избранность
-кроме того, сама идея не Юнга и даже не Христианская. ее источники гораздо глубже и отражены в мифологии и религиях многих народов.
если бы это была идея только из Евангелия, Юнг не стал бы ей и интересоваться и развивать в русле своей теории ИНДИВИДУАЦИИ!------------------------------------------------------------------------------------так,кто спорит.Тема избранности чаще всего подымается в религии,которая ,как это не парадоксально,и объединяет людей в коллектив(стадо в вашей терминологии).Именно идея все умрут,а вы останетесь-центральная при образовании новых сект и религиозных учений(например не такой давний случай,когда затворники закопались под землей и ждали конца света,объеденившись вокруг гуру,вещавшего конец света для всех,кроме избранных)То есть идея избранности архетипична, идет из кбсс,то бишь присуща ВСЕМ.Кроме того есть религиозные течения,где нет идеи избранности.
марфа, вопрос не ко мне, но вот нашла - неплохо у фон Франц (Процесс индивидуации) о том, как она понимает, о чем говорил Юнг:
"...В результате обследования Юнгом большого количества людей и изучения их сновидений (по его подсчетам получается по меньшей мере 80 000 снов) было установлено, что все сны не только соотносятся в той или иной мере с жизнью сновидца, но и являются составными частями одной огромной сети, в которой переплелись разнообразнейшие факторы психологического воздействия. Было также обнаружено, что все сновидения будто придерживаются определенного порядка или общей схемы. Эту схему Юнг назвал "процессом индивидуации ". Поскольку сны еженощно являют самые различные сцены и образы, то, не будучи тщательным наблюдателем, трудно заметить в них какую-либо упорядоченность. Но если проследить свои собственные сны за несколько лет, изучая последовательно их содержание, станет видно, что определенные образы всплывают, исчезают и повторяются вновь. Многим даже снятся по нескольку раз одни и те же персонажи, виды или ситуации, и если отследить их на протяжении последовательного ряда сновидений, обнаружится, что они постепенно, но заметно изменяются. Эти перемены могут быть ускорены правильным толкованием снов и их символов, поскольку оно влияет на осознанное отношение сновидца к сновидениям.
Таким образом, жизнь наших сновидений создает замысловатый орнамент, в котором просматриваются то исчезающие, то появляющиеся индивидуальные черты или наклонности. Если в течение длительного времени наблюдать, как плетется этот витиеватый узор, то можно заметить, что это действо чем-то тайно направляется или регулируется, вызывая медленно и неуловимо идущий процесс духовного роста - процесс индивидуации .
Постепенно он приводит к появлению более разносторонней и зрелой личности, и затем, по мере усиления, его результаты даже становятся заметными для окружающих. Тот факт, что мы часто говорим о "замедленном развитии" кого-либо, показывает, что подобный процесс роста и становления считается возможным для каждого индивидуума. И поскольку духовный рост не может быть вызван сознательным волевым усилием, а возникает непроизвольно и естественно, в сновидениях он часто символизируется деревом, чей медленный, мощный и естественный рост вписывается в определенную схему.
Вот, кстати, образ дерева как архетипическая идея процесса индивидуации, оно в каждом, и рост идет постоянно у всех, все дело в осознании этого процесса и включении его в свою жизнь. И причем тут избранность?
Марфа: "Так все таки рассматривал Юнг индивидуацию,как некую избранность или нет?"
=========
Марфа, судите сами.
Юнг: «Это процесс психологического развития, осуществляющего заложенные индивидуальные предрасположенности, делающий человека тем определенным отдельным существом, каким он и является. Человек реализует свое своеобразие, что как небо от земли далеко от эгоизма или индивидуализма».
«Если мы упорно и последовательно идем путем естественного развития, то приходим к опыту Самости. Эта цель в виде этического требования выражена Парацельсом: « Пусть не будет другим тот, кто может быть собой.» Но дорога к этой цели трудна, и не всякому до путешествия. Необходимо, чтобы процесс индивидуации стал предметом сознательного наблюдения».
«Процесс индивидуации не всегда сознательный. Существует огромное различие между процессом индивидуации, протекающим бессознательно, и осознанным процессом. В первом случае сознание не вмешивается, а потому конец процесса остается столь же темным, как и в начале. Во втором случае, в осознанном процессе, на свет выходит столько мрака, что личность становится просветленной, и сознание неизбежно возрастает в объеме и интенсивности».
