Немного об аффектах

АФФЕКТ (лат. affectus— душевное волнение, страсть) — термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, ярко проявляющееся во внешних движениях и внутренних физиологических процессах. Аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов—восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях (аффект полностью подавляется или тормозится) отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление “аккумуляции” аффекта), создавая иногда картину патологического поведения.
В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, например, аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, располагающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов (“Государство”). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Древнегреческие философы занимаясь аффектами, делали попытку классифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным, что относится в особенности к стоикам. Аристотель и Фома Аквинский настаивали на умеренности в проявлении аффектов. Христианский аскетизм также требовал подавления аффектов. Лишь в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19—нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э. Дюркгейм и М. Мосс установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Я. Люи-Брюяем исследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности. (Философский энциклопедический словарь. 2010.; Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

"С того времени (1915а), когда Фрейд дал определение аффектам как феноменам разрядки и частично пересмотрел эту концепцию в 1926 году, представив свою теорию сигнальной функции тревоги, а также вследствие часто приводимого высказывания Рапапорта (1953) о том, что в психоаналитической теории отсутствует теория аффектов, очень многое было сказано по поводу происхождения, природы аффектов и их значимости для развития и функционирования человеческой психики.
Из всех психических феноменов аффекты наиболее явно представляют такие принуждающие силы, которые могут рассматриваться как проводники постоянно накапливающихся и требующих разрядки энергетических давлений организма.
Хотя некоторые авторы придерживаются мнения, что нет аффектов без мыслительного содержания (Brenner, 1974, 1976, 1983), эта точка зрения представляется обоснованной лишь по отношению к позитивным аффектам, которые с самого начала будут представляться совместно с некоторыми перцептуальными элементами. По контрасту с позитивными аффектами психическая репрезентация негативных аффектов рассматривается здесь как становящаяся возможной и правдоподобно объяснимой лишь после первичной дифференциации самостных и объектных репрезентаций (см. главу 1). Агрессивный аффект, возникающий как первая психическая репрезентация фрустрации, неизбежно ощущаемой после дифференциации Собственного Я и объекта, вначале будет лишен мыслительных репрезентаций. Это обусловлено тем, что первые образы Собственного Я и объекта становятся дифференцированы из мнемически накопленных масс недифференцированных переживаний удовлетворения, первоначально придающих Собственному Я и объекту характер формаций чистого удовольствия. До создания специфических репрезентаций «абсолютно плохого» объекта агрессивные импульсы, которые автоматически направлены против мнимой причины фрустрации, будут неоднократно разрушать представление об «абсолютно хорошем» объекте, а также восприятие дифференцированного Собственного Я ребенка, которое вначале может существовать лишь как всемогущий владелец приносящего полное удовлетворение объекта. Недостаточная мыслительная репрезентация агрессии постоянно наблюдается у пациентов с эволюционными задержками на различных стадиях сепарации индивидуации, обычно у индивидов с явно выраженными психозами или тяжелыми состояниями «алекситимии».
Тревога и депрессивный аффект, по всей видимости, являются реакциями на и сигналами об опасности и потерях, которые, по крайней мере на данный момент, не могут быть в достаточной мере представлены для сознательного Собственного Я.
Позитивные аффекты, которые с самого начала были связаны с приятными процессами сенсорного восприятия, будут после дифференциации самостных и объектных репрезентаций на протяжении всей жизни сопровождаться образом Собственного Я, которое либо ожидает получить удовлетворение, либо испытывает удовлетворение, либо ощущает себя получившим удовлетворение.
Коммуникативная функция аффектов в качестве медиаторов субъективно значимых посланий между индивидами обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в целом и для фазово специфически настроенных, связанных с развитием и терапевтических взаимодействий в частности." (Вэйко Тэхке «Психика и ее лечение: психоаналитический подход»).

"Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телесной иннервацией, тогда как чувство в большинстве случаев не сопровождается этими иннервациями или же они бывают столь малой интенсивности, что их присутствие можно доказать лишь с помощью очень тонких инструментов, например при помощи психогальванического феномена. Аффект усиливается от ощущения вызванных им самим телесных иннерваций. Это наблюдение повело к теории аффекта Джемса—Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннерваций. В противоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения." (К.Юнг. Словарь терминов)


Флейта, спасибо за тему-задумалась) Немного почитаю, подумаю и постараюсь написать более подробный коммент..


Маша, тема возникла из возражения Сореллы к моему описанию переживания нуменозности. Мы говорили о тревожной (отрицательной) и нетревожной (положительной) ее сторонах. Положительную я описала как энергетически заряженные переживания, связующие сознание с трансцендентным миром бессознательного, которые можно на церковном языке назвать еще «благодатными», несущие позитивные эмоции. Сорелла считает, что это описание относится к "позитивному аффекту". Я хотела разобраться, в чем сходства и отличия этих переживаний, с чем они связаны с психологической и других точек зрения, кто как понимает...


Флейта, все что я скажу, это конечно - просто рассуждения на тему..... Аффект возникает помимо воли человека и это достаточно сильное состояние, связаное с нервным возбуждением и психомоторными расстройствами, его с трудом можно подавить. Эго при этом, как бы находится в плену у содержаний бсс..Наверное, аффект раскрывает собой причину и слабость адаптации, как будто в том месте (где он обнаружился) есть "рана" и аффект появляется, когда ее задевают.Это может быть проявлением какого-то комплекса ( в тесте словесных ассоциаций , ключом к обнаружению комплекса является реакция окращенная аффектом) В качестве примера, мне вспомнился старый фильм по повести Алексея Толстого "Гадюка", про жизнь молодой девушки в период гражданской войны-вот там, по-моему , как раз показан случай "раны", комплекса и аффекта..
Нуменозность, это немного другое, хотя здесь также- нет воли , а человек находится во власти интенсивного переживания.Но это именно, скорее "пиковое переживание" оставляющее неизгладимое и глубокое впечатление- религиозный опыт, встреча с "богоподобным"; несмотря на вторжение бсс и овладение личностью- болезненным и патологическим, подобным опыт, все-таки не является. А примеров, таких переживаний ( хотя бы, из истории религии) я думаю, вы знаете больше меня.


Маша 2013-06-02 13:39:57
болезненным и патологическим, подобным опыт, все-таки не является.
НумИнозный (numinous) опыт может ощущаться как "болезненный" изнутри и казаться "патологическим" человеку со стороны, в социальном контексте.
 


Sorella 2013-06-02 15:32:20
НумИнозный (numinous)

  Ну лично для меня, о нумЕнозном, лучше с ошибками)))...Errare humanum est...


 Флейта, в моем понимании, нуменозность сопровождается священным трепетом, переживание из сферы сакрального, и всегда вызывает мистический восторг.

"позитивный аффект" - это как бы низшая сфера бессознательного, ближе к земле, к телу, в нем не присутствует трепет, лишь пробивается тревожность.

Мне видится разница именно в разных состояниях - священный трепет и  тревожность.


По своим ощущениям: при аффективном переживании сохраняется сознание, а при нуменозном  переживании  остается священный трепет, это шок своего рода, сознание отключается на какие-то секунды, причем кажется, что время остановилось или его вообще нет.
И ещё можно судить по тому, что происходит после. Аффект проходит, и теряется его острота, а нуменозное переживание греет всю жизнь.
Надеюсь, что у меня не очень сильная патология


Понравилось, как Ютта объясняет "нуминозность" и "аффект"))

Ну вот такое сравнение напрашивается:

аффект - эмоциональная мелодия... наверное, на гитаре...

нуминозное похоже на музыку, исполняемую на оргАне, хор труб, объемный звук парит под потолком собора...

 


Marina 2013-06-04 01:27:22
аффект - эмоциональная мелодия... наверное, на гитаре...
Ага, он убил ее в состоянии аффекта, под внутренний "звук гитары". Аффект охватывает, он имеет очень сильно заряженную эмоцию, которая рвется к разрядке.
 


Как-то жалею, что поспешила высказаться, а сообщние уже не стирается...

Гром, юмор - это хорошо, почему бы не описать феномен разными способами, это будет более полное определение, и я с согласна с Вашим ))


Если вспомнить историю Савла, то его встречу с богом трудно назвать
"cвященным восторгом."  Глубокое потрясение- да, а вот ужас и трепет-
присутствуют одновременно.


чуть-чуть подправлю.

состояние священного трепета и глубокое потрясение сопровождает(или следует после) мистический восторг и ужас.

