О КОСОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ НА КРЕСТЕ, ЛУНЕ, МАРИИ И ЛЕСТНИЦЕ НА НЕБЕСА
"Нетрудно догадаться, что Иисус Христос, как "правопреемник" Осириса, нуждался в лестнице в не меньшей степени, в особенности, когда события подошли к финальной фазе - моменту воскрешения, после чего Иисус вознёсся на небеса."
---
После распятия еще было сошествие во Ад, откуда Христос вывел души ветхозаветных праведников, Адама и Еву. Если косая перекладина - "лестница" - то ее расположение в нижней части креста тоже вполне уместно. В самом низу, под перекладиной изображается череп. Насколько помню, он символизирует смерть и царство ада, а косая перекладина отделяет "нижний" мир от "верхнего". Также есть древняя легенда, что Голгофа, на которой стоял Крест - это сакральное место захоронения костей Адама, Голгофа переводится как "череп", Лобное место. "Смертию смерть поправ..."
Вопрос о причине начертания нижней перекладинынаклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню:“Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия”. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.
Одному разбойнику низводимому во ад “тяготою хуления”,произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: “днесь со Мною будеши в раю” (
Крест “накупольный” с полумесяцем
Не удивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как “накупольники” расположены на самом видном месте. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году (рис. 36). Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году (рис. 37).Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
“И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, — говорится в Откровении Иоанна Богослова, —под ногами ее луна” (Апок. 12; 1), а святоотече-ская мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды.
Полумесяц — это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц — это и чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц — это и корабльцерковный, ведомый Кормщиком-Христом; полумесяц — это и якорьнадежды, крестный дар Христа; полумесяц — это и древний змий,попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.
кто мне объяснил,что это что-то вроде стрелы,которая указывает путь с земли на небо для души
Да я не против ересей и "ересей".) В вашей ссылке в комментариях есть ссылка на статью представителя современного русского ведизма, проводящему красивую аналогию между крестом и стрелой
Крест-голубец в с. Ковда в Карелии. XIX в. Фотография. 80-е гг. ХХ в.[голбец], крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом. В научной лит-ре, как и в обиходе, не существует однозначного понятия Г. как креста или надгробия; объединяющей характеристикой такого рода сооружений и знаков является их форма - мотив дома.
Термин «Г.» применим к намогильным столбикам, как правило с кровлеобразным покрытием, имеющим на передней грани иконку и/ или крест; к крестам с покрытием в виде кровли, иногда также несущим на себе киот с образком, с лампадой, со свечой в средокрестии; к небольшим моделям дома (избушка, часовня), помещаемым на столбике («столбце»); к намогильным сооружениям в виде избушки, к-рая в христ. эпоху приобрела свойства часовни благодаря наличию икон в интерьере и креста на коньке, а также молитвенно-поминальной функции; к деревянным пристройкам к печам в избах, имеющих лаз в подпол. Материалом для Г.-столбцов и крестов-Г. служило, как правило, дерево, хотя И. А. Шляпкин и А. А. Спицын упоминают и о каменных Г.
По мнению большинства исследователей, эволюция Г. происходила от языческого обычая устанавливать надгробие в форме дома на могиле усопшего (в отношении подобных сооружений чаще применяют термины «домовина», «гробница»). В дальнейшем сооружения интерьерного типа заменила условная модель избушки на столбце, к XV-XVI вв. от нее остался лишь главный признак дома - 2-скатная кровля (и/или киот в форме дома), что имело символический смысл убежища для души умершего. Такая форма отмечается не только в восточнослав., но и в иных погребальных культурах, что гипотетически позволяет искать корни этого явления по крайней мере в праслав. и даже индоевроп. культурной общности. Шляпкин считал, что подобие Г. (производимого им от слова «глубина») можно увидеть в древних саркофагах, имевших иногда 2-скатное завершение. По мнению этого автора, слово «Г.» в научной речи встречается не ранее XIX в., хотя первое летописное упоминание отмечено им в XIII в.Происхождение же столбца исследователи связывают с языческими антропоморфными идолами, а также с описанным в «Повести временных лет» обычаем хоронить прах умерших после сожжения в урнах на столбах (ПВЛ. СПб., 19962. С. 11), что было характерно для племен радимичей, вятичей, кривичей, северян в дохрист. и раннехрист. Руси.
