Горбатая принцесса -Испанская сказка.Король Дроздобород-Немецкая сказка.Принц- ворон-Испанская сказка.

Не думайте, что принцесса так и родилась горбатой, ничего подобного: она была стройна и красива. К тому же была единственной наследницей короля, и ее будущий муж должен был получить королевство. Король был уже стар и с нетерпением ждал, когда же наконец гордая принцесса выберет себе мужа, чтобы передать ему свой трон. Но принцесса вовсе не хотела выходить замуж. Не нравились ей ни принцы, ни графы, ни маркизы. Даже самых благородных кабальеро не удостаивала она взглядом. И вот однажды, прогуливаясь перед дворцом, она встретила старого нищего. Лицо его было безобразно, одежда в лохмотьях, а спину украшал огромный горб. — Подайте на бедность!— протянув руку, заголосил нищий. Но девушка так испугалась его уродства, что тотчас же поспешила уйти. — Никогда не показывайся мне на глаза! — крикнула она старику. Нищий рассердился. Он догнал принцессу и бросил в нее черного паука. Паук уцепился за шлейф принцессы, и как ни старалась девушка, не могла стряхнуть с платья гадкое насекомое. Так и пришла во дворец вместе с пауком. Стал паук жить во дворце. Он не давал принцессе ни минуты покоя. Он кусал ее и днем и ночью и вырос такой большой и толстый, что даже придворные стали его бояться. Тогда принцесса позвала солдат и приказала им застрелить паука, а из его кожи сделать бубен. Прошло время. Король сказал своей дочери: — Ты видишь, я стар. Мне нужен наследник, чтобы передать ему королевство. Когда же ты выберешь себе мужа? — Хоть завтра,— рассмеялась в ответ принцесса.— Но выберу я только того, кто без ошибки ответит, из чего сделан мой бубен. — Хорошо! — согласился король.— Но помни, кто бы ни отгадал, мы сейчас же отпразднуем свадьбу. Даю в том мое королевское слово! И король объявил по всей стране, что принцесса выйдет замуж за того, кто отгадает, из чего сделан ее бубен. Со всех концов прискакали на конях принцы и графы. В роскошных колясках приехали маркизы и герцоги. Со шпагами на боку прибыли во дворец благородные кабальеро. Но никто из них не сумел отгадать, из чего сделан бубен принцессы. Красавица только посмеивалась над женихами, пока из самого дальнего королевства не прискакал верхом на белом коне стройный принц в золотом плаще и с пером на шляпе. Увидев юношу из окошка, принцесса тотчас же полюбила его. Она решила помочь незнакомому принцу и, распахнув окно, громко крикнула: — Он из кожи паука! Но принц, утомленный долгой скачкой, не расслышал слов принцессы, а если бы и расслышал, ни за что бы ей не поверил: он подумал бы, что принцесса смеется над ним. Разве делают бубны из паучьей кожи?! Зато крик принцессы услышал горбатый нищий. Как раз в это время он проходил под окошками, выпрашивая подаяние. И когда принц так и не смог ответить, из чего сделан бубен, горбатый нищий пришел к королю и сказал: — Я отвечу. Отдайте мне красавицу в жены. — Из чего же? — спросил смущенный король. — Он из кожи паука! — со смехом ответил нищий, и королю пришлось отдать принцессу горбатому старику. Что делать! Она сама назначила такое условие, а король подтвердил его своим королевским словом. О, как сердился король! Он позвал свою дочь и сказал: — Вот до чего довели тебя твои капризы. Уходи сейчас же из дворца со своим стариком, забудь навсегда, что я твой отец, и никогда не возвращайся обратно! Принцесса горько заплакала. Горбатый нищий взял ее за руку, и они тотчас же ушли из дворца, а принцы и графы, маркизы и благородные кабальеро разъехались по своим королевствам, оплакивая печальную участь своенравной принцессы. Уехал и принц в золотом плаще и шляпе с пером. Печальный уехал он в свое самое далекое королевство, потому что успел уже полюбить молодую принцессу. Долго шли по дорогам принцесса и старый нищий и пришли наконец к реке. — Ты моя жена и должна исполнять все мои желания,— сказал горбун.— Возьми меня на спину и перенеси через реку. Посадила принцесса старика себе на спину и понесла. Дошла до середины реки и подумала: «Если я сейчас не избавлюсь от нелюбимого мужа, всю жизнь придется мне таскать его за собою. Лучше я стряхну его в воду». Она стала скакать и прыгать, чтобы сбросить старика со своей спины. Прыгала, прыгала и наконец стряхнула его: старик был уже дряхлым и не мог удержаться на спине у принцессы. Но горб — огромный уродливый горб — принцесса никак не могла сбросить. Он крепко прирос к ее спине, и принцесса стала горбатой. Ах, этот горб! Принцесса так его ненавидела! Мало того, что сидел он на ней верхом, как всадник. К досаде девушки, коварный горбик