Теологический спор (в русле гностицизма)

Юнг очень уважал гностицизм, и даже написал трактат "Семь поучений мертвым" (1916) в русле гностицизма. Ниже приведен пример гностического толкования Библии. Сами гностики считали, что мир был создан Сатаной (Дьяволом, Демиургом, который заточил души ангелов в темницу плоти), а не Богом. Читая эту цитату из Библии, можно подумать, что гностики действительно были правы. Опять берет Его [Иисуса] диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, (Мф. 4 : 8) и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. (Мф. 4 : 9) Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Мф. 4 : 10) Это дословная цитата из Евангелия от Матфея, синодального (канонического перевода). Вопрос - каким образом Дьявол мог предлагать то, что ему не принадлежало?
Царства мира и их слава - исконно дьявольское... Он же не предлагал "Небесное царство"...
Тем более, что даже с "весьма высокой" горы их и не покажешь...
Сам Юнг говоря где-то об этом искушении, заметил, что данный эпизод характеризует духовную силу и мудрость Христа, т.к. в противном случае, т.е. сгласившись, Христос лишь пополнил бы число людей, пораженных психозом (примерно так). Эдингер в работе "Эго и архетип" писал тоже писал об искушениях: В Евангелиях упомянуты три характерных искушения. Вначале искуси?тель сказал Иисусу: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами". Он же сказал ему в ответ: "Написано: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф., 4:3,4). Здесь сказано об искушении впасть в материализм, конкретистское заблуждение, при котором новая энергия применяется на конкретном, физическом уровне. Опасность этого искушения состоит в поиске индивидом макси?мальной безопасности в физическом благосостоянии или в буквальной, строгой "истине", а не в живом общении с психическим центром бытия. Второе искушение состоит в предложении броситься вниз с крыла храма: "И говорил Ему: "Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не претк?нешься о камень ногою Твою". Иисус сказал ему: "Написано также "Не иску?шай Господа Бога твоего" (Матф., 4:6,7). Здесь искушение состоит в выходе за собственно человеческие пределы ради эффектного зрелища. Ответ ука?зывает на то, что такой поступок бросит вызов Богу, т.е. эго бросит вызов все?общности, а это предполагает изменение прерогатив и поэтому приводит к роковым последствиям для эго. Третье искушение-это искушение властью: "...опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: "Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне". Тогда Иисус говорит ему: "Отойди от Меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи"" (Матф., 4:8-10). Бог индивида составляет его высшую ценность. Если индивид превыше всего ценит личную власть, он отдает демонической инфляции почести, которые по праву принадлежат Самости. Искушение Христа в яркой форме передает опасности встречи с Само?стью. При такой встрече могут иметь место все степени инфляции, вплоть до явного психоза. Ответы Христа дают бесценное указание на то, как необхо?димо бороться с указанной опасностью. В каждом случае он не высказывает свое мнение, а цитирует святое писание. Это свидетельствует о том, что от?разить опасность способна только сверхличностная мудрость. Опираясь на свои личные представления в такой кризисной ситуации, индивид способ?ствует возникновению той инфляции, которой добивается искуситель. С психологической точки зрения это означает, что индивид должен попытаться найти миф или архетипический образ, который отражает его инди?видуальную ситуацию. Соответствующий сверхличностный образ обеспе?чит необходимую ориентацию и защиту от опасности инфляции." Но возможно, эти размышления идут не совсем в том русле, о чем хотел сказать Darmoln, намекая на симпатии Юнга к гностикам, считавшим, что мир сотворен САтаной?
А если предположить ,что Дьявол это теневая сторона Бога, то все сходится....
[quote=СокраТ]Ох, рискую влететь в схоластическо-теологическую философию. Но, если Дьявол оборотная сторона Бога, то Бог сам себе противопоставлен, в тоже время являясь одним и тем же? А может быть Бог большой лицемер... [/quote] Сам Юнг и ряд постюнгианцев любили поразмышлять на эти темы. СокраТ, Вы не читали?
Может быть и лицемер...а может просто многогранен, ведь понятия добра и зла, Бога и Дьявола настолько относительны, что иногда очень трудно разобраться, где чье творение....
СокраТ, на меня юнговские "Воспоминания..." тоже произвели большое впечатление как глубиной мысли, так и их интимным характером; я считатю эту работу одной из важнейших для понимания юнговского учения в целом. Там очень много интересных идей/переживаний и я думал что-нибуть обсудить на форуме (скажем, сны о самости), но был уверен в в том, что это вызовет интерес...
СокраТ, я с большим интересом выслушаю Вас. [link=Гиперссылка ]alven69@mailru [/link] Мы подошли к очень интересной сфере. Что касается того, выкладывать Вам это на форум, или нет - не люблю давать советы, но юнгианцы обычно (хотя и не всегда, к сожаленью) отличаются демократизмом и широтой взглядов...