Слабое и сильное эго

Хотелось бы поговорить о слабом и сильном эго. Что это означает? у меня пока нет ясности.
в поисках ответа нашла интересную статью на МААП Дональд Ф. Сандлер, Джон Биби "Психопатология и анализ"
кое-что из этой статьи об эго-прилежащих косплексах и эго-спроецированных и о единстве воли и сознания.

"Расщепление комплексов: условие невроза

Юнг считал, что неврозы порождаются тенденцией психики диссоциироваться или расщепляться в ситуации невыносимых страданий. Он увидел яркое проявление этого у пожилой хронически психотической пациентки Бабетты, которая была у него в анализе более семи лет, когда он работал в клинике Бурхгольцы. Она дала материал для его первой значительной книги «Психология шизофрении» (1907). Он показал, что ее внешне бессмысленная и случайная продукция может быть разложена на два комплекса, которые при дальнейшем исследовании обнаружили пару противоположностей: раздутую грандиозность и чувство глубокой неполноценности. Позже Юнг показал, что эти полюса являются основой любого психического расщепления.
Хотя Бабетта страдала от неизлечимого психоза, Юнг верил, что подобное расщепление испытывают и невротические пациенты. В случае Бабетты это расщепление можно было не только объяснить травматическим опытом детства и эмоционально нарушенными родителями, но также и увидеть в настоящем как реакцию на непосредственные моральные конфликты в ее психике. Юнг считал, что какие бы корни невроз не имел в предыдущем опыте, он заключается в отказе или неспособности здесь и теперь вынести страдания. Вместо переживания болезненных чувств происходит отщепление их репрезентации от осознавания, и изначальная целостность – первичная самость – разрушается. Такое расщепление в конечном счете происходит от «явной невозможности сохранить целостной природу личности» (Юнг, 1934, с. 98), оно дает целый диапазон диссоциацией и конфликтных характеристик чувственно окрашенных комплексов. Это расщепление является нормальной частью жизни. Считается, что первоначальная целостность разрушается и становится патологической и диагностириуемой как болезнь только тогда, когда расщепление комплекса становится слишком широким и глубоким, а конфликт – слишком интенсивным. Тогда болезненные симптомы могут вести к конфликтам невроза или к расщепленному эго психоза. Путь назад, восстановление (вероятно, всегда только частичное) и является работой индивидуации.
Расщепление происходит бессознательно и принимает множество форм у разных индивидуумов, подобно тому, как резкие удары по алмазу могут дать совершенно разные линии трещин. Несовпадения во внутренней структуре, уровнях структурной слабости и основные качества темперамента создают эти различия. Юнг описал расщепление при истерии следующим образом: «Если пациент может поддерживать свой эмоциональный раппорт, диссоциируя на две личности, одну религиозную и трансцендентальную, а вторую, вероятно, слишком человеческую, он станет истериком» (1919, с. 224). Таким образом, истерия происходит от конфликта между двумя мощными комплексами, и она затрагивает главным образом чувствующую функцию. Далее Юнг утверждает:
Есть другая форма диссоциации – отщепление сознательного эго вместе с выбранной функцией от других компонентов личности. Эту форму диссоциации можно определить как идентификацию эго с отдельной функцией или группой функций. Это происходит с людьми, слишком сильно поглощенными одной психической функцией, развившими ее как единственное средство адаптации (1921, с. 207).
Эта формула описывает обсессивно-компульсивный невроз, когда функция мышления идентифицируется с эго и постоянно используется. А чувствующая функция не находится в контакте с сознанием и является низшей, приводя к появлению симптомов.
Но идея комплексов и их взаимодействия имеет для Юнга более глубокое философское звучание. Он пишет: «Существование комплекса заставляет подвергнуть сомнению наивное предположение о единстве сознания ...и верховенстве воли» (1934, сс. 95-96). Он определял комплекс как «образ определенной психической ситуации, сильно выделяющийся эмоционально и, более того, несовместимый с привычными установками сознания. Это мощный, внутренне по-своему согласованный целостный образ, имеющий относительно высокую степень автономии» (там же, с. 96). (Например, какой-нибудь незрелый, подобный мальчишке, мужчина имеет мощный бессознательный образ отца, сурово требующего высоких достижений и ответственности. Этот образ отца может образовать ядро для отцовского комплекса.)
В конечном счете, Юнг думал о чувственно окрашенных комплексах как о «живых единицах бессознательной психики» (там же, с. 101), каждый из которых несет осколок осознания себя, степень интенциональности, способность достижения цели. Они подобны реальным людям с образами, чувствами, качествами, и если они захватывают эго, они также определяют поведение. Они вызывают конфликт и разрушают психическую целостность. Тем не менее, однажды сформировавшись, они имеют тенденцию к тому, чтобы эго их осознало и интегрировало.
Ядро (динамическое происхождение каждого комплекса) связано с внутренним направляющим центром коллективного бессознательного – Самостью. Эта связь с Самостью вводит парадокс: продукция комплексов не только приводит к расщепляющему повреждению, но и показывает новую дорогу к достижению интеграции. Комплексы участвуют в усилиях Самости заменить первоначально бессознательное состояние единства сознательным состоянием целостности. Их дуальная природа объясняет, что расщепление (доходящее даже до психической болезни и невроза) может быть необходимо для эволюции сознания и конечной интеграции личности.
Эта концепция существенно отличается от фрейдистской концепции регрессии. Согласно Фрейду, все содержания подавленных комплексов когда-то были сознательными. Но, по мнению Юнга, это не так: некоторые содержания были сознательными и были подавлены, но многие содержания никогда не были сознательными. Они пришли в психику из коллективного бессознательного в качестве свежих архетипических образов, продвигающихся к сознанию.
Более того, концепция комплекса в юнгианской психологии не основана целиком на медицинской модели, в которой болезнь считается неприятным прерыванием состояния благополучия. В юнгианской модели пациент должен проходить через болезни, чтобы стать здоровым: болезнь содержит «зародыш» целостности.
Перри расширил юнговское описание комплекса, показав, что комплекс является биполярным, то есть эмоциональные объектные отношения сталкивают два комплекса, один из которых инвестирует эго, тогда как другой проецируется вовне на объект, с которым пациент вступает в отношения. Комплекс, близкий к эго, является «эго-прилежащим», а другой – «эго-спроецированным». (Эти термины не означают, что эго создает прилипание и проецирование). И эго, и объект в этом случае нагружены комплексами, и тогда «важные эмоциональные отношения происходят не между субъектом и объектом, а между двумя комплексами внутри психики» (Perry, 1970, р. 4). Далее Перри утверждает, что такие биполярные расположения комплексов формируют структуру психики; все ее комплексы располагаются по комплементарным парам.
