эмоциональный ум? (функция?)

|
прочитала заметку на facebook об эмоциональном уме(или функции?) - можно обсудить, что, как, почему? и что, кто думает по поводу этой функции. и просьба, посоветуйте, что почитать об этом. Вопрос - что и как, каким образом помочь другому(ребенку) при завышенном IQ (т.б. высокий) и сниженными показателями эмоционального ума(функции)???

нашла Сюзан Занос, пишет: "Эмоциональная функция — это тот разум, который связывает нас с другими людьми, устанавливает способ оценки вещей и переживаний, и это та часть в нас, которая развивает чувства эстетики, этики и морали. Положительная половина эмоционального центра любит, одобряет, поощряет, в то время как отрицательная — не любит, не одобряет, осуждает. Привязанности и антипатии эмоционального центра могут управлять самыми мощными энергиями человеческого организма, превосходя в этом даже инстинктивный центр с его заботой о безопасности и выживании тела..."

это ведь почти сродни чувствующей функции по Юнгу? или шире?

 

Естественно, каждый волен пользоваться словами по своему усмотрению, однако в научном языке вы обязаны придерживаться четких разграничений, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Если вы помните, я определяю «чув­ство» как ценностную функцию и не связываю с этим никакого особого смысла. Я считаю, что чувство является рациональной функцией в том случае, если оно дифференцировано. Случает­ся и так, что чувство носит недифференцированный характер, тогда ему присущи архаические свойства, которые можно резюмировать как «неразумные». Однако сознательное чувст­во – это всегда рациональная функция, служащая для различения ценностей.

Занимаясь эмоциями, вы обязательно заметите, что слово "эмоциональный" применяется для описания состояний, харак­теризующихся физиологическим возбуждением. Поэтому эмоции в определенной степени поддаются измерению, не в психической, а в своей физиологической части. Вам известна теория аффектов Джеймса-Ланге. Я рассматриваю эмоцию как аффект, эмоция – это нечто такое, что воздействует на вас (af­fects you). Такое вмешательство что-то делает с вами.

При эмоциях вас заносит, вы выходите из себя, вас как будто вы­брасывает куда-то взрывом. В этот момент можно наблюдать физически выраженное физиологическое состояние. Вот тут-то и пролегает различие: чувство не имеет зримых физических или физиологических проявлений, в то время как эмоция ха­рактеризуется изменением физиологического состояния. Со­гласно теории аффектов Джеймса-Ланге, вы действительно находитесь в эмоциональном состоянии лишь в том случае, если замечаете общее изменение вашего физиологического сос­тояния. Это наиболее заметно в ситуации, когда вас должен охватить гнев. Вы знаете, что сейчас разозлитесь, затем начинаете чувствовать, как лицо наливается кровью, и лишь тогда – но никак не раньше – вас действительно охватывает гнев. До этого вы всего лишь знаете, что сейчас разозлитесь, но как только кровь подступает к голове, вы уже действительно злитесь, ибо воздействие претерпевает ваше тело, и поскольку вы видите, что возбуждены, вас это злит вдвойне. Теперь вы на самом деле охвачены эмоцией. Когда же у вас чувство, вы сохраняете контроль. Вы вполне владеете ситуацией и можете сказать: «У меня дивное чувство» или наоборот: «У меня на этот счет ужасное чувство». Все спокойно и ничего не происходит. Вы, например, можете совершенно спокойно, с милой улыбкой сообщить кому-то, что ненавидите его. Однако если вы говорите об этом со злобой, то значит вами овладела эмоция. Спокойные слова не вызовут ни у вас, ни у вашего собеседника прилива эмоций. Эмоции чрезвычайно заразительны, они явля­ются реальными носителями психического заражения. Например, если вы находитесь в охваченной эмоциональным возбуждением толпе, вы ничего не можете с этим поделать – вами также завладевает эта эмоция. А вот чувства других людей вас нимало не волнуют, поэтому не удивительно, что носители дифференцированной чувственной функции охлажда­ют ваш пыл, в то время как эмоциональные личности своей не­прерывной горячностью вызывают у вас возбуждение. Вы видите у них на лице пламя эмоций, это затрагивает вашу симпатическую систему, и вскоре нечто подобное происходит и с вами. С чувствами все иначе.                                           К.Г.Юнг Тэвистокские лекции
Очень часто эмоции называют чувствами, тут много путаницы. Но по Юнгу чувства - это рациональное, это наши ценности, это то, что для нас ценно. Эмоция - это всё же ближе к реакции организма, само слово, по-моему, означает то, что двигает. Эмоции вызывают изменения в организме на уровне химии, они связаны с нервной системой, темпераментом, телом. Чувтства, это то, что пропущено через фильтр наших представлений, мировоззрения, нашего выбора, как жить, как быть...

