Драконы и крокодилы.

Юнг и Нойманн пишут про образ переправы через реку, как про архетипический образ отложившийся за тысячи лет кочевой охотничьей жизни. Эачастую в реке на переправе поджидают чудовища. Часто -крокодил. Легенды об основании Новгорода говорят что в устье реки Волхв жил Крокодайл принимавший в подношение ежегодно девушек. То есть- Ящер, Дракон. Люди никогда не видевшие больших рептилий вживую, тем не менее изображали довольно точно рептильный инстинкт. У меня вот мысль такая, возможно драконы никуда не делись,просто знакомые с образом крокодила мы в снах видем именно его. Точнее- подгоняем под крокодила образ Ящера.
 Б.А. Рыбаков «Язычество древних славян«:

Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Иногда мы можем уловить момент забвения первоначального смысла того или иного явления, определить верхний, поздний предел его осмысленного oбытования, но бываем бессильны указать его истоки, его первичные формы, время его возникновения.

Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале XX в. широко распространенная по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту». Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:
Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?

Загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась «Яшей», хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским записям середины XIX в.
Сядить Ящер Сяде Ящер под пирялущем
У золотым кресле, На ореховым кусте,
У оряховым кусте Где ореховая лусна,
Орешачки луще. — Возьми собе девку,
- Жанитися хочу, Котораю хочешь…
- Возьми собе панну,
Котораю хочешь,
Котораю любишь…

На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру. Отголоском таких жертвоприношений является поверье, что водяные женятся на утопленницах.

"возможно драконы никуда не делись"
 
   Конечно, никуда не делись, ведь, все сохранилось в фольклоре всех времен и народов. Дракон - это лишь творческая фантазия бессознательного ума, которая скрывает в себе Ужасную Мать, то бишь пучины бессознательного разума во всеи своеи сути, которые человеком владели на заре времен. 

 
Дракон - это лишь творческая фантазия бессознательного ума, которая скрывает в себе Ужасную Мать, то бишь пучины бессознательного разума во всеи своеи сути, которые человеком владели на заре времен. 

 =====

Джек. 

Крокодил между двумя берегами- трансцентдентная функция.

Не только чудище- Мать.

 

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

 

В Полесье игра «Ящер» в недавнем прошлом исполнялась взрослой молодежью, однако в настоящее время  в нее играют только дети. Примечательна эта игра тем, что играют в нее исключительно летом, когда на лугах много цветов.  На роль Ящера выбирается мальчик, которого усаживали на табурет, либо кочку. Девочки в веночках водят вокруг него хоровод, приговаривая: «Сядзи, сядзи, Ящер, …В ореховом кусьце, / Орешечки луща, / Бяри себе панну, / Которую хочешь...». Ящер набрасывает поочередно на каждую девочку платок и начинает кружиться с ней под песни, потом девочка с поцелуем отдает ему венок.

В конце игры девочки могут выкупить свои веночки у Ящера за поцелуй или пляску. Получив венок, девочка пляшет и поет: «Я свой венчик выплакала, / я свой венчик выплясала». Примечательно, что постоянным атрибутом Ящера являются  ореховый куст и орехи. «В славянских космогонических представлениях орех считается атрибутом (признаком) “громового божества”», который может выступать в ипостасях змея-дракона. Само разгрызание орехов Ящером несет двойную символическую нагрузку: ассоциируется с громовыми раскатами и указывает на «мужскую производящую силу, возбужденное (эротическое) мужское состояние».

Активная любовная энергия Ящера отражена в игровом действии: он может выступать в роли «жениха» всех присутствующих девушек, а то, что он заставляет скакать участниц игры, указывает на брачную символику. Слово «ящер» может быть синонимически сближено со словами «дракон» и «щур/пращур».  Если указанный антропоморфно-териоморфный персонаж носит имя «Ящур», то за ним «следует “искать” предка – щура/пращура, что косвенно подтверждается и вариантом игрового названия в форме имени собственного – Яша».Форма «Ящур» «могла возникнуть на основе сближений мифологических значений образов дракона (змея) и щура». 

 http://www.a700.ru/plants/kustarniki/413-lesnoj-orekh-6.html

Осирапис (243x400, 21Kb)Версий происхождения культа этого божества довольно много. Самая распространённая из них гласит о том, что при Птолемее I Сотере была принята попытка создать образ синкретического божества – Сераписа. Многие ученые считают, что это было сделано для того, чтобы объединить египетскую и греческую религиозную традицию. Но более вероятной кажется другое – в Египте в конце IV в до н.э. появилось множество греков и македонцев, приехавших со всех концов известной эллинам ойкумены, и введение культа Сераписа могло стать способом их объединения. При этом по своему "происхождению" это божество должно было быть связано с богами египетского пантеона, так как в древности священную власть над определённой территорией мог иметь только тот бог, который имел местное происхождение. Именно поэтому корни культа Сераписа уходят в культ мемфисского Осириса-Аписа.