«Фактически все величайшие и важнейшие проблемы жизни неразрешимы в своей основе; такими им и должно быть, ибо они выражают неизбежную полярность, присущую любой самоопределяющейся системе. Они никогда не будут разрешены, а будут только оставлены внизу благодаря собственному росту вверх. Поэтому я спрашивал себя, не является ли эта возможность перерастания, т.е. прогрессирующего душевного развития, нормой вообще...
В сущности, любой человек должен, по крайней мере, в зародыше обладать этим повышенным уровнем и уметь развивать эту возможность при благоприятных обстоятельствах».
«Человек растет вместе с задачами, которые он себе ставит. Но при этом должна быть способность к росту. Когда человека перестает удовлетворять образ этой жизни, он должен отправиться в путь один и сам стать своим обществом. Он сам будет являть для себя некое множество, множество мнений и тенденций. Он будет не в ладах с самим собой и столкнется с огромными трудностями, пытаясь эту свою множественность примирить с некой общей необходимостью. Против своей внутренней множественности у него нет защиты, и этот разлад может заставить его сдаться, сбиться с пути. Я не могу осудить того, кто отступает. Но тому, кто видит заслугу в такой своей слабости и малодушии, я не нахожу оправдания».
"Индивидуация - это примирение с самим собой и в то же время с человечеством».
Можно я тоже цитатку из Юнга вставлю. Уж очень она мне нравится.
Юнг пишет: «Я часто вижу, как процесс индивидуации путают с сознательным становлением Эго, в результате чего Эго отождествляется с Самостью, и это, в свою очередь, приводит к безнадёжной концептуальной неразберихе. Вследствие этого индивидуация предстаёт чем-то вроде эгоцентризма и аутоэротизма. Но Самость вмещает в себя не Эго всего лишь, но бесконечно больше. Она может быть и тем, и другим, и третьим. Индивидуация не отрезает человека от мира, но вбирает в себя этот мир».
Идея избранности автоматически приводит к эгоцентризму и отрезает человека от мира. Т.е. прямо противоположное тому, что говорил Юнг.
Но сказки о своей избранности ведь так приятны… они обволакивают и дают иллюзию силы. Этакая иллюзорно-компенсаторная деятельность. Как говорил герой одного фильма: "Не будем просыпаться, господа".Нужно различать избранность, - как предназначение, призвание.
Избранность как принадлежность к сообществу хранящему тайные знания.
Есть еще большие различия между людьми, заложенные от природы, я бы не
стал относить это к избранности, но тем не менее - часть людей живет
представлениями средневековья, часть - люди современные, небольшая часть- опередили современность степенью развития сознания.
====
Марфа. Знаете что смущает...Многие люди не испытывают удивление и дискомфорт от противоречий жизни в обществе, в мире. Уже известные коллективные представления-
вполне их устраивают и вполне все объясняют. И есть люди вроде Толстого, Ницше, Юнга,-
они не могут найти смысла жизни в уже известных моделях,- и мучительно ищут cвой путь.
Бывают на краю самоубийства от внутреннего конфликта.
Избранные? Хрен его знает. Избранные неврозом.)
Избранным быть очень трудно, потому что любой личный рост сознания достигается за счет
отчуждения от самости и других, за счет мучительного поиска синтеза тезиса и антитезиса- от
каждого из которых не могут отказаться.
Знаете что смущает...Многие люди не испытывают удивление и дискомфорт от противоречий жизни в обществе, в мире. Уже известные коллективные представления-
вполне их устраивают и вполне все объясняют. И есть люди вроде Толстого, Ницше, Юнга,-
они не могут найти смысла жизни в уже известных моделях,- и мучительно ищут cвой путь.
Бывают на краю самоубийства от внутреннего конфликта.--------------------------------------------------------Ну,может назвать их не избранными,а первопроходцами,исследователями и т.д.Сильно развитый поисковый рефлекс или любопытство)))Хотя те,кто осваивает новые земли не менее нужны,чем те,кто их открывает)))
===
Конечно, есть разброс в характеристиках психики. Причем склонность к поиску своих путей
не совсем напрямую связана с интеллектом. Я знаю несколько людей с очень высоким интеллектом, но он у них направлен в науку - физику, математику, - они почти совсем не
интересуются гуманитарными вопросами. И есть люди высоко развитые культурно, эстетически,
но их поиск тоже ограничивается реализацией в искусстве, творчестве.