 


Roha 2013-06-03 23:15:04
Надеюсь, что у меня не очень сильная патология

 Роха, хотела спросить, не знаете ли вы подробной этимологии этого слова "патология"(?) Дело в том, что у меня есть ощущение ( возможно, я где-то слышала или читала(?) что оно как-то связано со страстями и аффектами(?) но это просто стойкое ощущение-могу конечно и ошибаться
 


-

Маша 2013-06-04 16:45:46
этимологии этого слова "патология"(?)
Надеюсь, что словарь доступен всем и мою улыбку Вы заметили? Если я не по теме  брякнула - с кем не бывает.
"Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю" -  где граница между здоровьем и "уже не". Смотреть в эту бездну не стоит, но заглянуть иногда подмывает. Мне кажется, что аффект может потрясти до ступора и можно не выйти из него. А нуменозное переживание, через ужас и восхищение, все равно - рывок  в развитии. Катарсис - очищение через страдание - похожее состояние, по-моему.(?)


Roha 2013-06-04 19:55:17
Надеюсь, что словарь доступен всем и мою улыбку Вы заметили? Если я не по теме  брякнула - с кем не бывает.

 Да что ж такое-может тема так влияет(?)-Ваш смайлик я заметила а про "патологию", прочитала следующее: "Происходит от поздн. лат. pathologia, из греч. -πάθεια «-патия», из πάθος «страсть», из πάσχω «страдать, терпеть» Этимология этого термина лежит далеко за пределами медицины. В учении Аристотеля "пафос" рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом (высвобождающем) переживании. Изначально пафос обозначал страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. - разрешение страсти в страдании" 



.

Флейта, несколько дней подхожу к пониманию, что такое эмоция.  Вспомнила про открытую тобой тему и решила немного ее продолжить. Ты в старттопике привела определение "аффекта" Юнгом. Захотелось разобраться всетаки для себя, уложить информацию. И так устроена моя натура, что для понимания мне предпочтительно "размышление вслух", и желательно но не обязательно рассуждение других людей.
Текста много и поймала себя на том, что читать его можно только при искренней заинтересованности  и при желании понять. В другом случае он навевает тоску , скуку и раздражение...

-
Аффект
Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телесной иннервацией, тогда как чувство в большинстве случаев не сопровождается этими иннервациями или же они бывают столь малой интенсивности, что их присутствие можно доказать лишь с помощью очень тонких инструментов, например при помощи психогальванического феномена. Аффект усиливается от ощущения вызванных им самим телесных иннерваций. Это наблюдение повело к теории аффекта Джемса—Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннерваций. В противоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения (см. функция).

Итак Юнг давая определение Аффекту говорит о двух функциях - ощущение и чувство. Можно предположить, что определение "аффект" находится где-то посередине. (мне представляется образ-схема данная Асанджиоли о трехчастном делении Бессознательного). Я не буду копировать полностью статьи касающиеся определения чувства и ощущения, но выберу конспективно то, что с моей точки зрения больше отображает ответ на поставленный вопрос.

Ощущение с точки зрения Юнга
-

Ощущение согласно моему пониманию - одна из основных психологических функций (см.). Вундт также считает ощущение одним из элементарных психических феноменов. Ощущение или процесс ощущения есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Ощущение следует строго отличать от чувства, потому что чувство есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к ощущению в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Ощущение относится не только к внешнему физическому раздражению, но и к внутреннему, то есть к изменениям во внутренних органических процессах.
-

Далее Юнг связывает определение ощущения с чувством и мышлением, но на мой вpгляд при попытке понимания отдельно взятых функций пока такой целостный подход немного мешает и сбивает с толку. Поэтому я выделила только первый абзац.

В поддержку определению Юнга посмотрела еще в вике и БСЭ

(вики) Ощуще́ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.

(БСЭ)
Ощущение, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение — исходный пункт познания, неразложимый его элемент.
Существуют многообразные виды Ощущений.: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые, Ощущения равновесия, ускорения, мышечно-суставные и др. Особенность тех или иных Ощущений называется их модальностью; Ощущения различных модальностей не сравнимы между собой.
В процессе эволюции жизни Ощущение возникает на базе раздражимости в связи с образованием нервной системы. При этом лишь для небольшого числа видов энергии выработались специфические органы чувств (см. Чувств органы). Ощущения многих других свойств объективного мира, например формы, величины, отдалённости предметов друг от друга и от наблюдателя, возникают лишь в процессе взаимодействия различных органов чувств.

Теперь можно попробовать понять функцию "чувство". Вот что по этому поводу пишет Юнг.
-

Я не могу примкнуть к тому психологическому направлению, которое рассматривает чувство как вторичное явление, зависящее от «представлений» или ощущений; напротив, я считаю вместе с Гефдингом, Вундтом, Леманом, Кюльпе, Балдвином и другими, что чувство есть самостоятельная функция sui generis (особого рода).