Мы хотим расширить наблюдения Перри, исследуя взаимодействия между парами комплексов внутри неврозов и более серьезных нарушений. Во снах эти взаимодействия комплексов более очевидны, например, когда две фигуры сна могут любить друг друга или ссориться. Подобные взаимодействия вызывают симптоматические внутренние конфликты и через проективную идентификацию, эмоциональные перипетии и нестыковки происходят в переносе и контрпереносе.
Начнем с эго-прилежащих комплексов. Под этим термином подразумевается комплекс, близкий к эго и способный в определенные периоды давать эго указания. Он часто проецируется, но даже если он проецирует свои содержания, то они потенциально являются частью сознательной эго-идентичности. Будучи спроецированным, он лишает эго части его идентичности и связанной с ним энергии. Например, в описанных ниже снах юный сновидец подавляет гнев, проявленный во сне в образе дикого кабана, угрожающего ему. Этот гнев, скорее всего, будет спроецирован в бодрствующем состоянии на другого человека, который будет восприниматься как угрожающий ему, даже если это в действительности не так. В обоих случаях и содержание, и энергия, являющиеся частью его эго-идентичности, в реальности недоступны ему. Если этот отщепленный комплекс будет интегрирован, он почувствует гнев как свой собственный и не встретит его во сне в качестве дикого животного или в жизни в виде врага; он вернет себе важную часть своей идентичности. Более того, эту интерпретацию – что это его собственный гнев – ему относительно легко принять. Таким образом, концепция эго-прилежащих комплексов близка, но не идентична классической юнговской концепцией тени, которая является частью бессознательной психики, прилегающей к сознанию, даже если она не признается им целиком. Концепция эго-прилежащих комплексов шире и более объемная, потому что включает в себя не только неприемлемые элементы, но также, например, нереализованные идеалы, как будет показано на примере ниже.
Часть психики, которая может стать эго-прилежащей, никогда не переживается как унитарная реальность. Она также расщеплена на кусочки, некоторые из которых признаются как свои собственные, а некоторые воспринимаются как совершенно чуждые идентичности. Эго, формируя идентичность из бессознательного на каждой следующей фазе своего развития, должно сталкиваться с парами противоположностей. Эго выковывает свою идентичность, интегрируя полярности. На этом пути широкий спектр бессознательных напряжений выражается во снах и в жизни как пара противоположностей; эта пара, которая часто обнаруживается в клинической работе – инстинктивные влечения против духовных поисков. (Приходит на ум фрейдовская пара ид-суперэго, но Юнг, в противовес Фрейду, считал, что и духовные, и инстинктивные влечения являются первичными движущими силами в бессознательном. «Супер-эго» в юнговской модели имеет характер врожденно духовного, а не просто устанавливающего законы.) Понять природу напряжения между инстинктивными и духовными стремлениями можно на примере их проявлений во снах.
Инстинктивно-энергетический комплекс часто представлен во снах дикими или опасными животными, как во сне двадцатилетнего мужчины, страдающего от подавленного гнева.
Сон: Я в лесной зоне, двигаюсь вниз по дороге. Я пытаюсь держаться на расстоянии от стада слонов. Я бегу вперед, думая, что оторвался от них, но маленький слон нагоняет меня с большой скоростью. Я разворачиваюсь и вместо ускорения отхожу в сторону. Я прыгаю на склон в заросли, думая, что там он меня не достанет, но он превращается в кабана с длинными клыками. Кто-то предупреждает меня, что кабаны хорошо знают территорию. В конце сна я бежал и уклонялся от ударов.
В этом сне комплекс представлен сначала диким животным, затем опасным кабаном, оба животных несут агрессивные потенциально фаллические черты. Таким образом, отщепленный комплекс имеет инстинктивное качество и содержит много энергии. Сновидное эго пытается убежать, но комплекс давит, даже меняет форму, чтобы стать сильнее. В процессе лечения стало ясно, что эго этого пациента находится в состоянии инфляции, а также привязано к матери и отрезано от природных инстинктов. В то же время отрезанная инстинктивная энергия рвется к интеграции. Во сне мы видим ее как активно вторгающуюся, и в конце инфлированное эго вынуждено прямо с ней столкнуться. Будучи интегрированной, эта маскулинная сила станет осознаваемой и поступит в распоряжение эго.
В другом примере пациента тридцати лет инстинктивная энергия принимает форму ядовитой змеи.
Сон: На земле лежит гремучая змея, свернувшись кольцами, шипя и готовясь укусить. Мне приходит в голову, что нужно ее отсюда убрать. Очень медленно я протягиваю руки, чтобы схватить ее, но она превращается в забавного щенка. Я поднимаю его и прижимаю к себе. Во сне не было сильных чувств, не было страха, только серия образов.
Здесь комплекс принимает опасную форму холодной, ядовитой, шипящей змеи. Но он вступает в контакт со сновидцем, обнаружившим в себе больше смелости, чем он мог предположить раньше. Комплекс в форме змеи представляет глубоко сокрытую форму ужасной неуправляемой ненависти, ранее неосознаваемой сновидцем. В клинической работе с этим сновидением пациент смог принять эти негативные чувства, ослабляя таким образом первоначально деструктивный комплекс до безопасного уровня безвредного щенка, потому что злоба вышла из бессознательного и стала осознаваться. Такие драматические изменения могут и должны происходить. Но если бы пациент не смог понять необходимость принятия энергии сначала в негативной форме или не смог это сделать по причине слабости эго, то образ щенка тоже мог бы появиться, но в этом случае он означал бы реактивное образование против все еще бессознательной злобы. Первоначальный комплекс змеи тогда сохранился бы как глубоко подавленный и заряженный сильной энергией, способной внезапно завладеть эго и создать параноидные клинические ситуации. Эффективная интеграция комплекса, производящая столь желанную трансформацию из болезненных форм в доброкачественные, требует безграничного терпения и от терапевта, и от пациента.
Часто такие инстинктивно-энергетические комплексы принимают во снах форму уличных бандитов или агрессивных негров. Ниже пример сна мужчины двадцати пяти лет.
Сон: Я гуляю по городу и оказываюсь в районе трущоб. Два черных хулигана увязались за мной. Я вижу, что у них нож, и в конце концов они преграждают мне дорогу. Я понимаю, что не смогу от них убежать и решаю сражаться. Один засучивает рукава и подходит. Я напуган, что окружен ими. Я нападаю на него и хватаю его за волосы, наношу ему рану. Он разозлен, но я отшвыриваю его. Я думаю, что сломал ему хребет. Я поднимаю его за одежду и поволок в свой дом. Позже я вижу маленького черного мальчика, которого выгнали из школы, ему нужны деньги, чтобы заплатить штраф. Я дал ему деньги, и он пошел, заплатил учителю и снова вышел. Я посмотрел на него и потом поцеловал. У меня очень сильное чувство.
В этом сне инстинктивно-энергетический комплекс принимает форму черного хулигана с ножом. Эго достаточно сильно, чтобы предпринять агрессивные меры – встретить комплекс, покорить его и, в конце концов, прийти к перемирию, вбирая его в сознание (его квартира), платя штраф авторитету (учитель) и даря маленькому мальчику любовь и поцелуй. Это разрешение дает очень оптимистичный образ интеграции.
У женщин символика инстинктивно-энергетического комплекса часто является маскулинной, как в следующем сне домохозяйки средних лет.
Сон: Студент едет вниз по улице в старой машине. Он ведет быстро и говорит мне, что прошлой ночью он с другим парнем ездил здесь, и они видели двух подростков. Они стали дразнить и подкалывать их. В конце концов мальчишки разозлились и побежали за машиной. Поскольку машина старая, она едва оторвалась от них. Подростки преследовали их долго вниз по улице.
Когда пациентку попросили дать ассоциации на элементы сна и связь с бодрствующей жизнью, она сказала, что идентифицировалась со студентом, потому что тоже любит старые машины и хотела бы водить их так же быстро. Она сказала, что во сне «она» разозлила мальчишек, потому что любит задирать мужчин, если это не опасно, но здесь это не так. Во сне студент, хотя он и был противоположного пола по отношению к сновидице, символизировал эго-прилежащий комплекс, потому что его энергия очень близка к эго-идентичности пациентки, и после небольшой работы он может стать частью ее сознательного репертуара навыков. Однако подростки представляют более глубокую энергию гневного и деструктивного типа, которую она обычно переживает в проекции как проблемы в отношениях с мужчинами. В реальности это часть ее самой, часть, которую Юнг назвал анимусом, и здесь проявляется его негативная сторона. Энергия негативного анимуса часто изображается во снах женщин в виде хулиганов, грубых подростков и опасных животных. Тем не менее, если пациентке сказать об этом, то в результате может быть получено ее согласие только на интеллектуальном уровне. Эго-спроецированные комплексы очень трудны для признания в качестве своих собственных и для интеграции в образ себя, настолько трудны, что Юнг называл редким мастерством способность совершить это в жизни.
Во сне анализируемого с подобными проблемами энергетический инстинктивный комплекс изображается как непослушный избалованный ребенок.
Сон: Маленькая девочка берет нож и делает разрез на софе. Я спрашиваю ее, зачем она это сделала. Она отвечает, что хочет использовать тесьму для штопанья, чтобы посмотреть, как ею можно пользоваться в таких случаях. Я говорю, что скажу ее отцу об этом.
Маленькая девочка является теневой фигурой, выражающей гнев (инстинктивно-энергетический комплекс), но в то же время она рационализирует и отрицает его. Так как комплекс является эго-прилежащим, пациентка может начать интегрировать его. (Отец, уважаемый аспект ее анимуса, может предложить некоторые возможности для различения этой ее части).
Общей характеристикой описанных комплексов является присутствие сильной аффективно заряженной энергии. Эта энергия часто является неприемлемой для эго, потому что заряжена сексуальными и агрессивными эмоциями, не стыкующимися с текущим эго-идеалом; но эта энергия, тем не менее, важна для жизни и здоровья и не может быть игнорирована без вреда.
Комплексы инфлированных духовных поисков, с другой стороны, возвышают эго ценой потери связи с телесными инстинктами. Эти комплексы могут быть описаны как человек – часто само эго сна, – летающий или движущийся без обычных ограничений тела или стоящий на горе, высоком здании, возвышенных местах и смотрящий на происходящее сверху. Их могут символизировать люди с большой мудростью и знаниями, благородством, чистотой, духовностью и т.п. Этот тип комплекса может быть представлен героем, делающим добрые дела, исцеляющим страждущих, освобождающим пленников, подражающим Христу, который берет на себя страдания всего мира. Мы используем оборот «инфлированный духовный поиск» для обозначения этих комплексов, потому что они представляют отщепленный духовный потенциал, получивший статус религиозной трансценденции и отрезанный от земной витальности инстинктивно-энергетических комплексов. Вот пример такого комплекса из сна молодого человека.
Сон: Я на гребне высокой горы на тропинке. Со мной молодая пара. Мы доходим до точки, где тропа теряется. Я прошу их подождать, пока я не переберусь через валуны и осыпи. Я нашел тропинку с другой стороны и прошел по ней до крутой вершины. Я очень высоко забрался. Я увидел искривленное сучковатое дерево... Я ухватился за дерево и забрался на него. Затем я посмотрел вниз на красочный вид. Я видел все окрестности, реку прямо за обрывом. Она была зеленой и быстрой...
Здесь эго сновидца находится в инфлированном состоянии, но он смотрит вниз на быстрый поток энергии (либидо). Он отрезан от потока жизни, но он видим и даже достижим, если ему удастся найти путь вниз. Далее схожие образы в других снах.
Сон: Я могу свободно парить в воздухе. Я могу переворачиваться, поворачиваться и делать все фигуры высшего пилотажа на глазах удивленных людей, которые внизу...
Сон: Я делаю гигантские шаги и движусь как ветер...
Сон: Я хозяин огромной области...
Сон: Я в присутствии короля и его двора. Он улыбается мне дружелюбно...
Иногда эго сна инфлировано властью, если оно следит за энергией противоположного комплекса (возможно, деструктивного характера).
Сон: Я стою на возвышенности и обозреваю город. Я вижу падающие на город бомбы. Люди мечутся и кричат, многие погибли или ранены. Я плачу от испуга...
В одном записанном Юнгом сне можно видеть взаимодействие между инстинктивно-энергетическим комплексом и комплексом инфлированной духовной силы.
Сон: (Декабрь 1913). Я стою со смуглым незнакомым мне мужчиной-дикарем в пустынной скалистой местности. Это час перед рассветом; восточное небо уже яркое, и звезды угасают. Потом я слышу звук горна Зигфрида над горами и понимаю, что мы должны убить его. Мы вооружены винтовками и затаились, ожидая его в узкой расщелине в горах.
Зигфрид появляется с первым лучом солнца на гребне горы. Он с огромной скоростью несется вниз по склону на колеснице, сделанной из костей мертвых. Когда он поворачивает из-за угла, мы стреляем, и он низвергается, намертво сраженный.
Чувствуя раскаяние и ужас от уничтожения чего-то столь великого и красивого, я обратился в бегство, опасаясь, что убийство раскроется. Но начинается сильный дождь, и я понимаю, что он смоет следы преступления. Я избежал опасности разоблачения; жизнь может продолжаться, но осталось невыносимое чувство вины (1961, р. 180) .
Смуглый дикарь представляет инстинктивную энергию; и эго сна – в хороших отношениях с ним. Этот комплекс помогает эго снизить энергию героического идеала, Зигфрида (как инфлировавшего духовного комплекса), который должен быть «убит» прежде, чем жизнь сможет течь дальше. (Юнг говорил об этом сне: «Сон показывает, что установка, воплощенная Зигфридом, героем, больше не подходит для меня. Поэтому он должен был быть убит» (1961, р. 180). Этот сон часто понимался Юнгом как то, что он пожертвовал своим положением сына Фрейда.)
