энграмма, след, или что такое память
Автор: hobit, дата: ср, 02/10/2013 - 07:26 Пространство мифа и символа
Решила перенести свое рассуждение в блог. Буду потихоньку "ковыряться" с пониманием, что есть память. Пока этот вопрос не отпускает.
Перенесу последние два поста из темы "память в юнгианстве".
-
Автор: hobit, дата: вт, 01/10/2013 - 20:22
Автор: Marina, дата: вт, 01/10/2013 - 03:21
"...С теорией Бернштейна, к сожалению, знакома только по лекциям (по
методике физ. воспитания), но даже так его идеи показались чрезвычайно
интересными, "Физиологию движений" скачала аж в двух видах, но почитать
еще не успела..."
-
Марина а я к сожалению еще не успела прочитать "Физиологию движений", очень трудно объять необъятное( Но работа "Современные искания в физиологии нервного процесса" меня очень впечатлила, своей актуальностью и в наше время.
-
Ну вот смотрите, когда мы говорим о неврозе, мы используем симптомы
(нарушения отношений, аффекты, психосоматику, фантазии и т.д.) для
интерпретации, как бы переводим с языка бессознательного на русский (в
частном случае). Типа, зачем психика так себя ведет, что она хочет
сказать? Метаморфозы либидо. Ну, я так понимаю. ) Но почему бы не
посмотреть на поведение, допустим, "ребенка с нарушениями развития" в
том же ключе: от всего того, что кажется просто странным, до агрессии -
как на способ выражения с помощью имеющихся в распоряжении средств?
-
Марина, вы наверное видели в обсуждениях, что я дизайнер и только интересуюсь вопросами психологии, поэтому прошу воспринимать мои измышления именно в этом ключе. Вы говорите "метаморфозы либидо" Но либидо в юнгианском ключе рассматривается как энергия.
-
"Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики.
Под редакцией А.А. Ивина.
2004.
К.Г. Юнг в полемике с Фрейдом расширил понятие «Либидо» до психической
энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Юнг
попытался освободить психоаналитическую теорию от чисто сексуального
подхода. Он утверждал, что все психические явления можно рассматривать
как обнаружения энергии, подобно тому, как все физические процессы могут
пониматься как энергетические реализации. Субъективно и психологически
эта энергия, по мнению Юнга, понимается и переживается как сильное желание. Либидо здесь приобретает первоначальное значение, не сводимое только к сексуальному влечению. Оно означает желание или импульс,
которые не подчиняются никаким авторитетам, морали или чему бы то ни
было. Либидо есть потребность организма в естественном для него состоянии. С
генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность Либидо, являются голод, жажда, секс и эмоциональные состояния или аффекты.
Таким образом, в аналитической психологии Либидо рассматривается как психическая энергия, направляющая и побуждающая личность
к любому виду деятельности. Обнаружение Либидо в отношении какого-либо объекта
определяет степень ценности этого объекта для индивида. Либидо может
меняться, но эта энергия не может быть уничтожена.
-
Из этого определения можно предположить, что то что мы называем неврозом, есть формы блокировки психической энергии, ее естественного движения. Так как я еще и любитель-эзотерик, я бы сказала о чакральном выражении уровней такого течения энергии. Оно может выражаться в блокировке уровней "чакр" которые следуют одна за другой: выживание, размножение, социализация, сострадание, творчество, мудрость. Каждый "ярус" может быть блокирован в той или иной степени. От подобных блокировок может зависеть степень общего развития личности. При этом нужно всегда учитывать, что нет статичной системы, система всегда динамична. В связи с чем я думаю можно говорить о балансировке всего динамического комплекса. Либидо как энергия присуща как ребенку так и взрослому, степени искажения и разбалансировки могут быть как у тех так и у других, у взрослого есть больше опыта саморегуляции. У ребенка есть чистота реакций еще не обусловленных долгим жизненным опытом. Потому степени искажения для наблюдателя выглядят по разному относительно ребенка и взрослого.
-
"...Однако перемещение детей в другую среду часто показывает, что мы имеем
дело с особо повышенной чувствительностью и притупление чувствительности
есть самозащита, самозамыкание, окружение себя биологическим защитным
панцирем от условий среды. В новой среде дети обнаруживают совсем другие
свойства. Такой результат получается, если рассматривать свойства и
поступки детей не разрозненно, а в их отношении к целому, в динамике их
развития...."
-
На течение либидо в первую очередь конечно будут влиять условия среды.
Это отдельная очень большая область, если будет желание можно будет в дальнейшем попробовать проследить динамику влияния среды на формирование личности. Но боюсь я сейчас не потяну такую масштабную тему(
-
"..Как и личность, интеллект, несомненно, представляет единое целое, но не
однородное и не простое, а многообразное и сложное структурное
единство..."
-
Этому феномену тоже посвящена хрестоматия "психология мышления". К сожалению все это очень и очень большие темы. В связи с чем я попробовала "сузиться" только до феномена памяти.
-
Чтобы плавно перейти к понятию "энграмма" которым оперирует в том числе и Бернштейн, я бы хотела скопировать отрывок из произведения Платона "Теэтет"... (быстро не нашла пришлось скопировать из вики()
Сократ. Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших
душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше,
у одного из более чистого воска, у другого — из более грязного или у
некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру…
Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины,
и, подкладывая его под наши ощущения и мысли мы делаем в нем оттиск
того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами
придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что
застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение
этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков,
тогда мы забываем и больше уже не знаем…
(Теэтет 191 c-e; 194 c — 195 a).
-
О подобном свойстве памяти размышляет в своей работе и Френсис Йетс, в произведении "Искусство памяти". К похожему определению приходит Ричард Симон, работа которого упоминалась Бернштейном. Наверное пока хватит? Мне пора остановиться....)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: hobit, дата: ср, 02/10/2013 - 07:34 #131281
Да, Марина именно об этом я и говорю, что невозможно объять необъятное. Хочется рассмотреть все нюансы, но в то же время понимаю, что у меня просто нет таких ни временных ни интеллектуальных мощностей. Потому, я думаю блог будет просто наполняться отрывками из работ, которые в чем то соответствуют теме, и наверное моими размышлениями...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Да, hobit, двойственное впечатление после вашего поста...
С одной стороны - "Как много всего интересного!", с другой - "Никто не обнимет необъятного".