Карлики, гномы, домовые, как внутрипсихические процессы.

=
Ночные плясуны (отрывок).Как-то раз, в воскресный вечер в декабре, мачеха засиделась у очага, слушая, как ее слуги пели старинные дедовские песни и рассказывали сказки, одна другой чудеснее. Когда пришло время сообща прочесть вечернюю молитву, она вскричала:

— Ах, какая досада, я забыла в часовне свой молитвенник. Жанна, скорее сходи за ним!

— Хорошо, матушка, — ответила бедняжка.

Но ей было страшно, и она сказала одной из служанок:

— Пойдем со мной, Маргарита.— Нет, нет, ты пойдешь одна, — сказала мачеха. — Уж не боишься ли ты? В твои-то годы? Ступай!

Жанне пришлось покориться. Собачка ее Фидель, всюду ее сопровождавшая, побежала было за ней. Но Като погналась за собачкой, дала ей пинка и заперла дверь, чтобы Фидель не могла выйти.

Фидель выскочила в окно, разбив стекло, и догнала свою хозяйку. Жанна немного ободрилась, увидев собачку, погладила ее и велела не отставать.Была чудесная лунная ночь. Дойдя до перекрестка, девушка увидела семерых крохотных человечков больших шляпах — семерых карликов, которые плясали, держась за руки и распевая. Она остановилась, не решаясь продолжать путь. Один из плясунов отошел в сторону, остальные же подбежали к ней и увлекли ее в свой хоровод, восклицая:

— Пляшите с нами, красавица, пляшите, пляшите с нами!

— Охотно, судари мои, — учтиво сказала Жанна,— если это вам приятно.

И она закружилась в хороводе. Песни и пляски продолжались, карлики старались еще больше прежнего.Вдруг карлик, державший Жанну за правую руку, воскликнул:

— Ах, какая милая, прелестная девушка!

— Пусть она станет еще вдвое милее и прелестнее, — ответил тот, который держал ее за левую руку.

— Ах, какая разумная девушка! — сказал третий.

— Пусть она станет еще вдвое разумнее! — пожелал четвертый.

— Ах, какая прекрасная девушка! — сказал пятый.— Пусть она станет еще вдвое прекраснее! — сказал шестой.

— Прекрасна, как звезды на небе! — добавил седьмой, тот, который не плясал с другими.

Затем карлики один за другим, опять-таки за исключением седьмого, поцеловали девушку и исчезли.

Дойдя до часовни, Жанна там не увидела и не услышала ничего страшного или необыкновенного. Молитвенник мачехи лежал на скамье, она его взяла и отнесла домой.Если Жанна и прежде была хороша собой, то теперь она стала еще прекрасней. Ее красота заблистала ярким светом и, словно майское солнце, озаряла дорогу, по которой девушка шла.

— Вот ваш молитвенник, матушка, — сказала она, подавая его мачехе.

Та глядела на девушку, онемев от изумления, разинув! рот, вытаращив глаза, настолько красота падчерицы ослепила ее. Когда она наконец смогла заговорить, она; спросила:

— Что с тобой произошло? Отчего ты так изменилась?

— Ничего не произошло, матушка, — ответила Жанна. Она не знала, что стала такой красавицей.— Не повстречались ли тебе у перекрестка ночные* плясуны?

— Да, матушка, я их повстречала и даже плясала с ними.

— И они не причинили тебе зла?

— Нет, они даже были очень со мной любезны.

— В самом деле? А что ты видела в часовне?

— Я не приметила там ничего необыкновенного, матушка.

— В самом деле? Что ж, ложись спать!Мачеха ночь напролет размышляла о том, что приключилось с Жанной.

— Наверно, это ночные плясуны так ее изменили, — твердила она себе. — Завтра днем я во время прогулки зайду в часовню и опять оставлю там молитвенник, а вечером пошлю за ним свою дочку. Посмотрим, что из этого выйдет.