"Избранные", если конечно их поиск не заканчивается психушкой или самоубийством - поставляют большинству новые образцы, модели - этики, культуры, мировоззрения, религии.
Те кто осваивает земли? Ох, они склонны видеть в первопроходцах - предателей и извращенцев, людей не имеющих ничего святого. "Избранные" часто становятся мишенью
для ненависти "поддерживающих устои."
Тогда, имхо, надо определить для начала, что мы имеем в виду под «избранностью».
В обсуждении, как я увидела, это каждый понимает по-своему.
Например, я вижу противопоставление к.б. «физиков и лириков» (в кавычках!). Я вижу рассуждения о Самости. Я вижу рассуждения об индивидуации (куды ж без неё, любимой :)). Тут же под избранностью вдруг начинает пониматься талант. Приводятся в пример известные личности (Ницше, Толстой и т.д.).
Что касается целостности, то стремление к ней – имманентно присуще человеческой психике (ключевое слово - имманентно). Тут разговора об избранности нет и быть не может. Это в природе человека.
Если же под «избранностью» понимается талант, то тогда мы переходим к вопросам творческой одарённости, задатков и способностей. Но тогда это вообще другая тема.
Тут промелькнуло ещё одно понимание избранности – как принадлежность обществу, хранящему тайные знания. Это тоже абсолютно отдельная ветка разговора. Т.е. вообще другой разговор.
Поэтому мой вопрос – что всё-таки конкретно имеется в виду под словом «избранность»? Или хотя бы избранность в чём?
А то истинные арийцы с нордическим характером тоже себя избранными считали. Как выяснилось, просчитались :)
Избранный - 1.
2. перен. Являющийся
Значение слова Избранный по Ожегову:
Избранный -
привилегированный
Да нет.
Значение слова «избранный» я, конечно, знаю
Я спросила – избранный в чём?, что мы имеем в виду под «избранностью» здесь, в этом обсуждении?
А то ведь некоторые уже к такой вот избранности приближаются потихоньку
а ещё и к тому же избран кем-то, другим или другими
Ага, это тоже.
И ещё каковы критерии "избранности"? Как определить, кто "уже" избран, а кто "ещё не"? В общем, вопросов много.
(перепишу чуть позже)
Я об этом Маша и говорю.
Крест для распятия предателей, восставших рабов, - вдруг превращается в величайшую святыню. Когда человек освобождается от коллективных
представлений, он действительно чувствует себя предателем и изгоем, и
ищет поддержки от неизвестного бога-Отца. Чувствует одновременно и
избранность и покинутость.
Нашла у психологов возникновение "ощущения избранности",как компенсацию унижения(при психологических травмах)а также при нарциссическом расстройстве-такое ощущение,наверное,действительно близко к понятию инфляции.
у эзотериков это ещё называется чувство собственной значимости...
Я не прикалываюсь. Если мой "рубленый" слог кому-то кажется грубым, то заранее прошу прощения. Я не грублю. Это просто моя манера писать.
Меня действительно волнует это желание "освободиться от коллективных представлений". Именно волнует. Психологов часто ругают и высмеивают. Что ж, возможно заслужили. Но для прояснения ситуации должна сделать лирическое отступление. Это важно.
Любой психолог, по сути, всегда решает один вопрос - вопрос о мотивации. Это фундаментальный вопрос всей психологии, как теоретической, так и практической. Разные направления решают этот вопрос по-своему. Но, чтобы ты ни делал, чем бы ни занимался, к какой бы школе себя не относил, всё равно так или иначе, рано или поздно, ты выходишь на вопрос о мотивации. Можно вопрос "почему?" переформулировать в "для чего?". Это лишь игра ловами, лишь слоган. По сути, как ни назови, мы всё равно стоим у великой тайны психологии - мотивации. Это ключ к личности. Ключ к человеческому взаимодействию, поведению, к будущему, наконец.
Теперь вернусь к теме. Меня интересует именно мотивация. Освободиться от коллективных представлений - это, строго говоря, не мотив. Это всё равно что сказать "я ем, потому что необходимо накопить калории". Это не ответ. Я ставлю вопрос о мотивации. Освободиться от коллективных представлений для чего? Почему это важно и нужно? Только не говорите мне об индивидуации. Объяснять одно неопределённое явление через другое неопределённое явление - это не ответ, но лишь начало новой вереницы вопросов.
И ещё. Фразы типа "идите, читайте Юнга", я однозначно расцениваю как ответ некомпетентного человека (заранее, чтобы потом не было обид).
Мне кажется, этот вопрос напрямую связан с темой об избранности.
Говорит им Садко:
— Други мои, корабельщики, видно, гневается на нас царь Водяник. Мы двенадцать лет по морю бегаем, а не платим ему ни дани, ни пошлины. Не спускали мы царю Водянику ни хлеба, ни соли, ни серебра. Вы берите бочку чистого серебра, бросайте ее в море, авось нас царь Водяник помилует.
Взяли они бочку серебра, бросили в море — еще пуще непогода разыгралась.
— Видно, мало пошлины царю Водянику,— говорит Садко.— Берите вы бочку красного золота и спускайте в синее море.
Бросили в море бочку золота — еще пуще буря корабли бьет.
Задумался Садко, опечалился.
— Видно, не нужно царю Водянику ни серебра, ни золота, а нужна ему голова человечья. Бросим в море жребии,— чей жребий на дно пойдет, тому и идти в море синее.
Нарезали корабельщики чурочки из ясеня, бросили чурочки на грозную волну: все чурочки поверху плывут, одна чурочка на дно пошла — самого хозяина Садко.
Пригорюнился Садко:
— Это, братья, жребии неправильные, спускайте вы жребии булатные, железные.
Спустили корабельщики жребии железные, а Садко пустил жребий из ясеня. Все булатные жребии по воде плывут, будто гуси по заводи, а Садко жребий ключом ко дну пошел.
А Садко в море идти не хочется, он хитрит-хитрит, изворачивается:
— Еще раз бросим, други, жребии. Бросим жребии кленовые, а ней жребий по воде плавает, тому в море идти, других выкупать.
Бросили палочки кленовые, а Садко бросил жребий синего булата заморского, весом жребий в десять пудов.
Все кленовые палочки ко дну пошли, а Садко жребий весом в десять пудов по воде, словно лебедь, плавает.
И сказал тогда Садко — богатый гость:
— Знать, беда пришла мне неминучая, самому надо идти к царю Водянику.
Стал Садко с белым светом прощаться. Он прощается с дружиной храброй, с синим небом, с красным солнышком, он велит поклон жене передать, малым деткам, родной матушке.
Опустили корабельщики в море доску дубовую. Не берет с собой Садко ни хлеба пшеничного, ни сладкого вина, а берет с собой гусли звонкие.
— Мне без песни и жизнь не в жизнь, Да и в смерти мне песня надобна.
Лег Садко на доску дубовую. Горько плачут корабельщики.
Тут ударил Садко в струны золоченые — улеглись волны и ветер стих. Поплыли корабли к Новгороду, а Садко понесло по морю синему.
Плывет Садко на дубовой доске, струны щиплет, а со страху глаза зажмуривает. И заснул Садко глубоким сном крепко-накрепко.http://www.basle.ru/tales/folk-tales/russian-tales/8-sadko-v-podvodnom-carstve.html
Автор:
Ну, не понимаю я, что значит "освободиться от коллективных представлений". Это как? Это нужно делать что?
---------
Да много чего делать. Анализ проходить, и Юнга читать, думать. Вопрос "зачем" немаловажен.
Если все устраивает и ничего не удивляет, то действительно...
Ну например, из того что нужно сделать, - это осознать миф о враге. О наших "хороших", что
ездят на тачанках и " ентих плохих", что ходят в шлемах с крестами. Осознать, что "плохость
ентих" совсем не оправдывает нашу враждебность и злобность, а лишь бессознательно
приписывается им.
yo-ho-ho and the bottle of rum!
NB! В письменной речи Юнга не употребляется слово "стадо" в значении пренебрежительного отношения к обывателям.
Это же цюрихский менталитет: нормальной мещанской жизни был, есть и будет респект. --------------------------------------------------Sorella,так все таки рассматривал Юнг индивидуацию,как некую избранность или нет?Развивал ли кто-то эту тему после Юнга?