Сон возле гроба, живая покойница, кладбище.

Снится, что умер какой-то человек, и его положили в гроб. Я имею какое-то отношение к процессу погребения и приготовления покойника в гробу. Прощание назначено на следующий день, а в ночь, вместе с другими людьми, ложусь спать в зале рядом с гробом с покойным, или с покойной. Вижу этот гроб и тело в нем, и лежу и сплю рядом на какой-то лавке, стоящей вдоль гроба. От гроба исходит покой, но, может быть, несмотря на это, в какой-то момент чувствую панику - в целом некое нуминозное ощущение от сна рядом с мертвецом. Утром в зале, отдаленно напоминающем пространство храма, начинается отпевание, полукругом стоят люди, во главе со знакомым священником, и все что-то поют, я тоже пою вместе с ними, слыша свой голос. Священник оборачивается в сторону и регентует еще какими-то женщинами, гроба не видно, он где-то позади сбоку слева. Я хожу по залу, и возле стены со скамейками натыкаюсь на проходящего мимо еще одного знакомого из храма, которого в реальности знаю очень давно. Затем объявляется молодая сестра покойницы, которая неожиданно узнала, о смерти своей сестры. Слышу ее возглас, и мы снова оказываемся возле гроба. В гробу находится девушка, она оживает, немного привстает и произносит: «Я так не хочу умирать…». Я вижу ее лицо и слегка приоткрытые глаза, но она как будто не может их открыть, и они сами закрываются. Ее сестра говорит, что она приглашает ее на свой день рождения или какое-то торжество, вечеринку. Покойница выскакивает из гроба, выбегает и куда-то бежит очень странным образом - ее занемевшие ноги и руки полусогнуты как у куклы, как будто она не может их разогнуть, но постепенно они разгибаются. Она бежит по лесу, и в какой-то момент я сливаюсь с ней - до этого я была наблюдателем со стороны. Вхожу в метро, мне нужно купить билет. Я в джинсах и из заднего кармана достаю сложенные пополам денежные купюры – билет стоит пятьдесят рублей, купюра выглядит не новой, и прохожу через турникет мимо дежурной. Затем оказываюсь снова на дороге в лесу и вижу справа за кустами и деревьями чьи-то торчащие из кустов пятки, а вокруг холмики, похожие на могилы. Думаю, что это кто-то мертвый. Приглядываюсь, и оказывается, что это две живые женщины отдыхают, лежа на животе на траве, головами друг к другу, что-то читают или записывают в блокнот, м.б. рисуют. Но холмики вокруг подозрительно напоминают могилы, как будто они лежат на них, и от этого меня коробит, что они не знают, где лежат. Через несколько шагов оказывается, что здесь огромное кладбище, причем я на нем-то когда-то уже бывала, но его вид изменился. То место, где захоронен кто-то из моих родственников, возможно, отец и его родственники, срыто таким образом, что на срезе земли видны слои гробов. Сверху вдоль этого обрыва свисают разноцветные ленты. Здесь снова меня настигает чувство нуминозности, исходящее от кладбища. Мне нужно зачем-то пройти в другой конец кладбища, но переход очень сложный – видно две лестницы, нужно сначала подняться на какую-то площадку, затем спуститься по другой лестнице и свернуть в нужном направлении. Издали виден также вход-распределитель в крытое здание с современной вращающейся стеклянной дверью, поделенной на четыре части – нужно войти в один отсек и выйти через другой. Я вхожу, подо мной вращающийся круг, ли я сама прохожу, но после прокручивания двери или круга меня выбрасывает обратно к входу на то же место. Пытаюсь разобраться, почему я не вошла и уточнить схему. Как будто со стороны слышу или принимаю объяснение, может быть, просто мысль, что нужно выйти в отсек, ведущий на какую-то улицу. Пространство вокруг меняется, я возле какого-то здания, кладбища уже не видно. Я все еще записываю на бумагу «адрес» или код, какие-то символы по которым можно добраться до нужного места на кладбище. Рядом со мной оказывается незнакомая девушка, которой тоже нужно в ту же сторону, у нее в руках листок с адресом - она успела где-то спросить дорогу, а я сравниваю символы и исправляю ошибки в своей записи… и наблюдаю за какими-то людьми вокруг, мальчиком, присутствие которых которые чем-то мешает пройти…

Эту серию, видимо, можно и не толковать, а просто наблюдать, чем закончится "кино". Хиллман как-то не идет, не нашел пока отклика - м.б. пресловутое сопротивление - потянуло на Франкла и, поскольку, я сейчас "в теме", пришла в руки книга Шмемана "Литургия смерти и современная культура". И вот, видимо, с нею частично связан сюжет сна. Бессознательное зацепилось за размышления автора в начале книги о культе мертвых в раннем и позднем религиозном опыте, о его месте в культуре, о том, что Бог в религии, при не-христоцентричном воззрении оказывается, в сущности, всегда в тени, оспариваемый "культом "продолжающих свое существование мертвецов"".
Так и в сюжете сновидения - покойница, при приглашении в мир живых, сбегает из гроба обратно в лес бессознательного, в свой "город мертвых", а доступа живым в этот город нет - не все купюры из заднего кармана еще истрачены.
Ниже отрывки из текста.

"Хотим мы этого или нет, но невозможно искусственно отделить смерть от культуры, ибо культура - это в первую очередь видение и понимание жизни, "мировоззрение" и потому, по необходимости, и понимание смерти. Можно сказать, что именно в отношении к смерти раскрывается и определенное понимание жизни в конкретной культуре - ее понимание смысла и цели жизни.
И здесь, дорогие братья и сестры, основной и кажущийся парадоксальным  факт состоит в том, что наша культура не видит в смерти вообще никакого смысла. Или, скажем по-другому: смысл смерти в современной культуре в том, что она не имеет смысла.
И это подводит меня к последнему положению касательно смерти и ее места в нашей секулярной культуре. Лишенная смысла, потерявшая значение события, придающего смысл жизни, смерть в нашей культуре превратилась в невроз, болезнь, требующую лечения. Несмотря на приукрашивание ее похоронной индустрией, несмотря на "гуманизацию" ее апостолами всего "естественного" и "натурального", смерть сохраняет свое присутствие в мире именно как невроз. И именно благодаря этой болезненной тревоге никогда не пустуют кабинеты психологов, психоаналитиков всех мастей и направлений, именно эта тревога (хотя никогда не называемая прямо) лежит в основе бесконечных психотерапевтических бесед о социальной адаптации (adjustment), идентичности, самореализации и т.п. Ибо на глубине под кажущимися непробиваемыми и научными защитными механизмами, выстроенными секуляризмом, человек знает, что если смерть не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь, и не только сама жизнь, но и ничто в этой жизни. Отсюда скрытое отчаяние и агрессия, утопизм, разврат и в конечном итоге глупость, которые и есть истинный фон, темное подсознание на вид счастливой и рациональной секуляристской культуры.
Наконец, мы можем взглянуть на долгую историю кладбищ: сначала они располагались extra muros, вне городов и деревень, и образовывали nercropolis, "город мертвых", отделенный от "города живых"; потом кладбище передвигается в самый центр "города живых" и становится не только местом упокоения, но центром событий, ничего общего не имеющих со смертью. (Вас может удивить то, что в Средние века на кладбищах происходили увеселительные мероприятия, и это никого не шокировало) А потом мы наблюдаем [как происходит очередная трансформация], в результате которой кладбища превращаются в прекрасные, гигиенические и покойные "Форест Лоны" нашего времени, в настоящую гордость нашей культуры, и тут мы должны понять, что в самом этосе нашего общества произошли огромные изменения, и в этот раз изменения во взгляде не только на смерть, но и на саму жизнь.
Во всех религиях мертвецы продолжают существовать после смерти, но именно это существование, эта возможность того, что они будут вмешиваться в жизнь живых, пугает этих последних. В словаре истории религии мертвец - это mana (что означает: магическая сила, которая, если ее не нейтрализовать, представляет опасность для жизни и живых). Таким образом, главная задача религии - не допускать приближения мертвецов к живым, умилостивлять их, так чтобы им не хотелось приближаться. Поэтому захоронения, могилы располагались extra muros, вне города живых.
Эти два мира - мир живых и мир мертвых - сосуществуют и даже в какой-то степени проникают друг в друга. Но чтобы не нарушить хрупкий баланс, это сосуществование должно основываться на разделении..." (прот. Александр Шмеман. Литургия смерти и современная культура).
)
"Когда я умру..." Руми.
Перевод давать не буду, дабы не позориться со своим инглишем.)
Вопрос о смысле жизни - высказывается ли он прямо, или предполагается - является человечески понятным вопросом. Поэтому сам по себе факт того, что смысл жизни подвергается сомнению, не может быть выражением болезненного в человеке; это скорее выражение человеческого вообще, более того, самого человеческого в человеке.
(Франкл. Психотерапия на практике.)
Поклонение умершим - одна из первых религий.

