конфликтогены

. Конфликтогены и их виды. Конфликтогены - это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах: ў поведенческие конфликтогены - проявление превосходства, эгоизма и агрессии; ў ролевые конфликтогены - пересечение трансакций (в типологии Э. Берна); ў личностные конфликтогены - общение с трудными людьми. В таблице дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми. Классификация конфликтогенов Характер конфликтогена Форма проявления Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания 31. Эскалация конфликта и ее стадии. Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг против друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерно: ў сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения; ў вытеснение адекватного восприятия другого образом врага, который постепенно становится доминирующим. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные данные, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер; ў рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба; ў переход от аргументов к претензиям и личным выпадам; ў рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризациии; ў применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной; ў потеря первоначального предмета разногласий - противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли; ў расширение границ конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения; ў увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.
Спасибо, Марфа, за тему. Получается, что всё зависит от субъекта, его настроения.  Если есть настроенность на общение, то  все конфликтогены, исходящие от объекта, практически не замечаются.
Мне кажется замечаются,просто каждый раз взвешивается проглотить ?ради мира,или ответить?ценой конфликта.Когда отношения дороги-проглатывается,не дороги-идут на конфликт.Есть,наверное и третий вариант,ответить,не переводя в конфликт,но это высший пилотаж...
   Схема 2. Дополнительные трансакции
Первым правилом коммуникации мы считаем следующее:
пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Эти правила не зависят ни от природы трансакций, ни от их содержания. Они целиком основаны на векторах общения. Пока трансакции сохраняют дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты ли ее участники, например, какими-то сплетнями (Родитель — Родитель), решают ли реальную проблему (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — Ребенок или Родитель — Ребенок).Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что мы называем пересекающейся трансакцией. На схеме 3а представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы (пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции доставляет наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил название классической реакции переноса). Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый, например: «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал много пить» или «Ты не знаешь, где мои запонки?» Соответствующим трансакции Взрослый — Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Давай попробуем понять. Мне и самому этого хочется». А во втором: «Запонки лежат на столе».
   Схема 3. Пересекающиеся трансакции
Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например, в первом случае: «Ты как мой отец все время меня критикуешь»,— а во втором: «Вечно я у тебя во всем виновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок — Родитель, и, как видно из схемы За, векторы трансакций пересекаются.
При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы алкоголя или запонок до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Это может продолжать-
21
ся несколько месяцев в первом примере и несколько секунд во втором, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например, при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый — Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникация на уровне Ребенок — Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы: не следует ли хозяйке уволить служанку?
На схеме 36 показан случай, обратный пересекающейся трансакции первого типа. Он представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. Например, на вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?» — может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок?»
обожаю ТА! спасибо за материалы! еще и с картинками.
полезно вспомнить.
Для меня это одна из рабочих схем,действительно,часто когда ловишь себя на желании оправдываться или объясняться -это следствие родительского тона собеседника,"вталкивающего"тебя в положение ребенка(или вспыльчивого подростка).-------------------------Форма проявления
Прямое негативное отношение
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение
Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание

Менторские отношения
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
------------------если посмотреть ,то львиная доля конфликтогенов-это общение из "родительской"позиции.
Марфа, имхо-когда начинают говорить о конфликтогенах,то неприменно переходят и к вопросам эффективного общения -вспоминают о "я-высказываниях" , "я-посланиях"-при использовании которых, получается не накручивать и раздувать конфликт,а гасить его- избегать обвинений партнера..Хотя-надавить и заставить -как ни странно- бывает намного проще и эффективнее, чем попросить и заинтересовать-правда-в долгосрочной перспективе-это портит отношения и вряд ли, сделает их устойчивыми.Существует огромное количество коммуникативных треннингов -которые помогают - учат,строить-влиять и противостоять влиянию.Лично я не верю в бесконфликтную жизнь - межличностные и внутриличностные конфликты неизбежны-противостояние-напряжение между противоположностями-это тема-из разряда "вечных"-она есть и в юнгианстве..
Читала про я-высказывания у Гиппернейтер "Общаться с ребенком,как?"Помню как долго и туго давалась фраза "мне это не нравится"вместо ты....в ассеретивном методе "блок"был на озвучивании своих чувств...Кое-какие стереотипы общения удалось поменять,уже хорошо...
А конфликт - это плохо?
Cама жизнь - сильный конфликтоген.
Хотя конечно есть разница между конфронтацией и конфликтом.
Или нет?

yo-ho-ho and the bottle of rum!
Vervoleg 2013-03-12 20:36:10
Хотя конечно есть разница между конфронтацией и конфликтом.Или нет?

