Король-ворон
По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили пиратам около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота.------------------------------------------------------------------------Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и "доблестно павших", Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, об его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии.
Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него. Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны — носители мудрости.
У Одина была жена Фригг, проживавшая в Асгарде. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльве, откуда божественная чета могла обозревать все девять миров, наблюдая за событиями настоящего и будущего. Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали дна брата-ворона, Хугин ("мысль") и Мунин ("память"). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.
А вот обсуждение сказки почему-то не идет у меня. Сама удивляюсь, наверное, в народных сказках метафоры почти все уже в анализе были. Авторские тут интереснее - для меня - в них индивидуальность, отклонения от константы.
Мне понятна метафора разрыв-травы - это, по-моему, инсайт, открывающий что-то нужное в данный момент для осознания, необходимое раскрытие тайны. Это сопровождается "громким хлопком" и "криками"(выброс энергии) и противоестественным движением (трава поднимается против течения),т.е. регрессом. Получилось, что инсайт и регресс - связаны? Так ли это с точки зрения АП?
Ворон алхимиков «летает без крыльев», и поэтому, в некотором смысле, приземлен. У Кафки ворон машет крыльями (возможно, чтобы привлечь к себе внимание) и всегда летает над землей. В таком случае образ «незримого ворона» свидетельствует о том, что хтоническая тень (часть психики человека, коренящаяся в земном и черпающая оттуда снизу новые силы), которая должна возвращать его на землю, парит над землей."http://jungland.ru/node/2345 Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
марфа, озадачил меня этот зеленый как трава человек, да и еще одноглазый.
что думаете о нем?
пока искала в сети, как бы его интерпритировать, всплыла мысль - а что, если одноглазый - это как способность видеть внутренним зрением, как третий глаз? а зеленый, как цвет Меркурия и его способность связывать природное и сверхестественное? вот и ворон навевает пророчество и ясновидение.
и получается что сюжет о некой инициации младшей, как передача способностей по мужской линии, т.б. некая ее подготовка к возможности принять и пробудить то, что находится не в зрелом состоянии, т.б в зачатке.
вот как-то так.
марфа, озадачил меня этот зеленый как трава человек, да и еще одноглазый.
что думаете о нем?
пока искала в сети, как бы его интерпритировать, всплыла мысль - а что, если одноглазый - это как способность видеть внутренним зрением, как третий глаз? а зеленый, как цвет Меркурия и его способность связывать природное и сверхестественное? вот и ворон навевает пророчество и ясновидение.--------------------------------------------------Зеленый у меня как-то сразу связался с близостью к природе,ведовству(зеленый-лесной человек,лесовик,знающий в травах,тогда "укладывается" и почему его дочь ищет волшебную траву).Про одноглазость нашла и циклопов и лихо одноглазое)))и некоторых одноглазых богов,но чувствую это не то,соглашусь с вами,что это ближе к "третьему глазу".По-крайней мере -это одна из сказок,где странный вид имеет не только жених,но и папа.Акцент на глазе может быть еще и потому,что ворон-это птица,выклевывающая глаза.Что касается алхимии,то чудесная трава у меня ассоциируется с философским камнем или эликсиром,и поиск ее сродни алхимическому деланию,сначала в стране солнца (но там трава слабая),затем в стране луны (там трава сильнее),а затем в царстве,где нет ни солнца,ни луны-полная темнота.Разрыв-трава также связана с праздником ивана-купалы.----------------------Много и символов альбедо-нигредо:белье прачки,отстиранное девой-женой,белый и черный волк и т.д.-----------------------Прикованность к скале напоминает прометея,или ангела (прикован свинцом и серой-атрибуты дьявола),а также "перекликается"с мифом об Одине,прикованном к мировому дереву.
"Ворон ворону,глаз не выклюет.)
Папа в нигредо впал (ворон), и "погас свет в очах.")
Только "младшая спасет."
"Я открыл окно, и странный
гость полночный, гость нежданный,
Ворон царственный влетает;
я привета от него
Не дождался. Но отважно, -
как хозяин, гордо, важно
Полетел он прямо к двери,
к двери дома моего,
И вспорхнул на бюст Паллады,
сел так тихо на него,
Тихо сел, -
и больше ничего.
Как ни грустно, как ни больно, -
улыбнулся я невольно
И сказал: "Твое коварство
победим мы без труда,
Но тебя, мой гость зловещий,
Ворон древний. Ворон вещий,
К нам с пределов вечной Ночи
прилетающий сюда,
Как зовут в стране, откуда
прилетаешь ты сюда?"
И ответил Ворон:
"Никогда".
Эдгар По.
— Кра! Кра! Кра!
И со всех четырех концов света потянулись к нему стаи воронов.
==
Шамошть, кончается нигредо.
Отсюда - глобально распространенные мотивы асимметрии демонических персонажей. Хромы и кривы, одноглазы, одноруки и одноноги хтонические духи в фольклоре сибирских и центральноазиатских народов [нгаэтаре и вайнга у ненцев, сихео у энцев, сиге и баруси у нганасан, чулюгды и бучу у тунгусов, абааhы у якутов, шулбус у хакасов, глава подземного царства "кривой демон" (сокор кормос) Эрлик у алтайцев, демон тэрэн и ведьма алмас, имеющая единственный глаз и одну грудь, которую она закидывает за спину, у монгольских народов]. Кривизна и хромота - устойчивый признак колдуна по поверьям русских восточной Сибири, что кроме того связано с представлениями о ложности, неправедности, неправильности, противоположности истине [Медведева 1997, с. 6-7]. Естественно, что неполнота форм и асимметрия, особенно характерны для ситуации пересечения рубежа. Весьма выразителен в этом отношении хромой перевозчик в загробный мир из маньчжурского шаманского предания: одноглазый, одноухий, кривоносый, лысый, подгребающий половинкой весла половинку лодки [Волкова 1961, с. 159].
