Шопомания - искусство красивой смерти от депрессии.
Автор: pavelp, дата: вс, 25/02/2007 - 16:02 Карл Густав Юнг | Библиотека: книги, статьи, родственные сайты
В наших больших городах все больше и больше открывается новых и интересных супер-маркетов. В Москве сегодня можно найти практически все, что душе угодно, от огромных магазинов до элитных бутиков. И большинство посетителей магазинов женщины, которые нуждаются в тепле, заботе и жизненной новизне. Эта статья посвящается интересной проблеме, которая носит в сленге практической психологии название – шопомания. Многие психологи обращают внимание на факты, которые свидетельствуют о том, что страсть совершать безумное количество покупок может негативно повлиять на жизнь человека. Хотелось бы поразмышлять на эту тему и очертить границу между нормальным желанием делать покупки (обновлять свою жизнь) и зависимостью от этого процесса. И если мой читатель, осознает, что подвержен этой зависимости, то, эта статья поможет контролировать свое поведение и чрезмерное желание покупать.
Итак, шопомания (шопоголизм, ониомания) или как ее называют магазинная зависимость - это навязчивое желание совершать покупки в количествах, превышающие разумные пределы. Более интенсивно психологические исследования этого явления ведутся США, стране с самым большим в мире потреблением товаров и услуг. По данным Американской психологической ассоциации в этой стране насчитывается от 12 до 25 миллионов шопоголиков, людей подверженных данному синдрому. В Англии данная цифра составляет около одного миллиона человек. В России пока нет достоверных исследований на эту тему. Некоторые западные психологи склонны называть шопоголизм заболеванием, т.е. придавать ему медицинский статус. Шопинг может приносить человеку большую гамму позитивных эмоций, радость, возбуждать интерес, формируя при этом стойкую зависимость, которая представляет человеку временный суррогат счастья.
Нейрофизиологические исследование шопоголизма выявили интересные данные, говорящие о том, что в момент выбора товара и его приобретения женщины охвачены эмоциями, рациональный разум практически отключен. Почему именно женщины сильно подвержены ониомании? Ответ прост. Женщина сильно нуждается в чувствах и эмоциях, в отличие от более рационального мужчины. И женщина получает эти эмоции, пусть и не по отношению к мужчине, а к вещам и окружающему их перформансу. Потребность женщины испытывать сильные позитивные эмоции, удовлетворяется в совершении покупок. Итак, шопоголизм это бесконечно длящийся аффект, который завершается с прекращением денег.
В состоянии шопинг-аффекта женщина постоянно чувствует желание покупать. До самого шопинга, идет продолжительная подготовка – сбор информации о распродажах, новых магазинах, множество пустых разговорах о покупках. В момент покупки женщина лишается главного – возможности выбирать, рационально оценивать и критиковать свои покупки. Последовательность действий заменяется импульсивностью. Осмотр своего огромного гардероба, позволяет сделать вывод, что лишенные смысла покупки и траты входят в систему. Вещей становиться так много, что приходится их отдавать или выкидывать. Имеются все признаки зависимости, например срывы, после сильного желания завязать и «никогда в жизни не ходить туда», с последующим осуждением себя.
Экономические негативные последствия спонтанных покупок – это большое количество незапланированных расходов, которые ложатся на бюджет семьи невыносимым бременем. Женщина, одержимая магазинной зависимостью встречается с большим количеством упреков у себя дома от близких людей. Женщину, склонную к шопомании, в момент покупки, совершенно не волнуют то, как та или иная покупка отразиться на материальном благополучии ее семьи.
Отрицательным (со стороны психики) последствием является большое чувство вины, которое присутствует у женщины после завершения шопинга и оценки (в спокойном состоянии) последствий для бюджета. Женщина начинает ругать себя, обвинять, бывают случаи когда, в семье после визита в магазин отсутствуют деньги. Известно, что самообвинение это агрессия, направленная на самого человека, вызывает негативные последствия для организма, например головные боли, сильные отрицательные эмоции. Из-за постоянных трат совершается большое количество ссор в семье, возникают проблемы на работе. Возможно отторжение друзей, ведь не каждый захочет сопровождать вас в магазин, часами дожидаться вас у выхода.
Иногда, человека, находящегося в супермаркете (особенно в разгар распродаж, когда есть много желающих на одну и ту же вещь), посещают крайне негативные эмоции, например гнев. Такое можно было наблюдать в начале 90-х в России, когда за каждую вещь была целая битва. Из психологии стресса, известно, что это может сопровождаться негативными изменениями в сердечно-сосудистой системе, провоцировать повышение артериального давления и другие нежелательные реакции в организме.
Причины шопомании различны. Можно говорить о нескольких гипотезах возникновения этой зависимости. Так, например, часто сталкиваешься с мнением психологов (особенно психоаналитической ориентации), утверждающие, что ониомания, как и любая другая зависимость берет свои истоки из детства. Это мнение исходит из представления о том, что маленький ребенок, не получивший в своем детстве достаточного количества тепла, любви, «законсервировал» эти потребности. И формой разрешения этого внутреннего конфликта становится поиск психологического утешения. Т.е. взрослый человек, покупая себе вещи, ублажает себя, продолжает быть ребенком (вернее посылает в свое прошлое сколько-то любви и тепла), получая хоть и на небольшой срок удовольствие от этого. Имеет место бессознательная возрастная регрессия, хорошо известная специалистам в области гипнотерапии. Но эта гипотеза лишь частично объясняет истоки зависимости и происходит из психоаналитических представлений на психику человека. Мне хотелось бы затронуть роль общества в развитии ониомании. Бурное формирование шопоголизма в современном обществе берет свое начало из доминирующей роли средств массовой информации (СМИ) в жизни современного человека. Особенно это касается размещения в СМИ рекламы. Речь может идти о рекламном терроризме в отношении нашей психики. Население европейских стран и Америки, буквально утопает в разнообразной рекламе. Здесь и телевизионный магазин «на диване» и громадные красочные плакаты, которые рассказывают о сказочных, манящих скидках и новых коллекциях – целый мир, насыщенный яркими красками, ароматами. Все это возбуждает желание покупать, эмоционально «заводит» попавшего в этот шопинговый мир человека. Тратить деньги - является потребностью современного человека. Данная потребность имеет свою идеологию, которая сформирована обществом потребления. Приведу некоторые утверждения, формирующие эту ценность: зачем работаешь, если не можешь потратить деньги? Если тратишь деньги, значит, ты состоялся в жизни! Можешь купить эту вещь, значит ты удачливый человек! Т.е. само общество, сформировав данную потребность, поддерживает зависимость. Любая прослушиваемая или просматриваемая реклама, если не в прямую будет подталкивать вас к совершению покупки конкретного товара, то по крайне мере в обход сознания будет поддерживать идею о том, что деньги нужно куда-то потратить. Покупая тот или иной товар, мы покупаем нечто большое. Люди приходят в магазин не только за конкретным товаром, но например, за простым человеческим вниманием, так не хватающего в нашей жизни. Вдумайтесь, огромное количество супермаркетов, проводят психологические тренинги, обучая свой персонал умению общаться. Продавец становится своеобразным психологом, потакая желаниям посетителей своего магазина. Все это привлекает ваше внимание. В современном обществе, магазин является не только культурным феноменом, но и некой психологической отдушиной, где тебе представляют искусственное понимание, до тех пор, пока ты не отдашь свои деньги в кассу. Внимание и интерес к тебе, теплое общение – то, что сейчас сильно востребовано. Отсутствие этих базовых вещей ведет к развитию негативного настроения. Т.е. даже не сама вещь дает психологическое утешение, сколько, прилагающийся к ней антураж. Неналаженные взаимоотношения с близким мужчиной, или просто их отсутствие важная причина шопоголизма. Женщина должна чувствовать, ощущать, сильно эмоционально реагировать на чувства мужчины именно сейчас. Но если этого нет, то возможно шопинг даст эмоциональный суррогат счастья. Это ситуационный компонент в развитии этой зависимости. Испытывая душевное одиночество, женщины идут на бессмысленные траты, в надежде обрести покой, пусть и на небольшой срок. Часто покупка, повышает самооценку, привлекает внимание других мужчин. Формируются цепочки убеждений, мыслительных вирусов (мимов), заставляющих женщин снова и снова бежать в магазин. Так формируются личные убеждения, соседствующие с вышеназванной потребностью тратить деньги. Важное свойство шопоголизма, как зависимости, это цикличность (формирование замкнутого круга, в который попадает человек). Неудовлетворенная глубинная потребность создает дискомфорт, депрессию, как средство избавление от этого покупки и через какое-то время разочарование, угнетенное состояние. Так как же бороться с это зависимостью? Для начала необходимо зафиксировать для себя и понять, что это проблема. Если вы ходите в магазин каждую неделю, это не значит, что у вас шопомания. Чтобы быть модным человеком, соответствовать своему времени, вносить, что-то новое в свою жизнь следует обновляться. Но, если у вас очень низкий контроль в момент совершения покупок, или после них вы понимаете, что потратили деньги зря, стоит задуматься – не является ли это проблемой? Под шопоманией может скрываться депрессия. И нужно найти определенную силу воли, чтобы начать решать эту проблему.