На другой день она сказала дочери, что та будет такой же прекрасной, как Жанна, даже еще прекрасней, если тоже сходит ночью в старую часовню за молитвенником матери.Като не очень-то хотелось идти — она была труслива. Но в конце концов она все же согласилась, польстившись на то, что станет такой же прекрасной, как Жанна, или даже еще прекрасней.

Когда часы пробили одиннадцать, мать сказала дочери:

— Пора идти, дитя мое! Ступай и не бойся, ничего дурного с тобой не случится.

Като сильно трусила, но ей до смерти хотелось стать красивой.

— Фидель, пойдем со мной,— сказала она и стала звать собачку сестры. Но та побежала к Жанне. Като дала ей пинка и сказала:— Ладно, гадкая собака! Обойдусь и без тебя! — И она отправилась в путь.

Дойдя до перекрестка, она увидела карликов, с песнями кружившихся в пляске. Като остановилась и стала на них смотреть, а они подошли к ней и спросили:

— Не попляшете ли с нами, сударыня?

— Эх вы, конский помет! — ответила Като. — Стану я плясать с такими грязными тварями! Тьфу!

— Ах, какая безобразная девушка! — сказал один из карликов.

— Пусть она станет еще вдвое безобразнее, — сказал второй.— Ах, какая глупая девушка! — сказал третий.

— Пусть она станет еще вдвое глупее! — пожелал четвертый.

— Ах, какая злая девушка! — сказал пятый.

— Пусть она станет еще вдвое злее! — сказал шестой.

— И пусть ока при каждом слове, которое скажет, изрыгает помет, — добавил седьмой.

И они исчезли.

Красотка Като пошла домой, не побывав в часовне. л Завидев дочь, мать вскричала:— Господи боже! Что с тобой приключилось, бедная моя дочка? Ты не принесла мой молитвенник?

— Понятное дело, нет! Сходите сами, если нужно! И она изрыгнула кучу конского помета,

— Что это значит? Разве тебе не повстречались ночные плясуны?

— Как же! Я их видела, этих мерзких тварей! И она снова изрыгнула кучу конского помета.

От нее шло зловоние, лицом она стала похожа на ядовитую жабу, которая вот-вот лопнет. Като и прежде была глупа, а сейчас она еще поглупела и вдобавок стала злобной как бешеная собака.http://hobbitaniya.ru/french/french61.php

http://www.mirsnov.ru/index.php?page=comments&id=15947
Этот архетип «младенца-бога» очень распространен и находится в теснейшем переплетении с другими мифологическими аспектами мотива младенца. Едва ли нужно напоминать о всё ещё живом мотиве «младенца Иисуса», который в легенде о св.Христофоре (17) обнаруживает, в частности, типичный аспект «меньше малого и больше великого». В фольклоре мотив ребёнка предстает в обликах карлика и эльфа как проявлений сокровенных сил природы. К этой сфере относится позднеантичная фигура anthroparion, металлического человечка, который вплоть до позднего средневековья, с одной стороны, одухотворял рудные шахты, с другой же стороны, персонифицировал алхимические металлы, и прежде всего возродившийся в совершенном облике Меркурий (18) (как Негmaphroditas (19), как filius sapientiae или как infans noster). Благодаря религиозному истолкованию «младенца» до нас дошли от средних веков некоторые свидетельства, которые указывают, что «младенец» был не только унаследованной по традиции фигурой, но и спонтанно переживаемым видением (в качестве так называемого «прорыва из бессознательного»). Я упомяну видение «нагого мальчика» у Мейстера Экхарта и сон брата Евстахия (20). Интересные сообщения о подобных спонтанных переживаниях встречаются и в английских рассказах о привидениях, где идёт речь о видении некого «Radiant Boy» (21), которого якобы видели на месте, где находятся руины римских времён. Его образ расценивается как недоброе предзнаменование. Пожалуй, можно подумать, что дело идёт о фигуре «puer aeternus» (22), которая в результате «метаморфозы ликов» стала зловещей, разделив, стало быть, судьбу античных и древнегерманских богов, которые все превратились в нечистых духов. Мистический характер переживания находит своё подтверждение и во второй части гётевского «Фауста», где Фауст сам пресуществляется в мальчика и вступает в «хор блаженных мальчиков» в качестве «куколки» доктора Мариануса. 
В странной истории Бруно Гетца «Царство без пространства» выступает некое подобие «puer aeturnus», именуемое Фо (= Будда), с целыми хорами «проклятых» мальчиков со зловещим значением. (Современный материал лучше не подвергать истолкованию.) Я только упоминаю этот случай, чтобы указать на повсеместную жизненность этого архетипа. http://jungland.net/node/1776
Интересно, что и во сне Проциона и в том сне, который я привела с сайта мир снов присутствует превращение кошки (мышки) в гномиков при помощи конфет (конфеты любят дети).Юнг пишет, что архетип гномов связан с Меркурием (во сне Проциона фигурируют две переплетенные ветви-кадуцей).

