треугольник Карпмана

Сейчас многим, интересующимся психологией и теориями коммуникаций и трансакций, известно, что американский психотерапевт Эрик Берн создал так называемый трансактный анализ, изучил и классифицировал "игры, в которые играют люди". Основываясь в какой-то степени на его теориях, Стефан Карпман описал одну из наиболее частых коммуникационных моделей, к которой можно свести многие (хотя и не все) психологические игры. Эта модель получила название "треугольник Карпмана". И такой треугольник, увы, довольно часто встречается в нашем социуме: возможно, из-за "национальной русской забавы – искать виноватого". Причем искать для того, чтобы его наказать. Ибо задача "найти и наказать виноватого" и является одной из основных в таком треугольнике. В отличие от классических бёрновских игр, ведущихся по принципу Личность-Личность или Личность-Группа, треугольник Карпмана предусматривает трех "участников", причем все трое имеют в нем свои роли. И еще одна характерная особенность этого треугольника – участники в нем постоянно меняются ролями: потому такая "игра" долго не наскучивает и нередко принимает хронический характер. Безусловно, у каждой тамошней роли есть свои плюсы, поэтому первое время участники могут играть в треугольник Карпмана даже с удовольствием: но потом неизбежно наступает время, когда деструктивность этой модели становится выше ее возможной продуктивности, к тому же происходит смена ролей, и в определенный момент игры удовольствие начинает получать кто-то один: за счет деструктивного воздействия на остальных двух участников. И остальных держать в таком треугольнике может лишь то, что они неосознанно ждут теперь своей очереди поменяться ролями и получить удовольствие. Многие, ввязавшиеся в эту модель коммуникации, и хотели бы выйти из нее, но как это сделать – не знают. И вообще частенько не могут разобраться, что годами вращаются в треугольнике Карпмана.Давайте для начала разберем его устройство. Треугольник Карпмана как некая первичная модель встречается в самых разных видах взаимоотношений. И разумеется, я даю только его схематическое изложение: реальность может зависеть и от множества других вещей. От тех же акцентуаций и мотиваций, от внутренней проблематики каждого участника, наложенной на схему треугольника, от социальных установок и т.д. и т.п. Но в любом случае эта условная схема хотя бы в первом приближении может помочь разобраться в примерной структуре взаимоотношений и вероятных "причинно-следственных связях". Итак, данный треугольник составляют: Жертва, Преследователь и Спаситель. Спаситель в треугольнике – культовая роль. Быть Спасителем – престижно в понимании многих, и именно поэтому потенциального третьего участника легче всего затянуть в треугольник. Жертва – некто обиженный. Тот, кто вроде бы изначально страдает. Чаще всего треугольник Карпмана строится вокруг Жертвы, усилиями Жертвы и по ее инициативе. И как правило, сама Жертва даже не представляет, чем это обернется несколько позже. Преследователь – всегда определяется с точки зрения Жертвы. Тот, кто оказывает на нее давление, доставляет какие-то неприятности и т.п. Жертва ищет определенной помощи, обращаясь к Спасителю. И если Спаситель принимает на себя эту роль и берется помогать, не отдавая себе отчета в подоплеке происходящего – всё, треугольник состоялся. А дальше начинает проявляться деструктивность этой игры. Потому что когда Спаситель начинает собственно "спасать" – Жертва меняет свою точку зрения и начинает защищать бывшего своего Преследователя: таким образом Спаситель становится Преследователем ("плохим", тем, на кого жалуются и кого считают во всем виноватым), бывший Преследователь – Жертвой (потому что теперь его обижают), а бывшая Жертва – Спасителем.