пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Король-ворон
Вороны подняли свою королеву и унесли ее на крыльях по воздуху в царство холода, в царство льда, где нет ни деревьев, ни травы. До захода солнца они пролетели три тысячи миль. Королеву опустили на землю перед главными воротами замка.---------------------------------Девушку уносят на север,есть искушение связать народ воронов с викингами и Одином.-----------------------------В 885-м под натиском норманнов пал Руан, затем викинги вновь осадили Париж (до этого он уже трижды подвергался разграблению). На сей раз у его стен с 700 судов высадилось около 40 000 воинов. Получив отступные, викинги отошли в северо-западную часть страны, где многие из них обосновались навсегда.
По прошествии десятилетий разбоя незваные северные гости поняли, что доходней и проще обкладывать европейцев данью, благо те рады были откупиться. Средневековые хроники свидетельствуют: с 845 по 926 год франкские короли в тринадцать приемов выложили пиратам около 17 тонн серебра и почти 300 килограммов золота.------------------------------------------------------------------------Следует, однако, отметить, что сам бог не был подвержен воинственному экстазу; он был, скорее всего, сеятелем военных раздоров. Помимо власти над дружинами смертных и "доблестно павших", Один считался богом магии и мудрости. Как старейший из богов, он был почитаем ими как отец. Его можно обвинить в коварстве и кровожадности, но нельзя забывать, например, об его образованности. Внутренняя борьба добра и зла у Одина сродни природе индуистского бога Шивы, великого разрушителя-созидателя индийской мифологии.
Одина часто изображали одноглазым седобородым старцем в синем плаще, чье лицо скрыто капюшоном или широкополой шляпой. Глаз бог отдал Мимиру, хозяину источника великой мудрости, за один лишь глоток из него. Оставшийся глаз символизировал солнце, а потерянное око, символ луны, плавало в источнике Мимира. Чтобы узнать тайну мертвых и обрести дар ясновидения, Один, пронзенный собственным копьем, девять дней висел на мировом древе Иггдрасиль. Затем, утолив жажду священным медом, он получил от великана Бёльторна, своего деда по материнской линии, магические руны — носители мудрости.
У Одина была жена Фригг, проживавшая в Асгарде. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльве, откуда божественная чета могла обозревать все девять миров, наблюдая за событиями настоящего и будущего. Один знал все, что происходит в девяти мирах, и в этом ему помогали дна брата-ворона, Хугин ("мысль") и Мунин ("память"). Облетев миры, птицы возвращались и, сидя на плечах Одина, нашептывали обо всем, что им удавалось узнать.Самого Одина должен проглотить чудовищный волк Фенрир, мерзкий отпрыск бога огня Локи и великанши Ангрбоды.
Марфа, спасибо за интересные ссылки.
А вот обсуждение сказки почему-то не идет у меня. Сама удивляюсь, наверное, в народных сказках метафоры почти все уже в анализе были. Авторские тут интереснее - для меня - в них индивидуальность, отклонения от константы.
Мне понятна метафора разрыв-травы - это, по-моему, инсайт, открывающий что-то нужное в данный момент для осознания, необходимое раскрытие тайны. Это сопровождается "громким хлопком" и "криками"(выброс энергии) и противоестественным движением (трава поднимается против течения),т.е. регрессом. Получилось, что инсайт и регресс - связаны? Так ли это с точки зрения АП?
"В алхимии ворон символизируется негредо, которое в психологическом отношении соответствует тени или, точнее, встрече с тенью, которая на начальной стадии проявляется в виде депрессии. Согласно одному алхимическому тексту: «Принцип искусства — это ворон, который летает без крыльев во мраке ночи и сиянии дня.» В этой связи Юнг делает следующее замечание:«Алхимики называли свое нигредо меланхолией, «чернотой, которая чернее всего черного», ночью, душевным недугом, смятением и т.д., или конкретнее, «черным вороном.»
Ворон алхимиков «летает без крыльев», и поэтому, в некотором смысле, приземлен. У Кафки ворон машет крыльями (возможно, чтобы привлечь к себе внимание) и всегда летает над землей. В таком случае образ «незримого ворона» свидетельствует о том, что хтоническая тень (часть психики человека, коренящаяся в земном и черпающая оттуда снизу новые силы), которая должна возвращать его на землю, парит над землей."http://jungland.ru/node/2345 Дарел Шарп НЕЗРИМЫЙ ВОРОН Конфликт и Трансформация в жизни ФРАНЦА КАФКИ
Автор:
что думаете о нем?
