и предписанными законом, обычаем, условностями или ритуальным порядком”. В соответствии с этим описанием трикстер- практически всегда изображается как человек дороги его происхождение туманно, а его социальная позиция неуловимо изменчива. Художественное значение лиминальной позиции трикстера было выявлено еще Бахтиным- который- говоря о шутах, плутах – иначе, говоря, о трикстерах, – подчеркивал, что отстранение, генерируемое этой позицией , само по себе создает вокруг этого персонажа особый хронотоп, иначе говоря, эстетическое пространство: “Плут, шут и дурак создают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы Это лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют» 3) Трансгрессия/лат. trans - сквозь; через, за и gressus - приближаться, переходить/ – нарушение границ и переворачивание социальных и культурных норм – важнейший метод трикстера. 4) Четвертое -важнейшее свойство трикстеров определяется их необходимой – прямой или косвенной - связью с сакральным контекстом. Это качество и отличает трикстера от банального жулика «большинство современных воров и бродяг лишены важного элемента трикстерского мира – а именно, его сакрального контекста». Мифологический трикстер- вообще представляет собой наиболее точный слепок архаических представлений о сакральном – прежде всего отражая связь между священным и отвратительным /грязным, нечистым, табуированным/» /М.Липовецкий «Трикстер и закрытое общество»/
Огромное спасибо Кира.
Нашел в этой статье- словесное и логическое выражение того моего знания,- которое я сам не мог оформить и выразить.) Очень хорошая статья.
О лиминальности, противостоянии кинизма и цинизма,- просто здорово
написано! Про Воланда и Пилата.)

Рада,что статья пригодилась) Я только кусочек из нее использовала-поэтому вот ссылка-кто хочет прочитать полностью:

http://magazines.russ.ru/nlo/2009/100/li19.html

Относительно темы: вот интересное высказывание из книги Болен "Боги в каждом мужчине": "Если в личности человека присутствует Гермес,он /или она/может видеть-как в других людях-так и в себе-тьму, враждебность, психозы, инстинкты, сексуальность ,агрессию, а также альтруизм, мистические порывы, возможность просветления,заурядность- не оценивая все эти качества и не осуждая"..
"Если в личности человека присутствует Гермес,он /или она/может видеть-как в других людях-так и в себе-тьму, враждебность, психозы, инстинкты, сексуальность ,агрессию, а также альтруизм, мистические порывы, возможность просветления,заурядность- не оценивая все эти качества и не осуждая"..
===
Можно перевернуть это высказывание - " Только в том есть Гермес- кто герметичен), кто не отождествляет себя с коллективными представлениями и
кто не оправдывает благими целями приписывание - зла, агрессии, сексуальной
распущенности, альтруизма и мистических порывов- только другим."
Олег, ваше "перевернутое" высказывание-во мне- как-то больше откликается) Еще- все-таки хочется- сделать акцент на "трикстерах-киниках"/прежде всего-конечно- вспоминается Воланд и его свита/"Трикстеры совсем не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Они и не должны быть безобидны, ведь их дело — создавать зоны амбивалентности, издеваться и обманывать, творить посредством разрушения и бесчинства. Некоторое время назад занявшись трикстерами, я пришел к выводу, что их культурная функция состоит в том, чтобы придавать веселое, игровое — киническое, по выражению П. Слотердайка, — оправдание вселенной цинизма, простиравшейся от бытового блата до таких сложных конструкций, как, скажем, двойная игра интеллигента, одновременно ненавидящего систему и зависящего от нее"/М.Липовецкий/
"оправдание вселенной цинизма, простиравшейся от бытового блата до таких сложных конструкций, как, скажем, двойная игра интеллигента,"
==
В тексте Липовецкого мне не нравится слово "оправдание" и "культурная
функция."  Трикстер бессознательно, автоматически,- выносит на поверхность ценность содержащуюся в тени. Например Высоцкий нашел
такую ценность в личности Туманова. Каторжанин и золотоискатель стал
для Высоцкого проводником к внутренней свободе. Я думаю, что сам Туманов об этом и не парился), жил и искал возможность хорошо заработать.
Флейта удивлялась как много людей в инете одобряет рассуждения Бондаря
о беспределе и его параллелях между ворами и правителями. Тень наивно и
просто может высказать компенсирующую правду,- она свободна от
общественной морали.
 
Оправдание-не всегда связанно с оценочным значением-/т.е. быть невиновным, праведным /-иногда-это просто "допустимое" и "целесообразное"-/я кажется понимаю,почему вам захотелось "перевернуть" цитату из Болен)-она тоже об оценочности,по-моему/ "Проводник к внутренней свободе"-хорошо сказанно) Я помню свое первое впечатление от "Мюнхгаузена"-это было именно- ощущение внутреннего освобождения и легкости..

Трикстеры разные нужны, трикстеры разные важны.
Трикстер всегда связан с теми убеждениями которые подавляют ценную
часть личности. Карлсон - с внутренними родителями Малыша, то есть-
Астрид Линдгрен.
Буратино - с внутренним Карабасом Алексея Толстого.)
А Мюнхгаузен из фильма - видимо с советской серостью жизни окружавшей Горина. Бесчисленными шаблонами, стереотипами, конформизмом.

Kira, спасибо! Трикстер это наше все. без него скука смертная.