Сон возле гроба, живая покойница, кладбище.
И здесь, дорогие братья и сестры, основной и кажущийся парадоксальным факт состоит в том, что наша культура не видит в смерти вообще никакого смысла. Или, скажем по-другому: смысл смерти в современной культуре в том, что она не имеет смысла.
И это подводит меня к последнему положению касательно смерти и ее места в нашей секулярной культуре. Лишенная смысла, потерявшая значение события, придающего смысл жизни, смерть в нашей культуре превратилась в невроз, болезнь, требующую лечения. Несмотря на приукрашивание ее похоронной индустрией, несмотря на "гуманизацию" ее апостолами всего "естественного" и "натурального", смерть сохраняет свое присутствие в мире именно как невроз. И именно благодаря этой болезненной тревоге никогда не пустуют кабинеты психологов, психоаналитиков всех мастей и направлений, именно эта тревога (хотя никогда не называемая прямо) лежит в основе бесконечных психотерапевтических бесед о социальной адаптации (adjustment), идентичности, самореализации и т.п. Ибо на глубине под кажущимися непробиваемыми и научными защитными механизмами, выстроенными секуляризмом, человек знает, что если смерть не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь, и не только сама жизнь, но и ничто в этой жизни. Отсюда скрытое отчаяние и агрессия, утопизм, разврат и в конечном итоге глупость, которые и есть истинный фон, темное подсознание на вид счастливой и рациональной секуляристской культуры.
Наконец, мы можем взглянуть на долгую историю кладбищ: сначала они располагались extra muros, вне городов и деревень, и образовывали nercropolis, "город мертвых", отделенный от "города живых"; потом кладбище передвигается в самый центр "города живых" и становится не только местом упокоения, но центром событий, ничего общего не имеющих со смертью. (Вас может удивить то, что в Средние века на кладбищах происходили увеселительные мероприятия, и это никого не шокировало) А потом мы наблюдаем [как происходит очередная трансформация], в результате которой кладбища превращаются в прекрасные, гигиенические и покойные "Форест Лоны" нашего времени, в настоящую гордость нашей культуры, и тут мы должны понять, что в самом этосе нашего общества произошли огромные изменения, и в этот раз изменения во взгляде не только на смерть, но и на саму жизнь.
Во всех религиях мертвецы продолжают существовать после смерти, но именно это существование, эта возможность того, что они будут вмешиваться в жизнь живых, пугает этих последних. В словаре истории религии мертвец - это mana (что означает: магическая сила, которая, если ее не нейтрализовать, представляет опасность для жизни и живых). Таким образом, главная задача религии - не допускать приближения мертвецов к живым, умилостивлять их, так чтобы им не хотелось приближаться. Поэтому захоронения, могилы располагались extra muros, вне города живых.
Эти два мира - мир живых и мир мертвых - сосуществуют и даже в какой-то степени проникают друг в друга. Но чтобы не нарушить хрупкий баланс, это сосуществование должно основываться на разделении..." (прот. Александр Шмеман. Литургия смерти и современная культура).
Перевод давать не буду, дабы не позориться со своим инглишем.)
(Франкл. Психотерапия на практике.)
Кладбище - место священное.
В конце сна снова появляется девушка-двойник, м.б., тень (или расщепленное эго?), она рядом и знает дорогу лучше - у неё вы списываете нужный адрес - значит, движение/выбор все-таки вам нужно сделать.
Мальчик выделен из толпы и тоже служит каким-то якорем.
Действительно, надо ждать.
Флейта, не обижайтесь, но прочитав ваш сон, долго хихикала - образно так узрела, как улепетывает на вечеринку девушка из гроба. Какое-то несуразное несоответствие - отпевание и вечеринка
Перевод давать не буду, дабы не позориться со своим инглишем.)Флейта, а можно Вас попросить перевести стих. Если не хотите опубликовывать на сайте - пришлите мне на почту - буду признателен.
Когда я умру,
Я воспарю с ангелами,
Когда же я умру для ангелов,
Кем я стану -
Не вообразить
Руми
Очень хорошо, что девушка не хочет умирать ТАК. Как? - бессмысленно? не поборовшись? как так?