 301 Четверо детей несут большое темное кольцо. Они движутся по кругу. Появляется темная неизвестная женщина и говорит, что придет опять, потому что это праздник солнцестояния.

     302 В этом сне элементы из сна 44 снова соединяются: дети и темная женщина, которая прежде была злой колдуньей. "Солнцестояние" означает поворотную точку. В алхимии работа завершается осенью (Vindemia Hermetis). Дети (рис. 95), боги-карлики, несут кольцо  т.е. символ целостности, все еще под влиянием по детски чистых созидательных сил- Заметьте, что дети также играют роль в opus alchymicum: определенная стадия Делания называется Indus piierorum'*. Сохраняя для ремарки утверждение, что работа легка как "детская игра", я не нашел этому объяснения- Вывод, что работа, по единодушному утверждению всех адептов, чрезвычайно трудна, предполагает эвфемистическое и, возможно, также символическое определение. Оно должно таким образом указывать на взаимодействие части "инфантильных" или бессознательных сил, представленных в образах кабиров и домовых (гомункулов: см. рис.96).

     * Детская игра (лат,) Прим.. пер.http://jungland.net/node/1973

 Равным образом связь с бессознательным существует и когда старик появляется в образе гнома. В сказке о принцессе, которая искала своего возлюбленного, говорится: "Пришла ночь, а с ней и тьма, а принцесса все сидела на том же месте и плакала. Так она и сидела в растерянности, да вдруг услышала, как кто-то обратился к ней: "Добрый вечер, прекрасная девушка. Почему ты здесь сидишь одна и грустишь?" Смутившись, она поспешно вскочила. Но когда она огляделась, то увидела всего лишь крошечного старичка, стоящего около нее; он выглядел очень простым и добрым. В швейцарской сказке крестьянский сын, который хотел принести дочери короля корзину яблок, встречается с маленьким железным человечком, который спросил его, что он несет в корзине ("es chlis isigs Manndii, das frogt-ne, was er do i dem Chratte haig?"). В другом фрагменте "Manndii" был одет в "es isigs Chlaidh an" (железные одежды). "Isig" предположительно обозначает "eisern" (железный), что более вероятно, чем "eisig" (ледяной). В последнем случае было бы "es Chlaidii vo Is" (одежды из льда). Действительно, встречаются маленькие ледяные и маленькие металлические человечки; более того, в современных снах я встречал даже черного железного человечка, который появлялся в критические моменты, точно так же, как и в этой сказке о крестьянине, который хотел жениться на принцессе. Мудрый старец появлялся несколько раз в ряде современных видений: в одном случае он был нормального роста и находился на самом дне кратера, окруженного высокими скалами; в другом случае это была крошечная фигурка на самой вершине горы, огражденной низкой каменной оградой. Этот же мотив находим в сказке Гете о маленькой принцессе, которая жила в шкатулке. Здесь также в связи с этим можно упомянуть об Антропарионе, маленьком свинцовом человечке из видений Зосимы, как и о металлических человечках, которые живут в шахтах, лукавых дактилях древности, гомункулах алхимиков, домовых, злых гномах и т. д. Насколько "реальны" эти представления, мне стало понятно после несчастного случая в горах: после катастрофы у двух альпинистов было коллективное видение: при дневном свете человек в капюшоне выкарабкался из глубокой трещины в леднике на ледяную поверхность и прошелся вдоль ледника, повергая в настоящую панику двух наблюдавших