Театр.

=

Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика("Илиада", "Одиссея", произведения лирических поэтов VI в. до н.э.). 

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму.Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. 

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово «трагедия» происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово «комедия» происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь гуляк". http://theatre.helllab.ru/2.html

Маски-Означает защиту, сокрытие, трансформацию, небытие. Маска может иметь два значения: унифицирующее или, наоборот, идентифицирующее. Персонаж может быть либо замаскирован, скрыт в массе других, либо носить маску, отличающую его от всех, идентифицирующую его. Майя, иллюзия существующего мира, является Маской Бога. Маски, хранящиеся в священных местах, олицетворяют сверхъестественные силы тех божеств, которых они представляют. В местах, не носящих сакрального характера, они символизируют внутренние качества, которые обычно скрыты за внешней стороной личности. Маски зверей и птиц означают восстановление сообщения с животными и птицами, обретение райского состояния. Кроме того, они олицетворяют инстинктивную мудрость зверей, которой человек может научиться, а также звериную природу человека, с которой ему приходится считаться. Маска изображает окоченение смерти и может быть апотропаичной. В Греции маска символизировала либо смертоносную силу Горгоны, либо трагическую или комическую природу персонажа в театре. Маска комическая является атрибутом Талии, трагическая - Мельпомены. Маски австралийских аборигенов, называемые душа зарослей, идентифицируют того, кто ее носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы. У африканских племен маски могут передавать свою собственную силу. Маска — это символ преобразования, изменения и одновременно сокрытия, тайны. Маска наделяется способностью преобразовывать наличное в желаемое, преодолевать грань собственной природы; таков магический аспект преображения, свойственный и маскам религиозных ритуалов, и маскам театральных представлений (ведущим свое происхождение от первых). Человек, надевая маску (или окрашивая лицо), при этом выступает не как образ или знак зверя, а как зверь в ином обличье, в своем магическом воплощении. Охотник стремится найти общий язык с животным, уподобиться ему физически через «маскарад», слить свое тело с телом зверя. Человек в маске животного в обрядах перехода появляется перед посвящаемым, чтобы напомнить ему о его истинном происхождении, которое противопоставляется его биологическому рождению от родителей-людей. В даосской традиции маска символизировала рождение и возрождение, свет и жизнь, возникающие из смерти и тьмы. В буддизме Непала, Тибета и Японии маски олицетворяют благотворные и разрушительные священные силы и используются в религиозных танцах, представляя собой особую категорию священных символов. Обычно им поклоняются, так же как статуям и другим изображениям. 
Маска наделяется также негативным значением. Так, согласно поверью, перемена личин свойственна нечистой силе («У нежити своего облика нет, она ходит в личинах»), С этим связано крайне отрицательное отношение церкви к народным праздникам, включающим элемент карнавала, «перемены личины». 
В процессе многовекового развития карнавала, на которое оказали большое влияние древние смеховые обряды (например, античные сатурналии), был выработан своеобразный язык карнавальных символов. Основным из них, безусловно, является карнавальная маска. Одной из причин обращения к маскам считают свирепствовавшие в те годы многочисленные эпидемии чумы. Считалось, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли тампоны, пропитанные специальным дезинфицирующим составом, позволявшим владельцу подобной маски избежать заражения. 

В маске делали покупки, наносили визиты. В ней можно было явиться не только в салон, в театр, на бал, к родне, но даже и в монастырь. Маска была когда-то почти что государственным учреждением и находилась под покровительством Республики. Благодаря ей стирались все иерархические социальные различия. Не было больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца. Был только один титул, одно существо - Sior Maschera. Отчуждение временно исчезало. Человек в маске как бы перерождался для новых чисто человеческих отношений, не скованных никакими условностями. Он возвращался к себе самому и ощущал себя человеком среди людей. Маска, феномен которой заключен в том, что она делает человека неузнаваемым, связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль. С ее помощью происходят удивительные метаморфозы. 
Необходимость измениться, замаскироваться, спрятать свое лицо под личиной (от фр. -masque лат. -mascus) родилась из желания преобразить действительность. В маске воплощено игровое начало, которое помогает выйти из рамок реальной жизни (в неопределенное игровое пространство и во время, которого нет ни до, ни после), нарушая ее естественные границы. Homo ludens, человек играющий выражает такую же существенную функцию, как человек созидающий, и должен занять свое место рядом с Homo faber. Эта иллюзорная действительность удовлетворяет человеческую потребность в радости, в общении, в отдыхе. Скрытое маской лицо позволяет свободно и раскованно открывать свои чувства. 

Свобода действий здесь выступает, как главный принцип, ибо игра не может твориться по приказу. В противоположность официальному празднику карнавал торжествовал как временное освобождение от господствующей правды, существующего строя и церковных догм. Он был враждебен всякому увековечению, завершению и концу. Он смотрел в незавершимое будущее. Карнавал - игровой процесс, создающий совместными усилиями многих людей виртуальную действительность. Это - форма коллективной жизни - участники которой, добровольно отказываясь от собственного Я, договариваются между собой: Мы больше - не мы, мы стали другие.

http://www.chertovologovo.com/t871-topic

Классные статьи - спасибо, Марфа.
Двуликий Янус,если не ошибаюсь в Греции был покровитель театра.Одна сторона лица юноша,вторая старик.
Вряд ли. Янус-римский бог, и он по функциям скорее бог перехода-ворот, смены времени.
немного о театре, но в другом русле. марфа, сорри, если не в тему, но уж очень нравится поворот - Клиффорд Саймак, Театр теней

"...Они потерпели неудачу в работе и одержали поразительную победу,

играя в часы досуга, и отныне отпадет необходимость в особых группах ученых, ведущих исследования в той мрачной области, где живое незаметно переходит в мертвое, а мертвое - в живое. Ведь для того, чтобы создать человека-чудовище, достаточно будет сесть перед экраном и вымыслить его - кость за костью, волос за волосом, его мозг, внутренности, особые свойства организма и все прочее. Так появятся на свет миллионы чудовищ для заселения тех планет. И эти монстры будут людьми, потому что их по заранее разработанным проектам сотворят их братья по разуму, человеческие существа. Близится минута, когда персонажи спустятся со сцены в зал и смешаются со зрителями. Как же поведут себя их творцы? Обезумеют от ужаса, дико завопят, впадут в буйное помешательство? Что он, Лодж, скажет Деревенскому Щеголю? Что он вообще может сказать ему? И - а это куда важней - о чем заговорит с ним сам Щеголь? Лодж не в силах был шевельнуться, не мог вымолвить ни слова или хотя бы криком предостеречь остальных. Он сидел как каменный в ожидании того момента, когда они с подмостков спустятся в зал..."