Она Вас приводит на кладбище, где похоронен Ваш отец - возможно именно здесь все ответы...
Не сразу смогла ответить на комментарии. Сон - не то, чтобы ресурсный, но знаковый, значимый для меня сам по себе. Вслед за тем произошли, можно сказать, позитивные изменения в жизни – новая интересная работа, и удалось сдвинуть с мертвой точки некоторые замороженные и вялотекущие дела, при том, что я все еще абсолютный труп после развода – защиты, видимо, так работают, чтобы выжить. Когда-то была похожая ситуация со снами.
А конкретно, ответы по вашим комментариям ко сну вот:
Roha. О расставании, это конечно так – у меня за последний год произошло много изменений и во внешней жизни, и в отношениях - и прошлую жизнь, и какую-то часть себя, связанную с ней, необходимо психологически похоронить. С другой стороны всплывает нечто, что, возможно, умерло в возрасте, на который указывает возраст девушки и стало востребованным теперь (какие-то качества), и она же приводит к кладбищу. Слои гробов – это поколения предков, связь с родом. Расщепление эго или тень, не знаю, нужно читать, я бы сказала - эго-комплекс «три сестры».
Ютта. Хм… про вечеринку я на всякий случай написала, наверное, просто ассоциация с празднованием дня рождения. Все-таки по смыслу там день рождения - он и символически противопоставлен смерти. Покойница не на вечеринку бежала, а пыталась преодолеть свои «смертные оковы», м.б. это образ депрессии, а приглашение сестры на д.р. подчеркнуло какую-то значимость покойной что ли и подняло ее из гроба. И во внешней жизни вечеринки – это не мое, так как я интроверт - всегда чувствовала себя на них дискомфортно.
Я думаю, что бсс-е активизировалось после просмотра фильма Германа (в ту ночь и приснилось), эпизод про ноги женщины в лесу, которые я приняла сначала за ноги мертвеца – это параллель с эпизодами из фильма.
Циркумамбуляция в нескольких снах повторялась, словно хождение по кругу вокруг комплекса.
Гром. Наиболее значимым моментом во сне было само переживание нуминозного ощущения встречи с миром мертвых и смерти, которое не доступно бодрствующему сознанию, когда просыпаешься и наконец осознаешь, что проспала всю ночь рядом с гробом с мертвецом, то... Акцент в фразе девушки стоял не на "ТАК", а на «умирать». Я понимаю, что вы ее связали с образом девушки из сна про самоубийства как развитие сюжета – может быть так, но только отчасти. В этом сне про причину смерти ничего нет, и самоубийц не отпевают в христианской традиции. Покойница (или покойник) в первой части сна были непонятно кто, и во время моего сна рядом лежала ногами в противоположную сторону, чем ожившая девушка – затем произошло какое-то замещение первоначального образа другим.
Почему-то у меня ассоциации с рассказом Людмилы Петрушевской "Черное пальто".
Зловещий рассказик.
Зловещий рассказик.Да, тема мрачная: девушка путешествует по "тому свету" и общается. Но рассказ оставляет чувство освобождения: она что-то осознала и возвратилась.
В сновидении тоже путешествие и общение - вот у меня и сцепилось.
девушка путешествует по "тому свету" и общается. Но рассказ оставляет чувство освобождения:она что-то осознала и возвратилась. Ну, притча простая. Если делиться впечатлениями - рассказ читается как тревожный сон, окончание показалось не совсем правдоподобным.
Если делиться впечатлениями - рассказ читается как тревожный сон, окончание показалось не совсем правдоподобным.Да, так и я поняла: это сон. Мне рассказ показался "терапевтичным". Прием мистического общения самоубийц в последнюю минуту, когда они могут еще вернуться. Такой выбор ужасает их своей обреченностью, поэтому они возвращаются обратно, в мир реальный, с болью и страданием, но живой и цветной.
Мне рассказ показался "терапевтичным".
Нууу, не знаю, я только раз в жизни сталкивалась с незабываемым терапетическим эффектом от книги. Как я понимаю, он был связан с процессом рационализации.
Roha 2014-04-07 08:39:47
Прием мистического общения самоубийц в последнюю минуту, когда они могут еще вернуться.Для сравнения: Ю.Вознесенская. "Мои посмертные приключения". Использован тот же литературный прием.