Собственно ради этой самой роли все участники треугольника терпят лишения двух других ролей в данной игре: ибо Спаситель, как уже было сказано, – роль престижная, очень многим приятная, и к тому же дающая возможность практически без труда (пусть и на время) ощутить свою значимость и поднять свою самооценку. И не беда, что потом вы за это можете получить определенные неприятности: зато вы побывали Спасителем, и возможно, скоро побудете еще. Так как роли в треугольнике Карпмана меняются по кругу на протяжении всей - иногда довольно долгой – игры. И тут мы получаем еще один хотя бы предварительный ответ на вопрос, кто рискует стать таким Спасителем (сиречь потенциальным участником треугольника Карпмана): те, у кого иного способа реализовать свою значимость нет, или они его не видят либо не хотят видеть (как вариант – иной смысл жизни реализуется куда труднее, а тут – все гораздо легче и как бы за чужой счет). Инициатором создания треугольника является кто-то один, как правило. Фактически это то, что у Берна называется Водящий. Часто игра начинается с того, что этот Водящий сам пытается быть Спасителем, у него не получается: то есть он за свои навязчивые действия получает отпор. И тогда он призывает кого-то третьего, становясь Жертвой, а бывший свой "объект спасения" назначая Преследователем: "Вот, он меня обидел, он меня не слушается, он такой, он сякой, – накажи его, повлияй на него, вразуми его!" И когда происходит "вразумление", изначальная Жертва собственно возвращается к своей "спасительской" роли, которая теперь у нее вполне получится. Конечно, часто бывает и так, что деструктивность такого треугольника распространяется и на самого Водящего, и он тоже совершенно реально страдает, но и этого не замечает, потому как живет опять же по инерции и по готовым сценариям. И то, что на самом деле ему уже становится несладко - может и не ощутить поначалу: просто подумает, что он, допустим, заигрался в Жертву. А когда захочет выйти из "этой роли" - ан нет, уже не получается. Ситуация зашла в своей деструктивности слишком далеко. Вот тогда он (или она) приходит к психотерапевту и просит, к примеру, "сохранить семью" или "вернуться к прежней жизни", или что-то подобное. А по сути просит "вернуть прежнюю игру, где он был Водящим". Но ситуация уже поменялась, и порой настолько кардинально, что водящими в ней уже стали другие.Треугольник Карпмана можно прогнозировать, если к вам обращаются за помощью, но при этом, когда вы пытаетесь начать с подробного анализа ситуации и определения возможной степени вашего участия в ней (то есть не спешите очертя голову втягиваться туда в роли Спасителя) – на вас обижаются. И просят не самого по себе "совета и участия", а помощи в чем-то деструктивной и к тому же подразумевающей определенный сценарий вашего действия: "Не просто спасай меня, но, спасая, наказывай вон того!.." То есть вас приглашают в треугольник не просто Спасителем, но "Спасителем наказующим, который в будущем должен оказаться Преследователем". Поэтому не торопитесь помогать кому-то, если от вас требуют совершенно определенной "узконаправленной" помощи: особенно связанной с тем, что вы должны напрямую повлиять на чье-то поведение. Увы, треугольники Карпмана встречаются в нашем социуме довольно часто. Их много и в семейных отношениях (жена-муж-родитель жены (мужа) , бабушка-мама-дочь и дедушка-папа-сын, часто треугольником Карпмана становится и так называемый "любовный треугольник"), в отношениях рабочих (начальник – сотрудник – другой сотрудник или внешний консультант), в психотерапии и особенно в лечении зависимостей (пациент – родственник пациента – врач), и так далее, и тому подобное.http://www.naritsyn.ru/karpman_drama_triangle.htm
Интересно провести параллель между Калшедом и Карпманом.В большинстве случаев эти пациенты были чрезвычайно умными и чувствительными, страдающими, во многом, из-за этой чрезвычайной чувствительности и от эмоциональной травмы, которую они пережили в раннем детстве. Все они в детстве преждевременно стали самостоятельными, не имея подлинных отношений со своими родителями в период взросления и заботясь о себе в коконе своих фантазий. Они были склонны рассматривать себя в качестве жертвы агрессии со стороны других людей и были не в состоянии мобилизовать силы для эффективного отстаивания самих себя, когда наступала потребность в самозащите или индивидуации. Часто за непроницаемым фасадом их самодостаточности скрывалось тайное пристрастие, которого они стыдились. Тогда в процессе психотерапии они обнаруживали, что им трудно отказаться от своей защитной самодостаточности и позволить себе зависеть от реального человека.