за ним. Я часто сталкивался с мотивами, которые склонили меня к мысли о том, что бессознательное должно быть миром бесконечно малого. Эта мысль является рациональным следствием смутного чувства, что во всех видениях мы имеем дело с чем-то внутрипсихическим; и следовательно, для того, чтобы поместиться в голове, вещь должна быть бесконечно малой. Я не сторонник всяких "рациональных" догадок, хотя я бы не сказал, что все они несущественны. Более вероятным мне кажется" что это любовь к преуменьшению, с одной стороны, и к преувеличению (гиганты и т. д.) - с другой, связана со странной неопределенностью пространственных и временных отношений в бессознательном. Человеческое чувство пропорции, его рациональное представление о большом и малом очень антропоморфно, оно теряет свою значимость не только в сфере физических явлений, но также и в тех частях коллективного бессознательного, которые находятся за пределами специфически человеческого. Атман "меньше малого и больше большого", он ростом "с пальчик", но "покрывает мир на высоте двух ладоней". О кабирах Гете говорит: "малы, да удалы". Так же и архетип мудрого старика: очень мал, почти незаметен, однако он обладает роковой силой, и это можно увидеть при основательном исследовании этих вещей. Это общая особенность для архетипов и для атомного мира, как явствует из следующего: чем глубже исследователь погружается во вселенную микрофизики, тем более опустошительными становятся сокрытые там взрывные силы. То, что самое малое может привести к грандиозным последствиям, стало предельно ясно не только в физике, но также и в области психологических исследований. Как часто в критические моменты жизни все повисает на волоске!http://jungland.net/node/1817
Есть два мира. Один такой обычный, бытовой, там живет мальчик и он занимается какими-то простыми, обыденными делами. В том числе что-то делает в подвале дома, где он живет. И там, в этом подвале, есть круглое зеркало, которое соединено с другим похожим круглым зеркалом, но находящимся уже в другом мире. Оба зеркала не работают, пока завешаны тряпицами. И я могу ошибаться, но кажется они состоят из секторов, т.е. зеркальное полотно не целостное. Сколько секторов, мне не видно. В другом мире живут гномы. Один из гномов нашел зеркало и увидел сквозь него подвал и мальчика, чему очень сильно удивился. Он позвал других гномов, своих друзей, к непонятному зеркалу, и они вместе в него смотрели. Оно показывало не только подвал из другого мира, но по-моему и даже другие планеты. Хотя может это оно просто настраивалось так на подвал. В какой-то момент оно показало сначала что-то желтое и сияющее, словно смотрело на центр звезды, а потом сияние собралось в центре, и зеркало показало что-то землистое и каменное, словно это уже была планета. Землистое в зеркале вдруг зашевелилось, организовался такой круг по центру и оно все выплеснулось на гномов. Те в панике разбежались. Первый гном тоже пытался убежать, но его захватила каменная волна кругом, словно ртом, унесла с собой в зеркало и выплюнула в подвале мальчика. Тот только что оттуда ушел, забыв горшок с объедками. Гном схватил этот горшок (зачем?) и через зеркало проскочил обратно в свой мир, где ждали его друзья.http://jungland.net/node/7724?page=1
Юнг различал образы - одного карлика, мальчика и образы

множественных мальчиков, карликов.

Множественные по его мнению - признак дезинтеграции психики, тревожный

признак.

