Прикосновение к Душе

В протяжении жизни, по мере расширения сознания, у человека меняется представление о Душе, познать которую до конца не возможно. Изменяется ее форма, выражение, содержание - неизменным остается только одно - ее Тайна. Прикосновение к ней вдохновляет, оживляет, преображает не только самого человека, но и мир, который его окружает. Сам мир преображается через голос и свет Души.
Что есть голос души? - это творчество, любовь, милосердие, свет.
В тот момент, когда сознание обретает более - менее независимость от бессознательного, оно способно со стороны посмотреть на Тайну Тайн - Душу. Она так многогранна, что невозможно предсказать, какой стороной она покажется тому или иному человеку. Кого-то вдохновляет природа, окружающий мир, другой черпает смысл жизни в познании, но самым ярким проявлением Души является Любовь.

Меня неверным другом не зови.
Как мог я изменить иль измениться?
Моя душа, душа моей любви,
В твоей груди, как мой залог, хранится.
Ты - мой приют, дарованный судьбой.
Я уходил и приходил обратно
Таким, как был, и приносил с собой
Живую воду, что смывает пятна.
Пускай грехи мою сжигают кровь,
Но не дошел я до последней грани,
Чтоб из скитаний не вернуться вновь
К тебе, источник всех благодеяний.

Что без тебя просторный этот свет?
Ты в нем одна. Другого счастья нет.

Шекспир. Сонет 109

Соприкасаясь с Душой через Любовь человек становится подобен Адаму до которого дотрагивается Бог. До этого мертвый и безжизненный - он оживает.



Это фреска прекрасно отражает Силу этого прикосновения - оно оживотворяет, наполняет дыханием Жизни.
Как же ведет себя человек с Душой - он творит, потому что тот источник, к которому он прикоснулся для него одного слишком объемен. Сила, которую он получает стремится наружу. И человек начинает петь, строить, танцевать, выдумывать - лишь бы выразить то многообразие, которое он сейчас имеет внутри, которое рвется из него, переполняет и выплескивается.
В творении от Души мы находим ту же Силу. Художественные произведения, музыка, творчество вдохновляют на протяжении многих веков. Оживленные Душой мы оживляет наши творения, других людей и мир, тем самым уподобляясь Богу, Создателю, Источнику.
Эта тема отражение моей Души.
Но было бы очень славно поделиться друг с другом этим внутренним опытом - соприкосновения с собственной Душой, жизни в ней. Какие плоды каждый выносил из этой встречи. Этот опыт, отраженный в этой теме, возможно станет для кого-то вдохновляющим Светом, который создаст еще что-то новое в этой старой Вселенной.

Что есть голос души? - это творчество, любовь, милосердие, свет.

--------

Олег, как думаете.

А ненависть,- является "многогранным проявлением души"?

Душа представлена в разнообразии цветов, включая все оттенки серого, голубой и черный. Для заботы о душе нужно наблюдать весь спектр ее цветов и противостоять искушению придерживаться только белого, красного или оранжевого – ярких цветов. Идея «раскрашивания» старых черно-белых фильмов связана с общим отрицанием нашей культурой всего темного и серого. В обществе, которое защищается от чувства трагического в жизни, депрессия воспринимается как враг, неизлечимая болезнь; хотя именно в таком обществе, посвященном свету, депрессия  компенсаторно будет особенно сильной.Забота о душе требует признания этого способа, которым она заявляет о себе. Сталкиваясь с депрессией, надо спросить себя: «Что она здесь делает? Не играет ли она важную роль?» В случае депрессии, дающей нам ощущение смертности, надо предотвратить отрицание смерти, к которому мы легко скатываемся. Более того, нужно развить в себе вкус к депрессивному настроению, позитивное уважение той роли, которую оно играет в жизненном цикле души.Некоторые чувства и мысли возникают только в темном состоянии. Подавите это настроение – и вы подавите эти идеи и размышления. Депрессия может быть таким же важным каналом для ценных «негативных» чувств, как страсть для любовных отношений. Влюбленность естественным образом приводит к признакам привязанности. И таким же образом пустота и серость депрессии вызывает осознание и выражение мыслей, которые были скрыты за фасадом легкого настроения.http://www.maap.ru/library/book/114/
Vervoleg 2013-08-16 01:38:37
А ненависть,- является "многогранным проявлением души"?
Конечно.Дети Медеи тому свидетели.Но, Олег, хотелось бы все-таки не обсуждать Душу - на это нам не хватит интернет ресурсов - а личное прикосновение к Душе, свой опыт, свои чувства и творчество.
Если у Вас это ненависть - раскройте полнее свои переживания.
Если у Вас это ненависть - раскройте полнее свои переживания

==

Ненавижу Хиллмана.)

Cпасибо, конечно, но если можно вернусь еще раз к Душе как таковой- что это за архетип?

Vervoleg 2013-08-16 02:01:01
что это за архетип?
Олег - а это архетип? Или не архетип? А может психика? Или Самость? Нет - ось Эго-Самость? Олег - я не знаю, а Вы?
Тоже не знаю. Юнг в ранней работе - "Психологические типы" назвает аниму

Душой.  Душа иной раз бывает и валькирией.