Кладбище - место священное.

Речь идет о расставании с чем-то близким или хорошо знакомым, которое не отпускает (сон у гроба), потом  освобожденная  девушка бежит в лес (путаница в смыслах) и сливается с вами - это шаг назад, какое-то  возвращение  к моменту  выбора: "похоронить" или нет  что-то.
В конце сна снова появляется  девушка-двойник, м.б., тень (или расщепленное эго?), она рядом и знает дорогу лучше - у неё вы списываете нужный адрес - значит,  движение/выбор   все-таки вам  нужно сделать.
Мальчик  выделен из толпы   и тоже служит каким-то якорем.
Действительно, надо ждать.
Флейта, две сестры, как расщепление теневого элемента в психе. И момент оживления, как неспособность принять в себе некое качество - убегает, бродит, пытается войти, отбрасывает по кругу (ходите вокруг, да около). Думаю, настолько мощный заряд от осознания в себе этой части, что вы пока не созрели для его принятия, но уже пытаетесь символизировать, добраться до сути через символ.

Флейта, не обижайтесь, но прочитав ваш сон, долго хихикала - образно так узрела, как улепетывает на вечеринку девушка из гроба. Какое-то несуразное несоответствие - отпевание и вечеринка
Флейта 2014-03-12 01:26:57
Перевод давать не буду, дабы не позориться со своим инглишем.)
Флейта, а можно Вас попросить перевести стих. Если не хотите опубликовывать на сайте - пришлите мне на почту - буду признателен.

 

 

Когда я умру,
Я воспарю с ангелами,
Когда же я умру для ангелов,
Кем я стану -
Не вообразить

Руми

Действительно, продолжение темы о суициде.

Очень хорошо, что девушка не хочет умирать ТАК. Как? - бессмысленно? не поборовшись? как так?

Она Вас приводит на кладбище, где похоронен Ваш отец - возможно именно здесь все ответы...

Не сразу смогла ответить на комментарии. Сон - не то, чтобы ресурсный, но знаковый, значимый для меня сам по себе. Вслед за тем произошли, можно сказать, позитивные изменения в жизни – новая интересная работа, и удалось сдвинуть с мертвой точки некоторые замороженные и вялотекущие дела, при том, что я все еще абсолютный труп после развода – защиты, видимо, так работают, чтобы выжить. Когда-то была похожая ситуация со снами.
А конкретно, ответы по вашим комментариям ко сну вот:
Roha. О расставании, это конечно так – у меня за последний год произошло много изменений и во внешней жизни, и в отношениях - и прошлую жизнь, и какую-то часть себя, связанную с ней, необходимо психологически похоронить. С другой стороны всплывает нечто, что, возможно, умерло в возрасте, на который указывает возраст девушки и стало востребованным теперь (какие-то качества), и она же приводит к кладбищу. Слои гробов – это поколения предков, связь с родом. Расщепление эго или тень, не знаю, нужно читать, я бы сказала - эго-комплекс «три сестры».
Ютта. Хм… про вечеринку я на всякий случай написала, наверное, просто ассоциация с празднованием дня рождения. Все-таки по смыслу там день рождения - он и символически противопоставлен смерти. Покойница не на вечеринку бежала, а пыталась преодолеть свои «смертные оковы», м.б. это образ депрессии, а приглашение сестры на д.р. подчеркнуло какую-то значимость покойной что ли и подняло ее из гроба. И во внешней жизни вечеринки – это не мое, так как я интроверт - всегда чувствовала себя на них дискомфортно.
Я думаю, что бсс-е активизировалось после просмотра фильма Германа (в ту ночь и приснилось), эпизод про ноги женщины в лесу, которые я приняла сначала за ноги мертвеца – это параллель с эпизодами из фильма.
Циркумамбуляция в нескольких снах повторялась, словно хождение по кругу вокруг комплекса.
Гром. Наиболее значимым моментом во сне было само переживание нуминозного ощущения встречи с миром мертвых и смерти, которое не доступно бодрствующему сознанию, когда просыпаешься и наконец осознаешь, что проспала всю ночь рядом с гробом с мертвецом, то... Акцент в фразе девушки стоял не на "ТАК", а на «умирать». Я понимаю, что вы ее связали с образом девушки из сна про самоубийства как развитие сюжета – может быть так, но только отчасти. В этом сне про причину смерти ничего нет, и самоубийц не отпевают в христианской традиции. Покойница (или покойник) в первой части сна были непонятно кто, и во время моего сна рядом лежала ногами в противоположную сторону, чем ожившая девушка – затем произошло какое-то замещение первоначального образа другим.