Теперь обратимся к эго-спроецированным комплексам, которые переживаются не как часть эго-идентичности, а как качества других людей. Часто эти комплексы образуют основу для отношений с другими. Термин «эго-спроецированные» означает не то, что эго проецирует, а то, что эго вступает в отношения с этим типом комплекса в спроецированной форме. Хотя теоретически эти комплексы являются частью психики, находясь на более глубоких слоях бессознательного, чем теневые комплексы, они обычно переживаются эго как качества других людей. Эти комплексы бывают двух типов: 1) те, что относятся к классической теории анимы и анимуса и образуют основу для отношений между полами и проекции собственных контрасексуальных характеристик на другого; 2) родительские комплексы. Родительские комплексы образы матери и отца образуются частично из взаимодействия с реальными родителями, а частично – из материнского и отцовского архетипов. Родительские комплексы оказывают сильное влияние на динамику всех обсуждаемых комплексов, и их анализ является основополагающим для любой реальной глубокой работы.
Точно также как существует расщепление внутри эго-прилежащих комплексов (уровень тени в комплексах), такое же расщепление есть и внутри эго-проецированных комплексов. Такое расщепление обычно характеризуется также в терминах противоположных качеств. Наиболее типична противоположность между «доминирующей грубостью» и «уязвимой пораненностью». Например, для молодого человека анима может проявляться во снах как доминирующая, командующая, подавляющая жестокая женщина, образ ужасной безжалостной силы. Вот сон такого анализируемого.
Сон: Нас собрали во дворе тюрьмы. В центре стоит жестокая женщина в черном костюме. Она держит автомат и приказывает нам ползать по двору в грязи.
Или другой сон.
Сон: Я с красивой девочкой играю в домино. Когда я беру домино в свои руки, она говорит что-то о моем рукопожатии. Потом она превращается в мадам из борделя – судя по одежде, лицу, фигуре. Ей было десять лет, а превратилась она в полную, мерзкую тетку. Далее оказалось, что вокруг такие же женщины, и я вижу неприятные сексуальные сцены. Та проститутка поднимается и, теряя терпение, спрашивает, собираюсь ли я купить для себя сексуальный акт. Секс с ней будет стоить 20 долларов. Я хочу сказать нет и уйти.
Такая доминирующая сильная фигура постоянно сопровождается уязвимым и раненым образом анимы – это слабые, уставшие, больные, искалеченные, неуравновешенные или серьезно нарушенные фигуры. Раненый полюс анимы можно найти в следующем сне молодого человека, пришедшего на терапию, чтобы освободиться от материнского комплекса.
Сон: Я в странном шатком викторианском доме. Я в кровати. Со мной сидит старая школьная одноклассница, которая плохо училась. Я хочу помочь ей. За столом напротив сидит другая дефективная девочка, и я также хочу помочь ей. Похожий на отца мужчина приходит и целует меня. Потом я в машине, и первая девочка обнимает меня за шею. Я все еще пытаюсь помочь ей.
Здесь раненая анима находится в двух формах, и сновидец пытается установить с ней связь, стараясь ей помочь. Похожий на отца мужчина, вероятно, является терапевтом, чье присутствие во сне является индикатором начала изменений. С точки зрения сновидца, он ищет награды за попытки исцелить искалеченную аниму.
В следующем сне раненая анима связана с агрессивным эго-прилежащим теневым комплексом.
Сон: Знакомая девушка больна и находится в больнице. Я с ней разговариваю. Ощущение, что у нее нет ног, тело заканчивается талией. Ей пришьют ноги на операции. Я обнимаю ее и разговариваю с ней. Она говорит, что трагедия произошла с ней на Востоке. Она была похищена и изнасилована. После этого двое мужчин вошли в комнату. Они оказались двумя головорезами, которые сначала собирались побить меня, но не стали это делать. Я сказал им, что знаю: они ответственны за то, что с ней произошло, но они больше не хотели навредить ей, просто пришли. Я ушел, потому что больше тут делать было нечего.
Или две стороны анимы взаимодействуют в одном сне.
Сон: Девушка лежит на операционном столе обнаженная, с разведенными ногами. Ее будет оперировать огромная женщина – удалять аппендицит. Я почему-то рядом и так же, как и девушка, озабочен. Я говорю большой женщине, что у нее нет права оперировать. Я боюсь, что нож может повредить вульву. Я предвижу боль. Сон заканчивается, когда огромная женщина просто толкает тележку с девушкой через дверь в операционную.
Анимус во снах женщины, проходящей психотерапию, часто выражает даже более острое расщепление, снова проявляющееся как два совершенно различных эго-спроецированных комплекса. Один является доминирующим, оценивающим и осуждающим, персонифицируемым в патриархальном отце, диктаторе, судье, палаче, священнике или раввине, учителе, главаре разбойников или даже в виде грозного животного типа тигра или пантеры. Эти персонификации анимуса будут нападать на сновидицу, соответственно, непроизвольные мысли будут нападать на нее в бодрствовании, говоря ей: «Хороша ли ты? Ну и что ты можешь достичь? Все, что ты делаешь, не имеет смысла».
В то же время у этой женщины комплементарный эго-спроецированный комплекс может быть слабым, беспомощным, импотентным. Он может быть очень чувствительным артистом; деформированным, искалеченным или больным ребенком; отстраненным, индифферентным или холодным мужчиной, неспособным к любви; или слабым беспомощным животным.
У каждого человека переживание и репрезентация этих комплексов будет отличаться, но в этом обсуждении мы пытались показать главные линии расщепления в психике, выделяя главные качественные отличия в фигурах сна. И тень (эго-прилежащий комплекс) и анима/анимус (эго-спроецированный комплекс) показывают эти характеристики расщепления. Чтобы увидеть расщепление в более четком виде, нужно наблюдать сны в середине глубокого процесса исцеления; обычно нужно проследить серии из сотен снов, чтобы увидеть процесс в действии. Подобное расщепление периодически может ощущаться внутри динамики переноса и контрпереноса, хотя, возможно, и не в столь явном виде.
Среди комплексов анимы/анимуса доминирующие образы происходят от контролирующих родителей, которые, в свою очередь, дополняются слабыми и беспомощными внутренними объектами любви. Эго-прилежащие комплексы идентичности расщепляются между бессознательной инстинктивной тенью и инфлированным влечением к духовности. Оба расщепления типично присутствуют у молодых людей с серьезными невротическими фиксациями и поврежденными объектными отношениями. Эти расщепления взаимосвязаны и образуют сложную четвертичность, предполагающую целостность, которая поддерживается через невротическую организацию, даже если это является ключом к психическому потенциалу интеграции."
продолжение http://www.maap.ru/library/book/143


в моем понимании до сегодняшнего дня слабое эго,- это своего рода незнание себя или недостаточно чёткий образ себя, своего Я, неустойчивое состояние. Сильное эго с точностью до наоборот.

Оказывается сколько всего связаного с эго...

нашла у А. Лоуэна об идентификациях эго и эго удовлетворении, -тоже интересно.

"Любая эго-идентификация является формой самовыражения. Человек, который купил большой дом, говорит всему миру: «Посмотрите. Я владею этим домом. Я идентифицирую себя с ним». Однако лишь эго идентифицировано с домом, если только этот человек не принимал личного участия в планировке или строительстве. Точно так же человек, накопивший крупную сумму денег, чувствует свою идентификацию с деньгами. Говоря: «Я стою два миллиона долларов», он тем самым говорит: «Я — это два миллиона долларов». И фанат, который на уровне эго идентифицирует себя с «New York Giants», реагирует так же: «Я — это «New York Giants»». При этом он говорит: «Мы выиграли».

Самовыражение посредством идентификации эго может показаться слабой заменой подлинного, а именно — самовыражения посредством творческой деятельности. Однако власть эго над поведением такова, что идентифицирующий себя человек переживает происходящее как реальность. В любой идентификации должен присутствовать некоторый аспект реальности. Если человек является членом клуба, то он имеет все основания испытывать гордость за успехи клуба. Многие люди идентифицируют себя со школами, где учились, и чувствуют на себе отблеск достижений или тень неудач выпускников. Хотя такая идентификация в некоторых случаях может быть чрезмерной (как например — со старым школьным галстуком), она имеет логичное основание, поскольку в бытность свою членом студенческого коллектива человек принимал активное участие в школьной жизни. Патриотизм является еще одним примером эго-идентификации, имеющей под собой реальную основу, поскольку она происходит из принадлежности человека к данному сообществу людей.

Через свои эго-идентификации индивид ощущает себя частью общества, участвующей в его развитии и разделяющей его победы и поражения. Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Своими идентификациями эго расширяет границы «Я», увеличивая таким образом возможности для достижения удовольствия и удовлетворения.

Проблемы возникают тогда, когда подобное расширение становится чрезмерным, то есть когда его эго-идентификации компенсируют недостаток самоидентификации. Эго здоровой личности заземлено в ощущениях тела и идентифицируется с телесным «Я». В этом случае основной формой самовыражения является творческая жизнь, а эго-идентификации вторичны. Когда идентификация с телом слаба и незначительна, то идентичность человека неопределенна, а его творческое самовыражение снижено. Такой индивид, будучи отчужденным от своего телесного «Я», вынужден искать идентичность и средства самовыражения в эго-идентификациях. Они становятся его главным способом самовыражения и в этом случае оказываются слабым замещением подлинного.

Чрезмерный вклад в эго-идентификации отводит энергию в сторону от «Я», которое истощается все больше, пропорционально тому, насколько раздувается эго. Эго-удовлетворения, получаемые человеком в виде дивидендов от таких вложений, никак не способствуют наслаждению жизнью. Подобно иллюзиям, еще одной функции диссоциированного эго, они могут поддерживать дух, но ничем не помогают телу. Мне не раз доводилось слышать жалобы успешных людей на то, что они не получают «настоящего удовлетворения» от своего успеха.

Существует и другой аспект роли эго в самовыражении: потребность в признании. Любой сознательный акт самовыражения считается незаконченным, пока не вызовет реакцию со стороны других членов сообщества. При благоприятной реакции человек получает дополнительную порцию удовлетворения от своего достижения. Отрицательная реакция ослабляет удовлетворение. Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, у художника опускаются руки, если никто не пишет рецензии о его работах, повар подавлен, если о его кулинарных шедеврах ничего не говорят. По-видимому, всем нам требуется некоторое признание нашей индивидуальности. Без такого признания трудно сохранять личную идентичность или поддерживать чувство «Я».

Обладая эго, человек не только сознает себя индивидом, но и чувствует свою обособленность и одиночество. Стремление к индивидуальности велико, но желание быть признанным частью группы не меньше. Первое желание находит удовлетворение в акте самовыражения, второе — в признании другими этого акта. Поскольку оба желания проходят через эго, их осуществление ведет к эго-удовлетворению. Этот процесс имеет и количественный аспект. Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию. Слабое эго имеет меньшее стремление к самовыражению и довольствуется меньшим признанием."

http://www.syntone.ru/library/books/content/4770.html?current_book_page=7



Хотелось бы поговорить о слабом и сильном эго. Что это означает? у меня пока нет ясности.
-
У меня тоже до сих пор нет ясности, поэтому приходиться искать ответы не только у Юнга, но и у других авторов/исследователей.
-
Не поленюсь, поцитирую Стайна.
"...Эго - это технический термин, который происходит от латинского слова, означающего "я". Сознание - это состояние бодрствования, и в центре его находится Я. Это очевидная отправная точка, это вход в обширную внутреннюю область, которую мы называем психикой. В то же время это сложное специфическое свойство психики, все еще таящее в себе множество загадок и вопросов, остающихся без ответа..."
"...Юнга больше интересовало то, что лежит ниже сознания во внутренних сферах психики, но вместе с тем он поставил перед собой задачу описать и объяснить человеческое сознание. Он хотел создать полную карту души, а эго-сознание является главной характерной особенностью исследуемой им территории. На самом деле Юнга нельзя назвать эго-психологом, но все-таки он приписал социальную ценность именно Эго. Он предложил список функций Эго и распознал решающее значение большего осознавания для будущего человеческого существования и культуры..."
-
""Почему так важно-особенно в психологии-понимать природу эго-сознания? Потому что нам необходимо вносить исправления в искаженную картину. Юнг говорил, что любая психология-это личное вероисповедание. Каждый творческий психолог ограничен своими собственными личностными предубеждениями и неисследованными предположениями. Не все, что кажется истинным даже самому серьезному и искреннему сознанию исследователя, обязательно является точным знанием....Юнг настойчиво повторял, что критическое понимание сознания в науке так же необходимо, как и в философии...."
-
Юнг дает следующее определение Эго:"Оно представляет собой центр поля сознания как такового; и в той степени, в которой его охватывает эмпирическая индивидуальность, Эго является предметом всех личностных действий сознания". Сознание - это "поле", а то, что Юнг называет эмпирической индивидуальностью, является нашей личностью, какой мы ее знаем в непосредственном переживании. Эго как "предмет всех личностных действий сознания" находится в центре этого поля. Термин "Эго" относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия. Определение Эго как центра сознания проходит через все работы Юнга..."
-
В общих чертах... лучше конечно читать книгу целиком.
-


