Кларисса Пинкола Эстес "Освободите Сильную Женщину. Совершенная любовь благословенной матери к дикой душе"


Перевод Э.И.Мельник, М:Эксмо, 2014 Рецензия Ю.Же: Кларисса снова написала книгу, которая, как и «Бегущая с волками», разговаривает не просто с вашими мыслями или сердцем. Эти слова попадают в кровь (женщины или анимы) и кипят там. Я прочла книгу в некоторой спешке (что делать наверняка не следовало), готовясь к лекции, и потом попыталась передать некоторые мысли незнакомой аудитории… На следующий день в полуживом состоянии позвонила коллеге, чтобы пожаловаться на очень сложное психосоматическое состояние и вот какой диалог у нас состоялся: - Ты где? - Я в кровати… - В скороварке? … Я засмеялась и поблагодарила Астине за профессионализм. Действительно она одним словом сформулировала моё состояние: высокое давление и температура. Нужно было остужать и выпускать пар понемногу. Наша душа по рождению христианка? И при этом отношения с религией в основном сложные, неоднозначные… Мы понимаем, что миф о Христе претерпел множество ревизий? и готовы воспринимать его как миф, веря, однако, что был некий реальный мужчина-еврей Иешуа, чья жизнь была жизнью ставшей потом культурным мифом и архетипом. Мы воспринимаем Его амбивалентность Человек – Бог, как и свою распятость между. С Его Матерью ещё сложнее и потому часто вытесняемо или уплощаемо. Она – противоположность пугающей Великой матери (Кибеллы, Паучихи). Она - святая непорочная дева и одновременно – главная из матерей, Она – главная из матерей, пережившая смерть своего ребенка, Она – земная и небесная. Насколько земная? Именно на этот вопрос больше всего отвечает Кларисса Эстес. Начиная с истории возведения собственного святилища при помощи старой ванны и пропитого каменщика. Начиная с важного для меня лично акцента на Её ногах – больших крестьянских ногах, привыкших ходить. Как часто мы слышим и говорим «ну, это всего лишь символ!». Мы заигрываемся в символическое, забывая о земном, в котором не меньше смыла. И потом символ подменяет прототип. Живая вода уходит, а мы всё ходим с чашками к украшенным «источникам». Когда-то давно я была поражена, прочитав у Л.Улицкой: «всякая женщина, почувствовав тяжесть под сердцем, понимает, что произошло чудо, не только Мириам». Потом я сделала своё тайное еретическое открытие про непорочное зачатие. Молодая женщина вышла замуж по воле родителей за пожилого плотника. И забеременела. Как быть? Какие слова надо сказать ему, какую уверенность вселить, чтобы и он мог это вынести? Во всех народах во все века были женщины, у которых хватало смелости рожать детей от Зевса и Одина, Духов Леса и Ветра. От матерей это требовало особой силы веры (в себя? в правду жизни?), и дети их всегда вырастали героями и борцами. Мириам не только сделала это, Она подарила нам закон, который патриархальное общество не очень-то популяризирует: всякое зачатие непорочно. То есть, если ребенку дается жизнь, то никакого греха, порока быть не могло. Точка. Не обсуждаемо. Были и другие мои понимания. Они были моей тайной. Моим личным. Не было даже уверенности, что это можно обсуждать с кем-то. Лет в 30 (ещё до знакомства с Юнгом) я переживала православный опыт, следуя правилам и трепеща от таинств. И в один из дней пришла на исповедь, искренне доверив духовнику свой сокровенный опыт общения с Иисусом. Я получила жестокую отповедь, суть которой сводилась к тому, что я никоим образом не могу, не имею ни прав, ни возможностей общаться непосредственно ни с Отцом, ни с Сыном, ни с Св.Духом. На это имеют право только посвященные, к помощи которых мне и следует прибегать. Я видимо должна извиниться перед Вами за обилие личного материала, возможно в ущерб цитированию и пересказыванию книги. Простите. С другой стороны может быть мне удалось настроить Вас на «Сильную женщину», которая изобилует именно личным материалом К.П.Эстес. И думаю, Вас тоже настроит на это. Эстес пишет о том, что можно и должно выстраивать личные отношения с Девой-Матерью, при чём в ответ на то, что Она выстраивает личные отношения с каждым. Она напоминает, что архетип Мадонны, Великой матери живой, и каждый из нас в ответе за то, чтобы он не оставался лубочной, запертой в золото картинкой, а наполнялся жизнью в наших кострах, бандах, семьях, грядках и домах. «Сильная женщина» - это разговор о личном и всеобщем, это набор молитв и инструкций по их созданию, это притчи и были, это смелое снятие ложных покровов и смиренное общение через стену, это призыв и утешение, это… И не думайте, что книга для женщин. И не думайте, что для мужчин. Кларсисса, как и её каменщик делает это для Неё. Один из множества выписанных мной из книги подарков: «Неминуемая любовь»… Наверное, книга в основном про это. И потому для тех, кто способен её выносить . А главный из подарков: «Жить во всю душу». Автор явно живёт так и нам предлагает. Завидую Вам, коллега, немного – у Вас эта книга впереди. Да прибудет…