оказался до крайности разговорчивым. Правда, если принцесса молчала, он тоже помалкивал. Но стоило девушке обронить хоть слово, горбик тотчас же повторял его, будто передразнивая принцессу,— ну точь-в-точь как эхо в горах. — Дайте мне напиться воды,— просила девушка, постучавшись в двери какой-нибудь хижины, и горб тотчас же повторял: «Дайте мне напиться воды!» — и притом таким тоненьким голоском, что все начинали смеяться над девушкой. Другие же обижались, полагая, что она смеется над ними, и прогоняли несчастную. Сколько ни уговаривала его принцесса помолчать хоть немного, упрямый горбик пищал и пищал по-прежнему. Тогда девушка притворилась немой. С непривычки это было нелегко, но зато горб оставил ее в покое: пришлось и ему замолчать. Наконец дошла принцесса до самого дальнего королевства, где жил стройный принц в золотом плаще и шляпе с пером. Почему попала она именно в это королевство, принцесса сама не знала, но, наверное, сердце подсказало ей дорогу. Она пришла во дворец и нанялась в услужение. Она прислуживала за королевским столом, но принц даже не взглянул на нее ни разу. Разве станет красавец, наследник трона смотреть на служанку, притом еще горбатую и немую! Юному принцу было вовсе не до того: по приказу родителей он должен был жениться на знатной маркизе. Конечно, эта маркиза была совсем не так красива, как принцесса с бубном, но горба у нее не было, и никто не осмелился бы сказать, что она немая: маркиза была пряма как палка и целыми днями трещала, как попугай. Вот какую невесту подыскали для принца в золотом плаще и в шляпе с пером! Итак, маркиза-невеста прикатила в золоченой карете в самое далекое королевство, где жил принц в золотом плаще, и по этому случаю во дворце готовили большой ужин, а принцессе-служанке поручили жарить пирожки с яблоками для королевского стола. Она зажарила первый пирожок и сказала горбу: — Горбик, горбик, не хочешь ли пирожка? — Хочу, хочу! — пропищал горбик. Как видите, если дело касалось чего-нибудь вкусненького, он забывал передразнивать принцессу, а сразу отвечал, чего хочет! Принцесса угостила его пирожком, положила на сковородку второй и опять спросила: — Горбик, горбик, не хочешь ли еще пирожка? — Ой, хочу! — пропищал горбик. Он был большим сладкоежкой. И принцесса снова угостила его пирожком. — А еще? — спросила она, обжаривая третий, самый большой пирожок.— Не хочешь ли ты его отведать? — Очень, очень хочу! — пропищал в нетерпении горбик. — Так прыгай ко мне в передник! — приказала принцесса горбу. Глупый горбик так любил сладкие пирожки, что не заставил просить себя еще раз и прыгнул в передник девушки. Принцесса схватила его щипцами и бросила в печку. — Горю, горю! — пропищал горбик в последний раз и замолчал навсегда. Так избавилась принцесса от ненавистного горба и стала стройной, как прежде. К тому же теперь ей уже не нужно было притворяться немой. Она побежала в свою комнатку, нарядилась в атласное платье с кружевами и явилась в парадный зал, где собирались к ужину знатные гости и принц с маркизой встречали каждого глубоким поклоном. Когда принцесса, нарядная и величественная, появилась в дверях, принц воскликнул: — Смотрите, это наша немая служанка! Как она стройна и красива! А маркиза-невеста вскочила с места и, покраснев от досады, затрещала как сорока: Ишь, нарядная какая! Прочь ступай! Прочь ступай! Повариху я узнаю, Как ее ни наряжай! Она трещала бы еще очень долго, но принцесса не дала ей договорить и с достоинством ответила: — Ваша правда, сеньора маркиза, я была поварихой и прислуживала сеньору принцу, но я родилась не служанкой, а принцессой, дочерью короля. И если вы не знаете этого, то могли бы и помолчать, хотя, говорят, это искусство совершенно вам не знакомо. Услышав такой смелый ответ, трещотка прикусила язык и убежала из зала. Она прыгнула в свою золоченую карету и навсегда ускакала из самого далекого королевства. А принц? Он тотчас же узнал свою возлюбленную принцессу, о которой так долго тосковал. Принц очень обрадовался, что она уже не немая, и при всех гостях предложил ей стать своей женой. Они жили долго и счастливо. Принц вскоре же стал королем, а принцесса королевой. Она была доброй королевой, всегда помогала больным и бедным и никогда не отворачивалась от чужого горя. Уж она-то отлично знала, как тяжело скитаться без гроша по дорогам и просить у чужих дверей глоток воды и кусочек хлеба, чтобы утолить голод и жажду. И за это молодой король любил ее еще больше Источник: http://azku.ru/skazki-narodov-evropyi/gorbataya-printsessa.html
Автор: Рута, дата: пн, 28/07/2014 - 09:26