он был связан с процессом рационализации.Как две сестры из сновидения, видимо (?), как вытеснение/замена одного состояния на другое.
(извините, прицепилась к этому сюжету, потому что у меня был похожий сон)
Как две сестры из сновидения, видимо (?)
Нет, с образами из сновидения это никак не связано, хотя само воспоминание относится примерно к тому же возрасту. Когда-то две случайные брошюры помогли мне за один присест надолго избавиться от иррациональных ночных страхов в возрасте выпускного класса школы - "подействовали" именно примеры рационализации "необъяснимых" явлений, опоры на логическое, научное мышление, и, как я сейчас с приятным удивлением обнаружила, в одной из этих книг автор рассказывал о теории Юнга.)).
Roha 2014-04-09 22:39:51
(извините, прицепилась к этому сюжету, потому что у меня был похожий сон)
Роха, может быть, тогда вы выложите сон или какие-то фрагменты? Честно говоря, я не знаю, как толковать свой сон, хотя могу найти некоторые пересечения с событиями жизни.
примеры рационализацииЯ поняла, что рационализация может быть выражена как вытеснение/замещение лишнего (омертвления/оживления): "Нужная"(рациональный вариант) девушка ожила и побежала танцевать. Но я не настаиваю.
Я поняла, что рационализация может быть выражена как вытеснение/замещение лишнего (омертвления/оживления):
В принципе, рационализация, интеллектуализация - это просто одна из видов психологической защиты.
Roha 2014-04-11 10:31:09
"Нужная"(рациональный вариант) девушка ожила и побежала танцевать.
Она не танцевать побежала - у меня ассоциация с тренировками в лесу спортивного лагеря, куда я однажды ездила после первого курса института, занимаясь в то время в секции лыжных гонок. Эпизод как бы отсылает к соответствующему возрасту, к контакту с "собой", каким-то вытесненным фрагментом личности. НО приводит она к кладбищу - в этот период как раз у меня умер отец. Словно движение по спирали, воспринимающееся как бесконечное возвращение в одну точку, похожее на циркумамбуляцию, но на новом уровне. Недаром на пути на кладбище попадается вращающаяся дверь, разделенная на четыре сектора. Этот образ мог появиться, как я поняла, из чтения рассказа О'Генри "Квадратура круга", речь в нем о вендетте.
И в последующих снах на некоторое время актуализировался личный слой бессознательного, образы которого отсылают к первой половине жизни.
Флейта,Вы фэншуем случайно не увлекаетесь?Сон прямо про украшение могил.
Ого! Некоторое время увлекалась, не углубляясь в религиозную составляющую, в принципе, мне нравится эта практика.) Да, во сне "исторический срез" был украшен разноцветными лентами - мне тоже интересно, что это может означать.
Феншуй-это и есть древнее искуство украшения могил.
А. Я думала, что феншуй относится к организации пространства в помещениях, где живут или работают. Но поскольку оно связано с религией, то, конечно, как же без практик, связанных с погребением и почитанием мертвых.
в снах трансформацию описываетеОбраз смерти связан также с трансформацией, согласна.
Место захоронения живо, там есть нечто влияющее, что может пробудиться.
Эту серию, видимо, можно и не толковать, а просто наблюдать, чем закончится "кино". Хиллман как-то не идет, не нашел пока отклика - м.б. пресловутое сопротивление - потянуло на Франкла и, поскольку, я сейчас "в теме", пришла в руки книга Шмемана "Литургия смерти и современная культура". И вот, видимо, с нею частично связан сюжет сна. Бессознательное зацепилось за размышления автора в начале книги о культе мертвых в раннем и позднем религиозном опыте, о его месте в культуре, о том, что Бог в религии, при не-христоцентричном воззрении оказывается, в сущности, всегда в тени, оспариваемый "культом "продолжающих свое существование мертвецов"".
Так и в сюжете сновидения - покойница, при приглашении в мир живых, сбегает из гроба обратно в лес бессознательного, в свой "город мертвых", а доступа живым в этот город нет - не все купюры из заднего кармана еще истрачены.
Ниже отрывки из текста.