Понятие аффекта

Немного об аффектах Автор: Флейта, дата: ср, 29/05/2013 - 00:47

АФФЕКТ (лат. affectus— душевное волнение, страсть) — термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание, ярко проявляющееся во внешних движениях и внутренних физиологических процессах. Аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов—восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях (аффект полностью подавляется или тормозится) отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление “аккумуляции” аффекта), создавая иногда картину патологического поведения. В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, например, аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, располагающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов (“Государство”). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Древнегреческие философы занимаясь аффектами, делали попытку классифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным, что относится в особенности к стоикам. Аристотель и Фома Аквинский настаивали на умеренности в проявлении аффектов. Христианский аскетизм также требовал подавления аффектов. Лишь в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19—нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э. Дюркгейм и М. Мосс установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Я. Люи-Брюяем исследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности. (Философский энциклопедический словарь. 2010.; Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

"С того времени (1915а), когда Фрейд дал определение аффектам как феноменам разрядки и частично пересмотрел эту концепцию в 1926 году, представив свою теорию сигнальной функции тревоги, а также вследствие часто приводимого высказывания Рапапорта (1953) о том, что в психоаналитической теории отсутствует теория аффектов, очень многое было сказано по поводу происхождения, природы аффектов и их значимости для развития и функционирования человеческой психики. Из всех психических феноменов аффекты наиболее явно представляют такие принуждающие силы, которые могут рассматриваться как проводники постоянно накапливающихся и требующих разрядки энергетических давлений организма. Хотя некоторые авторы придерживаются мнения, что нет аффектов без мыслительного содержания (Brenner, 1974, 1976, 1983), эта точка зрения представляется обоснованной лишь по отношению к позитивным аффектам, которые с самого начала будут представляться совместно с некоторыми перцептуальными элементами. По контрасту с позитивными аффектами психическая репрезентация негативных аффектов рассматривается здесь как становящаяся возможной и правдоподобно объяснимой лишь после первичной дифференциации самостных и объектных репрезентаций (см. главу 1). Агрессивный аффект, возникающий как первая психическая репрезентация фрустрации, неизбежно ощущаемой после дифференциации Собственного Я и объекта, вначале будет лишен мыслительных репрезентаций. Это обусловлено тем, что первые образы Собственного Я и объекта становятся дифференцированы из мнемически накопленных масс недифференцированных переживаний удовлетворения, первоначально придающих Собственному Я и объекту характер формаций чистого удовольствия. До создания специфических репрезентаций «абсолютно плохого» объекта агрессивные импульсы, которые автоматически направлены против мнимой причины фрустрации, будут неоднократно разрушать представление об «абсолютно хорошем» объекте, а также восприятие дифференцированного Собственного Я ребенка, которое вначале может существовать лишь как всемогущий владелец приносящего полное удовлетворение объекта. Недостаточная мыслительная репрезентация агрессии постоянно наблюдается у пациентов с эволюционными задержками на различных стадиях сепарации индивидуации, обычно у индивидов с явно выраженными психозами или тяжелыми состояниями «алекситимии». Тревога и депрессивный аффект, по всей видимости, являются реакциями на и сигналами об опасности и потерях, которые, по крайней мере на данный момент, не могут быть в достаточной мере представлены для сознательного Собственного Я. Позитивные аффекты, которые с самого начала были связаны с приятными процессами сенсорного восприятия, будут после дифференциации самостных и объектных репрезентаций на протяжении всей жизни сопровождаться образом Собственного Я, которое либо ожидает получить удовлетворение, либо испытывает удовлетворение, либо ощущает себя получившим удовлетворение. Коммуникативная функция аффектов в качестве медиаторов субъективно значимых посланий между индивидами обеспечивает основу для понимания людьми друг друга в целом и для фазово специфически настроенных, связанных с развитием и терапевтических взаимодействий в частности." (Вэйко Тэхке «Психика и ее лечение: психоаналитический подход»).