Клара 2015-01-21 10:31:08
Без таких эго-идентификаций человек чувствовал бы себя отрезанным от течения жизни и социальной ситуации, изолированным от интересов сообщества. Он был бы вынужден находить удовольствие и смысл в пределах собственного «Я», что не под силу сделать никому, поскольку удовольствие зависит от гармоничных взаимоотношений с окружающей средой.

 Мне кажется, что в этом тексте идет речь не совсем о том "Эго" о котором писал Юнг. А скорее об одном из проявлений "я" в социальном коллективе (поведение в обществе)
-


hobit 2015-01-21 10:53:32
Юнга больше интересовало то, что лежит ниже сознания во внутренних сферах психики

 вот и я доселе больше интересовалась бессознательным и что в нём и как влияет на поведение, а в итоге на эго и целостность

в первом отрывке очень интересным показалось взаимодействие в психике между эго-прилежащим комплексом и эго-проецируемым, которое приводит к интеграции каких-то неприемлемых качеств, обладающих противоположными полюсами - хотя наверное упрощаю, нужно еще поразбираться

.hobit 2015-01-21 10:53:32Термин "Эго" относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия.
 hobit, из какой книги Стайна отрывок?

 

 Юнг пишет: «Существование комплекса заставляет подвергнуть сомнению наивное предположение о единстве сознания ...и верховенстве воли»

Насколько Эго "независимо" от  комплексов? Настолько насколько они осознанны? являются эго-прилежащими?


Клара 2015-01-21 11:36:02
hobit, из какой книги Стайна отрывок?

 "Юнговкая карта души", мне ее посоветовали почитать и я теперь часто к ней обращаюсь.
-

Клара 2015-01-21 11:36:02
Насколько Эго "независимо" от комплексов? Настолько насколько они осознанны? являются эго-прилежащими?

 Ваши слова я для себя могу перевести так "насколько я независима от своих ощущений, представлений, реакций, настолько насколько они осознаны? Как мои ощущения, реакции (итд) соотносятся со мной и с моим восприятием мира?".
-
Я не уверена, что современная психология выработана более менее стандартизированную систему обозначений (таких как в математике, физике, химии), чтобы можно было без искажений применять знаки и технические термины с определенно приписанными им значениями. Поэтому, чтобы не путаться, предпочитаю сейчас говорить на психологические темы бытовым языком.
-
Клара 2015-01-21 11:36:02
вот и я доселе больше интересовалась бессознательным и что в нём и как влияет на поведение, а в итоге на эго и целостность
Опять же можно попробовать перевести вашу фразу на бытовой язык и посмотреть что получится.
"...что в наших не осознаваемых или не до конца осознаваемых реакциях, поступках, суждениях (итд) влияет на наше поведение, а в итоге на наше ощущение себя и на наши истинные желания, устремления, мировоззрение...(итд)..."
-

 


пришёл образ эго как ваньки-встаньки (может где-то и встречался), чем крепче эго, тем ванька на меньший угол откланяется при захватывании сознания каким-то комплексом (вторжении бсс), а при слабом - на больший или вообще происходит опрокидывание -психоз или одержимость, т.е. потеря себя или всего того, что в сознании ассоциируется с "собой".

hobit 2015-01-21 13:03:10
"насколько я независима от своих ощущений, представлений, реакций, настолько насколько они осознаны? Как мои ощущения, реакции (итд) соотносятся со мной и с моим восприятием мира?".

  а можно описать что означает, что я независима от своих ощущений и представлений? непонятно, что остаётся  в "я".


Чудеса печатно/виртуального общения) никак не могу к этому привыкнуть))

Клара, попробуйте прочитать мой пост с другим интонационным окрасом))


hobit 2015-01-21 15:08:39
Клара, попробуйте прочитать мой пост с другим интонационным окрасом))

 угу, знак вопроса пропустила
это все от торопливости, а может от зацикленности, чудеса да и только


Насколько я понимаю, лоуэновская эго-идентификация=персоне Юнга. У меня была тема на старом сайте границы эго, близко к той проблеме, которую вы подняли, можно ещё найти посты Сореллы на эту тему.


Что касается статьи Сандлера и Биби, меня она тоже в своё время заинтересовала, эго-прилежащие и эго-спроецированные комплексы близки здесь к понятию тени, при этом эго-прилежащие, как и следует из названия, ближе к интеграции в сознание.


 Я  скажу "своими словами": Эго  кажется мне движущей силой Я. В этом эго вся энергия/либидо. Эго всегда стремится к самости,  слабое - слабо, сильное - сильно. Сильно - это когда эго справляется с преградами тени и анимуса/анимы. Это должно сопровождаться легким неврозом, который дает разницу температур и, как следствие, перетеканием либидо в нужном направлении, к самости.


Рута 2015-01-22 06:12:36
Эго всегда стремится к самости, слабое - слабо, сильное - сильно.

 А мне кажется слабое эго стремиться к самости (окончанию борьбы), сильное - избегает этой встречи до самой последней минуты.

Я разволновался сначала, очень встревожился. Дрожа, я поднялся по ступенькам и уже собрался постучать в дверь, но вдруг, в озарении, я увидел… Если я постучу и Бог откроет дверь, то что дальше? Всё кончится. Моё путешествие, моё паломничество, моё большое приключение, моя философия, моя поэзия, все стремления моего сердца — всё кончится! Это будет самоубийство.

..я снял ботинки, чтобы, сходя по ступенькам, не шуметь. И, как только
сошёл вниз, я побежал и не оглядывался назад. После этого я бегаю и
бегаю тысячи лет.