7 Гномы имеют множество символических значений в мифологии и
фольклоре. ОНИ всегда связаны с природой и Матерью Землей и считались в
старину помощниками Великой Матери, известными как кабиры или дактилон. что означало «пальцы». Таким образом, они имеют фаллический-творческий аспект. Часто они изображались как кузнецы, мудрены, изготовители
музыкальных инструментов и волшебники. Они работали внутри земли,
добывая в юрах золото, бронзу и другие металлы и охраняя сокровища. По
Юнгу они представляли творческие силы бессознательного.http://jungland.net/node/1104

Множественные по его мнению - признак дезинтеграции психики, тревожный

признак.---------------------Сложно сказать, например, образ семи гномов встречается в Белоснежке и семи гномах или в сказке ночные плясуны, четыре гнома одаривают ожерельем Фрейю,не думаю, что принципиально один гном или их много.В снах из Алхимии кабиров было также несколько (четыре) и они несут символ целостности-кольцо.

Скорее всего, гномы, как психопомпы, могут направить процесс и вниз (в бессознательное, дезинтеграция, понижение сознания) и вверх, к осознанию (как лифт). Примечательна в этом отношении сказка Розочка и Беляночка, где гном украл у принца сокровища и спрятал их в земле, сам принц в связи с этим пребывает в образе медведя (понижение сознания), только после лишения его силы (трехкратное обрезание бороды) принц сражается с ним, обретает сокровища и человеческий вид(подъем сокровищ).Гномы в ночных плясунах также могут сделать человека красивее (подъем), а могут безобразнее (спуск вниз), то же и в золотом гусе, братья дурня оскорбляют маленького человечка и получают травмы, а сам Дурень получает золотого гуся, накормив этого человечка. Кстати, он превращает золу и воду в хлеб и вино (мотив Христа).Тот же мотив спрятанного под землю, а затем вернувшегося на поверхность кольца (это осуществляют гномы-хоббиты).Везде важен мотив кормления гномиков, домовых.
Ох, это конечно нужно по лекциям лазить...

Но обобщенно...кабиры и гномы у Юнга не равны карликам.

Кабиры и гномы связаны с подземельями и некими работами там.

Один карлик у него - некая субличность "пораженная в росте в детстве."

Может вызвать небольшую одностороннюю увлеченность в процессе

его интеграции. Я это разбирал когда "нашел брата-аутиста."

Отличие, скорее всего, состоит в том, что карлики-это реально существующие люди маленького роста, а гномы и домовые-это мифологические существа, про маленький рост кабиров упоминал только Юнг, нигде больше не нашла информации ни про их рост, ни их изображений...Юнг связывает тему "маленьких людей" с фаллосом, есть и такое выражение, что у малорослых людей сила "ушла в корень", а также мифы про сексуальную активность карликов.------------------Фрейя, будучи любовницей Одина, гуляла по лесу и набрела на пещеру, где четыре вышеназванных гнома любовались созданным ими ожерельем. Локи тайно следил за Фрейей. Фрейя, увидев это ожерелье, страстно захотела его заполучить, но гномы согласились отдать его, только если Фрейя одарит каждого своим вниманием. Фрейя так и сделала, и четыре ночи провела в пещере, разделив ложе со всеми четырьмя братьями сразу. Гномы отдали ей ожерелье, и Фрейя вернулась в свой замок Фолькванге (из вики).-----------Есть комическое осмысление и мотива Белоснежки и семи гномов.------------------------Я бы интерпретировала эти моменты как энергию, подымающуюся снизу, от земли (с первой чакры) вверх, к голове.
Вот тоже интересно направляет мысль насчет появления во снах гномов - Гнома (гр. gnome, лат. sententia) — сентенция, максима. Гнома представляет собой короткое, длиной в одно предложение высказывание, которое либо обобщает какое-либо наблюдение, либо формулирует правило, которое должно руководить нашими поступками.

Если исходить из этого, то гном, как клубок неосознанных внутренних предписаний или житейского понимания (самостного опыта).