Постепенно, по мере того как я анализировал сны этих пациентов, мне становилось ясно, что они находились в плену некой внутренней фигуры, которая ревностно охраняла их от внешнего мира и, в то же время, безжалостно атаковала их, подвергая жесткой, неоправданной критике. Более того, эта внутренняя фигура представляла собой такую мощную "силу", что термин "демоническая" вполне подходил для ее характеристики. Порой, во снах моих пациентов, эта внутренняя демоническая фигура неистово разделяла их внутренний мир на части, активно атакуя эго сновидца или те "невинные" части "я", с которыми идентифицировалось эго. В других случаях казалось, что ее целью была инкапсуляция некой хрупкой, уязвимой части пациента, безжалостная изоляция ее от контакта с реальностью для того, чтобы предохранить от повторного насилия. Иногда же демоническое существо являлось в виде ангела-хранителя, оберегающего и защищающего детскую часть "я" изнутри, стыдливо укрывая ее от внешнего мира. Это существо могло быть как защитником, так и преследователем, периодически изменяя свое обличье.http://www.psiland.narod.ru/psiche/Kalsched/1.htm Карпман описывает внешний треугольник ж-а-с,Калшед-внутренний.

"Третьим будешь?" ))
"Третьим будешь?" ))-----------------Или двое дерутся,третий не мешай))).
Треугольник

 

вот что интересно,  порой и не обязателен третий, двое "дерущихся" пользуются ролью третьего "невидимого", т.б. двоем соображают на троих , это далее по вашей ссылке марфа, про зависимость.
Или двое дерутся,третий не мешай))).
=====
Дебаты на сайте как то возбудили мое бсс.
Мне сегодня приснилось что я в сауне своего туристического клуба.
Но сауна странная. В помещении стоят две большие четырехугольные песочницы. В центре песочниц мерцают угли, а люди сидят на бортах
песочниц и "парятся."
Помню, в детстве из песочницы время от времени кто то убегал "забирая
свои игрушки".  На следующий день- возвращались.))

Vervoleg 2013-12-02 11:25:34
мерцают угли, а люди сидят на бортах песочниц и "парятся

 интересно, угли, как источник вины? или???

Скорее что-то из "тлеющий конфликт","вспыхнула ссора",или "подлить масла в огонь".
Мне сегодня приснилось что я в сауне своего туристического клуба.-----------------------Здесь есть и личный материал,или у вас в туристическом клубе тоже "дружат".А две песочницы похожи и на два теннисных корта.Песок,кстати,входит в противопожарный инвентарь Пожарные ящики для песка используются для хранения песка, применяемого для тушения пожаров ГСМ, ЛВЖ, ГЖ, а также засыпки  нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся веществ в местах разлива. Пожарные ящики для песка устанавливаются на АЗС, промышленных предприятиях, складах, базах устанавливаются в  пожароопасных местах.
или???
====
В одной песочнице "жар" был больше, а в другой меньше.
Можно было выбирать.
Директор клуба, мой приятель подошел и спросил- нормально ли мне, не
прибавить ли жару.   Я сказал- нормально.))
У нас, у "суровых мужиков" в клубе- тоже бесконечная возня в песочнице-
длинною в жизнь.)
=
марфа 2013-12-02 11:34:58
Скорее что-то из "тлеющий конфликт","вспыхнула ссора",или "подлить масла в огонь".