Т. о., Г. перешел из языческой эпохи в христианскую и приобрел черты, свойственные новому мировоззрению. В то же время В. И. Даль отмечал факт церковного запрета на Г. как на явление языческого порядка. Вероятно, этим объясняется наибольшее распространение Г. в отдаленных районах России, в поморской и старообрядческой среде. Несмотря на запреты, Г. прочно вошел в правосл. культуру в виде креста с 2-скатным покрытием из 2 досок, объединяющим 3 верхних конца, или в виде более сложных сооружений, имеющих развитую кровлю с охлупнем, причелинами и помещенным в средокрестии объемным киотом. Знак такого рода не вызывает языческих ассоциаций, поскольку воспринимается как миниатюрная часовня.
Г. условно подразделяют на намогильные и придорожные, к-рые могут быть одновременно намогильными. Придорожное расположение Г. исторически может быть выведено из отмеченной А. К. Байбуриным связи представлений о дороге и нечистой силе у древних славян, что говорит об охранительной функции креста-Г. и придорожной часовни. В XVIII-XIX вв. помимо Г., относящихся к погребальной культуре, отмечены поклонные, обетные, приметные (на Севере).В наст. время наибольшее количество крестов-Г. встречается на старообрядческих кладбищах.
Ну,косая опора для ног тоже звучит бездоказательно,довольно сложно опираться на косую подпорку)Ну, автор другой гипотезы не дает ссылку на происхождение версии об опоре для ног - в серьезной богословской литературе я такого не встречала - видно, тоже, "народная" версия, которая приписана богословам "официальной церкви". Так что это похоже на сражение со своим внутренним "драконом".)
марфа 2013-12-29 11:42:06
сть версии,что крест для казни был в форме буквы Т(в вики есть статья на эту тему)
Я знаю, у меня есть такой крест в виде греческой буквы "тау" - это символ францисканцев у католиков.
Мне в статье понравилось обоснование креста,как троицы :отец,мать и божественный ребенок,для меня она звучит более органичноКонечно, такое воззрение просто легче вместить. Недавно было обсуждение работы Франкла о том, что первично - родной отец или архетипический. Здесь, наверное, тот же механизм - необходимо отделить Бога Троицу от имаго человеческой семьи. Это не просто.
В иконописной традиции (и в православии и в католичестве) встречаются иконы "Святое семейство" с Марией, Иосифом Обручником и Иисусом, отражающие похожую идею:
Труд Святого Семейства. Богородица с веретеном, Иосиф с пилой, Иисус с молотком.)
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело человека, распятого на кресте.
Многие исследователи считают, что кроме этого, утилитарного, значения подножие имеет важный символический смысл. Согласно византийскому церемониалу, подножие подчеркивает величие и благородство изображаемого лица. Поэтому на древних крестах подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, начиная с X века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в дощечку. В русских крестах в XV–XVII веках оно начинает изображаться скошенным, правым концом вверх, левым – вниз.
Появляется и толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой — просил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на благоразумного разбойника (справа от Христа, поэтому вверх направлена правая сторона подножия креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.
Поэтому на древних крестах подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы. марфа 2013-12-29 13:59:08
Перекладина концом вверх указывает на благоразумного разбойника (справа от Христа, поэтому вверх направлена правая сторона подножия креста), концом вниз — на разбойника, хулящего ГосподаВ этой статье как раз подчеркивается видимое, утилитарное значение подножия и затем оно отделяется от символического. марфа 2013-12-29 13:59:08
И вот еще нашла,если вам интересно,различные накупольные кресты,сейчас многие из них утеряны.Кресты на куполах: уникальная коллекция Инвера ШейдаеваСпасибо, интересная коллекция. Посмотрев на некоторые изображения, я подумала (и нашла подтверждение по ссылкам), что полумесяц внизу креста еще может символизировать Чашу Грааля, в которую по преданию Иосиф Аримафейский собрал кровь, стекающую из ран Христа.
Особенно мне понравился редкий купольный крест с солярной символикой:
Интереснейшим примером языческо-христианского синтеза могут служить лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно без сомнения утверждать, что крест, возникший на некоторых типах линниц (впрочем, достаточно редких) – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия» - то есть органического соединения языческих и христианских представлений в рамках единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом, которые должны быть включены как в своды домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.8)
Подробнее о лунницах и других славянских оберегах можно прочитать в статье "Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ".http://clubklad.ru/blog/article/3363/