 Мне думается/имхо/- конфликт- более широкое понятие-чем конфронтация. Могут быть различные виды конфликтов и способов поведения в конфликтной ситуации -конфронтация-это активное противостояние- еще-такое поведение называется "соперничеством"-когда при столкновении интересов,абсолютно игнорируется интерес противоположной стороны. Конструктивным -считается- попытка прихода к совместному решению-"сотрудничество"-хотя-лично я считаю-что не со всеми и не всегда можно договориться..

Кира.

Cлово конфронтация происходит от слова "противостоять".

Наличие разных точек зрения, их борьба - необходимы для развития.

Соперничество как раз и предполагает, что противоположная точка зрения

постоянно находится в поле зрения. 

 Развитие останавливается, когда противоположность игнорируется и с нею

не идет диалог.  Есть разница между непримиримым игнорированием, войной -

и конфронтацией, соперничеством.

Сказка о "Золотом петушке" - флюгер постоянно поворачивается в сторону

"врагов."  С "врагами" необходимо постоянно "воевать", чтобы происходило

уравнивание относительно центра - оси флюгера.

Понимание, что победа "наших" важна, но существование оси важнее-

это залог развития. 

Бесконфликтность - детский миф.

 

А конфликт - это плохо?-----------------------------------------это не плохо.Вопрос не в том конфликтовать или нет,а в том как конфликтовать.Конфликтогены переводят конфликт в сферу эмоциональной реакции и рациональной "глухоты"(эскалация конфликта).То есть грамотное ,без конфликтогенов ведение спора(диалога)приводит к тому,что собеседник скорее прислушается к приводимым доводам.Кроме того конфликтогены порождают конфликт на пустом месте...Есть выражение:подлить масла в огонь-это как раз про конфликтогены.
Kira 2013-03-12 21:35:54
конфронтация-это активное противостояние- еще-такое поведение называется "соперничеством"-когда при столкновении интересов,абсолютно игнорируется интерес противоположной стороны

 мне кажется конфронтация необязательно связана с соперничеством, это может быть просто выражение своей отличной от собеседника точки зрения.

То есть "конфликтогены" переводят конфликт в сферу подчиненной функции.
Я все равно как то не очень верю в средства контроля и сдерживания.
Мне больше по душе анализ причин, бессознательных корней конфликта.

Клара 2013-03-14 15:38:06
 мне кажется конфронтация необязательно связана с соперничеством, это может быть просто выражение своей отличной от собеседника точки зрения. »

 Клара, я когда-то сильно интересовалась конфликтологией  /"конфликтоген"-это как раз- термин от туда/ - там - описывается много стратегий поведения личности в конфликте- я и говорила - об одной такой модели- где прежде всего- учитывается уровень направленности интересов. В такой системе-"конфронтация"-называется "соперничеством". Я не настаиваю- что это абсолютная истина-просто- одно из возможных вИдений.. 
Думаю, что эти страсти вокруг блогов и "свободы слова" вызваны просто банальным самолюбием. Свой блог! Вау! Кого хочу, того редактирую! Типа, дали швейцару клочок власти, он уже может кого-то не пустить.--------------------------------Уничижительный комментарий.
Месяц уже,- "новой жизни".

Никому не смешно?

Если мы перейдем к анализу трехсторонних позиций, то получим следующие комбинации:

1а. Я+ ты+ они+. Позиция демократического сообщества или обычной средней семьи. Своего рода идеал, к которому стремятся многие. Его можно выразить словами: "Мы любим всех".

1б. Я+ ты+ они–. Позиция сноба или демагога, выражаемая в словах: "Да кому они нужны?"

2а. Я+ ты– они+. Позиция агитатора и недовольного, а также миссионеров различных типов. "Вы, ребята, гораздо хуже их".

2б. Я+ ты– они–. Позиция одинокого праведного критика, позиция высокомерия в чистом виде. "Все должны склоняться передо мной и подражать мне, насколько это доступно таким ничтожествам".

3а. Я– ты+ они+. Позиция кающегося святого или мазохиста, позиция меланхолика в чистом виде. "Я самый недостойный человек в мире".

3б. Я– ты+ они–. Подобострастная позиция человека, который выслуживается не по необходимости, а из снобизма. "Я унижаюсь, а ты наградишь меня, а не тех ничтожных людишек".

4а. Я– ты– они+. Позиция холопской зависти и иногда политического действия. "Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они".

4б. Я– ты– они–. Пессимистическая позиция циника или человека, который верит в предопределенность или первородный грех. "Никто из нас ни на что не годится".

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, некоторые из них гибки и дают человеку возможность измениться. Например:

1? Я+ ты+ они?. Это позиция евангелиста. "Мы с тобой в порядке, а насчет остальных не знаем, пока они не предъявят свои доказательства или не перейдут на нашу сторону".

2? Я+ ты? они–. Позиция аристократа. "Большинство людей никуда не годится, а что касается тебя, подожду, пока ты не представишь доказательства".Э.Берн.http://psylib.org.ua/books/berne03/txt05.htm

Спасибо! Кратко и полезно.