 марфа, это понятно, а если глубже, истоки конфликта, ссоры, "масла" , я про треугольник. Что питает его? ведь вина, движущая сила?
Олег, так что для вас "угли"? образ чего? символ какой энергии, чувства, и т.п.
Ютта ,поэтому я и пыталась найти "связку" между внешним и внутренним треугольником Карпман-Калшед(там вообще соображают на одного,все три фигуры интроецированы),источник тогда, получается,травма.
Автор: Ютта, дата: пн, 02/12/2013 - 10:48 Олег, так что для вас "угли"? образ чего?
====
Мы ж блин, туристы.)  Это мы у костров сидим.)  Дружим.)
Десять лет назад мой друг книжку издал. Другим стало обидно.
Так сразу у другого нашего "друга" возникла версия, что мы конечно прошли
всесоюзно знаменитый порог, но не весь, третью ступень дескать обнесли.
Мы долго трясли фотографиями, показывали видео, доказывали(.
Сейчас, осенью, друг вместе с клеветником - ездили на Алтай.
Некуда деться из песочницы.
"Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок
Ты мне больше не подружка, я те больше не дружок..."
Ютта 2013-12-02 11:46:03
Что питает его? ведь вина, движущая сила?
Не только - каждая роль предлагает свой "набор" мотивов.

Спасатель: стремление к самореализации, к проявлению своих качеств, желание выйти из "тени", самоутвердиться.

Преследователь: возможность реализовать свою агрессию, "вылить" недовольство и неудовлетворенность на "виноватого".

Жертва: также связана с внутренним "Я" и "танцем" вокруг него. Кроме этого, за счет этой роли могут удовлетворяться мазохистские желания.

треугольник питают эмоции, желание их переживать -это такая подмена жизни,деятельности, когда все вертится по кругу и ничего реально не происходит, кроме выматывающих эмоций . инициатором может быть любой из персонажей:кому-то захотелось пострадать (жертва), кому-то почувствовать себя сильным, нужным(спаситель), кому-то нужно сбросить накопившуюся агрессию ( преследователь).
марфа,  а каких пациентов подразумевал Калшед под "этими пациентами" или хотя бы главу, если можно, обозначьте, чтобы понять.
Когда-то запомнилось высказывание В.Москаленко (психиатр-нарколог, профессор, семейный психотерапевт, автор книг по зависимостям и созависимостям) относительно русских названий компонентов треугольника Карпмана: "Я использую слово «спасательница», а не «спасительница» потому, что Спаситель у нас один – Иисус Христос."
Это первая глава первой части.Внутренний мир травмы в его дьявольской форме 5 и 6 абзац.О пациентах:Я лучше опишу предмет моего изложения, если поделюсь с читателем тем, как я заинтересовался этой темой. За последние двадцать пять лет клинической практики довольно много пациентов, проходивших у меня анализ, после начального периода, характеризовавшегося личностным ростом и улучшением состояния, достигали своего рода плато. Казалось, что в их терапии нет прогресса, и вместо улучшения в ходе лечения они как будто застревали в "компульсивном повторении" ранних паттернов поведения, испытывая чувства поражения и безнадежности. Это были индивиды, которых можно было бы назвать "шизоидами".  Имея в виду то, что травматические переживания, испытанные ими в детстве, были слишком интенсивными для их чувствительности и направили их дальнейшее развитие внутрь. Внутренний мир, в который они так часто уходили, был детским миром, и он, отличаясь богатством фантазии, нес на себе печать тоски и меланхолии. Такие пациенты, находясь в этом, похожем на музей "убежище невинности", цеплялись за остатки своих детских магических переживаний, которые хотя поддерживали их, но не развивались вместе с другими частями личности. Несмотря на то, что их приход в терапию был продиктован настоятельной необходимостью, на самом деле они не хотели взрослеть или изменяться настолько, чтобы это действительно удовлетворяло их потребности. Выражаясь более точно, некоторая их часть хотела изменений, но другая, более сильная, сопротивлялась этим изменениям. Они были разделены внутри себя.
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
          Но иглы тайные сурово
          Язвили славное чело;