Что такое эмоциональный ум даже затрудняюсь представить.человек действующий из эмоции, это человек реагирующий, т.е. его действие - продолжение его эмоции.

Чувство же (по Юнгу как я его поняла) может останавливать эту реакцию и направлять её совсем в другое русло.

Ютта, что такое сниженные показатели эмоционального ума? непонятно, что под этим подразумевается. Недостаток эмоций у ребёнка или неумение оценивать, что для него важно, а что нет?

Ютта давала в теме gardemarin ссылку на книгу эмоциональный интеллект(гуглить тоже лучше именно так-эмоциональный интеллект) автор Гоулман,понятие EQ появилось не так давно.но разработок на эту тему все больше.Эмоции и чувства часто совпадают(например гнев-это и эмоция и чувство),но в целом чувство более сложное,многогранное понятие (выше по уровню).

задержка эмоционального развития, понимаешь эмоции на уровне мальчика 7-9 лет, вроде так. Думаю, не умение справляться со своим эмоциональным миром, затопление и злость, реакция, как у детей - крик. Может я чего-то не допонимаю? или неправильно понимаю?

вот как это эмоциональное развитие отстает от интелектуального? может просто чувства подчиненная функция, вот и прут наружу?

марфа, спасибо.
Ютта 2013-06-19 12:58:47
Думаю, не умение справляться со своим эмоциональным миром, затопление и злость, реакция, как у детей - крик.

 Возможно действительно это неумение контактировать с другими. Развитие интеллекта оно связано больше с абстрактным миром, а эмоциональное - взаимодействие на уровне отношений с миром и людьми. Есть люди, которые злятся на дождь, который пошёл в то время когда они запланировали прогулку. :))

 Ну да эмоционально незрелый человек выплескивает на других свои эмоции, по сути он не желает тратить своё время на налажение этих отношений с миром или не подозревает о том, что это требует определённых усилий и поэтому остаётся как бы в полной невинности до того момента, пока его не  накроет. Чтобы помочь нужно говорить с человеком о  своих чувствах некоторое время спустя после крика, как это было неприятно и выяснить почему так произошло. Разобрать ситуацию по возможности. Но нужно чтобы то, кто кричал немного остыл.

знаешь, Клара, все это вроде понятно и известно, но вот подобраться в подростковом возрасте к мальчишке очень сложно. Создается такое впечатление, что его ответная реакция как нарушение границ.
у меня была эта мысль, что может он был занят чем-то своим и тщательно охраняет свою территорию (особенно от родителей )и это нормально для подростка.
Ютта 2013-06-19 14:30:08
ответная реакция как нарушение границ.
Мне  тоже так  показалось - это защита. Если у парня хороший интеллект, он должен понимать, что его эмоции отталкивают - значит, он идет на это осознанно.
В этом  возрасте покупаются на парадоксы. Чтобы  привлечь его внимание, надо удивить.
Ютта 2013-06-19 12:58:47
вот как это эмоциональное развитие отстает от интелектуального?
Например, из-за того, что психический контейнер - "с чайную чашку", маленький по объему, и эмоциональное затопление эго происходит часто. Это как жить на берегу моря, когда каждый день парочка цунами... есть от чего начать кричать...
 
Сорелла, маленький по объему у родителей, или у ребенка. И по какой причине маленький?

Может ли у нарциссов эмоциональное развитие отставать от интеллектуального? Человек "дьявольски умен", но эмоционально реагирует, как ребенок, не умеет сопереживать, отказывается считать себя человеком... 

_____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"



 
Ютта 2013-06-19 21:05:37
маленький по объему у родителей, или у ребенка. И по какой причине маленький?
Часто это и у матери, и у ребенка. Семейная так сказать традиция, наследственность. Причина - недостаточный опыт эмоционального контейнирования в раннем возрасте, особенно первый год жизни. Дело поправимое в анализе, но долгое (в режиме реального времени - год за год).
Dtkeyl 2013-06-19 21:09:42
Может ли у нарциссов эмоциональное развитие отставать от интеллектуального?
Запросто. Нередко.
 
Сорелла, и еще вопрос - анализ для родителей? или необходимо и для ребенка?
Извините, на ваш вопрос ответить невозможно, не зная обстоятельств. И так, и так бывает.
спасибо, Сорелла. 

а еще по какой причине, кроме маленького объема?

Эмоции рациональны в том смысле, что их посредством субъект, осознанно либо не осознанно, пытается добиться своего, и у женщин это в общем то неплохо получается. Наверное эмоциональный ум - это интуитивное понимание чего нужно включить, чтобы сработало, чтобы добиться цели. Отрицательными эмоциями можно наказывать, положительными поощрять - ведь эмоции передаются. Кнут и пряник своего рода.
"каким образом помочь другому(ребенку) при завышенном IQ (т.б. высокий)"
---------------
Прочитала вопрос. Особенно понравилась формулировка о завышенном айкью.)
да, заметила, и тут же пояснила - описка в "разработке"
Я прочитала. Понятие детского айкью разрабатывал Выготский, у него же есть понятие о зоне ближайшего развития ребенка - почему-то с этой темой еще ассоциируется ваш вопрос.
Гоша 2013-09-04 14:49:27
Наверное эмоциональный ум - это интуитивное понимание чего нужно включить, чтобы сработало, чтобы добиться цели.

 вот никак не пойму фразу, т.б. с помощью интуиции включаем эмоции, т.б. управляем собой когда плакать, смеяться, тогда это уже сфера манипуляции. Гоша 2013-09-04 14:49:27
у женщин это в общем то неплохо получается

 на собственном опыте вывод? я бы не говорила за "всю одессу". и как-то "исковеркано" думаете о женщинах.
Флейта, спасибо, попытаюсь найти.
О зоне ближайшего развития, о причинах эмоций есть у Юлии Гиппенрейтер в книгах серии "Общаться с ребенком Как?". Это самое простое. О детском айкью надо поискать, у нее также есть глава о Юнге в детстве, кстати.
спасибо, нашла
Не успела дописать, что идея "кувшина эмоций" принадлежит Вирджинии Сатир, у Гиппенрейтер она модифицирована.
Ютта 2013-09-05 12:40:05
вот никак не пойму фразу, т.б. с помощью интуиции включаем эмоции, т.б. управляем собой когда плакать, смеяться, тогда это уже сфера манипуляции.

Ну манипуляция, ну и что? Что в этом плохого?

 Помилуйте, Ютта, разве можно назвать мужчин разумными существами? С ними иначе нельзя. Что может быть дурного в новых туфельках или сумочке? Или шубке? Посудите сами - зима на носу. Если просто сказать: "мне нужна новая сумочка" он ведь не поймет. А вот если надуться, то совсем другое дело. С женщинами такое не прокатывает - собака лает, караван идет.

Ютта 2013-09-05 12:40:05
на собственном опыте вывод? я бы не говорила за "всю одессу". и как-то "исковеркано" думаете о женщинах.

Ви плохо знаете Одьэссу.
Гоша 2013-09-05 14:13:35
Ну манипуляция, ну и что? Что в этом плохого?

 а что хорошего?Гоша 2013-09-05 14:13:35
 Помилуйте, Ютта, разве можно назвать мужчин разумными существами? С ними иначе нельзя. Что может быть дурного в новых туфельках или сумочке? Или шубке? Посудите сами - зима на носу. Если просто сказать: "мне нужна новая сумочка" он ведь не поймет. А вот если надуться, то совсем другое дело. С женщинами такое не прокатывает - собака лает, караван идет.

 ну, не наю, а зачем кому-то говорить и спрашивать?, пошла, да купила.Гоша 2013-09-05 14:13:35
Ви плохо знаете Одьэссу.

 зато, по-моему не плохо знаю себя и ваше обобщение всех женщин и всех мужчин - это так, односторонняя картина потребительских отношений.
Ютта 2013-09-05 14:28:43
а что хорошего?

Хорошего много. Вот если взять кастрюльку, то в ней можно сварить супчик. А тут шубку можно справить новую. Нешто плохо?

Ютта 2013-09-05 14:28:43
ну, не наю, а зачем кому-то говорить и спрашивать?, пошла, да купила.

 Ну это хорошо, если есть деньги в тумбочке. А если нет?

Ютта 2013-09-05 14:28:43
зато, по-моему не плохо знаю себя и ваше обобщение всех женщин и всех мужчин - это так, односторонняя картина потребительских отношений.

 Ви наверно таки не из Одьэссы. А я говорю за Одьэссу.

))