Автор: Kira, дата: пт, 23/11/2012 - 17:42 Анализ сновидений «Мюнхгаузен - мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали»/Марк Захаров/
С первых же сцен фильма- мы видим весьма необычного человека; романтика- говорящего: «Хорошо, дорогая, я сделаю для тебя ночь»-гениального чудака-способного летать на ядрах, взбираться по лестнице в небеса; и нарушая законы мироздания- вытягивать себя за волосы из болота, - он может подстрелить утку через дымоход, вырастить вишневое дерево на голове оленя; умереть и воскреснуть-для него-тоже не проблема. Окружающие-его и любят, и ненавидят - но правдолюбивым обманщикам- конечно, не понять всей красоты этого раскрепощенного сознания. Интересно, что все персонажи, боящиеся показаться смешными, до ужаса комичны- и лишь Мюнхгаузен- трагичен- ему открыта эта глубина. Он истинно творческая личность, непонятная для большинства и самое главное- всегда- говорящий только правду. Он действительно- открыл новый день. В его дневнике на самом деле — подвиги, которые нужно совершать ежедневно. Он действительно- переписывается с Шекспиром и знает дату окончания ведущейся в Америке войны. «Мудрый и умелый шут»-он же-герой и рыцарь-через образ которого выражается движение духа..
Архетип трикстера узнается здесь- по особенному внутреннему трепету- непонятности и одновременно-восторга- происходящего от его летучести и взлома-казалось бы- незыблемых границ- неуместности и бесстрашия. «Предшественниками алхимического Меркурия- в его воздушном обличие были Гермес -изначально божество ветра- и соответствующий ему египетский бог Тот, который все души заставляет дышать»/ Юнг «Дух Меркурий»/
Trickster- «трюкач, обманщик»- в мифологии- сочетает демонические и комические черты и противоположности: он глуп и проницателен, неуклюж и ловок, способен путешествовать за грань миров, умирать и воскресать, нарушать законы пространства, менять обличья. Трикстер бузит - в переносном и прямом смысле: он мастер одурманивающих составов, изменяющих сознание.
Таковы Гермес в греческой мифологии, Ананси и Ogo-Yurugu в африканском фольклоре, Койот, Wakdjunkaga, кролик Манабозо или Вискодьяк у североамериканских индейцев, Локки в скандинавском фольклоре, Ворон – в палеоазиатском, Братец Кролик в фольклоре афроамериканцев и т.п. К этому же ряду принадлежит и образ дьявола, в том виде, в каком он вошел в европейский фольклор и отразился в фаблио и новеллах Ренессанса, а затем дошел до таких произведений нового времени, как “Хромой бес”, “Вечера на хуторе близ Диканьки” или “Братья Карамазовы”.
Фольклорная модель трикстера- породила целый ряд более поздних литературных и культурных типов- таких, как плут, пикаро, шут, клоун, самозванец и т.п. Все они отличаются и друг от друга, и от их общего первоисточника – трикстера как мифологического героя, - однако всех их объединяет некий “общий знаменатель”: набор черт, в той или иной степени восходящих к мифологическому трикстеру. Этот набор качеств, разумеется, никогда не остается постоянным: где-то он представлен более полно, где-то – менее. Но именно этот- подвижный набор свойств- мы и обозначим:
1) Амбивалентность и функция медиатора. Эти взаимосвязанные и взаимообусловленные характеристики составляют ядро архетипа трикстера- «они не аморальны- а внеморальны» Вместе с тем эта внеморальность прямо вытекает из способности трикстера не “влипать” в какую-то одну систему ценностей, нарушать, разрушать и непочтительно высмеивать границы между оппозициями- в том числе и сакральными.
2) Лиминальность- непосредственно связана с амбивалентностью трикстера- причем трудно сказать, что тут первично, а что вторично. Действительно- к трикстеру, кажется- в точности подходят следующие слова: “Лиминальные персонажи всегда ни тут ни там: они обитают в промежутке между позициями, определенными и предписанными законом, обычаем, условностями или ритуальным порядком”. В соответствии с этим описанием трикстер- практически всегда изображается как человек дороги его происхождение туманно, а его социальная позиция неуловимо изменчива. Художественное значение лиминальной позиции трикстера было выявлено еще Бахтиным- который- говоря о шутах, плутах – иначе, говоря, о трикстерах, – подчеркивал, что отстранение, генерируемое этой позицией , само по себе создает вокруг этого персонажа особый хронотоп, иначе говоря, эстетическое пространство: “Плут, шут и дурак создают вокруг себя особые мирки, особые хронотопы Это лицедеи жизни, их бытие совпадает с их ролью, и вне этой роли они вообще не существуют»
3) Трансгрессия/лат. trans - сквозь; через, за и gressus - приближаться, переходить/ – нарушение границ и переворачивание социальных и культурных норм – важнейший метод трикстера.
4) Четвертое -важнейшее свойство трикстеров определяется их необходимой – прямой или косвенной - связью с сакральным контекстом. Это качество и отличает трикстера от банального жулика «большинство современных воров и бродяг лишены важного элемента трикстерского мира – а именно, его сакрального контекста». Мифологический трикстер- вообще представляет собой наиболее точный слепок архаических представлений о сакральном – прежде всего отражая связь между священным и отвратительным /грязным, нечистым, табуированным/» /М.Липовецкий «Трикстер и закрытое общество»/
Нашел в этой статье- словесное и логическое выражение того моего знания,- которое я сам не мог оформить и выразить.) Очень хорошая статья.
О лиминальности, противостоянии кинизма и цинизма,- просто здорово
написано! Про Воланда и Пилата.)