Не чрезмерно ли переоценена любовь в эоне Христа?

 

grom1113 2013-08-16 02:04:10
а это архетип? Или не архетип? А может психика? Или Самость? Нет - ось Эго-Самость? Олег - я не знаю, а Вы?

 Душеведы, блин. :)
В контексте работ Юнга он писал о душе, как о психе в целом, как о живой субстанции, которая живет и поддерживает жизнь за счет символического характера влияния бессознательного, отсюда и оценочное выражение Юнгом - душа.  Анима наполняет жизнью, энергией жизни, поэтому, когда пишут возвышенными тонами о Душе, то находятся в очаровании Анимы в этот момент.
Jack. 2013-08-16 08:59:16
Анима наполняет жизнью, энергией жизни, поэтому, когда пишут возвышенными тонами о Душе, то находятся в очаровании Анимы в этот момент
Некоторые люди бывают очарованы изящно убивающей анимой... тон при этом может оставаться возвышенным.

В поздних работах Юнга как фактор анимы/анимуса, так и психика в целом не равны душе.
 
анима/анимус просто можно назвать своими именами - мужеподобие/ женоподобие без всяких мунди... Кажется Юнг в начале своей деятельности не смог преодолеть пафосности

grom, как вариант из старого пройденного:

А сегодня, с утра, проснулась во мне душа.
Открыла свои лучистые глаза и назвалась радостью.
И потекла ручейками затейливыми, перекликаясь, переливаясь в радужном хорале.
Улыбнулась в ответ шаловливой девчонке, приголубила, приласкала.
И вот уже тело нетерпеньем, тяжестью наполнилось, словно соком налилось под лучами радости живой.
И вот уже клеточки телесные яблоками зрелыми заиграли, завибрировали спелостью.
И вот уже радость сквозь меня просачивается и изливается в мир подлунный, заполняя пустоты, пробелы, выемки. 
Вот прошла бы и не заметила, а тут остановил импульс таинственный, шепот души разгулявшейся.
И замерла пред окном, узрела в дали синеву поднебесную.
И вдруг затерялась в шевеление веток сосновых, в падение снежинок искристых, в переплетение теней причудливых на белоснежном покрывале.
Краткое мгновение, и словно с миром поздоровалась и он со мной.
Отклик благодатный подарил, откликом и успокоилась я.
А душа?
Чего это она у меня с утра такая взбалмошная, может на тропках своих милого повстречала?

Да, конечно- очень часто упоминают  душу когда говорят об опустошении,
желании возрождения психической энергии.
"Душа мертва", "душа ожила".

Ютта 2013-08-16 10:08:58
grom, как вариант из старого пройденного:
Очень красиво Ютта. Сразу окунаешься в атмосферу древних славян, вспоминается сказка Островского "Снегурочка":

Любви прошу, хочу любить! Отдай 
Снегурочке девичье сердце, мама! 
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
 

Sorella 2013-08-16 09:17:03
Некоторые люди бывают очарованы изящно убивающей анимой... тон при этом может оставаться возвышенным.
Мне кажется можно быть очарованным чем / кем угодно - начиная от отцовского комплекса, заканчивая Анимой. Но какая разница!: при зачарованности личность чувствует себя в плену, а в соприкосновении с Душой - свободной.
о, grom, по-моему важное отличие, именно, свободной.
Ютта 2013-08-16 14:37:40
о, grom, по-моему важное отличие, именно, свободной.
Да, двусмысленно у меня получилось: какая разница - в смысле "не важно" и какая рАзница - в смысле "различие, отличие" - я имел ввиду, конечно же второй вариант.
ладно. вы способны отличить очарование от свободы?
Ютта 2013-08-16 14:47:04
вы способны отличить очарование от свободы?
То что я писал про плен и свободу - пережито на собственной шкуре и для МЕНЯ является одним из критериев, по которому я определяю истинность.

Хотя все очень тонко, зыбко и по-разному. Для одного любовь - это свобода, для другого - мука, для третьего - испытание... и когда человек встречается с чем-то доселе неизвестным - а Душа всегда неизвестна и таинственна - он  не может определить очарование ли это или свобода - это возможно только, когда путь уже пройден.
 

grom, вы умничка.
и конец стиха:

 

Когда же слово Бога с высоты
Большой Медведицею заблестело,
С вопросом, — кто же, вопрошатель, ты? —
Душа предстала предо мной и тело.

На них я взоры медленно вознес
И милостиво дерзостным ответил:
— Скажите мне, ужель разумен пес
Который воет, если месяц светел?

— Ужели вам допрашивать меня,
Меня, кому единое мгновенье
Весь срок от первого земного дня
До огненного светопреставленья?

— Меня, кто, словно древо Игдразиль,
Пророс главою семью семь вселенных,
И для очей которого, как пыль,
Поля земные и поля блаженных?

— Я тот, кто спит, и кроет глубина
Его невыразимое прозванье:
А вы, вы только слабый отсвет сна,
Бегущего на дне его сознанья!