пока искала в сети, как бы его интерпритировать, всплыла мысль - а что, если одноглазый - это как способность видеть внутренним зрением, как третий глаз? а зеленый, как цвет Меркурия и его способность связывать природное и сверхестественное? вот и ворон навевает пророчество и ясновидение.
и получается что сюжет о некой инициации младшей, как передача способностей по мужской линии, т.б. некая ее подготовка к возможности принять и пробудить то, что находится не в зрелом состоянии, т.б в зачатке.
вот как-то так.
марфа, озадачил меня этот зеленый как трава человек, да и еще одноглазый.
что думаете о нем?
пока искала в сети, как бы его интерпритировать, всплыла мысль - а что, если одноглазый - это как способность видеть внутренним зрением, как третий глаз? а зеленый, как цвет Меркурия и его способность связывать природное и сверхестественное? вот и ворон навевает пророчество и ясновидение.--------------------------------------------------Зеленый у меня как-то сразу связался с близостью к природе,ведовству(зеленый-лесной человек,лесовик,знающий в травах,тогда "укладывается" и почему его дочь ищет волшебную траву).Про одноглазость нашла и циклопов и лихо одноглазое)))и некоторых одноглазых богов,но чувствую это не то,соглашусь с вами,что это ближе к "третьему глазу".По-крайней мере -это одна из сказок,где странный вид имеет не только жених,но и папа.Акцент на глазе может быть еще и потому,что ворон-это птица,выклевывающая глаза.Что касается алхимии,то чудесная трава у меня ассоциируется с философским камнем или эликсиром,и поиск ее сродни алхимическому деланию,сначала в стране солнца (но там трава слабая),затем в стране луны (там трава сильнее),а затем в царстве,где нет ни солнца,ни луны-полная темнота.Разрыв-трава также связана с праздником ивана-купалы.----------------------Много и символов альбедо-нигредо:белье прачки,отстиранное девой-женой,белый и черный волк и т.д.-----------------------Прикованность к скале напоминает прометея,или ангела (прикован свинцом и серой-атрибуты дьявола),а также "перекликается"с мифом об Одине,прикованном к мировому дереву.
Свойства разрыв-травы не ограничивались воздействием на материальный мир. Так, обладателя арсиса или прыгуна никто не должен был побороть: «А она добра зело с собою носить, ино человек противо тебя не может стоять никакой на ногах, станешь кулаками битца или боротися. Та ж трава и замки ломает и ничто не держит» (арсис). А бели и «траве о которой ломаются косы» приписывалась функция оберега — они должны были оберегать от еретиков, ведунов, противников: «Естли у кого при нем будет та трава, и он ведунов видеть будет всех, и чары его никакие не возмут, и дух лукавы не приближится» («трава о которой ломаются косы»). Последнее свойство вполне объяснимо. Железные предметы (в том числе замок, коса, нож, подкова) и разного рода узы, узелки в народной культуре славян наделялись, с одной стороны, апотропейной семантикой, с другой — могли быть знаком колдовства. Поэтому разрыв-трава, разрушая их, тем самым разрушала либо колдовство, либо оберег, а значит, сама являлась оберегом еще более сильным.
"Ворон ворону,глаз не выклюет.)
Папа в нигредо впал (ворон), и "погас свет в очах.")
Только "младшая спасет."
"Я открыл окно, и странный
гость полночный, гость нежданный,
Ворон царственный влетает;
я привета от него
Не дождался. Но отважно, -
как хозяин, гордо, важно
Полетел он прямо к двери,
к двери дома моего,
И вспорхнул на бюст Паллады,
сел так тихо на него,
Тихо сел, -
и больше ничего.
Как ни грустно, как ни больно, -
улыбнулся я невольно
И сказал: "Твое коварство
победим мы без труда,
Но тебя, мой гость зловещий,
Ворон древний. Ворон вещий,
К нам с пределов вечной Ночи
прилетающий сюда,
Как зовут в стране, откуда
прилетаешь ты сюда?"
И ответил Ворон:
"Никогда".
Эдгар По.
Потом закричал на все четыре стороны:
— Кра! Кра! Кра!
И со всех четырех концов света потянулись к нему стаи воронов.