"Думать о смерти в том состоянии, в каком наше нормальное мышление находится, не имеет никакого смысла. Потому что только тогда и выжмешь из этого - либо "ах, как страшно", либо "ах, как прекрасно". Смерть, если говорить о мышлении о смерти - это, конечно, объект, я даже не сказал бы чисто философский, это объект платонический. Это есть то, что становится объектом только когда ты уже ступил на такую ступень мышления, что ты можешь с этим объектом справляться, то есть ты можешь о нем думать, а он приготовлен... А так... это болтовня, об этом можно говорить только задним числом, когда уже пройден какой-то этап мышления" (А.М.Пятигорский сидя у могилы Пруста). "Он написал, что очень немногим дано, будучи еще здесь, знать про то, что там. И знать это дано, будучи еще здесь, что там, только тем немногим, которые знают, что это знание здесь неприменимо." (Л.Пятигорская о А.Пятигорском)
Почему-то  у меня  ассоциации с рассказом Людмилы Петрушевской  "Черное пальто".
Roha 2014-04-04 13:30:21
Почему-то у меня ассоциации с рассказом Людмилы Петрушевской "Черное пальто".

 Зловещий рассказик.
Флейта 2014-04-05 21:55:21
Зловещий рассказик.
Да, тема мрачная: девушка путешествует по "тому свету" и общается. Но рассказ оставляет чувство освобождения: она что-то осознала  и возвратилась.
В сновидении тоже путешествие  и общение -  вот у меня и сцепилось.
Roha 2014-04-05 22:47:54
девушка путешествует по "тому свету" и общается. Но рассказ оставляет чувство освобождения:она что-то осознала  и возвратилась.
Ну, притча простая. Если делиться впечатлениями - рассказ читается как тревожный сон, окончание показалось не совсем правдоподобным.
Флейта 2014-04-06 00:32:20
Если делиться впечатлениями - рассказ читается как тревожный сон, окончание показалось не совсем правдоподобным.
Да, так и я поняла: это сон. Мне рассказ показался  "терапевтичным". Прием мистического общения самоубийц в последнюю минуту, когда они могут еще  вернуться. Такой  выбор ужасает их своей  обреченностью, поэтому  они  возвращаются обратно, в мир реальный, с болью и страданием, но живой и цветной.
Roha 2014-04-07 08:39:47
Мне рассказ показался "терапевтичным".

Нууу, не знаю, я только раз в жизни сталкивалась с незабываемым терапетическим эффектом от книги. Как я понимаю, он был связан с процессом рационализации.

Roha 2014-04-07 08:39:47
Прием мистического общения самоубийц в последнюю минуту, когда они могут еще вернуться.
Для сравнения: Ю.Вознесенская. "Мои посмертные приключения". Использован тот же литературный прием.

Флейта 2014-04-07 19:59:24
он был связан с процессом рационализации.
Как две сестры из сновидения, видимо (?), как  вытеснение/замена  одного состояния на другое.
(извините,  прицепилась к этому сюжету, потому что у меня был похожий сон)
Roha 2014-04-09 22:39:51
Как две сестры из сновидения, видимо (?)