Мне как-то снился гном, который увел сына одного мужчины. Нас было четверо - мужчина, его жена, их ребенок и я. Гном разбавил компанию, поместив слабый элемент в глубины. Вот возник образ клубня картофеля нового урожая, который оставляют на следующий год для посадки. Возможно о смене моего отношения к этому мужчине, т.е. маленький ребенок уведен гномом в глубины для созревания и обучения, или отложен на хранение для более подходящего момента??? 
Марфа-М. 2014-06-07 12:45:28
Интересно, что и во сне Проциона и в том сне, который я привела с сайта мир снов присутствует превращение кошки (мышки) в гномиков при помощи конфет (конфеты любят дети).Юнг пишет, что архетип гномов связан с Меркурием (во сне Проциона фигурируют две переплетенные ветви-кадуцей).

 и радуга, словно "павлиний хвост" и сказочник, как "раскаленный металл"
Мне как-то снился гном, который увел сына одного мужчины. Нас было четверо - мужчина, его жена, их ребенок и я. Гном разбавил компанию, поместив слабый элемент в глубины. Вот возник образ клубня картофеля нового урожая, который оставляют на следующий год для посадки. Возможно о смене моего отношения к этому мужчине, т.е. маленький ребенок уведен гномом в глубины для созревания и обучения, или отложен на хранение для более подходящего момента??? ---------------------------------------Ютта, тут, наверное, сон мог быть и о мужчине, и о вас и об этом ребёнке, изменения могли произойти с любым из вас, тогда и трояко можно смотреть на сон. А про вызревание под землёй (в бессознательном) согласна (примерно также у меня пошёл ход мыслей про карлика и медведя из Розочки и Беляночки)
Парацельс, который всегда стремился совместить народные предания и тайны алхимиков (в его время как раз начали преследовать ведьм и предавать анафеме все древние верования), очень много писал о тех существах, которые населяют царства стихий: живущих в воде он вслед за античными и средневековыми немецкими авторами называл ундинами или нимфами, живущих в земле — гномами или пигмеями, живущих в воздухе — сильфами, а также Сильвестрами (лесными людьми), живущих в огне — саламандрами или вулканами.hhttp://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=138ttp://wwhttp://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=138w.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=138
Гном[1] — фантастическое существо небольшого размера, описанное в магических и алхимических трактатах эпохи Возрождения, название которого, как считается, впервые было введено Парацельсом.Слово «гном», вероятно, происходит от латинского термина gnomus, который впервые встречается в работах швейцарского алхимика XVI века Парацельса, который, в свою очередь, возможно, является искажением греческого слова gēnomos, буквально означающего «подземный житель». Парацельс использует это слово как синоним для обозначения пигмеев[3] и описывает гномов как элементалей земной стихии, существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве[4][5]. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, он описывает гномов как друзей человека, готовых с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение[6].В русском языке, в отличие от многих других европейских, существует проблема, связанная с отсутствием специального названия для существ из скандинавской мифологии, для которых в большинстве других языков такое название имеется, например, dwarf в английском [8] или nain во французском.

Французский учёный фольклорист Жерар Лесер написал обстоятельную работу о различии гномов, «наинов» и лютинов применительно к фольклору Эльзаса, в которой он, в частности, указывает, что, по представлениям эльзасцев, гномы и «наины» различаются в первую очередь ростом (гномы значительно меньше), но и те и другие обитают по землёй, тогда как лютины обычно обитают на поверхности вблизи людских домов[9]. Вместе с тем сейчас слово «гном» (gnome) часто используется как синоним для всех подобных существ и в европейских языках. О недопустимости этого писал на страницах книги La Grande Encyclopédie des lutins французский учёный Пьер Дюбуа, указывая, что «скандинавские» и «средневековые алхимические» гномы — вовсе не одно и то же, а образа «алхимического» гнома не существовало в скандинавской мифологии[10]. Работу о различии гномов, «наинов» и прочих подобных существ написал также французский учёный-фольклорист Клод Леко, отмечавший, что, несмотря на наличие множества общих черт, таких как отсутствие бессмертия и волшебные способности, эти существа не могут приравниваться друг к другу[11]. Различные определения «дварфа» и гнома также были сформулированы в работе Wings of Fancy: Using Readers Theatre to Study Fantasy Genre[12].(из вики).