"Под аффектом следует разуметь состояние чувства, отличающееся, с одной стороны, заметной иннервацией тела, с другой стороны, своеобразным нарушением процесса представления Эмоция является для меня синонимом аффекта. В противоположность Блейлеру (см. аффективность), я отличаю чувство от аффекта, хотя оно и переходит в аффект незаметно, ибо каждое чувство, достигнув известной силы, вызывает телесные иннервации и тем самым становится аффектом. Но из практических соображений было бы правильно отличать аффект от чувства ввиду того, что чувство может быть произвольно управляемой функцией, тогда как аффект, по общему правилу, не таков. Точно так же аффект ясно отличается от чувства и заметной телесной иннервацией, тогда как чувство в большинстве случаев не сопровождается этими иннервациями или же они бывают столь малой интенсивности, что их присутствие можно доказать лишь с помощью очень тонких инструментов, например при помощи психогальванического феномена. Аффект усиливается от ощущения вызванных им самим телесных иннерваций. Это наблюдение повело к теории аффекта Джемса—Ланге, которая вообще причинно выводит аффект из телесных иннерваций. В противоположность такому крайнему объяснению я понимаю аффект, с одной стороны, как психическое состояние чувства, с другой стороны, как физиологическое состояние иннервации; то и другое усиливается во взаимодействии, то есть к усилившемуся чувству присоединяется еще компонент ощущения, благодаря которому аффект более приближается к ощущениям (см. ощущение) и существенно отличается от состояния чувства. Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения." (К.Юнг. Словарь терминов)


Ярко выраженные аффекты, то есть сопровождающиеся сильной телесной иннервацией тела, я не причисляю к сфере функций чувства, а отношу к сфере функций ощущения."

Совершенно справедливо.  Нельзя определить , что иногда чувствуешь, ощущаешь  только на полную катушку и все сразу: любовь и ненависть, зависть и любование... - можно только ощутить силу эмоции, но не назвать её.

"Каждый человек знает, что такое констелляция комплекса на собственном опыте. Она происходит в широчайшем спектре эмоций, от легкого беспокойства до впадения в бешенство. Когда комплекс констеллируется, человек находится под угрозой потери контроля над эмоциями и до некоторой степени упорядоченного поведения. Люди реагируют иррационально и часто потом жалеют о содеянном. Психологически мыслящий человек живет с депрессивным осознанием того, что он не единожды был в этом состоянии и реагировал именно таким образом. Более того, он не способен был воздержаться от повторения этого и на сей раз. При констелляции человек оказывается захвачен демонами, сила которых превышает его индивидуальную волю. Это создает чувство беспомощности. Даже когда человек видит, как он превращается в безвольную жертву внутреннего принуждения, говорит или делает что-либо, прекрасно понимая, что этого лучше не делать, все равно прокручивается знакомый порочный сценарий. Ситуацией, констеллирующей комплекс, вызываются к жизни мощные интрапсихические силы. Архитектура этих констелляций "определяется комплексами, обладающими своей собственной специфической энергией". "Энергия" комплекса... соотносится с потенциальным количеством чувств и действий, которые находятся в "магнитном поле" ядра комплекса. Комплексы обладают энергией, которую можно представить в виде вращения электронов вокруг атомного ядра". При стимуляции ситуацией или событием они порождают вспышку энергии и переходят на другой уровень, и так повторяется, пока они не проявятся в сознании. Их энергия проникает через оболочку Эго-сознания и затопляет его, тем самым побуждая разрядить часть эмоциональной энергии. Когда это происходит, Эго не вполне может управлять сознанием, как впрочем и телом. Человек оказывается во власти этих разрядов энергии, происходящих вне контроля Эго. Единственное, что остается Эго в случае интенсивности процесса, - это удержать часть энергии комплекса внутри себя и минимизировать эмоциональные и физические вспышки. Но в значительной степени ни один из нас не может быть полностью ответствен за то, что говорит и делает будучи захваченным комплексом."