Кожа паука  как толстокожесть, за которую принцесса наказана горбом: невидимое отрицательное качество (слишком сильные защиты, эгоизм) стало видимым.

Наказание искуплено страданием: немотой (оральные потребности) и умением с ними справляться их же оружием: накормить до отвала, чтобы отвалились как пиявки, напившиеся крови. 

Нищий - волшебный помощник, психопомп(?)

Заманить горб в передник - об этом символе трудно судить однозначно. Передник всегда защищает/прикрывает  платье/персону  от грязи. На нем обычно есть карманы - напоминает  контейнер, стало быть, процесс контейнирования, который  приводит к положительным результатам.

 

------------------------------
Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)

Похоже на проработку тени. Принцесса богата, нищий, соответственно, беден. Происходит как бы постепенное "заражение" теневым содержанием, сначала контакт с нищим, затем он в примитивной форме-паук,проникает в персону (платье) принцессы, и начинает расти, разрастаться, увеличиваться, пугая придворных(окружающих). Бубен-сложно сказать, возможно, попытка первой трансформации теневого содержания (бубен ещё и звук, то есть первое обретение голоса).Дальше-больше.Принцесса выходит замуж за нищего и он "сел ей на шею".Это максимальная охваченность комплексом.Ей нужно принять важное решение и сбросить его в воду (бессознательное).Это подтверждается и темой перехода-переправы.Горб-горбиться, напоминает и горбатиться-работать и гнуть спину-унижаться, компенсация гордыни и праздности.Момент с пирожком-трикстерский .Далее принцесса становится королевой, но теперь она добра к нищим.(интегрировала тень).
Автор: Kkk, дата: пн, 28/07/2014 - 11:16

Очень похоже на сказку "Король-Дроздобород", вам не кажется? 

С точки зрения общей структуры и смысла сказки-безусловно. Вначале-капризы, затем-замужество с нищим и в конце исправление гордыни. А с точки зрения юнгианства есть свои нюансы. Так, в короле-дроздобороде происходит только изменение статуса и переодевания принцессы-задета персона, статус, положение в обществе.А в горбатой принцессе деформируется внешний облик (горб) и голос принцессы (он тонкий и противный), принцесса вынуждена молчать, то есть изменения гораздо глубже. Ну и нет такой колористики, как бубен из кожи паука. Кроме того, нищий-это переодетый принц, в то время как в горбатой принцессе принцы-отдельно, нищие-отдельно))).И вот, больше по ощущениям, король-дроздобород больше про аниму-анимус, а горбатая принцесса-про тень.
Если мы подойдем к сказке прежде всего с точки зрения женской психологии, то, как на это указывает и X. фон Байт, основным ее мотивом является освобождение дочери от сильной и интенсивной связи с отцом. Анимус женщины в детстве выступает против нее сначала в образе отца или занимающего его место мужчины, позже замещается братом, супругом, другом и, наконец, его можно отыскать в «объективных свидетельствах духа, в церкви, государстве и обществе и их учреждениях, а также в научном и художественном творчестве»8. Доминирование и устойчивость патриархального отцовского анимуса, чья могущественная фигура господстьует в психике женщины, вызывает в ее Я сверхкритичное отношение к любому другому мужчине и ничем не оправданное отклонение его в качестве жениха. Бессознательно принцесса из нашей сказки так сильно привязана к отцу, что любой другой мужчина кажется ей неподходящим и вообще не имеет шанса. С другой стороны, именно он, этот отцовский анимус, внезапно приказывает девушке выйти замуж за первого встречного, то есть признать и почтить самое ничтожное. Вариации этого мотива обнаруживаются в датской сказке «Петер Ротхут»9 (Петер Красная Шапка) или в шведской «Цоттельпельц»10 (Клок шерсти). В отличие от других сказок, например, «Безрукая девушка», в «Короле Дроздобороде» образ отца не является однозначно злым или корыстным. Дочь не приносится им в жертву удовлетворению собственных влечений, но встречает подлинное добросердечие и терпение. То есть, если мы исходим из женской психологии, то обнаруживаем у девушки возможность свободно выбирать среди целого ряда женихов. Только неспособность ее Я совершить этот выбор, то есть сделать очередной шаг в своем развитии, дает отцовскому гневу вырваться наружу, принуждая высокомерную нарциссическую надменность Я вступить в союз со своей противоположностью, то есть приказывает гордой принцессе сочетаться браком с нищим.http://www.psyoffice.ru/page,24,3518-dikmann-khans.-jungianskijj-analiz-volshebnykh.html
Автор: Kkk, дата: пн, 28/07/2014 - 16:03