Заклинание Земли по Папюсу(.Землю заклинают при помощи окропления водою,дуновением и огнём,употребляя при этом курения каждого дня и произнося молитву гномам). Гномы напоминают мне спутников Одиссея,очарованных богиней Церсией.Вероятно гномы это распад Персоны.

Марфа, еще сон Юнга вспомнила -где есть фигура карлика...... "В этот день я решился на исключительный шаг. Сидя за письменным столом, я погрузился в привычные уже сомнения, когда вдруг все оборвалось, будто земля в буквальном смысле разверзлась у меня под ногами, будто я провалился в ее темные глубины. Меня охватил панический страх, но внезапно и на не такой уж большой глубине я ощутил под ногами какую-то вязкую массу. Мне сразу стало легче, хотя вокруг была кромешная тьма. Потом, когда глаза привыкли, я начал понимать, что это не тьма, а как бы сумерки. Передо мной у входа в темную пещеру стоял карлик, сухой и темный как мумия..." ( Юнг-ВСР)http://www.yourdreams.ru/biblio/pages/carl-gustav-jung-mdr-47.php

Перебравшись через горы, Белоснежка нашла себе пристанище у семи гномов. В чем заключается психологический смысл образа семи гномов? Как правило, в мифологии и суевериях гномы – это искусные и трудолюбивые существа, напоминающие кабиров, которые одевали гре ческого бога Гефеста. Часто они владеют тайными сокровищами или занимаются их раскопками; в этой сказке они добывают золото. Иначе говоря, они занимаются поисками глубинных ценностей. Кроме того, согласно народным поверьям, гномы имеют доступ к тайным знаниям и мудрости и время от времени дают советы, которые могут быть и курьезными, и полезными.

Еще одна существенная особенность сказочных гно мов – их небольшой рост; в сказке на этом делается особый акцент, когда Белоснежка входит в их жилище. В сказке говорится: "У них в домике все было маленьким, но так опрятно и аккуратно, что трудно выразить словами". Можно предположить, что малые размеры подчеркивают относительность привычной для нас меры. Войдя к гномам, Белоснежка попадает в мир иной размерности. Такое ощущение возникает у людей, когда они вступают в контакт с глубинными уровнями бессознательного. Полное преодоление серьезного конфликта, подобного тому, о котором говорится в сказке о Белоснежке, может помочь человеку установить связь с такими глубинными слоями психики, в которых пространство и время становятся относительными[29]. Небольшой рост гномов означает также психологические возможности, которые кажутся незначительными, а в действительности являются весьма значительными.

Короче говоря, мы можем считать гномов воплощением той благотворной, творческой, духовной силы, которая помогает Белоснежке разрешить конфликт, который сначала кажется неразрешимым. Многочисленность гномов, в отличие от одинокого принца, который окончательно разрешает конфликт, тоже свидетельствует о том, что творческая духовная сила по-прежнему остается неинтегриро-ванной. Вместо одного большого прожектора семь маленьких светлячков. С точки зрения психологии это может означать, что существует много полезных идей и инсайтов, но нет общего связного взгляда или логической цепочки мыслей, которые помогают разрешить конфликт.http://bookap.info/psyanaliz/birkhoyzer_oeri_mat_arhetipicheskiy_obraz_v_volshebnoy_skazke/gl6.shtm
Подробнее:http://bookap.info/psyanaliz/birkhoyzer_oeri_mat_arhetipicheskiy_obraz_v_volshebnoy_skazke/gl6.shtm

Да,Маша, спасибо. Прочитала сон дальше, здесь гном выступал как страж и посредник.(психопомп).
Гиганты и карлики