==
Самость, кончается нигредо.
марфа, хорошие ассоциации насчет Христа и Люцифера, немного добавлю в том же русле - финист, как анимус, не заряженный теневыми содержаниями, как дух, который находит тебя и вовлекает в сферу горнюю, а ворон - тот, да, те закоулки в душе, в которых дух закупорен в бутыль, дух, посеянный в землю, наследие рода, теневой анимус.
Был когда-то человек, зеленый как трава и с одним только глазом во лбу.-----------------------------------------------Особую роль в представлениях такого рода играет зрительный аспект, с которым связаны две группы мифологических мотивов: во-первых, асимметрия и неполнота форм, во-вторых, слепота и невидимость. Прежде всего, создается впечатление, что завеса, скрывающая потусторонний мир, при его визуализации приподнимается как бы с одного бока, делая его видимым лишь наполовину, что и способствует возникновению диспропорциональных, неполных форм, в числовом выражении связанных со значениями нечетности. Так, по поверьям древних китайцев, за пределами "этого мира" обитают многочисленные одноногие или однорукие существа: за морем на юго-востоке - однокрылые, одноглазые и одноногие птицы; в стране на западе - одноглазые люди, в другой стране - люди с одной рукой, одним глазом, одной ноздрей и полосатые лошади - тоже с одним глазом и единственной передней ногой [Юань Кэ 1987, с. 195-196, 198, 202].
Отсюда - глобально распространенные мотивы асимметрии демонических персонажей. Хромы и кривы, одноглазы, одноруки и одноноги хтонические духи в фольклоре сибирских и центральноазиатских народов [нгаэтаре и вайнга у ненцев, сихео у энцев, сиге и баруси у нганасан, чулюгды и бучу у тунгусов, абааhы у якутов, шулбус у хакасов, глава подземного царства "кривой демон" (сокор кормос) Эрлик у алтайцев, демон тэрэн и ведьма алмас, имеющая единственный глаз и одну грудь, которую она закидывает за спину, у монгольских народов]. Кривизна и хромота - устойчивый признак колдуна по поверьям русских восточной Сибири, что кроме того связано с представлениями о ложности, неправедности, неправильности, противоположности истине [Медведева 1997, с. 6-7]. Естественно, что неполнота форм и асимметрия, особенно характерны для ситуации пересечения рубежа. Весьма выразителен в этом отношении хромой перевозчик в загробный мир из маньчжурского шаманского предания: одноглазый, одноухий, кривоносый, лысый, подгребающий половинкой весла половинку лодки [Волкова 1961, с. 159].
Подобные одноглазые персонажи потенциально связаны с мотивом слепоты, во многих сюжетах и реализуемым (вспомним классическую форму такой реализации в "Одиссее"); убийство приобретает форму ослепления. Выразительны циклопические фигуры гигантских леших в норвежской демонологии. У них глаз - один на всех, поочередно вставляемый в пустую глазницу посреди лба. Таковы же три слепые грайи в древнегреческой мифологии, имеющие один зуб и только один глаз на троих. Это уже промежуточные случаи между мифологической неполнотой форм и мифологической слепотой.
Вообще в мифологической слепоте содержится идея обоюдности - это некое качество, заключенное между субъектом и объектом, признак, в равной мере присущий и тому и другому. Позиции воспринимающего и воспринимаемого суммированы: слепой - не только невидящий, но и невидимый (ср. русское слепой о невнятно, плохо видимом, как, впрочем, и о ложном, обманном [Даль 1980, т. 4, с. 228-229]). В этом плане мифологическая слепота демона сродни его невидимости и передает ту же самую идею труднопреодолимого зрительного рубежа между "нашим" и "иным" мирами.http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov8.htm
Автор изменил свой комментарий 05/12/2014 - 17:44
Чаще всего сейчас Зелёного Человека связывают с образом Jack-o-Green, персонажа карнавалов и шествий Майского дня, который входил в свиту Майских Короля и Королевы, наряду с Лордом Беспорядка, Hobby-horse, Шутом и другими весёлыми личностями. Он был полностью обряжен в зелень, так что были видны только глаза и губы, и больше всего походил на быстро перемещающийся, веселящийся, пьянствующий, резвящийся и отпускающий непристойные шутки куст.