"Бегущая с волками"  была первой книгой, в которая я прочитала про Юнга. Очень хотелось найти новую книгу, но начала читать спотыкаясь. Эстес пишет без цензуры вообще - непривычно. Мне показалось, что много наивного, когда пишет  о российских политических событиях. 

Религиозные переживания и возвышенный тон речи отвлекают, но все отходит в сторону, когда появляется реальный мир и её собственный опыт.

Запомнилось несколько простых и верных её итогов. 

Человек, как любое большое растение,  держится и питается корнями. Грязь не всегда пачкает, и обугленная Госпожа еще ближе душе.

"Это вы так думаете" - сказано про негативное отрицание, в которое впадают после травмы. Эстес повторяет эту фразу как молитву, чтобы показать разницу между объективным и субъективным (ранящим) восприятием ситуации, для переживающих горевание. Этот рецепт рассчитан на читателя, который  ищет в её книге помощь, а не цитату.

Есть интересный образ : дымящееся зеркало - символ  негативного божества. Если туман и дым - то место, где блуждают в поисках выхода, а зеркало - водная гладь, в которую смотрится Нарцисс, то картина объединяет многие знакомые смыслы в одно странное "существо". "Дымит" -  то ли сгорает, то ли испаряется под солнцем разума граница зеркала, которая  мне представляется разделением/соединением бсс (воды) и сознания.  "Дымление" (для меня) -  образ переходной ситуации.

Читал книгу,ну вообщем Кларисса на ряду с Шиной Болен,являются юнгианскими уклонистами.Понятия Анима и Анимус,перевёрнуты.У энтой Клары есть ещё книга ,,Волшебный садовник,,,где она пропагандируют своего дядюшку-еврея из концлагеря.Блин ,типо учит землю поджигать  .
Ну и так, для информации:"5.4 На форуме запрещены и подлежат удалению высказывания, содержащие:
призывы к политической или религиозной борьбе, разжиганию национальной розни, содержащие дискриминацию по религиозным, национальным, политическим, гендерным и другим признакам,"
В косвенной форме тоже ,шоли запрещено?! .Так для сведения,имею международную дизайнерскую квалификацию,and диплом художника.Делаю мир лучше.
Радостно за вас. Но при такой антисемитской прыти не удивляйтесь, если всё больше тем на сайте не будет иметь для вас кнопки "ответить". Прочитала статью. Дядюшка был, если что, венгр))).Вот что значит фильтр в голове...
Марфа-М,кнопка ответить-это своего рода замок.У славян никогда замков не было.т.е закрытых дверей...,тем если хотите.
Марин,ты форум случайно не попутала?!Это юнгианский форум,не эриксонианский. .
Верхнее образование - еще не гарантия, что  в верхушке что-то есть.