Если причиной шопомании, является недолюбленный ребенок, «живущий у вас внутри», то, будут уместны психологические методы возрастной регрессии. Они помогут вернуться на какое-то время в свое детство, где произойдет ваша встреча с этим нежным и ласковым существом, нуждающимся в заботе взрослого человека. И можно потратить какое-то время, чтобы подарить ему свою любовь. Такая психологическая работа называется общение с внутренним ребенком. Ее можно делать для психологической профилактики. Нужно вспомнить травмирующие ситуации в своем детстве и мысленно перенестись к ней, и поддержать самого себя. В качестве средства профилактики можно предложить информационную изоляцию от любой рекламы. Подумайте, как именно вы можете оградить себя от рекламы в СМИ. И помните, что даже пассивное выслушивание каких-либо рекламных предложений записывается в ваше бессознательное и потом может активизироваться. Решите куда можно направить свое внимание? Формируйте свои жизненные ценности. Возьмите ответственность за свою жизнь в свои руки. Ведь если нам что-то навязывается, то это происходит только по тому, что мы отдали этот вопрос на откуп случаю. Сделайте инвентаризацию своих ценностей. Включите в этот список ценностей такие, которые оберегут вас от нежелательных трат. Если причина шопомании лежит в неустроенных семейных отношениях, то следует понять, что наладить их в чужом магазине не получится и лучше обратиться к психотерапевту.
Искренне Ваш, Павел Пономарев статья с сайта http://www.pavelp.ru/ 08.02.07
Хотелось бы знать Ваше мнение.
Причины шопомании различны. Можно говорить о нескольких гипотезах возникновения этой зависимости. Так, например, часто сталкиваешься с мнением психологов (особенно психоаналитической ориентации), утверждающие, что ониомания, как и любая другая зависимость берет свои истоки из детства. Это мнение исходит из представления о том, что маленький ребенок, не получивший в своем детстве достаточного количества тепла, любви, «законсервировал» эти потребности. И формой разрешения этого внутреннего конфликта становится поиск психологического утешения. Т.е. взрослый человек, покупая себе вещи, ублажает себя, продолжает быть ребенком (вернее посылает в свое прошлое сколько-то любви и тепла), получая хоть и на небольшой срок удовольствие от этого. Имеет место бессознательная возрастная регрессия, хорошо известная специалистам в области гипнотерапии. Но эта гипотеза лишь частично объясняет истоки зависимости и происходит из психоаналитических представлений на психику человека. Мне хотелось бы затронуть роль общества в развитии ониомании. Бурное формирование шопоголизма в современном обществе берет свое начало из доминирующей роли средств массовой информации (СМИ) в жизни современного человека. Особенно это касается размещения в СМИ рекламы. Речь может идти о рекламном терроризме в отношении нашей психики. Население европейских стран и Америки, буквально утопает в разнообразной рекламе. Здесь и телевизионный магазин «на диване» и громадные красочные плакаты, которые рассказывают о сказочных, манящих скидках и новых коллекциях – целый мир, насыщенный яркими красками, ароматами. Все это возбуждает желание покупать, эмоционально «заводит» попавшего в этот шопинговый мир человека. Тратить деньги - является потребностью современного человека. Данная потребность имеет свою идеологию, которая сформирована обществом потребления. Приведу некоторые утверждения, формирующие эту ценность: зачем работаешь, если не можешь потратить деньги? Если тратишь деньги, значит, ты состоялся в жизни! Можешь купить эту вещь, значит ты удачливый человек! Т.е. само общество, сформировав данную потребность, поддерживает зависимость. Любая прослушиваемая или просматриваемая реклама, если не в прямую будет подталкивать вас к совершению покупки конкретного товара, то по крайне мере в обход сознания будет поддерживать идею о том, что деньги нужно куда-то потратить. Покупая тот или иной товар, мы покупаем нечто большое. Люди приходят в магазин не только за конкретным товаром, но например, за простым человеческим вниманием, так не хватающего в нашей жизни. Вдумайтесь, огромное количество супермаркетов, проводят психологические тренинги, обучая свой персонал умению общаться. Продавец становится своеобразным психологом, потакая желаниям посетителей своего магазина. Все это привлекает ваше внимание. В современном обществе, магазин является не только культурным феноменом, но и некой психологической отдушиной, где тебе представляют искусственное понимание, до тех пор, пока ты не отдашь свои деньги в кассу. Внимание и интерес к тебе, теплое общение – то, что сейчас сильно востребовано. Отсутствие этих базовых вещей ведет к развитию негативного настроения. Т.е. даже не сама вещь дает психологическое утешение, сколько, прилагающийся к ней антураж. Неналаженные взаимоотношения с близким мужчиной, или просто их отсутствие важная причина шопоголизма. Женщина должна чувствовать, ощущать, сильно эмоционально реагировать на чувства мужчины именно сейчас. Но если этого нет, то возможно шопинг даст эмоциональный суррогат счастья. Это ситуационный компонент в развитии этой зависимости. Испытывая душевное одиночество, женщины идут на бессмысленные траты, в надежде обрести покой, пусть и на небольшой срок. Часто покупка, повышает самооценку, привлекает внимание других мужчин. Формируются цепочки убеждений, мыслительных вирусов (мимов), заставляющих женщин снова и снова бежать в магазин. Так формируются личные убеждения, соседствующие с вышеназванной потребностью тратить деньги. Важное свойство шопоголизма, как зависимости, это цикличность (формирование замкнутого круга, в который попадает человек). Неудовлетворенная глубинная потребность создает дискомфорт, депрессию, как средство избавление от этого покупки и через какое-то время разочарование, угнетенное состояние. Так как же бороться с это зависимостью? Для начала необходимо зафиксировать для себя и понять, что это проблема. Если вы ходите в магазин каждую неделю, это не значит, что у вас шопомания. Чтобы быть модным человеком, соответствовать своему времени, вносить, что-то новое в свою жизнь следует обновляться. Но, если у вас очень низкий контроль в момент совершения покупок, или после них вы понимаете, что потратили деньги зря, стоит задуматься – не является ли это проблемой? Под шопоманией может скрываться депрессия. И нужно найти определенную силу воли, чтобы начать решать эту проблему.
