Старославянские обряды умирания/погребения
С образом неолитической богини могут быть связаны также некоторые имена и слова, имеющие форму ma/mo+r или ma/mo+rt/rd/rg.
Мойры (греч. moira ‘участь, судьба’) древнегреческой мифологии (Парки в древнеримской) – богини судьбы. Они представлялись тремя женщинами, иногда двумя. Платон описывает их пряхами в белых одеждах, с венками на головах. Мойры покровительствовали рождению и смерти; им возносились моления при свадьбе. Наверное, не случайно созвучие их имени со славянским mor ‘повальная смерть, эпидемия’, еврейскими mora ‘страх’ и ‘горький’, английским mare ‘кобыла’ и ‘ведьма, колдунья’.
Mari – древнекритская богиня, по имени которой египтяне называли этот остров Ay-Mari. Mara – дух зла в буддизме. В латышской мифологии Mara – супруга громовержца. В Западной Европе Mara – злой дух, воплощение ночного кошмара. На Кавказе мифическая покровительница пчел носит имя Мерием. В еврейской легенде Мария – имя женщины, которая съела своего ребенка, чтобы он не попал в плен к врагам; эта легенда явно представляет собой перелицовку архаического мифа о богине, поедающей своих детей. В славянской мифологии Мара, Мора, Кикимора – женский злой демон с двумя душами, пьющий кровь людей, особенно детей. Марана, Марена - имя женского мифологического персонажа у славян, ритуальные похороны которого совершались в конце зимы. У славян на празднестве летнего солнцестояния иногда сжигали женский манекен, который называли Мариной или Мареной. В русской сказке некая Марина состоит в интимных отношениях с крылатым змеем. У славян при обрядах летнего солнцестояния упоминаются “Иван да Марья”. Иван – это Ян или Янус, но причем тут Мария? Из всего этого следует, что Мария – одно из имен Великой богини.Представляется возможным отметить этимологические связи имени Мара, Мария, Марина. Ностратическое *mara “дерево”. У украинцев на празднестве летнего солнцестояния обрядовое дерево именовалось морана, марена, мара, а у евреев название священного дерева – Тамар (Thamar), являющееся одновременно женским именем. С другой стороны, ностратическое *mara значит “влага, влажный” (откуда, в частности, санскритское mari “дождь”).
Генетическое родство имен типа Майя и Мара подтверждается тем, что в ностратическом праязыке понятие 'влага' обозначалось словами *mewa и *mara. Сюда же, видимо, можно отнести и ностратическое *mara 'болеть, умирать'. Нужно, однако, отметить, что сходное с этими словами ностратическое *mayra означает 'детеныш мужского пола, сын', откуда, например, арабское mar 'мужчина', семито-хамитское maru 'баран, козел'. В. Иллич-Свитъгч считает, что от *mayra происходят также и некоторые слова определяющие женщину (в смысле «принадлежащая мужчине»), как литовские marti 'невестка, сноха', merga 'девица'.
Нострапгческое *mara обозначало не только небесную влагу, но и земную, откуда индоевропейские mare 'море', mor 'болото'; а море и болото относились к сфере не богини неба, а бога "низа".
Древнегреческие авторы свидетельствуют, что на Крите Артемида именовалась Мартис. В индуистской мифологии Matri – женские духи, олицетворяющие как созидательные, так и губительные силы природы. Эти имена, очевидно, родственны словам, которые в индоевропейских языках означают ‘смерть’ (например, латинское mortis).По-грузински marg “звезда”; видимо, это слово происходит от имени богини, которая в посленеолитическое время соотносилась со звездой. В некоторых иранских языках marg, marga означает “смерть”, на скифском mrga “птица”.
Еще есть?))
Ве́лесова книга (Влесова книга, Книга Велеса, Влес книга, Влескнига, Дощечки Изенбека, Дощьки Изенбека, Veles Book, Vles Book, сокращённоВК) — письменный текст, впервые опубликованный в
Большинство академических исследователей — как
Первоначально публиковалась под названием «Дощьки Изенбека», название «В(е)лесова книга» дано по первому слову (ВЛЕСКНИГО) на дощечке 16 и связано с именем славянского бога
Автор Андрей КлименкоМорана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари - «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а - лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна.
Джон Уотерхаус, 1886 годСоломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары.
По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты - духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея.