Сущность

Чтобы не засорять тему Экзюпери, решила внести свои размышления в отдельную тему. Автор: maitreya, дата: вс, 12/10/2014 - 18:07 hobit 2014-10-12 18:59:19 О, какой неожиданный поворот, я честно говоря даже не слышала про такое) На родовом уровне организации человеческой телесности нет ни индивидуальности, ни неповторимости. а сущность есть...
Человеческая телесность строится на клеточном уровне, у клеток индивидуальность есть,  у молекул тоже. На каком уровне нет индивидуальности и неповторимости?
Человеческая телесность не сводится к биологическому уровню. Есть и другие уровни: био-социальный, социальный, социально-родовой, родовой. 

 

Сущность в яйце, яйцо в ларце...

maitreya 2014-10-13 00:08:51
Человеческая телесность не сводится к биологическому уровню.

"...В истории философии можно выделить четыре основных типологических подхода к проблеме человеческой телесности. Первый подход связан с представлением о первичности тела по отношению к душе, то есть тело служит фундаментом человеческой психики. Такой подход наиболее полно представлен в трудах 3. Фрейда и его последователей. Вторая группа исследователей отстаивает примат души по отношению к телу. При этом тело рассматривается как простое вместилище духа, которое «облагораживает» тело и позволяет человеку отличаться от животных. Элементы такого подхода можно выявить в философских работах М. Шелера. Третий подход к проблеме телесности связан с представлением о дуализме души и тела, который наиболее ярко прослеживается в трудах Спинозы. Наконец, последняя группа учёных утверждает, что и тело и душа не обладают статусом полной суверенности, первичности или автономности. Тело одухотворено, а душа телесна. Иначе, тело и душа - это взаимосвязанные начала единого человеческого существа, единой человеческой целостности.

Охватывая взглядом современную «человековедческую» науку, можно прийти к выводу, что феномен человеческого тела нуждается в своём переосмыслении..."

-

Я склоняюсь к четвертому подходу.

 
hobit 2014-10-13 10:26:18
Я склоняюсь к четвертому подходу.

 Да, тело и душа взаимообусловлены: 

 

Ананда, если бы сознание не появилось в материнской утробе, могли бы имя и форма сформироваться в ней?
"Почтенный Владыка, этого определенно не могло бы произойти."
Ананда, если бы сознание после появления в материнской утробе прекратилось, могли бы имя и форма развиться в пять скоплений?
"Почтенный Владыка, этого определенно не могло бы произойти."
Ананда, если бы сознание внезапно прекратилось в том, кто ещё юн, мальчик или девочка, могли бы имя и форма достичь стадии полного роста, созревания и развития?
"Почтенный Владыка, этого определенно не могло бы произойти."
Следовательно, Ананда, только сознание является причиной, источником, происхождением и условием имени и формы.


Маханидана Сутра

Но представление о человеческой телесности должно включать в себя не только биологическое тело, но и кое-что ещё, орудия труда, например.
maitreya 2014-10-13 11:16:09
Следовательно, Ананда, только сознание является причиной, источником, происхождением и условием имени и формы.

 Дмитрий я когда то пыталась задавать вопрос, что изменяется и благодаря чему. Где происходит трансформация и как. Ясно что трансформируется сознание, но благодаря чему. Вы говорите тело и душа взаимообусловленны. Я еще добавлю,что пространство и время взаимообусловленны. Сознание трансформируется благодаря опыту тела. Вы добавляете еще дух-культуру, социальную производственную сферу, я согласна. Это синергетическая структура, которую лучше рассматривать взаимосвязано.
hobit 2014-10-13 12:53:43
Где происходит трансформация и как. Ясно что трансформируется сознание, но благодаря чему.