Я уже не помню начало сна. Суть в том, что я пыталась спрятать, спасти каких-то маленьких существ. Они похожи на карликов или гномов, лица я не разглядела, может даже они и страшные. Но за ними пришли большие, очень высокие люди, среди них была девушка с мечом. Все происходило в подьезде дома моих родителей, может и в квартире я пыталась их спрятать, уже не помню. Оказалось, что у маленьких людей есть еще и собаки, и их тоже надо защищать. А я очень люблю собак. Их было так много: и карликов, и собак, и гигантов, но я справлялась какое-то время, пока девушка-гигант не влезла в подьезд через окно. Кто победил в этой борьбе не помню, а может конца не было, и я проснулась.----------------------------------

Натали  [info]orlova
психолог-консультант, главный редактор
22 июля 2009 года, 5:19Поскольку действие происходит в подъезде дома родителей, то это может говорить о том, что сон имеет отношение к некоторым унаследованным Вами чертам поведения. Высокие люди могут символизировать требования "взрослых", а маленькие существа - интересны ребенка, которые могут казаться взрослым не подходящими (карлики могут иметь страшные лица), но которые дружественным (собаки) в целом. Возможно, что сейчас такой период в Вашей жизни, когда Вам нужно пересмотреть полученные от семьи стереотипы поведения и найти свои пути, которые поначалу могут казаться не такими. Важно понимать, что гномы или карлики - это невыросшие части и способности нас самих, которые как деревца без ухода приняли такие формы. Им нужно уделить внимание и тогда они достигнут своего подлинного "размера".
Озвучу некоторые выводы.1) Фигуры карликов, как реально существующих людей, чей рост остановился вследствие той или иной болезни можно рассматривать как неразвитость остановку в развитии (кого-то или чего-то). 2)Фигуры гномов-это фигуры посредников между подземным миром (подсознанием) и сознанием, они могут превносить и плохое и хорошее, понижать и повышать уровень сознания. Кроме того, они часто выполняют в психике рутинную, каждодневную работу (часто в сказках шьют сапоги за сапожника, выполняют кузнечную работу за кузнецов).Также они являются хранителями сокровищ, а зачастую и делают те, или иные ценные изделия.3)Кроме того, карлики и гномы могут рассматриваться, как аналоги детского, детскости.4)И четвертый аспект-фаллический.
"Шестикласник Петя, прочитав сказку про Белоснежку и семь гномов,

не нашел сходства в сюжете с одноименным фильмом найденном в

компьютере папы."

Вверх – вопреки духу, увлекавшему меня вниз, в бездну, вопреки Духу Тяжести – демону и заклятому врагу моему. 
Вверх – хотя на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым; он вливал мне свинец через уши в мозг мой – и мысли делались, словно капли свинца. 
"О Заратустра, – насмешливо нашептывал он. – О камень мудрости! Высоко ты подбросил себя, но каждый брошенный камень должен упасть! 
О Заратустра, камень мудрости, выпущенный из пращи, ты – сокрушитель звезд! Как высоко ты бросил себя, но каждый брошенный камень должен упасть! 
Приговоренный к самому себе и к самопобиению камнями: о Заратустра, высоко подбросил ты камень, но упадет он на тебя!" 
И тут карлик надолго умолк; но молчание его давило на меня, и поистине, вдвоем бываешь иногда более одинок, чем наедине с собой! 
Я все взбирался вверх, я грезил и думал; но все подавляло меня. Я походил на больного, утомленного тяжелыми муками, которого – чуть заснет он – будит еще более тяжкий кошмар. 
Но есть во мне нечто, что называю я мужеством: оно всегда убивало во мне уныние. Это мужество заставило меня остановиться и сказать: "Карлик! Или ты! Или я!". http://psylib.ukrweb.net/books/nitzf01/txt06.htm
 

Или ты! Или я

====

Одна часть себя мутузит другую.

И гордится сим.

Автор: sergik,

=====

Вроде взрослый парень, а попадать не научился.

Это не та тема.)

Почему не та? Тема зонтика (стремление вверх, в полет) и камня, тянущего вниз, здесь же символ шляпки гномика, зонтик-гриб-гном-детский грибок-песочница.Радуга и лестница образуют крест.(Часто радуга символизирует лестницу на небо (например, семицветная радуга Будды).)Пересечение земного и небесного пути.