"Воспитание, насилие и покаяние" Алис Миллер

Из книги : "Человека, который довел до совершенства умение приспосабливаться к общепринятым образцам поведения, называют " нормальным человеком", но это умение позволяет легко использовать его в самых разных целях. При этом происходит не утрата индивидуальности, поскольку таковой и не было,а постоянная замена одних ценностей другими. Какими именно - для данного лица не имет значения до тех пор, пока системой ценностей "правит" принцип послушания. Образ вождя или идеологические установки легко занимают в его сознании место требовательных родителей, которых он идеализирует. Так как они всегда правы, не нужно ломать голову, насколько справедливы и правильны их требования. И откуда он возьмет критерии оценки, когда вопрос о том, что справедливо, а что нет, решался без него? Ведь у него не было возможности хоть раз дать волю своим чувствам, его убедили в том, что любая критика поступков родителей опасна для его жизни. В результате отсутствуют даже зачатки критического мышления. Если человек не сумел к определенному возрасту выстроить свой собственный внутренний мир, он оказывается в полной зависимости от вышестоящих. Маленький ребенок точно так же всецело зависит от родителей. В этом такой взрослый и ребенок поразительно схожи друг с другом. Слово "нет" по адресу власть имущих тоже кажется ему опасным для жизни. Те, кому довелось стать свидетелями резких перемен политического курса, расказывают, что многие с поразительной легкостью приспосабливались к новой ситуации и без тени смущения меняли свои убеждения на прямо противоположные. При смене власти они просто переворачивали страницу своей памяти. И тем не менее, даже если это верно по отношению к большинству, всегда находились люди, которых невозможно было заставить изменить своим принципам. ... человек, не желающий приспосабливаться к условиям тоталитарного режима, поступает так вовсе не из чувства долга или по наивности. Просто он не может изменить самому себе. Чем дольше я занимаюсь этой проблемой, тем больше склоняюсь к выводу:честность и способность любить надо воспринимать не как " добродетели" или нравственные категории, а как следствие более или менее милостивой судьбы. Понятия морали и чувства долга способны лишь заменить главное. Чем сильнее человеку в детстве опустошили душу, тем мощнее у него доджен быть интеллект и тем чаще он вынужден прибегать к морали как с субституту чувств. Но не нравственность и чувство долга являются источником жизненных сил и порождают стойкую приверженность принципам. Их можно сравнить с протезами, на которые всегда можно опереться. Но в протезах нет кровеносных артерий, они продаются, да и пользоваться ими может кто угодно. Считавшееся вчера хорошим и добрым сегодня по указанию правительства или партии рассматриваются как злое и губительное, или наоборот. Но человек с незаблокированной эмоциональной сферой всегда остается самим собой. У него нет другого выбора, ведь он не хочет терять свое Я. Яростные нападки, бойкот, утрата уважения и любви не оставят его равнодушным, он будет страдать и бояться, но ни при каких условиях не захочет отказаться от собственного Я. В ответ на требования, которым противится его существо, он всегда скажет решительное "нет". Он просто не может иначе. Так обстоит дело с людьми, которым повезло иметь ро-настоящему любящих родителей, адекватно относящихся к пооявлению чувств и желаний ребенка. То же можно сказать о людях, узнавших в процессе психоанализа, что риск утраты любви окупается обретением утерянного Я.Ни за что на свете они не захотят потерять его вновь." ....

"У людей, воспитанных в системе ценностей «черной педагогики» и незнакомых с психоанализом, моя откровенно антипедагогическая позиция, вероятно, вызовет страх, и это чувство будет вполне осознанным, или их разум отвергнет ее. Они упрекают меня в равнодушии к священным ценностям или в том, что я нахожусь во власти наивного оптимизма и понятия не имею, как злы могут быть дети. Подобные обвинения меня нисколько не удивят, так как я слишком хорошо знаю их подоплеку. Тем не менее я хотела бы высказаться по поводу моего «индифферентного» подхода к пресловутым ценностям. Для каждого педагога очевидно, что лгать, причинять другому человеку боль и обижать его – это плохо, что нельзя на жестокость родителей отвечать жестокостью, вместо того, чтобы  с пониманием отнестись к их добрым намерениям. С другой стороны хорошо, когда ребенок всегда говорит правду, благодарен родителям за их добрые намерения, даже в случае самого жестокого с ним обращения, принимает их представления об окружающем мире и критически относится к своим, и, главное, беспрекословно выполняет все требования взрослых. Но для того, чтобы привить ребенку эти коренящиеся как в иудео-христианской, так и в других традициях ценности, взрослые иногда вынуждены лгать, искажать факты, прибегать к насилию, унижать ребенка. Однако они не видят в этом ничего плохого, поскольку сами были воспитаны в соответствующем духе и теперь убеждены, что они необходимы для достижения священной цели, то есть для внушения ребенку отвращения ко лжи, манипуляциям, жестокости, злобе и эгоизму. Из вышесказанного следует, что традиционные моральные ценности в системе воспитания всегда трактовались как нечто относительное. Определяющими здесь являются иерархия и властные полномочия. По ним судят о поступках человека, о том, что хорошо, а что плохо. Этим же принципом руководствуются и в других ситуациях: сильный всегда может навязать свое мнение окружающим, а победителю в войне рано или поздно прощают преступления, совершенные на пути к победе.