Но вообще Зелёный человек – персонаж куда более древний, чем, скажем, церковная архитектура, да и образ его встречается не только на территории Британских островов, но и в других частях Европы. Он – дух леса и всего того, что растет. Он – тот, кто прячется в зелени и смотрит на нас из листвы. Он – воплощение границы между миром растений и миром людей, но в то же время и тот, кто соединяет эти миры воедино. Весной, когда природа просыпается, когда по стволам деревьев движется сок, когда лопаются почки, выстреливая молодыми листочками, - просыпается и Зелёный человек, воплощая в себе начало «зелёной» части года и всю силу растительного мира. Праздники в честь Зелёного Человека в христианский период слились с праздниками Святого Георгия (23 апреля/6 мая), эти дни в народе стали называть Зелёным Джорджем (Егорием, Ежи etc.), и появление «Зелёного Святого», несущего жизнь и здоровье, приветствовалось ветвями со свежими листьями – чаще всего ему посвящали ивовые побеги, а в других местах ежевику и вербу, из которых сплетали венки и гирлянды, чтобы украсить свою одежду, дома, сосуды для воды и молока, но связан он и с другими растениями – с плющом и виноградом, остролистом и тисом, дубом и терном. Считалось, что приходя, он наделяет людей и животных той же неудержимой силой, которая заставляет растения в это время бурно идти в рост, на некоторое время стирая границу между силами растений и силами существ из плоти и крови. В других местах он выступает как воин, ежегодно сражающийся и ежегодно же побеждающий зимнего персонажа (это отсылает нас к кельтскому мотиву вечного сражения двух королей – зимнего и летнего, и к более позднему образу Зелёного Рыцаря из артурианских легенд). Сохранились и обряды, где Зелёного человека, Лесного короля, и его спутницу, Черную Королеву убивают в конце майских торжеств, тут может быть два варианта понимания обычая: либо в жертву приносится его человеческая часть – чтобы его растительная сила могла беспрепятственно разлиться по миру и раствориться в нём, либо именно в этом торжестве принимает участие не Летний Зелёный человек, а Зимний (эту версию подтверждает и то, что его спутница называется Черной – это обычно относится к существам тёмной половины года). Кстати, существует и образная и смысловая связь между Зелёным человеком и мёртвой головой, поросшей зеленью – то, что было живым, даст силу растениям, которые, в свою очередь, напитают живых.
Кроме человеческой формы Зелёного, сохранились и мотивы, где он выступает не человеком, а зверем, из которого прорастают листья. Животные эти как правило либо священны для данной местности, либо обладают общепризнанной силой – сохранились изображения прорастающих листьями вепрей и львов, быков, волков и драконов, сохранилось и изображение оленеголового рогатого человека, увитого зеленью. Тут можно усмотреть связь с тем, что Зеленый Человек – один из ликов лесного божества, покровительствующего жизни вообще и животным в частности, - Рогатого Бога.http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.history/wedma.greenman_greenwoman.htm
Издревле считалось, что цветок разрыв-травы наделен волшебными свойствами и способен открывать любые замки. Однако, чтобы использовать его по такому назначению, необходимо было выполнить несколько условий при сборе растения. Люди находили гнездо дятла с птенцами и ждали, пока птица-мать улетала из гнезда. После этого гнездо закупоривали. Птица, вернувшись и увидев, что проход в гнездо закрыт, должна была слетать за стеблем разрыв-травы. Она подлетала к затычке, подносила стебель, и тогда раздавался громкий хлопок — затычка вылетала. Человек должен был в этот момент громко закричать, чтобы дятел уронил из клюва на землю стебель травы, который нужно было поднять с помощью красной или белой тряпочки. Считалось, что именно такой стебель откроет любой замок. Если приложить траву к замку или двери, то они вмиг разлетятся. А, чтобы насолить кузнецу и испортить его работу, достаточно было бросить разрыв-траву в кузню. Разрыв-трава, по поверьям, ломала все — медь, сталь, серебро и даже золото.
Еще разрыв-траву добывали в полночь, накануне Иванова дня. Нужно было забраться в пустырь и косить траву до тех пор, пока не сломается коса. Это был знак, что коса наткнулась на разрыв-траву. В этом месте необходимо было собрать всю скошенную траву и бросить ее в ручей или реку. Обыкновенная трава тонула и плыла бы вниз, а вот разрыв трава начинала плыть против течения. Тут-то ее и вылавливали.http://mifflow.ru/slavyane/razriv-trava