чувство есть прежде всего вполне субъективный процесс, который может быть во всех отношениях независим от внешнего раздражения, хотя он пристегивается к каждому ощущению. (Не совсем поняла что значит "пристегивается к каждому ощущению")

Поэтому чувство есть также разновидность суждения, отличающаяся, однако, от интеллектуального суждения постольку, поскольку оно составляется не для установления логической связи, а для установления прежде всего субъективного принятия или отвержения.

Чувство отличается от аффекта тем, что оно не вызывает заметных телесных иннерваций, то есть вызывает их не больше и не меньше, чем обычный мыслительный процесс. (Тут возникает третий компонент "мыслительный процесс")
 

От обыкновенного конкретного чувства следует отличать чувство абстрактное, как абстрактное понятие (см. мышление) отбрасывает отличительные черты охватываемых им вещей, так и абстрактное чувство поднимается над различиями отдельных, оцененных им содержаний и создает «настроение» или такое состояние чувства, которое охватывает все отдельные различные оценки и тем самым снимает их. Как мышление упорядочивает содержания сознания, подводя их под понятия, так чувство упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Чем конкретнее чувство, тем субъективнее и персональнее установленная им ценность; напротив, чем чувство абстрактнее, тем более общей и объективной становится устанавливаемая им ценность. Как совершенно абстрактное понятие уже не покрывает единичности и особенности вещей, а лишь их всеобщность и неразличность, так и совершенно абстрактное чувство не покрывается уже единичным моментом и его чувствующей окраской, но лишь совокупностью всех моментов и их неразличностью. Согласно этому, чувство, подобно мышлению, есть функция рациональная, ибо, по свидетельству опыта, ценности, в общем, устанавливаются по законам разума точно так же, как понятия, в общем, образуются по законам разума.

Понятно, что вышеприведенные определения вовсе еще  не характеризуют сущности чувства, а дают лишь внешнее описание его. Интеллектуальная способность понятий оказывается неспособной формулировать на языке понятий сущность чувства, потому что мышление принадлежит к категории несоизмеримой с чувством, как и вообще ни одна из основных психологических функций не может быть сполна выражена через другую. Этому обстоятельству надо приписать и то, что никакое интеллектуальное определение не сможет когда-нибудь передать сколько-нибудь удовлетворительно специфические особенности чувства.

Классификация чувств ничего еще не дает для постижения их сущности, потому что даже самая точная классификация сможет передать лишь то интеллектуально постигаемое содержание, с которым или в связи с которым чувства появляются, но не сможет ухватить специфические особенности чувства.

Можно различать активную и пассивную апперцепцию при помощи чувства. Пассивный акт чувства характеризуется тем, что какое-нибудь содержание возбуждает или привлекает чувство, оно вынуждает у субъекта чувствующее участие. Активный же акт чувства, напротив, распределяет ценности от лица субъекта, он оценивает содержания по интенции, притом по чувствующей, а не интеллектуальной интенции. Поэтому активное чувство есть направленная функция, волевой акт, например любовь в противоположность к влюбленности, тогда как влюбленность была бы не направленным, пассивным чувством, как на то указывает и само словоупотребление, характеризующее первое как деятельность, а второе - как состояние. Ненаправленное чувство есть чувствующая интуиция. Это означает, что, строго говоря, только активное, направленное чувство можно обозначать как рациональное; напротив, пассивное чувство иррационально, поскольку оно создает ценности без содействия субъекта, а может быть, даже против его намерения.

Очень хорошее и полное описание, поэтому я не вижу смысла обращаться к другим источникам. Но в тексте есть ссылка на еще одну функцию - мышление, поэтому для полноты картины видимо нужно обратиться и к этому описанию.
-

Мышление.
Я понимаю мышление как одну из четырех основных психологических функций (см. функция). Мышление есть та психологическая функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Это есть апперцептивная деятельность как таковая, она делится на активную и пассивную мыслительную деятельность. Активное мышление есть волевое действие, пассивное мышление лишь свершается — оно случившийся факт.

О мышлении же следовало бы говорить, по моему мнению, лишь там, где дело идет о связывании представлений при помощи понятий, где, cледовательно, иными словами, имеет место акт суждения, — безразлично, возникает ли этот акт суждения из нашего намерения или нет.