 

Иллюстрация к 109-му сонету из голландского издания.

Как раз читаю у Юнга в "Психология бсс": Почти все нуждаются в авторитете, руководстве и  законе. Паулинистическое преодоление закона выпадает на долю лишь тому, кто научился на место совести ставить душу. На это способны очень немногие(«Многие призваны, но немногие избраны») И эти немногие ступают на этот путь лишь из внутреннего понуждения, чтобы не сказать – нужды,ибо этот путь узок, как лезвие ножа.---------Я понимаю, что сверх-эго заменяется духовностью, критичность избранные меняют на эмпатию?  Возвышенное/одухотворенное отношение к тайне/душе пропадает, чтобы реально видеть все негативное вокруг и "не впасть в отчаяние при виде того, что совершается на Родине"?
Roha 2013-08-17 08:11:47
Я понимаю, что сверх-эго заменяется духовностью, критичность избранные меняют на эмпатию?
Я больше вижу это как личностное действие, о котором пишет Мамардашвили: "Личностное действие – это то, для чего не надо указывать никаких причин, что невыводимо из того. как принято в данном обществе, невыводимо и совершилось не потому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать, поступать, делать. Ведь что мы называем личностным деянием? Что выделяет личностно действующего человека или индивида? А вот то, что для его поведения нет никаких условных оснований. Оно безусловно. Я имею в виду условности, принятые в данной морали и праве, а как вы знаете, все системы морали по разбросу их географии, культур, времени и пространства весьма разнообразны, в данных правовых установлениях нет таких оснований. И мы интуитивно называем человека, который в каком-то смысле поступает не то чтобы вопреки всему, я не знаю, как эту мысль выразить, а "ни почему", "так"."

Roha 2013-08-17 08:11:47
Возвышенное/одухотворенное отношение к тайне/душе пропадает, чтобы реально видеть все негативное вокруг
Но при соприкосновении с Душой негативное видишь не только вокруг, но, прежде всего, в себе - в отчаяние из-за этого не впадаешь, так как появляется глубокое понимание. А вот амбивалентность, которая царит на узком пути "как лезвие меча", действительно порой доводит до отчаяния. С одной стороны Закон - с другой - Душа - а ты между ними....

grom1113 2013-08-17 14:58:50
А вот амбивалентность, которая царит на узком пути "как лезвие меча", действительно порой доводит до отчаяния.
Я не вижу противоречий , только настораживают безличные конструкции ваших ответов: "царит, доводит". Юнг говорит о личном выборе "избранных" идти по лезвию ножа - им не помешает (хотя им тоже мешает - живые же) отчаяние при виде негативного даже в себе.
 

Вот это высказывание Юнга мне очень нравится:

"Не только каузальный мотив, необходимость, но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т.е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом. Если бы лучшим считался какой-нибудь другой путь, то вместо пути, подобающего личности, проживался бы и вместе с тем развивался этот другой путь. Эти другие пути суть конвенции моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы."

http://jungland.net/Library/OStanovlL.htm

Героиня ромaнa Милaнa Кундеры [138]служит прекрaсной иллюстрaцией этого горестно-слaдостного познaния мирa в тот момент, когдa онa, пережившaя великую скорбь по ребенку, которого онa потерялa, поднимaется нa ноги, чтобы сновa встретиться с этим миром - тaким, кaкой он есть. Стоя перед могилой своего ребенкa, онa говорит внутри себя:

Мой любимый, не думaй, пожaлуйстa, что я тебя не люблю или что я тебя не любилa, но именно потому, что я тебя любилa, я не смоглa бы стaть сегодня тaкой, кaкaя я есть, если бы ты остaлся жив. Невозможно иметь ребенкa и ненaвидеть мир - тaкой, кaкой он есть, потому что именно в него мы отпускaем ребенкa. Ребенок зaстaвляет нaс зaботиться об этом мире, думaть о его будущем, добровольно учaствовaть в его лжи и нерaзберихе, принимaть всерьез его непроходимую глупость. Твоя смерть лишилa меня удовольствия быть с тобой рядом, но вместе с тем ты освободил меня. Я стaлa свободной в своем противостоянии миру, который мне не нрaвится. И я могу себе позволить его не любить именно потому, что тебя больше нет рядом со мной. Мои темные мысли не могут нaвлечь нa тебя никaкого проклятия. Сейчaс я хочу тебе скaзaть, что все эти годы, после того кaк ты меня покинул, я шлa к тому, чтобы принять твою смерть кaк дaр, и что в конце концов я принялa этот чудовищный дaр. [139]

Восхождение и выход из глубокого колодцa депрессии зaстaвили ее почувствовaть печaльную врaждебность к миру - тaкому, кaкой он есть. Только сентиментaльный человек стaл бы нaстaивaть нa счaстливом конце для этой героини. Онa зaслужилa свое знaние, свое освобождение, и оно преврaтилось в свободу, онa откинулa щупaльцa мирa, которые инaче связывaли бы ее нaдеждой нa то, что является безнaдежным.

http://www.rulit.net/books/mifologemy-read-281286-21.html