М. Стайн. Юнговская карта души.


 
Flejta 2015-02-19 00:46:51
эмоциональные и физические вспышки.
Мне этот процесс представляется таким: 

- криз (из нарушения отношений с родителями)

- повторение кризов (усиление старых и появление новых конфликтов) 

- ступор (в согласии с Юнгом, "аффект в области ощущений" приводит к полному  оцепенению и потере ощущений, т.е. связи с миром)

Можно ли сравнить  это  состояние с прострацией, которая, как мне кажется, продолжительней во времени, чем вспышка/аффект? 

 

Рута 2017-04-13 23:55:10
Можно ли сравнить  это  состояние с прострацией, которая, как мне кажется, продолжительней во времени, чем вспышка/аффект?   

 какое состояние - ступор (сравнить с прострацией)?
Flejta 2017-04-14 07:58:24
какое состояние - ступор (сравнить с прострацией)?
оба состояния - это оцепенение, только аффект - кратко, а прострация - до часа. 

Я лучше на примерах (пишу от первого лица, чтобы проще):

- аффект/оцепенение: вижу, как ребенок  подошел к открытому люку подпола (подвал в кухне для хранения припасов) и делает шаг. я могу схватить его и ... не могу пошевелиться.

- прострация/оцепенение: после неожиданного осознания полного обвала, "конца жизни", села на скамейку в саду и потеряла все ощущения. очнулась/вернулась в реальность уже вечером и поняла, что сидела больше часа, но что было в голове - не помню, полная амнезия.  я поняла, что это состояние и есть прострация.

Рута 2017-04-14 09:41:15
Я лучше на примерах
В примерах отраженна бессознательная архаичная защита от переживания аффекта, который является непереносимым. 
второй пример подходит под определение дереализации,

ступор и прострация немного о разном

grom1113 2017-04-14 11:25:29
защита от переживания
да, это понятно, блокируется  эмоц. удар.

интересно, как образуется такое состояние и  что индивидуального в нем.

прочитала, что аффект/инсайт/чудесный сон служат трансформации эго.

Flejta 2017-04-14 11:37:15
второй пример подходит под определение дереализации
если я поняла правильно, то при дереализации не бывает  провала в памяти.

 

Рута 2017-04-14 20:56:31
интересно, как образуется такое состояние
Это бессознательные инстинктивные процессы. 

Рута 2017-04-14 20:56:31
и  что индивидуального в нем.
Эго - его крепость, гибкость, способность сохранять собственные границы и адекватно оценивать реальность (как внутреннюю, так и внешнюю).

Рута 2017-04-14 20:56:31
прочитала, что аффект/инсайт/чудесный сон служат трансформации эго.
Что подразумевается под "трансформацией эго"?

grom1113 2017-04-15 22:42:03
Что подразумевается под "трансформацией эго"?
это, конечно, пересказ, но:
" Американский психолог Абрахам Мэслоу описал категорию мистических переживаний, для которых характерны растворение личностных границ и чувство единства с другими людьми, с природой, со всей Вселенной и с Богом; он предложил для них термин «пиковые переживания». В своих работах он выступил с острой критикой традиционной позиции западной психиатрии, согласно которой такие переживания следует считать признаками душевного расстройства. Мэслоу неопровержимо показал, что пиковые переживания нередко бывают у совершенно нормальных и уравновешенных людей. Он также обнаружил, что если позволить таким переживаниям достичь их естественного завершения, то это, как правило, приводит к лучшему функционированию человека в мире и способствует тому, что он назвал «самоактуализацией», или «самореализацией», — более полному выражению человеком своего творческого потенциала."(Кристина Гроф, Станислав Гроф. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации)

Единственное, что остается Эго в случае интенсивности процесса, - это удержать часть энергии комплекса внутри себя и минимизировать эмоциональные и физические вспышки.  М.Стайн---------------------- в этом я вижу противоречие: минимизировать аффект - значит разрушить до проявления, вытеснить, т.е. не дать завершиться тому процессу,  который начал работать. Но аффект для этого и "нужен": для развития. Аффекту нужен выброс, иначе его не пережить, после этого  сами по себе идут изменения (трансформация эго). 