Серапис часто изображается стоящим на спине крокодила. В левой руке он держит линейку для отмера разлива Нила. Подобно Юпитеру, Серапис имеет на голове корзину с зернами. Часто сопровождается Цербером, трехглавой собакой Плутона, нередко по правую руку от Сераписа, вместо Цербера, находится его стилизация в виде любопытной эмблемы – животное о трех головах. Первая голова – голова льва – означает настоящее, вторая Серапис (217x476, 23kb) – голова волка – прошлое и третья – голова собаки – будущее. Тело о трех головах обвито многими кольцами змеи. Как известно, Цербер тоже имеет змеиный хвост.

В Сераписе греки и египтяне получили общего бога, что немало приближало их к религиозному единству. Почти все описания статуй, данные ранними авторами, говорят скорее о греческом, нежели о египетском влиянии. Нередко Серапис изображался обвитый змеей. На статуе, по ходу движения змеи (годичное движение Солнца), изображены зодиакальные созвездия. Но обычно, для удобства, чтоб не бегать вокруг статуи, гороскоп изображают в круге.
C (355x236, 22kb)Некоторые авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис – это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем "Гимне суверенному солнцу" Юлиан говорит о божестве следующим образом: "Юпитер, Плутон, Солнце – это все Серапис".
ящерица

Лунное существо. Разделяет символику змеи, крокодила, дракона.Ящерица – символ планеты Меркурий и атрибут Сераписа и Гермеса.«Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон) — выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом, по которому ползёт ящерица. Ящерица, по-видимому, символизирует Пифона.

Спасибо Марфа.
Еще есть Левиафан Яхве и египетский Себек.
 египетский Себек.------------------------Египетский Себек изображался с головой крокодила,тогда как греческие боги уже попирают их ногами или они являются священными животными этих богов(То,что обсуждали в теме А.Южина-разница между головой и хвостом).Миф про Апполона привела,как еще один змееборческий миф(солнце-Апполон,убивающее ящера).А вот Себек еще соеденял в себе свет и тьму. ---------------------------------------------"Египетский иероглиф, обозначающий черное, представлял собой кончик крокодильего хвоста. И не потому, что он на самом деле черного цвета; просто глаза крокодила олицетворяли восход Солнца, а его хвост – заход или темноту". В те древнейшие времена бог солнца воплощался в образе крокодила -  Себека-Ра.http://www.a700.ru/animals/reptilia/67-krokodil-egipetskaya-mifologiya.html----Последний сайт "мифология" просто кладезь информации про всяких рептилий))).Еще мельком читала,что символом Гермеса является и черепаха(не говоря уже о змеях).Было бы интересно в духе Юнговской статьи рассмотреть разницу между рептилиями.Змея-преимущественно трансформация,смерть-возрождение,ящерица-юркость(Гермес)и тоже трансформация(из-за хвоста)и т.д.
Последний сайт "мифология" просто кладезь информации про всяких рептилий)))
==
Спасибо, почитаю.)
Cебек выражает образ проглатывания солнца.
"Крокодил утягивает на дно" как писал Юнг.  Образ поглощения Ионы китом.
То есть крокодил представляет угрозу поглощения эго бессознательным.
Змея - линька. Перерождение, перебаливание, трансформация.
Черепаха отличается наличием панциря. Можно поискать в мифологии
богов -черепах.
Жаба-живот женщины,яд,прима материя и образ роста (икринка-головастик-взрослая особь).
Крокодил между двумя берегами- трансцентдентная функция. 

Вы же читали, наверное, Кембелла "Тысячеликии герои". Там идет сравнительныи обзор всеи этои нечисти в мировом фольклоре. Понятно, что не только драконы там. Там и всякие другие твари. Все они выступают "Стражами Порога". То есть это переходная граница мифологического героя на следующии этап. Все эти твари просто творческая фантазия, главное, что модель "приключения" героя строится в таком порядке, что какая-то тварь должна стать как препятствием. В мифе это конкретная тварь, в реальнои жизни это просто психическии регресс, граничащии с какими-нибудь психотическими состояниями. Как Юнг писал, что те, кто прошел сквозь внутреннии Ад, встретился со своеи Тенью в лице такои мифологическои твари, те уже не боятся ничего. Но крокодил, которыи снится между берегов выступает как неоднозначныи символ. Если он сидит себе и ничего не делает там, и человек не просыпается в поту от увиденного ужаса, то вполне вероятно, что это просто крокодил и не более того. Важен эмоциональныи фон и происходящее деиствие, когда видишь такои сон. Когда еще есть какои-то отсыл к сказочно-мифологичекои формуле развития сюжета.
Вы же читали, наверное, Кембелла "Тысячеликии герои".

====

Читал.

Когда то давно во сне пробирался через реку между стоящих в реке львов.

Мне тогда чтобы сменить установку пришлось столкнутся с собственными вытесненными властными претензиями и подавлением агрессии. Я тогда религиозен был и вытеснял.

Чудища разными могут быть на переправе эго-героя.

Образы чудищ говорят символически - что именно подкарауливает...

А в этой теме говорим про крокодила.

=====

 Если он сидит себе и ничего не делает там, и человек не просыпается в поту от увиденного ужаса, то вполне вероятно, что это просто крокодил и не более того.

=====

Возможно.