Но анализ психической реальности тоже приводит нас к выводу об относительности моральных принципов: ведь невозможно никого не обидеть, говоря правду, трудно выказывать благодарность, не ощущая ее, делать вид, будто не замечаешь жестокости родителей и стать самостоятельной, способной к критическому восприятию личностью. Стоит только оставить в стороне абстрактную систему ценностей религиозной или философской этики и обратиться к конкретной психологической реальности, как неизбежно возникают сомнения в абсолютном характере моральных ценностей. У людей, незнакомых с такого рода мыслями, мои сомнения в абсолютном характере ценностей, на которых зиждется педагогика, и в ценности воспитания вообще почти наверняка вызовет шок. Они сочтут мои соображения нигилистическими, опасными и, может быть, наивными. Это будет зависеть от их собственного опыта. В свое оправдание могу лишь сказать, что и для меня существуют вечные ценности, от них зависит наше выживание в этом мире. Средин них – уважение к слабому, а значит и к ребенку, и просто уважение к жизни и к ее законам. Без этого уважения невозможно никакое творчество. Для фашизма во всех его проявлениях характерно пренебрежение жизненными законами, его идеология убивает и кастрирует душу. Среди ведущих фигур Третьего рейха я не нашла ни одного, не прошедшего в детстве суровую школу воспитания. Не должно ли это заставить нас задуматься?

Люди, которым разрешалось с самого раннего детства адекватно, то есть со вспышками гнева, реагировать на сознательно или неосознанно нанесенные им оскорбления, на неудачи или обиды, сохранят способность к адекватной реакции и в зрелом возрасте. Свои ощущения они смогут выразить в вербальной форме. Вряд ли у них возникнет потребность схватить обидчика за горло. Такую потребность испытывают люди, которые постоянно вынуждены сдерживать себя, чтобы не "сорваться". Как только они "срываются", ситуация становится непредсказуемой. Часть тех, кто боится не совладать с собой, опасается любых спонтанных реакций, а часть срывает свой гнев на других или совершает акты насилия в виде убийств и террора. Человек, воспринимающий свой гнев как частицу себя самого или способный его интегрировать, никогда не будет в отношении других применять грубую силу. Но у него появится потребность в насилии, если он не сможет объяснить себе причину возникновения гнева, если ему в детстве было запрещено выражать свой гнев, если у него не было возможности пережить его как часть себя, потому что в его окружении это было немыслимо.

Представляя себе эту зависимость, уже не удивляешься статистическим данным, что 60% лиц совершивших в последние годы в Германии акты террора, выросли в семьях священников. Трагизм данной ситуации заключается в том, что родители несомненно желали детям только добра."

Вспомнились фильмы "Фанни и Александер" , "Белая лента"...

Более радикальный вариант перекладывания ответственности, приводящий к тяжелому хроническому чувству вины, – это взваленная на ребенка ответственность за судьбу родителей.

«Когда родители объясняют ребенку, что он глубоко неправ, используя реплики вроде «ты посмотри, до чего ты довел мать», «я целый день убирала квартиру, а ты тут такое устроил», «я на тебя всю жизнь положила», «мама так много работает, чтобы у тебя все это было», у ребенка формируется чувство бесконечного долга, который не сможет оплатить никогда. Соответственно, как только он делает что-то не так, он испытывает мучительное чувство вины, потому что «вредит» и без того замученной маме», - поясняет Андреева.

Подспудный мотив такого взаимодействия с детьми, по словам Марии, заключается в намерении воспитать для себя безотказного помощника – ребенка, готового ради нужд и капризов родителей в любой момент бросить все свои дела и примчаться на край света. «Это обеспечение себе заботы, компенсация недостатка компетенции в собственной опоре, – говорит Мария. – Когда на ребенка по сути перекладывают ответственность за то, как сложилась судьба родителей, он начинает ощущать, что должен сделать родителей счастливыми, поскольку виноват в их несчастьях. Ну а родители будут всю жизнь жаловаться: ведь пока они чем-то недовольны, ребенок вокруг них пляшет. Таким образом недовольство становится способом управления».

«Обвиняя ребенка в собственных проблемах, родители воспитывают эмоциональную созависимость: «Я чувствую то-то, потому что ты мне сделал то-то», – объясняет Пояркова. – Ребенок неспособен сказать матери «если ты обиделась, это не значит, что я тебя обижаю», это взрослая рефлексия. В результате, мы имеем на выходе в лучшем случае невротика. Бывают печальные истории, когда с мамой что-то случается. Если ребенок с младенчества знал, что он виноват во всем, что происходит с мамой, а мама погибает или тяжело заболевает, то чувство вины становится глобальным, уничтожает человека психически. Дети и так склонны испытывать чувство вины, но если оно всегда подкреплялось, то налицо очень тяжелая эмоциональная травма».

В целом, повзрослев, такие люди часто испытывают ощущение, что все плохое в жизни так или иначе случилось из-за них. Даже если человек ничего не сделал, он будет испытывать вину за собственное бездействие.http://letidor.livejournal.com/55538.html
Клара 2014-12-23 10:17:13
Вспомнились фильмы "Фанни и Александер"
Один из моих любимых фильмов - очень хорошо передана атмосфера рождества, восприятие ребенка, который перестает быть ребенком.

Клара, а почему вспомнился этот фильм? 

grom1113 2014-12-24 14:01:07
Клара, а почему вспомнился этот фильм? 

 Гром, в связи с материалами, которые выложила в этой теме. Когда отец у них умирает и мать выходит замуж за священника, то отчим начинает их учить уму разуму на свой манер. Как это болезненно воспринимается даже зрителем, не говоря уже о самих детях, после первой части фильма, где рождество, театральные представления, праздник... Очень люблю этот фильм Бергмана.
Клара 2014-12-24 15:03:42
то отчим начинает их учить уму разуму на свой манер.
Классический образец садиста.

Клара 2014-12-24 15:03:42
Очень люблю этот фильм Бергмана.
Талантливый режиссер, который умеет создать атмосферу. Мне еще нравятся его "Девичий источник" и "Осенняя соната".