Рута 2017-04-16 08:29:13
и способствует тому, что он назвал «самоактуализацией», или «самореализацией», — более полному выражению человеком своего творческого потенциала."(Кристина Гроф, Станислав Гроф. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации)
Здесь не о трансформации эго, а о процессе, который Юнг назвал индивидуация. 
Рута 2017-04-16 08:29:42
минимизировать аффект - значит разрушить до проявления, вытеснить, т.е. не дать завершиться тому процессу,  который начал работать.
Стайн говорит не о вытеснении / сопротивлении или защитах (которые работают бессознательно, а соответственно неуправляемы сознательной волей), а о возможности не потерять себя в аффективном шквале (удержать часть энергии комплекса внутри себя); постараться отнестись к себе в этом состоянии бережно и заботливо (минимизировать эмоциональные и физические вспышки). Аффект захватывает эго и стремится отыграть / разрядить собственное напряжение, однако, согласитесь, это можно сделать по разному: буквально или символически. 

Рута 2017-04-16 08:29:42
Но аффект для этого и "нужен": для развития. Аффекту нужен выброс, иначе его не пережить
Часто не переживают от "выброса" аффекта.

Сам по себе аффект - это мощная инстинктивная энергия, трансформация которой требует достаточно крепкое эго, способное не только удержать себя перед "лицом аффекта", но и отразить его в "зеркале" сознания, найти ему форму, дать название, обнаружить смысл... Такое же значение имеет "контейнер" (тело, психика), в котором протекает весь процесс: его границы, крепость - рамки и возможности одним словом. 

То есть развитие (трансформация) возможно только в напряженном противостоянии бессознательного (аффект) и сознания (эго) внутри удерживающего это напряжение контейнера. В этой борьбе появляется что-то третье, подобно новому витку спирали развития.  

В этом контексте мне вспомнились люди с расстройством множественной личности в лечении которых основным терапевтическим разрешением является переживание, буквально проживание аффектов. Терапевт с таким клиентом становится необходимым контейнером и сознанием.  

Рута 2017-04-16 08:29:42
после этого  сами по себе идут изменения (трансформация эго).
Трансформация в данном случае подразумевает изменение всей психики в целом - и структуру бессознательного, и сознания. 

Если не отходить от темы "понятие аффекта", то тут все ясно.

Все-таки отношение к нему разное для аналитика и художника, например, Михаила Врубеля (тема рядом возникла, наверное, не случайно).

Если "уменьшить" аффект и в контейнер упаковать, состоялся  бы художник-то? 

Тут конкретный обмен: выстрадать свое понимание (даже без сильного эго) или минимально "стравить"  энергию аффекта, чтобы  "жить долго и счастливо". 

Да и мы,зрители-читатели, шедевра не увидели бы.

не знаю, м.б., это слишком высоко, но кажется, я нашла описание этого состояния у Эдингера ("Эго и архетип"):
С другой стороны, распятие на кресте означает для эго подвешенность между противоположностями, которая вызывает у него ощущение беспо­мощности. Распятие на кресте признается неохотно, исходя из внутрен­ней необходимости индивидуации (процесса созидания целостности), ко­торая требует полного осознания парадоксальной природы психического. По поводу морального аспекта этого образа Юнг говорит следующее: "Реальность зла и его несовместимость с добром разделяют противопо­ложности и неумолимо приводят к распятию на кресте и приостанов­ке всякой жизни. Поскольку" по природе своей душа—христианка", этот результат наступает с такой же неизбежностью, как и в жизни Иисуса: все мы должны быть "распяты с Христом", т.е. нам необходимо "застыть" в нравственном страдании, сопоставимом с реальным распя­тием на кресте".