 В ориентации сознания. С эгоцентрической на самоцентрическую. Благодаря контакту с бессознательным: 

 

Юнг говорит по этому поводу: "Когда бессознательные части личности делаются осознанными, то происходит не только ассимиляция того, из чего уже давным-давно существовала Я-личность, но изменение последней. Огромная трудность состоит теперь в том, чтобы охарактеризовать подобного рода изменение. Как правило, Я представляет собой хорошо слаженный и крепко состыкованный комплекс, который нельзя запросто изменить (из-за связанного с ним сознания и его континуальности) и который не следует изменять, если мы не хотим предуготовить патологические нарушения. Именно в области психопатологии мы находим превосходные аналогии к такому изменению Я, там мы встречаемся не только с невротическими диссоциациями, но также с шизофренным фрагментированием и даже с полным растворением Я. В той же самой области наблюдаем мы и патологические попытки интеграции - если это выражение здесь уместно. Это происходит в более или менее бурных и стремительных вторжениях бессознательных содержаний в сознание, при этом Я выказывает себя неспособным ассимилировать все, проникающее в него. Если же структура Я-комплекса столь сильна и крепка, что ей под силу выдержать натиск бессознательных содержаний без того, чтобы ее сооружение было фатальным образом расшатано, тогда ассимиляция может иметь место. В этом случае однако изменяются не только бессознательные содержания, но также и Я. Ему под силу, правда, уберечь свою структуру, однако оно смещается как бы в сторону из своего центрального и господствующего положения и оказывается в результате этого в роли страдающего наблюдателя, которому недостает необходимых средств для того, чтобы во всеуслышание заявить о своей воле при всех обстоятельствах; и последнее ему удается все менее и менее, так как воля ослабевает, а не потому что ей воспрепятствуют определенные соображения. "Я" не может обнаружить вокруг себя ничего, так как прилив бессознательных содержаний оживляет и овладевает личностью; из этих содержаний сооружается облик личности, который по объему и интенсивности превосходит Я. Этот опыт парализует слишком эгоцентрическую волю и убеждает Я, что его отступление на второй план несмотря на все трудности все же лучше, чем бесперспективная борьба, в которой - в конечном счете - человек остается в дураках. Таким образом воля (как свободная энергия) постепенно подчиняется более сильному фактору, т.е. новому целостному облику, который я обозначил как Самость".  Д. Шпир "Психоллгия Юнга" 

maitreya 2014-10-13 14:13:36
В этом случае однако изменяются не только бессознательные содержания, но также и Я. Ему под силу, правда, уберечь свою структуру, однако оно смещается как бы в сторону из своего центрального и господствующего положения и оказывается в результате этого в роли страдающего наблюдателя, которому недостает необходимых средств для того, чтобы во всеуслышание заявить о своей воле при всех обстоятельствах; и последнее ему удается все менее и менее, так как воля ослабевает, а не потому что ей воспрепятствуют определенные соображения.

 Я не могу связать этот отрывок с разбираемым вопросом. Что же тут является сущностью? Бессознательные содержания или Я? Или и то и другое? maitreya 2014-10-13 14:13:36
Когда бессознательные части личности делаются осознанными, то происходит не только ассимиляция того, из чего уже давным-давно существовала Я-личность, но изменение последней

Тут выходит, что существует некоторый неосознанный потенциал, который нужно вывести из латентного состояния в активное. Как некий задаток к будущему развитию.Мне это потенциальное состояние очень трудно охарактеризовать.
hobit 2014-10-14 20:26:38
 Я не могу связать этот отрывок с разбираемым вопросом. Что же тут является сущностью? Бессознательные содержания или Я? Или и то и другое?

 Похоже, я вас не понял. Уточните, пожалуйста, как связана трансформация сознания, о которой вы спрашиваете, с сущностью?
Ну я больше конечно хотела разобраться с тем что такое сущность, но в процессе разговор немного отклонился. Я пыталась осмысли отрывок который вы привели, поэтому то что смогла из него вынести - озвучила.
Мне кажется, что в последнее время в вике пишут неплохие статьи. К моему понианию ближе такое.
"...С сущностью возникает конкретная определённость сущего. Благодаря своей сущности конечное сущее выделяется как относительное из абсолютного, как конечное из бесконечного бытия. В метафизике сущность понимается как не принадлежащая ни бытию, ни не-бытию, как «нечто среднее между ними»: как потенция, возможность бытия по отношению к действительности бытия. Говоря простым языком, сущностью называется то, благодаря чему нечто есть то, что оно есть..."
-
Мне кажется это близко к тому, что я вынесла из приведенного вами отрывка?
maitreya 2014-10-14 21:08:56
как связана трансформация сознания, о которой вы спрашиваете, с сущностью?

 Да, и как связана трансформация сознания с сущностью?