Мда, подумав, пришла к выводу, что сказки действительно значительно отличаются. При чем даже принципиально различны. Принцесса в "Короле-Дроздобороде" фактически сопротивляется сепарации от отца, а "горбатая" принцесса - удерживается отцом, я бы сказала, он хочет использовать ее как средство для облегчения собственной ноши. Тогда нищий - теневая сторона короля, ношение на спине, горб - эксплуатация, не зря именно он мешает девушке выйти замуж за того, кто ей по сердцу и стать правительницей другого королевства. Отсюда, наверное, и вышеупомянутые глубокие искажения образа девушки - внешность, голос.

Здесь ещё разница в участии будущих женихов в судьбе невесты. В короле-Дроздобороде они проходят испытание вместе, более того, жених полностью срежессировал исправление невесты. В горбатой принцессе все испытания ложатся на её собственные плечи, принц пассивен, он погрустил и ускакал в своё королевство,более того, он готов жениться на девушке, подысканной матерью.

В своем стремлении изолировать женщину от внешнего мира анимус может принимать вид отца. В "Дродобороде" рядом с принцессой нет никого, кроме отца, поэтому неприступность принцессы, отказывающей всем без исключения женихам, очевидно, как-то связана с тем, что она живет одна с отцом. Презрительная, осмеивающая, критическая установка, занятая ею по отношению к женихам, типична для женщин, которыми управляет аннмус. Такая установка напрочь разрывает все связи с людьми.

Высокомерие дочери в подобной ситуации только по видимости вызывает гнев отца, в действительности же отец нередко сам привязывает дочь к себе и создает препятствия на пути предполагаемых женихов. Всякий раз, когда на заднем плане южно обнаружить в себе подобную установку, невольно убеждаешься в столь характерной для психологии родителей амбивалентности, когда они, с одной стороны, оберегают своих детей от встречи с реальной жизнью, а с другой - проявляют недовольство, что те оказываются не способны начать самостоятельную жизнь, покинув родной дом. (Отношения матерей со своими сыновьями очень часто развиваются по этой же схеме.) В качестве компенсации такой ситуации отцовский комплекс, вырабатывающийся в дочери, пытался причинить боль могущественному отцу тем, что заставляет девушку останавливать свой выбор на явно недостойных ее поклонниках.http://pryahi.indeep.ru/psychology/jungian/fon_franz_03.html

http://kot-bayun.ru/ispanskie_skazki/princ-voron.html   Принц-ворон  Испанская сказка   Эта сказка практически "калька" с короля-дроздоборода, но есть свои нюансы,например,испытание с гранатом. 


Заманить горб в передник - об этом символе трудно судить однозначно.------------------Здесь обращает на себя внимание вступание в диалог с горбиком, то-есть разотождествление с комплексом, если до этого принцесса и горбик были как попугайчики (вторили друг другу), то здесь эго нашло лазейку, вроде я-это я, а комплекс-это комплекс. Сложно сказать, что означало прикармливание этой теневой части, но интересно, что если старика девушка утопила (вернула в бессознательное), то горбик-сожгла, кальцинировала.Алхимия однако ))).
Автор: Рута, дата: вт, 29/07/2014 - 04:38

Все-таки Тень принцессы должна быть одного с ней пола. 

Ближе к роли  старика в сказке:  ПСИХОПОМП (Psychopomp; Psychopompos) - психический фактор, являющийся связующим звеном между бессознательными содержаниями и сознанием 

Горб повторяет за принцессой все, что она говорит - зеркалит её теневые (здесь вы правы) качества

------------------------------
Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)

Автор: Kkk, дата: вт, 29/07/2014 - 08:10

О сказке "Король-Дроздобород" в вики рассказывается:

Король Дроздобород (нем. König Drosselbart) — романтическая сказка-новелла из первого сборника «Детские и домашние сказки» (Kinder- und Hausmärchen) братьев Гримм (первое изд. 1812/1815 гг.) под номером 52. <...>

Реальные события.

Известный немецкий военачальник, князь Анхальт-Дессау Леопольд I, проезжал как-то в Дессау по улице, ведущей к рынку и на которой во множестве сидели торговки горшками и прочей глиняной посудой. Остановив коня, князь поинтересовался, как идёт торговля. Тогда женщины всем «обществом» начали плакаться и жаловаться, как всё плохо, что война всех разорила и т. п. Услышав это, князь направил своего коня на груды горшков и, несмотря на горестные вопли продавщиц, расколотил весь их товар вдребезги. Впрочем, одумавшись, он пригласил вскоре всех пострадавших к себе во дворец и щедро, по-княжески оплатил ущерб так, что все остались довольны. Известно, что эту курьёзную историю записали братья Гримм.


Можно ли в таком случае считать эту сказку волшебной? В то же время она очень схожа с "Королем-Вороном". Возможно ли, что братья Гримм встречали этот сюжет и использовали его при сочинении собственного варианта? Или близкое знакомство с народными сказками сформировало в них особое психологическое чутье? И на сколько можно верить этой истории о появлении сказки? 

Автор: Kkk, дата: вт, 29/07/2014 - 08:35

Марфа-М. 2014-07-28 17:22:56
Высокомерие дочери в подобной ситуации только по видимости вызывает гнев отца, в действительности же отец нередко сам привязывает дочь к себе и создает препятствия на пути предполагаемых женихов. Всякий раз, когда на заднем плане южно обнаружить в себе подобную установку, невольно убеждаешься в столь характерной для психологии родителей амбивалентности, когда они, с одной стороны, оберегают своих детей от встречи с реальной жизнью, а с другой - проявляют недовольство, что те оказываются не способны начать самостоятельную жизнь, покинув родной дом. (Отношения матерей со своими сыновьями очень часто развиваются по этой же схеме.) В качестве компенсации такой ситуации отцовский комплекс, вырабатывающийся в дочери, пытался причинить боль могущественному отцу тем, что заставляет девушку останавливать свой выбор на явно недостойных ее поклонниках.

 Наверное, такая же амбивалентность характерна и для психологии детей. В "Короле-Дроздобороде" принцесса и хочет, и не хочет покидать чуткого и понимающего отца. Если она выберет себе в мужья кого-либо из приглашенных им женихов, это будет значить, что он "опять угадал", а ей необходимо, чтобы он стал "плохим", и можно было бы от него уйти. Насмешки над женихами демонстрируют эмоциональную заряженность, важность внешнего объекта для принцессы. Вообще,  это такой характерный момент в сказках - уйти от родительского, познакомиться с проявлениями жизни во всем их разнообразии, от самого низкого до самого высокого, сформировать свою собственную установку. То, чем предлагается заниматься принцессе - плести корзины, продавать горшки - связано с фемининной символикой - плохо удающиеся попытки выстроить отношения с собственной фемининностью? 

Автор: Ютта, дата: ср, 30/07/2014 - 10:07

Марфа-М. 2014-07-28 10:41:10
Горб-горбиться, напоминает и горбатиться-работать и гнуть спину-унижаться, компенсация гордыни и праздности.Момент с пирожком-трикстерский

 интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения? горб, как пересыпание гордости в гордыню, а гордыня Гибрис мать Пана, нарушение аполлонического-дионисийского, Пан, как черт за плечами, дух леса, духовность?