Нет, с образами из сновидения это никак не связано, хотя само воспоминание относится примерно к тому же возрасту. Когда-то две случайные брошюры помогли мне за один присест надолго избавиться от иррациональных ночных страхов в возрасте выпускного класса школы - "подействовали" именно примеры рационализации "необъяснимых" явлений, опоры на логическое, научное мышление, и, как я сейчас с приятным удивлением обнаружила, в одной из этих книг автор рассказывал о теории Юнга.)).
Roha 2014-04-09 22:39:51
(извините, прицепилась к этому сюжету, потому что у меня был похожий сон)

Роха, может быть, тогда вы выложите сон или какие-то фрагменты? Честно говоря, я не знаю, как толковать свой сон, хотя могу найти некоторые пересечения с событиями жизни.
Флейта 2014-04-10 22:30:11
примеры рационализации
Я поняла, что рационализация может быть выражена как  вытеснение/замещение лишнего  (омертвления/оживления): "Нужная"(рациональный вариант)  девушка ожила и побежала танцевать. Но я не настаиваю.
Roha 2014-04-11 10:31:09
Я поняла, что рационализация может быть выражена как вытеснение/замещение лишнего (омертвления/оживления):

В принципе, рационализация, интеллектуализация - это просто одна из видов психологической защиты.

Roha 2014-04-11 10:31:09
"Нужная"(рациональный вариант) девушка ожила и побежала танцевать.

 Она не танцевать побежала - у меня ассоциация с тренировками в лесу спортивного лагеря, куда я однажды ездила после первого курса института, занимаясь в то время в секции лыжных гонок. Эпизод как бы отсылает к соответствующему возрасту, к контакту с "собой",  каким-то вытесненным фрагментом личности. НО приводит она к кладбищу - в этот период как раз у меня умер  отец. Словно движение по спирали, воспринимающееся как бесконечное возвращение в одну точку, похожее на циркумамбуляцию, но на новом уровне. Недаром на пути на кладбище попадается вращающаяся дверь, разделенная на четыре сектора. Этот образ мог появиться, как я поняла, из чтения рассказа О'Генри "Квадратура круга", речь в нем о вендетте.
И в последующих снах на некоторое время актуализировался личный слой бессознательного, образы которого отсылают к первой половине жизни.
Флейта,Вы фэншуем случайно не увлекаетесь?Сон прямо про украшение могил.
sergik 2014-04-11 22:27:07
Флейта,Вы фэншуем случайно не увлекаетесь?Сон прямо про украшение могил.

Ого! Некоторое время увлекалась, не углубляясь в религиозную составляющую, в принципе, мне нравится эта практика.) Да, во сне "исторический срез" был украшен разноцветными лентами - мне тоже интересно, что это может  означать.
Только предположу,что это исторический заряд,может мистерии из бессознательного во сне догоняют.Феншуй-это и есть древнее искуство украшения могил.
sergik 2014-04-11 23:18:49
Феншуй-это и есть древнее искуство украшения могил.

 А. Я думала, что феншуй относится к организации пространства в помещениях, где живут или работают. Но поскольку оно связано с религией, то, конечно, как же без практик, связанных с погребением и почитанием мертвых.
Флейта,Вы более объектинее меня,в снах трансформацию описываете.Уважаю ,прям...
sergik 2014-04-12 00:35:54
в снах трансформацию описываете
Образ смерти связан также с трансформацией, согласна.
 
Снова приснился образ украшения могил. Выхожу из подъезда своего дома, чувствую себя довольно беззаботно, направляюсь куда-то в супермаркет без определенной цели, может быть, что-то себе купить. Заморозки, не весна. И прохожу мимо памятника жертвам терракта (открытая часовня). Небольшая площадка с мраморным квадратом в центре покрыта широкими лентами, похожими на женские шарфы, из красивых легких тканей, с узорами или без, длиной метров 5 или больше. Порыв холодного ветра сносит ленты-шарфы перед моими ногами куда-то на плиту мемориала (в реальности он выглядит не так). Я осторожно обхожу это место, чтобы не наступить на них. Земля была припорошена снегом или покрыта изморозью. Этот сон меня пробудил, потом заснула снова и меня потом пробудили слова из Екклессиаста, пришедшие откуда-то из глубин духа: «время насаждать и время вырывать посаженное». Вчера размышляла над тем, как толковать "психический ветер" из сна Alius, и он проник в мой сон.)
Ветер -это Дух. Что может принести неизвестно, но известно что он захватывает человека, влияет на него, несет его.

Место захоронения живо, там есть нечто влияющее, что может пробудиться.