Вина для личностного роста (???)

На map.ru есть статья Льва Хегая «Юнгианский бар. Вина и коктейли для личностного роста» http://www.maap.ru/Reading/Hegai_Jungian_bar.htm. Отмечая шутливый характер данной статьи, автор тем не менее представляет достаточно неожиданный взгляд на алкогольные напитки, символизирующие, по его мнению, нечто важное в душе человека. Имея ввиду три главных этапа трансформационного процесса: нигредо, альбедо и рубедо, - автор выделяет категории вин, соответствующих этим этапам. Отмечая, что с помощью вин, даже если они соответствуют трансформационным процессам, нельзя решить психологические проблемы, Л.Хегай выражает мнение, что можно многое понять про скрытые душевные процессы, исследуя, как на нас действует вино. Таким образом, вина могут послужить каналом для действия бессознательного. Было бы интересно узнать размышления по этому поводу участников форума, а кроме того вписываются ли в предложенную схему крепкие алкогольные напитки (водка, коньяк, виски и др.)
Иначе как в шутливом тоне мне сложно воспринимать это эссе:) Неожиданный взгляд - это, конечно, хорошо...но "забывание" крепких напитков вызывает вопросы (шутливые:)) Во-первых, вспоминаются известные взгляды на индивидуацию как на аристократический процесс ("винный аристократизм"), и благодаря винам она становится мягкой, приятной и комфортной, а силы, с которыми происходит реальное взамодействие при индивидуации оцениваются градусов в 10-12. Господа, да там силы не то, что на 40 или 90 градусов - они вообще не поддаются измерению!:) Что ж это Лев Хегай вводит общественность в заблуждение?;)
Автор «не претендуя на уровень сомелье, предпочитая подобно Юнгу оставаться на уровне здорового дилетантизма» обнаруживает в статье (не смотря на шутливый тон) нешуточные знания винного букета, при которых любой отдельно взятый сомелье, будет выглядеть здоровым дилетантом. Забавно, то, что мы в повседневной жизни употребляем вина не как эталоны субъективного и не лишенного поэтического вкуса сомелье напитка, а по принципу то, что есть на прилавке, то, что мы когда-то пили, и то, что позволяет нам кошелек, или просто душа желает, а она сама знает то, что ей нужно. Мне вспоминается одна история. Коллега, врач (хороший врач и прекрасный семьянин с веселым нравом) рассказывал, как он, страдая с большого бодуна, руководствуясь здоровым инстинктом самосохранения случайно выпил Шанель №5, потом они долго смеялись с супругой над его оплошностью. Интересно, какой фазе индивидуации соответствует Шанель? В русском сознании, на мой взгляд, алкоголь не пересекается с тонко-дифференцированной поэзией вкуса сомелье, и становится жизненной философией, где все этапы индивидуации спаяны воедино. И вопрос «пить или не пить» для русского (российского) сознания звучит совершенно по гамлетовски. Возможно для сомелье вина могут служить «каналом для действия бессознательного», но в повседневной жизни «здорового дилетанта» алкоголь, в том числе и вина являются принципом психического гермафродита, «сырой Самости». Иначе, - употребление алкоголя можно сравнить с прометеевским грехом (за который «здоровый дилетант» расплачивается в прямом смысле печенью). Люди не боги и их не прельщает вкус нектара, им нужен божественный огонь, философия огня, даже если они будут расплачиваться за эту кражу несвободой прометеевских цепей. Сомелье живет философией гедонизма, рафинированного послевкусья, «здоровый дилетант» огненной стихией Феникса.
хорошее вино помогает чувствовать себя расслабленным и наполненным силой одновременно. Это - хорошее состояние для того, чтобы сделать что-то важное, не замечая, что делаешь это. Если в таком состоянии проходить индивидуацию, то она уже и не индивидуация вовсе, а просто жизнь.. может быть это скрыто в шутке?
Мне показалось, что как-то очень буквально понята связь: вино - индивидуация. Я еще раз обращусь к тексту : «С психологической точки зрения потребляется не вино, а смыслы и переживания, которые мы в себе с помощью этого вина вызываем». Было бы смешно думать, что, например, выпив Мадеры, вы вдруг проникаетесь духом Рубедо – и вперед на решение поставленных задач, или под действием Муската вступите в «период колебаний, метаний из стороны в сторону, выбора вариантов, проб и ошибок». Мне кажется, здесь не столько потребление алкогольного напитка, сколько образ, ассоциация, связанная с той или иной маркой вина, отражают душевное состояние. Люди действительно часто покупают вино «по принципу того, что есть на прилавке» и «что позволяет нам кошелек», но почему же чаще «то, что мы когда-то пили или то, что «душа желает»? А что желает душа? Может, тут и открывается «канал для действия бессознательного». По крайней мере, я точно вспомнила периоды тех или иных предпочтений. Очень даже сошлось:). Я не беру те крайние проявления, когда человеку все равно, что пить, лишь бы пить. Сомелье действительно знают «мужские» и «женские» вина, и, говорят, мужчины традиционно, если выбирают вино, предпочитают яркие, насыщенные, более терпкие, а женщины – более легкие и мягкие. Но почему вдруг в отдельные периоды вдруг меняются вкусы. Владимир: «Употребление алкоголя можно сравнить с прометеевским грехом (за который «здоровый дилетант» расплачивается в прямом смысле печенью). Люди не боги и их не прельщает вкус нектара, им нужен божественный огонь, философия огня, даже если они будут расплачиваться за эту кражу несвободой прометеевских цепей». Мне кажется, это имеет отношение именно к крепким спиртным напиткам, зажигающим иллюзорный огонь в «потухшей душе». А вина…, они действительно имеют свой характер и свой образ.
Действительно, психологическая связь цвета вина с алхимическими стадиями нигредо, рубедо, альбедо выглядит в статье буквалистично (но на все это можно посмотреть через призму шутливого взгляда автора статьи). Следуя шутливой логике автора, можно подумать об амплификации этих стадии привлекая цветовую гамму человеческих рас, что тогда прикажете делать «бедной» негроидной расе, побелеть? «Мне кажется, это имеет отношение именно к крепким спиртным напиткам, зажигающим иллюзорный огонь в «потухшей душе». Не думаю, что алкоголь способен к вызыванию только иллюзорности огня. Несомненен тот факт, что алкоголь (помимо энергетической ценности) в умеренных дозах высвобождает воображение, возвращая «потухшей душе» способность к тому, что Юнг называл мистическое соучастие, одушевление реальности, и это не иллюзия, это корни души. И чем огонь концентрированнее (крепость) тем более пробивная сила вызывающая воображение. Я здесь не буду рассуждать о патологизации Диониса, хотя это, на мой взгляд, куда более интересная тема, чем психологизация цвета вина. Человечество во все исторические времена всегда обращалось к алкоголю, наркотическим веществам. Несомненно, то, что это обращение принесло многим гибель, но ВЛЕЧЕНИЕ к алкоголю имеет все характеристики архетипического, а как поступают архетипы с человеческой душой в случае игнорирования их «желаний» глубинной психологии очень хорошо известно. «А вина…, они действительно имеют свой характер и свой образ». Может быть, вина вызывают появления характерных образов, и об этом знают только сомелье?
«Мне вспоминается одна история. Коллега, врач (хороший врач и прекрасный семьянин с веселым нравом) рассказывал, как он, страдая с большого бодуна, руководствуясь здоровым инстинктом самосохранения случайно выпил Шанель №5, потом они долго смеялись с супругой над его оплошностью. Интересно, какой фазе индивидуации соответствует Шанель?» Попробую пофантазировать… Состояние «с будуна» (сама не испытывала, но много раз наблюдала и слышала в стенаниях?) мрачно-мучительное и ассоциируется у меня с пребыванием в царстве Аида. Концентрация мучений так велика, что бедняга, даже стоически настроенный, стремится любым способом умерить страдание хоть чем-либо… «Шанель №5» знамениты в мире парфюмерии почти революционной композицией с очень высокой концентрацией синтетических веществ. Говорят, парфюмер просто ошибся при дозировке, но Шанель, которая хотела получить духи под своим именем, выбрала именно их за необычность аромата. Так вот представьте сложение высокой концентрации стоического реагирования на тягостное состояние с неожиданно ворвавшейся высокой концентрацией цветочных ароматов («это и иланг-иланг с Коморских островов, и цветок апельсинового дерева, за которыми следует сочетание жасмина с полей Грасса и майской розы, дополненные альдегидами. В глубине - сандаловое дерево из Майсора и бурбонский ветивер, придающие духам их особый характер»). Не знаю, как вы, а я себе это очень живо представляю. Революционная ситуация налицо. Что-то должно родиться. Для начала содержимое желудка… А что потом, наверное, Володя знает. Помню, что он когда-то говорил, что «динамическая маска архетипа анима/анимус представлена паттерном трикстера». Не знаю, сюда это, не сюда….:). Но остается только смеяться.
Сюда, сюда, Дина. :)
Мне все-таки размышлять об алкоголе вне контекста связи с Дионисом сложно. Очtym даже согласен с Владимиром "ВЛЕЧЕНИЕ к алкоголю имеет все характеристики архетипического". Очень любопытно, но влечение к алкоглю/наркотическим растениям есть и среди животных - как-то смотрел фильм на эту тему. "Алкоголизм" встречается среди обезъян на некоторых курортах, где они находят остатки алкоголя. Ученые наблюдали этот феномен (давно уже видел этот фильм) и выявили, что большая часть вообще равнодушна к спиртному, другая употребляет умеренно, процент настоящих алкоголиков - примерно как среди людей. И если вспомнить предположения Юнга, что архетипы своими корнями уходят в глубокую природу, то все сходится:) В отношении крепкого алкоголя - тоже согласен с Владимиром.
"Очень любопытно, но влечение к алкоглю/наркотическим растениям есть и среди животных. Сама видела!!! Ма-а-аленькая собачка долакала вино из бокала своей хозяйки, закусила бычком от сигареты и пошла сшибать стулья. Куда ни посмотри, а "архетипы своими корнями уходят в глубокую природу". Чем глубже природа, тем чуднее дела твои, господи.
Некоторые собака балуются этим делом, знаю. У моих знакомых дог и пиво и водку может (но не ершит:), пока). Мой афган - трезвенник, даже запах не любит:) . Володя, а как твой Ахилл?
Он нюхачь, любит йод нюхать, наверное чует что докторский кот;)
Такое впечатление, что винные пары незримо рассеялись на данной ветке и действуют на внимание, восприятие, воображение;) Вотан: «… а силы, с которыми происходит реальное взамодействие при индивидуации оцениваются градусов в 10-12. Господа, да там силы не то, что на 40 или 90 градусов - они вообще не поддаются измерению!:) Что ж это Лев Хегай вводит общественность в заблуждение?;)» Владимир: «Действительно, психологическая связь СВЯЗЬ ЦВЕТА ВИНА с алхимическими стадиями нигредо, рубедо, альбедо выглядит в статье буквалистично (но на все это можно посмотреть через призму шутливого взгляда автора статьи).» …«Я здесь не буду рассуждать о патологизации Диониса, хотя это, на мой взгляд, куда более интересная тема, чем психологизация цвета вина.» С настойчивостью училки, пытающейся обнаружить в сочинении нечто соответствующее теме, я еще раз перечитала статью, увы…. Может, мы вообще разные тексты читали? Или Дионис включился и напоминает о своем существовании: «Все, что кажется прочным, незыблемым вечным,- Лишь обманчивый сон, лишь мираж вдалеке.» (Омар Хайям)
"С настойчивостью училки, пытающейся обнаружить в сочинении нечто соответствующее теме, я еще раз перечитала статью, увы…. Может, мы вообще разные тексты читали?" Так... и какое несоответствие строгая училка нашла?
"С настойчивостью училки, пытающейся обнаружить в сочинении нечто соответствующее теме, я еще раз перечитала статью, увы…." а это проводится в жизнь идея о "Смерти Автора" :) Дальше - "Смерть читателя" :) "Может, мы вообще разные тексты читали?" да все эти "интертекстуальности" голову запутали:) Утонченность :) моего вкуса заканчивается на том, что я ищу сухое красное вино с терпким вкусом. Все.
А мой кот Ахилл, рыщет в поисках йода;)
Так..., а где вы нашли строгую училку?
А несоответствие - в "психологизация цвета вина"
Так, ты же сама написала... А я процитировал..
Позвольте, в чем несоответствие... Вернусь через часик, расскажешь?
ПостВОТАН - Трикстер? Что же, очень мило... Воинственность всё падает в цене. Lachesis тоже, видно, стиль сменила;) А может, просто Истина - в вине!
"Так, ты же сама написала... А я процитировал.." Простите, мне что уже на лечение в Астрахань пора? Сплошная интертекстуальность... Так недолго и до "ты меня уважа-ашь?
«Простите, мне что уже на лечение в Астрахань пора?» Не торопись, Дина, еще до дна не добрались;