Все-таки Тень принцессы должна быть одного с ней пола. ----------------------------Не обязательно. Это обсуждалось в статье Д. Биби и Уоррен Колман. Тень может проецироваться на противоположный пол, например, в связи со стереотипом (это качество мужчины-женщины), может потому что качество слишком инаково для психики (пол не зря ПРОТИВОположный). Кроме того, в указанной сказке подымается проблема не только тени (хотя тени в бОльшей степени) но и отцовского комплекса. То есть старик (возраст отца) может быть тенью отца. То есть речь может идти о тени смешанной с анимусом или отцом.------------Мысль о тени приходит и потому, что качества не всегда персонифицированы стариком, его другие ипостаси горб и паук.Здесь обращает на себя внимание, что и паук и горб следуют за принцессой, как тень (сцеплены с ней), про качества тени напоминает и эхо-голос.--------------Кроме того, я смотрю и на конечный результат сказки:изменились какие то качества характера принцессы, то есть она интегрировала противоположные ей черты характера.

 интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения? горб, как пересыпание гордости в гордыню, а гордыня Гибрис мать Пана, нарушение аполлонического-дионисийского, Пан, как черт за плечами, дух леса, духовность?---------------------------------У меня проассоциировалось как те качества, которые ты вынужден таскать за собой и которые "давят на спину",лишний груз  из бессознательного, то есть ,действительно, котомка, но не полезная, а бесполезная.


Автор: Ютта, дата: ср, 30/07/2014 - 11:57

марфа, а если рассматривать не с позиции тени, а в связи с влиянием патриархальности, т.е. вытесненное дионисийское за плечами (в прошлом)?

 

марфа, а если рассматривать не с позиции тени, а в связи с влиянием патриархальности, т.е. вытесненное дионисийское за плечами (в прошлом)?---------------------------Ютта, если не сложно, может развернете мысль. Как- то не пойму с какого бока дионисийство ?

Какие там слуги! - ответил нищий. - Что понадобится, сделаешь сама. Вот разведи-ка огонек, поставь воду да приготовь мне чего-нибудь поесть. Я изрядно устал.

Но королевна не имела ни малейшего понятия о том, как разводят огонь и стряпают, и музыканту пришлось самому приложить ко всему руки, чтобы дело кое-как пошло на лад.

Наконец скудный ужин поспел. Они поели и легли отдохнуть.

А на другой день нищий ни свет ни заря поднял с постели бедную королевну:

- Вставай, хозяюшка, некогда нежиться! Никто за тебя работать не станет!

Так прожили они дня два, ни шатко ни валко, и мало-помалу все припасы бедного музыканта подошли к концу.

- Ну, жена, - сказал он, - хорошенького понемножку. Это безделье не доведет нас до добра. Мы с тобой только проедаемся, а зарабатывать ничего не зарабатываем. Начни-ка ты хоть корзинки плести, что ли... Прибыль от этого небольшая, да зато и труд не велик.Он пошел в лес, нарезал ивняку и принес домой целую вязанку.

Королевна принялась плести корзины, но жесткие прутья не слушались ее. Они не хотели ни сгибаться, ни переплетаться и только исцарапали да покололи ее белые ручки.

- Так! - сказал муж, поглядев на ее работу. - Вижу, что это дело не для таких белоручек, как ты. Садись-ка лучше прясть. Авось хоть на это у тебя хватит ума да уменья.

Она села за прялку, но грубая нитка врезалась в нежные пальцы, и кровь капала с них так же часто, как слезы из ее глаз.

- Чистое наказание с тобой! - сказал муж. - Ну посуди сама - на что ты годишься! Попробовать, что ли, торговать горшками да всякими там глиняными чашками-плошками? Будешь сидеть на рынке, моргать глазами и получать денежки.

“Ах, - подумала королевна, - что, если кто-нибудь из нашего королевства приедет в этот город, придет на площадь и увидит, что я сижу на рынке и торгую горшками! Как они будут смеяться надо мной!”

Но делать было нечего. Либо помирай с голоду, либо соглашайся на все. И королевна согласилась.

Сначала торговля пошла славно. Люди нарасхват брали горшки у прекрасной торговки и платили ей, не торгуясь, все, что она ни запрашивала. Мало того, иные давали ей деньги да еще в придачу только что купленные горшки.Так жили они до тех пор, пока все чашки и плошки до последней не были распроданы. А потом муж снова закупил целый воз глиняной посуды. Королевна уселась на рыночной площади, возле дороги, расставила вокруг свой товар и приготовилась торговать.

Как вдруг, откуда ни возьмись, какой-то пьяный гусар на горячем коне вихрем вылетел из-за угла и пронесся прямо по горшкам, оставив за собою облако пыли да груду битых черепков.

Королевна залилась слезами.

- Ах, как мне достанется! - в страхе приговаривала она, перебирая остатки растоптанной посуды. - Ах, что теперь скажет мой муж!

Она побежала домой и, плача, рассказала ему о своем несчастье.

- Да кто же садится с глиняной посудой на рынке с краю, у проезжей дороги! - сказал муж. - Ну ладно! Полно реветь! Я отлично вижу, что ты не годишься ни для какой порядочной работы. Нынче я был в королевском замке и спросил там на кухне, не нужна ли им судомойка. Говорят - нужна. Собирайся-ка! Я отведу тебя в замок и пристрою к месту. Будешь, по крайней мере, сыта.

Так прекрасная королевна стала судомойкой. Она была теперь на посылках у повара и делала самую черную работу. В глубокие карманы своего большого фартука она засунула по горшочку и складывала туда остатки кушаний, достававшиеся на ее долю. А вечером уносила эти горшочки домой, чтобы поужинать после работы.

 

Тем временем добрались они до хижины, муж и говорит:
— Разведи огонь. Сумеешь?
— А что это такое?
— Ай да ну! Огонь — это такая штука, которую разводят на полу, нужны щепки и спичка. Бери спичку, вот так. Сготовишь свиную похлебку, ничего другого у нас нет. Возьми немного шпика, покроши его и обжарь.
Бедняжка в ответ:
— Попробую.
Стала она щепки колоть и поранилась.
— Ой, руку поранила! Ой, моя рука!
— Хорошенькое дело! Ну и жена мне досталась! Отойди уж, бестолковая!
Набрал он щепок, огонь развел.
— Поглядим, как ты умеешь похлебку готовить.
А она и этого не умеет. Взял он у нее сковородку и говорит:
— Оставь, сам сделаю. Садись, никчемная, совсем ты никчемная.
Заплакала она, плачет и плачет. Муж ей:
— Вон тебе постель. Если устала, ложись.
— Нет-нет, я спать не хочу.
А постель та была набитый соломой тюфяк да одеяло укрыться.
— Ну, так я лягу. Утром дел много. А ты, если спать не хочешь, тут сиди.
Наутро он ей говорит:
— Вот тебе лукошко яиц. Продай их, а деньги мне принеси, нам на них жить.
Отправилась принцесса яйца продавать. А пути было от хижины до деревни с километр.Пришла она и видит: кто зеленью торгует, кто — чесноком, кто — картошкой, кто — еще чем. Только поставила лукошко наземь, подходит к ней женщина:
— Почем яйца?
— Реал штука.
— Дай-ка два.
Принцесса дала. Та разбила одно, а в нем монета в пять дуро. Другое разбила — и там монета. И говорит:
— Вот тебе две монеты за все лукошко.
Вернулась принцесса в хижину и все мужу рассказала. А он ей:
— Эх, бестолковая ты, бестолковая! Что ж ты все яйца домой не принесла, если видела, что в них монеты, ведь они же твои были? Где твоя голова? Ни на что ты не годишься!
Опять заплакала бедняжка, плачет и плачет.
— Что ж, не повезло нам с яйцами. Вот возьми-ка эти глиняные миски с кувшинами да пойди продай их.
Разложила бедняжка посуду. Слышит: копыта застучали — тра-та-та! А вокруг шумят:
— Принц-Ворон! Принц-Ворон!
Видит она: летит конь, черный-черный, а в седле рыцарь с пером на красной шляпе и на всем скаку так и промчался по ее посуде, одни черепки остались. А на нее и не глянул. Заплакала бедняжка:
— Подумать только! Ведь я могла быть его женой!
Вернулась она в хижину и все мужу рассказала.
— Глупая ты, глупая! Ни на что не годишься! Ну, да сказали мне верные люди, что во дворец Принца-Ворона судомойка нужна. Вот завтра и пойдешь.


