пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Слабое и сильное эго
Хотелось бы поговорить о слабом и сильном эго. Что это означает? у меня пока нет ясности.
-
У меня тоже до сих пор нет ясности, поэтому приходиться искать ответы не только у Юнга, но и у других авторов/исследователей.
-
Не поленюсь, поцитирую Стайна.
"...Эго - это технический термин, который происходит от латинского слова, означающего "я". Сознание - это состояние бодрствования, и в центре его находится Я. Это очевидная отправная точка, это вход в обширную внутреннюю область, которую мы называем психикой. В то же время это сложное специфическое свойство психики, все еще таящее в себе множество загадок и вопросов, остающихся без ответа..."
"...Юнга больше интересовало то, что лежит ниже сознания во внутренних сферах психики, но вместе с тем он поставил перед собой задачу описать и объяснить человеческое сознание. Он хотел создать полную карту души, а эго-сознание является главной характерной особенностью исследуемой им территории. На самом деле Юнга нельзя назвать эго-психологом, но все-таки он приписал социальную ценность именно Эго. Он предложил список функций Эго и распознал решающее значение большего осознавания для будущего человеческого существования и культуры..."
-
""Почему так важно-особенно в психологии-понимать природу эго-сознания? Потому что нам необходимо вносить исправления в искаженную картину. Юнг говорил, что любая психология-это личное вероисповедание. Каждый творческий психолог ограничен своими собственными личностными предубеждениями и неисследованными предположениями. Не все, что кажется истинным даже самому серьезному и искреннему сознанию исследователя, обязательно является точным знанием....Юнг настойчиво повторял, что критическое понимание сознания в науке так же необходимо, как и в философии...."
-
Юнг дает следующее определение Эго:"Оно представляет собой центр поля сознания как такового; и в той степени, в которой его охватывает эмпирическая индивидуальность, Эго является предметом всех личностных действий сознания". Сознание - это "поле", а то, что Юнг называет эмпирической индивидуальностью, является нашей личностью, какой мы ее знаем в непосредственном переживании. Эго как "предмет всех личностных действий сознания" находится в центре этого поля. Термин "Эго" относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия. Определение Эго как центра сознания проходит через все работы Юнга..."
-
В общих чертах... лучше конечно читать книгу целиком.
-
Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой.
Мне кажется, что в этом тексте идет речь не совсем о том "Эго" о котором писал Юнг. А скорее об одном из проявлений "я" в социальном коллективе (поведение в обществе)
-
Автор изменил свой комментарий 21/01/2015 - 11:46
Юнга больше интересовало то, что лежит ниже сознания во внутренних сферах психики
вот и я доселе больше интересовалась бессознательным и что в нём и как влияет на поведение, а в итоге на эго и целостность
в первом отрывке очень интересным показалось взаимодействие в психике между эго-прилежащим комплексом и эго-проецируемым, которое приводит к интеграции каких-то неприемлемых качеств, обладающих противоположными полюсами - хотя наверное упрощаю, нужно еще поразбираться
.hobit 2015-01-21 10:53:32Термин "Эго" относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия.hobit, из какой книги Стайна отрывок?
Юнг пишет: «Существование комплекса заставляет подвергнуть сомнению наивное предположение о единстве сознания ...и верховенстве воли»
Насколько Эго "независимо" от комплексов? Настолько насколько они осознанны? являются эго-прилежащими?
Автор изменил свой комментарий 21/01/2015 - 13:04
hobit, из какой книги Стайна отрывок?
"Юнговкая карта души", мне ее посоветовали почитать и я теперь часто к ней обращаюсь.
-
Клара 2015-01-21 11:36:02
Насколько Эго "независимо" от комплексов? Настолько насколько они осознанны? являются эго-прилежащими?
Ваши слова я для себя могу перевести так "насколько я независима от своих ощущений, представлений, реакций, настолько насколько они осознаны? Как мои ощущения, реакции (итд) соотносятся со мной и с моим восприятием мира?".
-
Я не уверена, что современная психология выработана более менее стандартизированную систему обозначений (таких как в математике, физике, химии), чтобы можно было без искажений применять знаки и технические термины с определенно приписанными им значениями. Поэтому, чтобы не путаться, предпочитаю сейчас говорить на психологические темы бытовым языком.
-
Клара 2015-01-21 11:36:02
вот и я доселе больше интересовалась бессознательным и что в нём и как влияет на поведение, а в итоге на эго и целостность Опять же можно попробовать перевести вашу фразу на бытовой язык и посмотреть что получится.
"...что в наших не осознаваемых или не до конца осознаваемых реакциях, поступках, суждениях (итд) влияет на наше поведение, а в итоге на наше ощущение себя и на наши истинные желания, устремления, мировоззрение...(итд)..."
-
hobit 2015-01-21 13:03:10
"насколько я независима от своих ощущений, представлений, реакций, настолько насколько они осознаны? Как мои ощущения, реакции (итд) соотносятся со мной и с моим восприятием мира?".
а можно описать что означает, что я независима от своих ощущений и представлений? непонятно, что остаётся в "я".
Клара, попробуйте прочитать мой пост с другим интонационным окрасом))
угу, знак вопроса пропустила это все от торопливости, а может от зацикленности, чудеса да и только
Эго всегда стремится к самости, слабое - слабо, сильное - сильно.
А мне кажется слабое эго стремиться к самости (окончанию борьбы), сильное - избегает этой встречи до самой последней минуты.
Я разволновался сначала, очень встревожился. Дрожа, я поднялся по ступенькам и уже собрался постучать в дверь, но вдруг, в озарении, я увидел… Если я постучу и Бог откроет дверь, то что дальше? Всё кончится. Моё путешествие, моё паломничество, моё большое приключение, моя философия, моя поэзия, все стремления моего сердца — всё кончится! Это будет самоубийство.
..я снял ботинки, чтобы, сходя по ступенькам, не шуметь. И, как только сошёл вниз, я побежал и не оглядывался назад. После этого я бегаю и бегаю тысячи лет.
Источник:
в моем понимании до сегодняшнего дня слабое эго,- это своего рода незнание себя или недостаточно чёткий образ себя,С моей точки зрения, сила и слабость эго зависит от оси эго-самость. В зависимости от того, насколько она прочна - эго чувствует себя слабым или сильным. Эго - это также комплекс - комплекс ПРЕДСТАВЛЕНИЙ человека о себе, которые в итоге вовсе могут быть не ИМ. Переживание своей уникальности, бытия, права быть / жить / идти своим Путем, которые дает самость (с маленькой буквы) наполняет личность прежде всего экзистенциональным смыслом, который наполняет силой и позволяет противостоять не только внешним испытаниям, но и внутренним.
Всё кончится. Моё путешествие, моё паломничество, моё большое приключение, моя философия, моя поэзия, все стремления моего сердца — всё кончится! Это будет самоубийство.Из Кинга "Темная Башня":
"Он ухватился за ручку. С выгравированной на ней дикой розой, которая оплела револьвер, один из тех больших древних револьверов, которые принадлежали его отцу и которые он потерял навеки.
Однако они снова станут твоими, — прошептал голос Башни и голос роз: эти два голоса слились в один.
Что ты такое говоришь?
Ответа он не услышал, но ручка повернулась под его пальцами, и, возможно, это был ответ. Роланд открыл дверь на вершине Темной Башни.
Увидел и все понял сразу, знание это обрушилось на него, как удар кувалды, горячее, как солнце пустыни, которая была апофеозом всех пустынь. Сколь много раз он поднимался по этим вот ступеням, после чего его спускали вниз, разворачивали, отправляли назад? Не в самое начало (там еще можно было что-то изменить и снять временное проклятие), но в тот самый момент в пустыне Мохайн, когда он наконец-то осознал, что бездумный, не подлежащий сомнениям поход может завершиться успешно? Сколько раз он путешествовал по петле, похожей на скобу-защелку, которая когда-то отвалилась от его пупка, его собственного тет-ка кан Ган? И сколько раз ему еще придется пройти эту петлю?
— О нет! — закричал он. — Пожалуйста, только не это! Пожалейте меня! Проявите милосердие!
Руки все равно толкали его вперед. Руки Башни не знали, что есть милосердие.
Они были руками Гана, руками ка, и они не знали, что есть милосердие.
Он почувствовал запах щелока, солончака, горький, как слезы. За дверью начиналась пустыня: белая, ослепляющая, безводная, ровная как стол, разве что на горизонте виднелись подернутые дымкой горы. А из-под запаха солончака пробивался запах бестравы, которая приносила сладкие сны, кошмары, смерть.
Но не для тебя, стрелок. Для тебя — никогда. Ты ускользаешь. Ты меркнешь. Могу я быть предельно откровенна? Ты продолжаешь свой путь.
И всегда ты забываешь про предыдущий раз. Для тебя всякий раз становится первым.
Он предпринял еще одну попытку попятиться. Бесполезно. Ка была сильнее.
Роланд из Гилеада прошел через последнюю дверь, ту самую, которую всегда искал, ту самую, которую всегда находил. И она мягко закрылась за ним."Гениальный и трагичный конец - пройдя огромный путь к своей цели он замкнул круг и оказался снова в Начале.
Автор изменил свой комментарий 22/01/2015 - 19:57
к сновидящему эго можно применить понятие слабого эго, Получится путаница. Дефектов мышления и глюков с памятью бывает полно и при сильном эго. Это же "симптомы", за которыми могут стоять существенно различные причины и цели.
Автор изменил свой комментарий 22/01/2015 - 21:10
почему могут быть нарушены связи, что на это влияет? Например, травматический опыт. Или дефициты. Или нерешенные внутренние конфликты.
Клара 2015-01-22 20:03:16
Я уже приводила в теме про такие расстройства (на старом форуме) примеры из практики, когда временно менялся стиль общения, голос и характер человека вместе с переключением от одной части к другой.
Из классики бытового жанра: "Ну что ты за человек такой! как трезвый - золото, как пьяный - такое г...!" Соответственно, при наборе определенной дозы алкоголя происходит переключение и отчетливая смена поведения.
Получится путаница. Дефектов мышления и глюков с памятью бывает полно и при сильном эго. Это же "симптомы", за которыми могут стоять существенно различные причины и цели. ----------------------------------Ну, в тех примерах, которые я привела, это не совсем глюки, а скорее почти полное отсутствие памяти, что касается ,например, ложного воспоминания, сразу пришедший на ум пример из Дикманна с ложно запомненым)) сюжетом сказки как раз и свидетельствующим о вторжении некого комплекса в сознание девушки и приведшее к искажению сюжета. Думаю, с этим связано и отсутствие или искажение памяти на события детства.
Автор изменил свой комментарий 22/01/2015 - 21:26
Автор изменил свой комментарий 22/01/2015 - 23:02
Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию.А многие гении совсем не получали признания в своей жизни. Этим и объясняются их болезни (?)
Все индивидуально. Если вспомнить писателей и поэтов эпохи соцреализма, то почти каждому пришлось творить, не получая отклика или "получая" его как удар по голове.
значит они страдали в той или иной мере - "индивидуально"
"Складывающаяся в современном мире ситуация схожа с историей Фауста, продавшего свою душу Мефистофелю за обещание, которое не могло быть выполнено. Дьявол искушает удовольствием, предоставить которое не в его власти.
История Фауста со времен Гете не потеряла своей актуальности. Как пишет Бертрам Джессап в предисловии к своему переводу «Фауста» **, «магия шестнадцатого века и наука двадцатого схожи в своем стремлении или намерении доминировать и распоряжаться жизнью. Более того, значимость этого многократно усилилась с падением авторитета всемогущего Бога». Элиас Карретти говорит: «Человек сам у себя украл Бога»***. Человек получил власть осуждения и уничтожения, власть, бывшую прерогативой наказывающего Вседержителя. И теперь, при наличии власти, кажущейся неограниченной, и при отсутствии сдерживающих сил, что может помешать человеку уничтожить самого себя?1
Важно понимать, что все мы, подобно доктору Фаусту, готовы уступить дьявольским посулам. Дьявол есть внутри каждого из нас, воплощенный в эго, он обещает исполнение желаний при условии, что мы подчинимся его стремлению доминировать. Господство эго над личностью не что иное, как дьявольское извращение сущности человека. Эго не должно быть хозяином тела, но лишь его верным и преданным слугой. Тело, в противоположность эго, стремится к удовольствию, а не к власти. Телесное удовольствие является источником всех наших приятных чувств и позитивных мыслей. Отнимите у человека телесное удовольствие, и его переполнят фрустрация, злоба и ненависть. Его мышление станет извращенным, творческий потенциал иссякнет. У него разовьется установка саморазрушения." А.Лоуэн
Тело, в противоположность эго, стремится к удовольствию, а не к власти. - - К сожалению происходит постоянная путаница когда мы пытаемся совмещать разные подходы и разные школы. К сожалению совсем не знакома с идеями школы телесно-ориентированой терапии, но судя по приведенному отрывку тут эго и тело выступают не в том же значении, что в юнгианском подходе. - В моей интерпретации и понимании юнгианского подхода "тело" выглядит так. К вопросу о жертвах и насилии Самости.
Дьявол есть внутри каждого из нас, воплощенный в эго, он обещает исполнение желаний при условии, что мы подчинимся его стремлению доминировать. Господство эго над личностью не что иное, как дьявольское извращение сущности человека. Эго не должно быть хозяином тела, но лишь его верным и преданным слугой.
На мой взгляд, в этой части отрывка речь и "сильном эго", как его описала Сорелла. А тело соединено с эмоциями, комплексами, бессознательным
Сам эго-комплекс, как я понимаю, соотносится с такими проявлениями высшей нервной деятельности, как память, мышление и речь, особенно с памятью. Действительно, чтобы иметь представление о "я" надо осознавать себя в течение достаточно длительного периода времени.
Иметь представление о "я", это вы хорошо сказали, Марфа. Только у нас есть пока нерешаемая проблема с памятью. "Вся королевская конница и вся королевская рать не могут Шалтая-Болтая собрать."- извиняюсь за вольную ассоциацию.
Что касается связи эго с высшей нервной деятельностью, это удобно и для его определения и для его локализации в теле (психике). А так получается, что эго-некая абстракция, "болтушка" вне тела.
Проблема в то, что похоже юнг описывает эго как то, что я бы назвала совокупность или комплекс ума, тела и духа. но это мое понимание
Оказывается сколько всего связаного с эго...
нашла у А. Лоуэна об идентификациях эго и эго удовлетворении, -тоже интересно.
"Любая эго-идентификация является формой самовыражения. Человек, который купил большой дом, говорит всему миру: «Посмотрите. Я владею этим домом. Я идентифицирую себя с ним». Однако лишь эго идентифицировано с домом, если только этот человек не принимал личного участия в планировке или строительстве. Точно так же человек, накопивший крупную сумму денег, чувствует свою идентификацию с деньгами. Говоря: «Я стою два миллиона долларов», он тем самым говорит: «Я — это два миллиона долларов». И фанат, который на уровне эго идентифицирует себя с «New York Giants», реагирует так же: «Я — это «New York Giants»». При этом он говорит: «Мы выиграли».
Самовыражение посредством идентификации эго может показаться слабой заменой подлинного, а именно — самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением такова, что идентифицирующий себя человек переживает происходящее как реальность. В любой идентификации должен присутствовать некоторый аспект реальности. Если человек является членом клуба, то он имеет все основания испытывать гордость за успехи клуба. Многие люди идентифицируют себя со школами, где учились, и чувствуют на себе отблеск достижений или тень неудач выпускников. Хотя такая идентификация в некоторых случаях может быть чрезмерной (как например — со старым школьным галстуком), она имеет логичное основание, поскольку в бытность свою членом студенческого коллектива человек принимал активное участие в школьной жизни. Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющей под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности человека к данному сообществу людей.
Через свои эго-идентификации индивид ощущает себя частью общества, участвующей в его развитии и разделяющей его победы и поражения. Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.
Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отчужденным от своего телесного «Я», вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.
Чрезмерный вклад в эго-идентификации отводит энергию в сторону от «Я», которое истощается все больше, пропорционально тому, насколько раздувается эго. Эго-удовлетворения, получаемые человеком в виде дивидендов от таких вложений, никак не способствуют наслаждению жизнью. Подобно иллюзиям, еще одной функции диссоциированного эго, они могут поддерживать дух, но ничем не помогают телу. Мне не раз доводилось слышать жалобы успешных людей на то, что они не получают «настоящего удовлетворения» от своего успеха.
Существует и другой аспект роли эго в самовыражении: потребность в признании. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, у художника опускаются руки, если никто не пишет рецензии о его работах, повар подавлен, если о его кулинарных шедеврах ничего не говорят. По-видимому, всем нам требуется некоторое признание нашей индивидуальности. Без такого признания трудно сохранять личную идентичность или поддерживать чувство «Я».
Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою обособленность и одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе — в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Этот процесс имеет и количественный аспект. Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию. Слабое эго имеет меньшее стремление к самовыражению и довольствуется меньшим признанием."
http://www.syntone.ru/library/books/content/4770.html?current_book_page=7