(Из определения вытекает следующий элемент - представление)
-

Способность к направленному мышлению я называю интеллектом, способность к пассивному или ненаправленному мышлению я называю интеллектуальной интуицией. Далее, направленное мышление, интеллект я называю рациональной (см.) функцией, потому что оно подводит содержания представлений под понятия на основании осознанной мной разумной нормы. Напротив, ненаправленное мышление, или интеллектуальная интуиция, является для меня функцией иррациональной (см.), потому что оно судит и упорядочивает содержания моих представлений по нормам, которые мной не осознаны и потому не познаны в качестве разумных. В известных случаях, однако, я могу впоследствии понять, что и интуитивный акт суждения соответствует разуму, хотя он и сложился на пути, который является для меня иррациональным.

Мне не хватило такого определения мышления потому опять обратилась за деталями к словарям. Конечно я что-то игнорирую, оставляя информацию актуальную для собственного стиля понимания.
-

Выдержки из БСЭ)
Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.

Мышление  — высший этап обработки информации человеком

Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
 
(Знаю что на ленде есть особые нелюбители эзотерической схемы древа сфирот, но так как я визуал, перед глазами всплывает именно эта схема с независимо стоящей сфирой даат, что в общем то показывает независимость мышления и в то же время его связь с двумя вышеозначенными функциями.)

Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии. С точки зрения физиологии и психологии, это определение является наиболее верным.

(С этой точки зрения мышление является связующим звеном между "физикой" и "психикой" "фотон пограничник"). 

В процесс мышления включен еще процесс представления читаю в словаре "академик"

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Философия
Образ раннее воспринятого предмета или явления (Представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия Представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием. Представление осуществляется в двух формах — в виде образов памяти и воображения. Представление памяти служит необходимым условием процесса познания, в ходе которого сохранившийся образ объекта актуализируется при восприятии. С помощью образов воображения создаются Представления и мысленные ситуации, непосредственно не воспринимающиеся в целом в действительности. Если восприятие относится только к налично данному, настоящему, то Представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

Из всего вышеперечисленного получается общая рабочая схема Аффекта с обособленно стоящей функцией - мышлением и двумя функциями ощущение и чувство. Интуицию я пока трогать не буду. Разобраться бы с самой схемой аффекта. Но тут силы неожиданно иссякли)
Продолжение следует с новым притоком энергии)
Да и еще скопированный чуть ранее отрывок про функцию, тоже пригодится.

-
Функция .
Под психологической функцией я понимаю известную форму психической деятельности, которая принципиально остается равной себе при различных обстоятельствах. С энергетической точки зрения функция есть форма проявления либидо (см.), остающаяся принципиально равной себе при различных обстоятельствах, приблизительно в том смысле, в котором физическая сила может рассматриваться каждый раз как форма проявления физической энергии.


Прикидывала к себе механизм эмоции, пыталась почувствовать что происходит. Почему после разрядки эмоционального напряжения происходит физическое и ментальное обессиливание. Ощущение  "разреженности" состояния.  Встретила интересное описание  (не относящееся к психологическим изысканиям), что возникшая эмоция - выражает "не - понимание", при котором происходит энергетический взрыв.  Применила к себе, обнаружила, что да - похоже. Блок возникает именно при не понимании ситуации, когда мышление начинает проскальзывать. Со временем прояснение   дает спад напряжения. Еще у меня возникло предположение, что блок для энергии создает "феномен неоконченного действия". При проработке и завершении действия уровень энергии падает. Но при всех случаях после завершения процесса ощущается нехватка жизненной силы. Тело становится ватным, ум не сконцентрированным. Рассеивается внимание. И во время самой реакции очень четко наблюдается невозможность думать, такое описание я часто встречала. В эмоциональных состояниях отключаются привычный мыслительный процесс и волевым усилием восстановить его не получается. Отметила повышение температуры тела и обильное потоотделение,  (выделение тепла в физических процессах наблюдается при повышении напряжения). 


Есть конечно еще положительные эмоции, но это уже кажется не аффект. Тут приятные мурашки бегают по всему телу и рот расплывается до ушей) Некоторые ролики с ютуба тому доказательство) И все-таки это больше ощущение. В свое время Пифагор установил благоприятное воздействие гармоничной музыки на человека.

И еще подумала, что приятная музыка не приводит в порядок мысли, они после "энергетического провала" так и остаются в блуждающем состоянии. Заметила ,что чтение вдохновляющей литературы с резонирующими для человека текстом приводит "фокусировку" в порядок.


И все-таки я бы приписала аффекту свойство блока и определила бы его связь с ощущением и энергией тела. Вспомнила Райха... Приятные мурашки по коже и вдохновляющая книга не помогли. Помог Алиевский "Ключ".