То, чем предлагается заниматься принцессе - плести корзины, продавать горшки - связано с фемининной символикой - плохо удающиеся попытки выстроить отношения с собственной фемининностью? -------------------------------Привела отрывки с неудачами принцесс в женской сфере (готовка, прядение, торговля, плетение корзин),действительно,сказка как-бы показывает превалирование мужских качеств в принцессе и неразвитость женских.Напоминает русскую присказку,вот выйдешь замуж,муж- то тебе рога пообломает.
Автор: Ютта, дата: чт, 31/07/2014 - 05:38

Марфа-М. 2014-07-30 16:18:59
Ютта, если не сложно, может развернете мысль. Как- то не пойму с какого бока дионисийство ?
оттолкнулась от Пана и король-нищий, как маскулинно-патриархальное, аполлоническое в котором идет вытеснение-нарушение феминного и дионисийского, почему бы не в "котомку-горб". Короче, смела все в кучу, пока.
  
И как-то рассматриваем сказки с позиции теневых качеств Анимуса и Анимы, а социальный аспект? Т.е. почему бы не рассмотреть прогулки принцессы, выход из дворца, как момент социализации в мир, в котором превалирует патриархальные установки и "нищий духом" , т.б. нищий с горбом - это то, как воспринимает мир сама принцесса.
намудрила??? сорри. Как-то этот момент у меня смешан в кучу

Автор: Рута, дата: чт, 31/07/2014 - 05:40

Марфа-М. 2014-07-30 16:34:08
плести корзины,
Это не было женским качеством, наоборот. Горшечники тоже были мужчинами.

Фон Франц в анализе "Василисы Прекрасной" говорила о перебирании зерна, стирке и уборке - вот женская сфера.

В сказке, скорее, был некий вызов: если ты такая самостоятельная и берешь на себя мужские качества самой решать куда идти - получай и вторую половину: заботься о пропитании. Библия говорит об изначальном разделении: кому  работать в поте лица, а кому рожать в муках.

Так она не лепила горшки, а продавала. А плетением из лозы, как я думаю, занимались и мужчины, и женщины, и дети. Скорее всего это был один из простых навыков, которым должен был владеть каждый (также как разжигание огня, готовка, прядение).Здесь еще акцент на том, что и корзина, и горшок-это сосуды (феминная сфера).
Автор: Kkk, дата: чт, 31/07/2014 - 08:31

Ютта 2014-07-30 11:07:14
интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения?

 И мне тоже так кажется, как бы человек не только не рождается "чистым листом", но и не появляется на свет в чистом поле, а ему уже заранее отведена роль в истории рода. Нечто похожее - образ луковицы в теме о контейнировании. Или вот, из "Фемининности в волшебных сказках":

"... с тех пор, как существует человечество, человек привнес в жизнь определенную  часть негативного бессознательного. Это наследие переходит из поколения в поколение, и, вероятно, так было всегда. Возможно, это общее условие человеческого развития - человек подвержен не только видимому влиянию своих родителей, но и их бессознательному влиянию, и это совершенно нормально и происходит всегда и везде. ...

Единственный выход для человека - взять ответственность на себя за то, что он собой представляет,и потратить огромные усилия, чтобы снять заклятие или порвать цепь, которая тянется из поколение в поколение."

Бубен из кожи паука - что за деталь? Случайна ли она? Например, бубен - шаманский инструмент, его ритмические колебания вводят в трансовое состояние, в то же время стереотипия - способ, с помощью которого аутисты скрываются от чрезмерной стимуляции внешнего мира, "застревание на одном месте", где-то у фон Франц было о ритмично покачивающемся скелете..

Еще интересен момент перехода реки, девушка, очевидно, покидает родительскую систему. Горбик, пищащий тоненьким голосом, напоминает нечто инфантилизирующее.

Еще интересен момент перехода реки, девушка, очевидно, покидает родительскую систему. Горбик, пищащий тоненьким голосом, напоминает нечто инфантилизирующее.--------------------Да и за сладким горбик прыгнул, как ребёнок.
Автор: Kkk, дата: чт, 31/07/2014 - 08:42

Марфа-М. 2014-07-31 09:26:06
Здесь еще акцент на том, что и корзина, и горшок-это сосуды (феминная сфера).

 Да, и похоже, горбатая принцесса должна решать проблемы совсем другого рода, но пирожки жарить все равно умеет. )) 

Еще подумалось вот о чем (уж не знаю, насколько это имеет отношение к юнгианству). Прутья ивняка не гнутся в руках принцессы, а пальцы слишком нежны для нитки от прялки. Это как особый вид "феминной" силы, выносливости, направленной внутрь, согнуть что-то в себе, чтобы удержать, сконтейнировать.