Если причиной шопомании, является недолюбленный ребенок, «живущий у вас внутри», то, будут уместны психологические методы возрастной регрессии. Они помогут вернуться на какое-то время в свое детство, где произойдет ваша встреча с этим нежным и ласковым существом, нуждающимся в заботе взрослого человека. И можно потратить какое-то время, чтобы подарить ему свою любовь. Такая психологическая работа называется общение с внутренним ребенком. Ее можно делать для психологической профилактики. Нужно вспомнить травмирующие ситуации в своем детстве и мысленно перенестись к ней, и поддержать самого себя. В качестве средства профилактики можно предложить информационную изоляцию от любой рекламы. Подумайте, как именно вы можете оградить себя от рекламы в СМИ. И помните, что даже пассивное выслушивание каких-либо рекламных предложений записывается в ваше бессознательное и потом может активизироваться. Решите куда можно направить свое внимание? Формируйте свои жизненные ценности. Возьмите ответственность за свою жизнь в свои руки. Ведь если нам что-то навязывается, то это происходит только по тому, что мы отдали этот вопрос на откуп случаю. Сделайте инвентаризацию своих ценностей. Включите в этот список ценностей такие, которые оберегут вас от нежелательных трат. Если причина шопомании лежит в неустроенных семейных отношениях, то следует понять, что наладить их в чужом магазине не получится и лучше обратиться к психотерапевту.
Искренне Ваш, Павел Пономарев статья с сайта http://www.pavelp.ru/ 08.02.07
Хотелось бы знать Ваше мнение.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 25/02/2007 - 17:50 #6574
Шопомания - интересный феномен. Здесь, конечно, много чего намешано и я не уверен, что можно вывести общую для всех случаев объясняющую причину.
Эту проблему, как мне кажется, нельзя рассматривать без учета современных реалий. А сейчас не потребности являются основанием для производства товара, а наоборот – машина производства и потребления производит "потребности". "В акте потребления потребляются не товары, а вся система объектов как знаковая структура." Тут мы имеем дело с программированием человеческих потребностей и поведения, хотя все гораздо сложнее...
Психоаналитический подход проливает свет на некоторые грани шопомании, но не более того. Шопомания - явление относительно молодое. Что, раньше у всех было "идеальное детство"? И это не единственное слобое место ПА-го подхода.
С т.з. архетипического подхода, здесь, вероятно, можно увидеть некий архетипический паттерн нехватки, отсутствия чего-то важного, ущербности, неполноценности, неполноты, котрый и пытаются компенсировать путем шопомании, но тут вопросы такие-же, как и в предыдущем случае.
Впрочем, наличие какой-то бессознательной мотивации тут несомненно, а это может быть и тревога, и депрессия, и оральность, и экзистенциальное отчаяние, ощущение бессмысленности жизни и т.п. и т.д. Вопрос, почему именно потребление, шоппинг?
Попутно возник вопрос по статье и по тем исследованиям, на который ссылается автор. Там, насколько я понял, исследовалось поведение женщин (и делали это мужчины, скорее всего), а как насчет мужчин? Ведь это же явная тенденциозность... Что скажете? Но не простая тенденциозность! Способ повествования кое что может раскрыть... Нет ли в этих исследованих вопроса мужчины: "а что же хочет моя анима, моя душа, чего ей не хватает?", или озабоченности патриархального лого- и фаллоцентрического общества, задающего себе вопрос о состоянии и поисках самой души... Это поиски своей души?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев