пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Немного об аффектах
Нуменозность, это немного другое, хотя здесь также- нет воли , а человек находится во власти интенсивного переживания.Но это именно, скорее "пиковое переживание" оставляющее неизгладимое и глубокое впечатление- религиозный опыт, встреча с "богоподобным"; несмотря на вторжение бсс и овладение личностью- болезненным и патологическим, подобным опыт, все-таки не является. А примеров, таких переживаний ( хотя бы, из истории религии) я думаю, вы знаете больше меня.
болезненным и патологическим, подобным опыт, все-таки не является.НумИнозный (numinous) опыт может ощущаться как "болезненный" изнутри и казаться "патологическим" человеку со стороны, в социальном контексте.
НумИнозный (numinous)
Ну лично для меня, о нумЕнозном, лучше с ошибками)))...Errare humanum est...
Флейта, в моем понимании, нуменозность сопровождается священным трепетом, переживание из сферы сакрального, и всегда вызывает мистический восторг.
"позитивный аффект" - это как бы низшая сфера бессознательного, ближе к земле, к телу, в нем не присутствует трепет, лишь пробивается тревожность.
Мне видится разница именно в разных состояниях - священный трепет и тревожность.
И ещё можно судить по тому, что происходит после. Аффект проходит, и теряется его острота, а нуменозное переживание греет всю жизнь.
Надеюсь, что у меня не очень сильная патология
Понравилось, как Ютта объясняет "нуминозность" и "аффект"))
Ну вот такое сравнение напрашивается:
аффект - эмоциональная мелодия... наверное, на гитаре...
нуминозное похоже на музыку, исполняемую на оргАне, хор труб, объемный звук парит под потолком собора...
аффект - эмоциональная мелодия... наверное, на гитаре...Ага, он убил ее в состоянии аффекта, под внутренний "звук гитары". Аффект охватывает, он имеет очень сильно заряженную эмоцию, которая рвется к разрядке.
Как-то жалею, что поспешила высказаться, а сообщние уже не стирается...
Гром, юмор - это хорошо, почему бы не описать феномен разными способами, это будет более полное определение, и я с согласна с Вашим ))
Если вспомнить историю Савла, то его встречу с богом трудно назвать
"cвященным восторгом." Глубокое потрясение- да, а вот ужас и трепет-
присутствуют одновременно.
чуть-чуть подправлю.
состояние священного трепета и глубокое потрясение сопровождает(или следует после) мистический восторг и ужас.
Надеюсь, что у меня не очень сильная патология
Роха, хотела спросить, не знаете ли вы подробной этимологии этого слова "патология"(?) Дело в том, что у меня есть ощущение ( возможно, я где-то слышала или читала(?) что оно как-то связано со страстями и аффектами(?) но это просто стойкое ощущение-могу конечно и ошибаться
-
этимологии этого слова "патология"(?) Надеюсь, что словарь доступен всем и мою улыбку Вы заметили? Если я не по теме брякнула - с кем не бывает.
"Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю" - где граница между здоровьем и "уже не". Смотреть в эту бездну не стоит, но заглянуть иногда подмывает. Мне кажется, что аффект может потрясти до ступора и можно не выйти из него. А нуменозное переживание, через ужас и восхищение, все равно - рывок в развитии. Катарсис - очищение через страдание - похожее состояние, по-моему.(?)
Надеюсь, что словарь доступен всем и мою улыбку Вы заметили? Если я не по теме брякнула - с кем не бывает.
Да что ж такое-может тема так влияет(?)-Ваш смайлик я заметила а про "патологию", прочитала следующее: "Происходит от поздн. лат. pathologia, из греч. -πάθεια «-патия», из πάθος «страсть», из πάσχω «страдать, терпеть» Этимология этого термина лежит далеко за пределами медицины. В учении Аристотеля "пафос" рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом (высвобождающем) переживании. Изначально пафос обозначал страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. - разрешение страсти в страдании"
Текста много и поймала себя на том, что читать его можно только при искренней заинтересованности и при желании понять. В другом случае он навевает тоску , скуку и раздражение...
-
Аффект
Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телесной иннервацией, тогда как чувство в большинстве случаев не сопровождается этими иннервациями или же они бывают столь малой интенсивности, что их присутствие можно доказать лишь с помощью очень тонких инструментов, например при помощи психогальванического феномена. Аффект усиливается от ощущения вызванных им самим телесных иннерваций. Это наблюдение повело к теории аффекта Джемса—Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннерваций. В противоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения (см. функция).
Итак Юнг давая определение Аффекту говорит о двух функциях - ощущение и чувство. Можно предположить, что определение "аффект" находится где-то посередине. (мне представляется образ-схема данная Асанджиоли о трехчастном делении Бессознательного). Я не буду копировать полностью статьи касающиеся определения чувства и ощущения, но выберу конспективно то, что с моей точки зрения больше отображает ответ на поставленный вопрос.
Ощущение с точки зрения Юнга
-
Ощущение согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах.
-
Далее Юнг связывает определение ощущения с чувством и мышлением, но на мой вpгляд при попытке понимания отдельно взятых функций пока такой целостный подход немного мешает и сбивает с толку. Поэтому я выделила только первый абзац.
В поддержку определению Юнга посмотрела еще в вике и БСЭ
(вики) Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
(БСЭ)
Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение — исходный пункт познания, неразложимый его элемент.
Существуют многообразные виды Ощущений.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, Ощущения равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных Ощущений называется их модальностью; Ощущения различных модальностей не сравнимы между собой.
В процессе эволюции жизни Ощущение возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств (см. Чувств органы). Ощущения многих других свойств объективного мира, например формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.
Теперь можно попробовать понять функцию "чувство". Вот что по этому поводу пишет Юнг.
-
Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от «представлений» или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода).
чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. (Не совсем поняла что значит "пристегивается к каждому ощущению")
Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения.
Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннерваций, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс. (Тут возникает третий компонент "мыслительный процесс")
От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное, как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает «настроение» или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.
Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.
Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства.
Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства.
Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом по чувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленность была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения.
Очень хорошее и полное описание, поэтому я не вижу смысла обращаться к другим источникам. Но в тексте есть ссылка на еще одну функцию - мышление, поэтому для полноты картины видимо нужно обратиться и к этому описанию.
-
Мышление.
Я понимаю мышление как одну из четырех основных психологических функций (см. функция). Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается — оно случившийся факт.
О мышлении же следовало бы говорить, по моему мнению, лишь там, где дело идет о связывании представлений при помощи понятий, где, cледовательно, иными словами, имеет место акт суждения, — безразлично, возникает ли этот акт суждения из нашего намерения или нет.
(Из определения вытекает следующий элемент - представление)
-
Способность к направленному мышлению я называю интеллектом, способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией. Далее, направленное мышление, интеллект я называю рациональной (см.) функцией, потому что оно подводит содержания представлений под понятия на основании осознанной мной разумной нормы. Напротив, ненаправленное мышление, или интеллектуальная интуиция, является для меня функцией иррациональной (см.), потому что оно судит и упорядочивает содержания моих представлений по нормам, которые мной не осознаны и потому не познаны в качестве разумных. В известных случаях, однако, я могу впоследствии понять, что и интуитивный акт суждения соответствует разуму, хотя он и сложился на пути, который является для меня иррациональным.
Мне не хватило такого определения мышления потому опять обратилась за деталями к словарям. Конечно я что-то игнорирую, оставляя информацию актуальную для собственного стиля понимания.
-
Выдержки из БСЭ)
Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.
Мышление — высший этап обработки информации человеком
Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
(Знаю что на ленде есть особые нелюбители эзотерической схемы древа сфирот, но так как я визуал, перед глазами всплывает именно эта схема с независимо стоящей сфирой даат, что в общем то показывает независимость мышления и в то же время его связь с двумя вышеозначенными функциями.)
Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.
(С этой точки зрения мышление является связующим звеном между "физикой" и "психикой" "фотон пограничник").
В процесс мышления включен еще процесс представления читаю в словаре "академик"
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Философия
Образ раннее воспринятого предмета или явления (Представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия Представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием. Представление осуществляется в двух формах — в виде образов памяти и воображения. Представление памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов воображения создаются Представления и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Если восприятие относится только к налично данному, настоящему, то Представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.
Из всего вышеперечисленного получается общая рабочая схема Аффекта с обособленно стоящей функцией - мышлением и двумя функциями ощущение и чувство. Интуицию я пока трогать не буду. Разобраться бы с самой схемой аффекта. Но тут силы неожиданно иссякли)
Продолжение следует с новым притоком энергии)
Да и еще скопированный чуть ранее отрывок про функцию, тоже пригодится.
-
Функция .
Под психологической функцией я понимаю известную форму психической деятельности, которая принципиально остается равной себе при различных обстоятельствах. С энергетической точки зрения функция есть форма проявления либидо (см.), остающаяся принципиально равной себе при различных обстоятельствах, приблизительно в том смысле, в котором физическая сила может рассматриваться каждый раз как форма проявления физической энергии.
И еще подумала, что приятная музыка не приводит в порядок мысли, они после "энергетического провала" так и остаются в блуждающем состоянии. Заметила ,что чтение вдохновляющей литературы с резонирующими для человека текстом приводит "фокусировку" в порядок.