Источник: http://pritchi.ru/id_714


Клара 2015-01-21 10:31:08
в моем понимании до сегодняшнего дня слабое эго,- это своего рода незнание себя или недостаточно чёткий образ себя,
С моей точки зрения, сила и слабость эго зависит от оси эго-самость. В зависимости от того, насколько она прочна - эго чувствует себя слабым или сильным. Эго - это также комплекс - комплекс ПРЕДСТАВЛЕНИЙ человека о себе, которые в итоге вовсе могут быть не ИМ. Переживание своей уникальности, бытия, права быть / жить / идти своим Путем, которые дает самость (с маленькой буквы) наполняет личность прежде всего экзистенциональным смыслом, который наполняет силой и позволяет противостоять не только внешним испытаниям, но и внутренним. 


Astreya 2015-01-22 16:37:25
Всё кончится. Моё путешествие, моё паломничество, моё большое приключение, моя философия, моя поэзия, все стремления моего сердца — всё кончится! Это будет самоубийство.
Из Кинга "Темная Башня":
"Он ухватился за ручку. С выгравированной на ней дикой розой, которая оплела револьвер, один из тех больших древних револьверов, которые принадлежали его отцу и которые он потерял навеки.

Однако они снова станут твоими, — прошептал голос Башни и голос роз: эти два голоса слились в один.

Что ты такое говоришь?

Ответа он не услышал, но ручка повернулась под его пальцами, и, возможно, это был ответ. Роланд открыл дверь на вершине Темной Башни.

Увидел и все понял сразу, знание это обрушилось на него, как удар кувалды, горячее, как солнце пустыни, которая была апофеозом всех пустынь. Сколь много раз он поднимался по этим вот ступеням, после чего его спускали вниз, разворачивали, отправляли назад? Не в самое начало (там еще можно было что-то изменить и снять временное проклятие), но в тот самый момент в пустыне Мохайн, когда он наконец-то осознал, что бездумный, не подлежащий сомнениям поход может завершиться успешно? Сколько раз он путешествовал по петле, похожей на скобу-защелку, которая когда-то отвалилась от его пупка, его собственного тет-ка кан Ган? И сколько раз ему еще придется пройти эту петлю?

— О нет! — закричал он. — Пожалуйста, только не это! Пожалейте меня! Проявите милосердие!

Руки все равно толкали его вперед. Руки Башни не знали, что есть милосердие.

Они были руками Гана, руками ка, и они не знали, что есть милосердие.

Он почувствовал запах щелока, солончака, горький, как слезы. За дверью начиналась пустыня: белая, ослепляющая, безводная, ровная как стол, разве что на горизонте виднелись подернутые дымкой горы. А из-под запаха солончака пробивался запах бестравы, которая приносила сладкие сны, кошмары, смерть.

Но не для тебя, стрелок. Для тебя — никогда. Ты ускользаешь. Ты меркнешь. Могу я быть предельно откровенна? Ты продолжаешь свой путь.

И всегда ты забываешь про предыдущий раз. Для тебя всякий раз становится первым.

Он предпринял еще одну попытку попятиться. Бесполезно. Ка была сильнее.

Роланд из Гилеада прошел через последнюю дверь, ту самую, которую всегда искал, ту самую, которую всегда находил. И она мягко закрылась за ним."

Гениальный и трагичный конец - пройдя огромный путь к своей цели он замкнул круг и оказался снова в Начале.


При ОЧЕНЬ СЛАБОМ эго жизненная энергия управляется и канализируется психическими защитами, личностные границы размыты. Эго легко затапливается сильными эмоциями и утрачивает самоконтроль в той или иной степени. Происходят эмоциональные вспышки. При слабом эго искажается как восприятие, так и организация собственных действий.
Из исходного единства и тождества с Самостью происходит лишь небольшое выделение эго-сознания, и личностью управляют полностью автономные комплексы. Эго может быть подавлено и захвачено внутренним содержанием, комплексом.

При ОЧЕНЬ СИЛЬНОМ ЭГО личность ограничена отождествлением с эго, которое тем самым раздувается. Человек ведет себя так, как если бы в нем есть только эго и эго-сознание. Бессознательное и комплексы протестуют, поскольку ими пренебрегают, и отсюда развивается большое напряжение между сознанием и бессознательным, и последствия этого могут быть самыми деструктивными. Эго отождествляется с сознанием, оставив срединную позицию и отрезав весь остальной спектр возможностей. Эго отбирает эмоциональный материал, и элементы, которые не подходят сознательной модели, отвергаются или отщепляются.

Эго УМЕРЕННО СИЛЬНОЕ, НО СВЯЗИ НАРУШЕНЫ
Эго способно быть умеренно открытым к новому опыту, выполнять жизненные задачи, несмотря на внутреннее напряжение, внешние препятствия, свои противоречивые желания или страхи. Эго видит себя и объектом, и субъектом.
Однако, эго-комплекс не способен к плодотворной творческой связи с другими комплексами, так что не происходит персонификация и дифференциация комплексов, по Юнгу, жизненно необходимые для развития. Человек либо не может дать образы своей фантазии, либо не может установить с ними связь.
Или Эго недостаточно сильное, чтобы сохранить единство и интеграцию человека, и диссоциирует, не выдерживая мощи, множественности и примитивности
бессознательного.
Подчиненная функция может быть настолько неинтегрированной, что создается нечувствительность эго к бессознательным намерениям.

(Мой краткий пересказ и перевод на русский с птичьего наречия Сэмюэлса в книге "Юнг и пост-юнгианцы".)


Сам эго-комплекс, как я понимаю, соотносится с такими проявлениями высшей нервной деятельности, как память, мышление и речь, особенно с памятью. Действительно, чтобы иметь представление о "я" надо осознавать себя в течение достаточно длительного периода времени. У Можарова есть отличная статья про сновидящее-эго и его отличие от бодрствующего, действительно, к сновидящему эго можно применить понятие слабого эго, из опыта известно, что во сне имеется ограниченный объём памяти о себе и некоторый дефект мышления (не осознаются несуразности). Ещё пример: старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера и другие заболевания, связанные,в первую очередь, с нарушением памяти, они воспринимаюся именно как распад личности, "я".


Sorella, а почему могут быть нарушены связи, что на это влияет? и еще если эго недостаточно сильное, чтобы сохранить единство и интеграцию человека и диссоциирует, то диссоциация эго- как это может выражаться в поведении человека?


Марфа-М. 2015-01-22 19:50:44
к сновидящему эго можно применить понятие слабого эго,
Получится путаница. Дефектов мышления и глюков с памятью бывает полно и при сильном эго. Это же "симптомы", за которыми могут стоять существенно различные причины и цели. 
 


Клара 2015-01-22 20:03:16
почему могут быть нарушены связи, что на это влияет?
Например, травматический опыт. Или дефициты. Или нерешенные внутренние конфликты.

 Клара 2015-01-22 20:03:16

диссоциация эго- как это может выражаться в поведении человека?Это целый спектр - от мягкой непатологической диссоциации, например, на эго наблюдающее и эго переживающее, до диссоциативного личностного расстройства (мистер Джекил и мистер Хайд).

Я уже приводила в теме про такие расстройства (на старом форуме) примеры из практики, когда временно менялся стиль общения, голос и характер человека вместе с переключением от одной части к другой. 

Из классики бытового жанра: "Ну что ты за человек такой! как трезвый - золото, как пьяный - такое г...!" Соответственно, при наборе определенной дозы алкоголя происходит переключение и отчетливая смена поведения.


Автор: Sorella, дата: чт, 22/01/2015 - 21:02

Получится путаница. Дефектов мышления и глюков с памятью бывает полно и при сильном эго. Это же "симптомы", за которыми могут стоять существенно различные причины и цели. ----------------------------------Ну, в тех примерах, которые я привела, это не совсем глюки, а скорее почти полное отсутствие памяти, что касается ,например, ложного воспоминания, сразу пришедший на ум пример из Дикманна с ложно запомненым)) сюжетом сказки как раз и свидетельствующим о вторжении некого комплекса в сознание девушки и приведшее к искажению сюжета. Думаю, с этим связано и отсутствие или искажение памяти на события детства.


Что касается связи эго с высшей нервной деятельностью, это удобно и для его определения и для его локализации в теле (психике). А так получается, что эго-некая абстракция, "болтушка" вне тела.Тогда подсознание-это нервная система в целом. В общем-то это не противоречит тому, что писал о развитии эго (сознания) Нойманн, у которого рост и развитие эго совпадает с ростом и развитием головного мозга у ребёнка.


Творческий акт, оказавшийся незамеченным, обычно оставляет человека с чувством фрустрации. Писатель разочарован, если никто не читает его книг, Все индивидуально. Если вспомнить писателей и поэтов эпохи соцреализма, то почти каждому пришлось творить, не получая отклика или "получая" его как удар по голове.

Более сильное эго связано с более высокой степенью индивидуальности, большей потребностью самовыражения и с повышенным стремлением к признанию.А многие гении совсем не получали признания в своей жизни. Этим и объясняются их болезни (?)
 
 


Рута 2015-01-22 22:52:38
Все индивидуально. Если вспомнить писателей и поэтов эпохи соцреализма, то почти каждому пришлось творить, не получая отклика или "получая" его как удар по голове.

 значит они страдали в той или иной мере - "индивидуально"


"Складывающаяся в
современном мире ситуация схожа с историей Фауста, продавшего свою душу
Мефистофелю за обещание, которое не могло быть выполнено. Дьявол искушает
удовольствием, предоставить которое не в его власти.

История Фауста со времен Гете не потеряла своей актуальности. Как пишет
Бертрам Джессап в предисловии к своему переводу «Фауста» **, «магия
шестнадцатого века и наука двадцатого схожи в своем стремлении или намерении
доминировать и распоряжаться жизнью. Более того, значимость этого многократно
усилилась с падением авторитета всемогущего Бога». Элиас Карретти говорит:
«Человек сам у себя украл Бога»***. Человек получил власть осуждения и
уничтожения, власть, бывшую прерогативой наказывающего Вседержителя. И теперь,
при наличии власти, кажущейся неограниченной, и при отсутствии сдерживающих
сил, что может помешать человеку уничтожить самого себя?
1

Важно понимать, что все мы, подобно доктору Фаусту, готовы уступить
дьявольским посулам. Дьявол есть внутри каждого из нас, воплощенный в эго, он
обещает исполнение желаний при условии, что мы подчинимся его стремлению
доминировать. Господство эго над личностью не что иное, как дьявольское
извращение сущности человека. Эго не должно быть хозяином тела, но лишь его
верным и преданным слугой.
Тело, в противоположность эго, стремится к
удовольствию, а не к власти. Телесное удовольствие является источником всех
наших приятных чувств и позитивных мыслей. Отнимите у человека телесное
удовольствие, и его переполнят фрустрация, злоба и ненависть. Его мышление
станет извращенным, творческий потенциал иссякнет. У него разовьется установка
саморазрушения." А.Лоуэн


Клара 2015-01-23 13:23:46
Тело, в противоположность эго, стремится к
удовольствию, а не к власти.

-
-
К сожалению происходит постоянная путаница когда мы пытаемся совмещать разные подходы и разные школы. К сожалению совсем не знакома с идеями школы телесно-ориентированой терапии, но судя по приведенному отрывку тут эго и тело выступают не в том же значении, что в юнгианском подходе.

-
В моей интерпретации и понимании юнгианского подхода "тело" выглядит так.
К вопросу о жертвах и насилии Самости.


Клара 2015-01-23 13:23:46
Дьявол есть внутри каждого из нас, воплощенный в эго, он
обещает исполнение желаний при условии, что мы подчинимся его стремлению
доминировать. Господство эго над личностью не что иное, как дьявольское
извращение сущности человека. Эго не должно быть хозяином тела, но лишь его
верным и преданным слугой.

 На мой взгляд, в этой части отрывка речь и "сильном эго", как его описала Сорелла. А тело соединено с эмоциями, комплексами, бессознательным


Марфа-М. 2015-01-22 19:50:44
Сам эго-комплекс, как я понимаю, соотносится с такими проявлениями высшей нервной деятельности, как память, мышление и речь, особенно с памятью. Действительно, чтобы иметь представление о "я" надо осознавать себя в течение достаточно длительного периода времени.

Иметь представление о "я", это вы хорошо сказали, Марфа. Только у нас есть пока нерешаемая проблема с памятью. "Вся королевская конница и вся королевская рать не могут Шалтая-Болтая собрать."- извиняюсь за вольную ассоциацию. 


Марфа-М. 2015-01-22 21:20:34
Что касается связи эго с высшей нервной деятельностью, это удобно и для его определения и для его локализации в теле (психике). А так получается, что эго-некая абстракция, "болтушка" вне тела.

 Проблема в то, что похоже юнг описывает эго как то, что я бы назвала совокупность или комплекс ума, тела и духа. но это мое понимание


А в моём понимании Эго-это ,,верификационная планка",некий фильтр в голове,через который человек смотрит на мир.Но Юнг пишет,в книге ,,Отношение между Эго и Бессознательным",о том что оно к старости отмирает,если есть осознание Анимы и Анимуса.Ещё мне нравиться книга ,,Гермес как проводник на стадии ламинальности",автор пишет,о том как Эго меняется.


Продолжу дальше:вот у йогов понятия Эго-отсутствует,и контакт с Самостью наступает сразу.У тех кто говорит стихами,притчами,вырабатывается такой язык,который наводит на размышления,и не задевает своими проэкциями других людей.Хотя может и задевает,но косвенно.
.