Подобные одноглазые персонажи потенциально связаны с мотивом слепоты, во многих сюжетах и реализуемым (вспомним классическую форму такой реализации в "Одиссее"); убийство приобретает форму ослепления. Выразительны циклопические фигуры гигантских леших в норвежской демонологии. У них глаз - один на всех, поочередно вставляемый в пустую глазницу посреди лба. Таковы же три слепые грайи в древнегреческой мифологии, имеющие один зуб и только один глаз на троих. Это уже промежуточные случаи между мифологической неполнотой форм и мифологической слепотой.
Вообще в мифологической слепоте содержится идея обоюдности - это некое качество, заключенное между субъектом и объектом, признак, в равной мере присущий и тому и другому. Позиции воспринимающего и воспринимаемого суммированы: слепой - не только невидящий, но и невидимый (ср. русское слепой о невнятно, плохо видимом, как, впрочем, и о ложном, обманном [Даль 1980, т. 4, с. 228-229]). В этом плане мифологическая слепота демона сродни его невидимости и передает ту же самую идею труднопреодолимого зрительного рубежа между "нашим" и "иным" мирами.http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov8.htm
Команда рыцарей-воинов хочет пройти лес, я управляю этой командой, причем я мужчина. И они в лесу натыкаются на туман. Они называют этот туман духами, этот туман, его куски точнее - можно уничтожить. Но вначале, я не понимаю, что это только кусочки. Я думаю, что мы убиваем целого духа и радуюсь. Но в итоге все погибают.
И потом я выхожу на тропинку-поляну и там огроменное дерево и на верхушке .... в общем это женщина-дерево. Она огромная, у нее на голове прическа из рыжего тумана. Она наклоняется ко мне и говорит: неужели ты надеешься справиться со мной? Я пугаюсь, спрашиваю кто она. Она мне говорит, что она дух леса, она поднимает меня над лесом, и я понимаю, что туман, который я убивала - это всего лишь крошечная борода от "волос" леса. Я понимаю, что невозможно победить духов леса их тумана будучи обычным маленьким воином-человеком.
Потом я не помню откуда что взялось. Я просто знаю, что огромную толпу людей заперли в пещере что ли. И вот они из этой пещеры выбрались, выломав дверь, вообружились дубинками, камнями. А охранника - старого старика покалечили и вырвали ему один глаз. Я на старика этого наткнулась (он охранял людей в этом же туманном лесу), и мне не было его жалко. Я подумала - нечего было держать людей в заперти, ты получил по заслугам. Я чувствовала ярость и ненависть к старику, как будто я была одной из этих запертых.
С выходом из пещеры людей появилось Время. Старик - символ времени, один глаз которого напоминает третий глаз - предвидение. Времени нужен один глаз, чтобы смотреть только вперед.
Времени нужен один глаз, чтобы смотреть только вперед.
------------------------------------Не могу согласиться с вашей трактовкой. Мы делим время на прошлое, настоящее и будущее.Если брать для примера богов времени, например, Януса он не то что одноглаз, а четырёхглаз (двулик).----------Янус (
Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». (из вики).------------------И еще, все-таки предвиденье и время немного разные понятия.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так.Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает.
— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
— Да, это так.-----------------------Платон.
Не могу согласиться с вашей трактовкой. И я не могу
Я не назвала старика богом не случайно: Янус не мог быть сторожем, он же бог. А один глаз - как отсутствие биполярного зрения. Про ярость - странная она какая-то она: вдруг вся толпа без единого "напутствия" сразу впадает в ярость? Тут надо какую-нибудь причину, чтобы толпа остановилась и озверела. Согласитесь, когда вырываются на свободу - не оглядываются на сторожа, а бегут со всех ног подальше от этого места , чтобы радоваться.
завязнем в ненужных деталяхА Вы заранее знаете нужные детали?
Гнев на конвоира естественная реакция заключенных.-----------Сначала был покалеченный старик, а превратился в конвоира?
Издревле считалось, что цветок разрыв-травы наделен волшебными свойствами и способен открывать любые замки. Однако, чтобы использовать его по такому назначению, необходимо было выполнить несколько условий при сборе растения. Люди находили гнездо дятла с птенцами и ждали, пока птица-мать улетала из гнезда. После этого гнездо закупоривали. Птица, вернувшись и увидев, что проход в гнездо закрыт, должна была слетать за стеблем разрыв-травы. Она подлетала к затычке, подносила стебель, и тогда раздавался громкий хлопок — затычка вылетала. Человек должен был в этот момент громко закричать, чтобы дятел уронил из клюва на землю стебель травы, который нужно было поднять с помощью красной или белой тряпочки. Считалось, что именно такой стебель откроет любой замок. Если приложить траву к замку или двери, то они вмиг разлетятся. А, чтобы насолить кузнецу и испортить его работу, достаточно было бросить разрыв-траву в кузню. Разрыв-трава, по поверьям, ломала все — медь, сталь, серебро и даже золото.
Еще разрыв-траву добывали в полночь, накануне Иванова дня. Нужно было забраться в пустырь и косить траву до тех пор, пока не сломается коса. Это был знак, что коса наткнулась на разрыв-траву. В этом месте необходимо было собрать всю скошенную траву и бросить ее в ручей или реку. Обыкновенная трава тонула и плыла бы вниз, а вот разрыв трава начинала плыть против течения. Тут-то ее и вылавливали.http://mifflow.ru/slavyane/razriv-trava