Горбатая принцесса -Испанская сказка.Король Дроздобород-Немецкая сказка.Принц- ворон-Испанская сказка.
Очень похоже на сказку "Король-Дроздобород", вам не кажется?
Мда, подумав, пришла к выводу, что сказки действительно значительно отличаются. При чем даже принципиально различны. Принцесса в "Короле-Дроздобороде" фактически сопротивляется сепарации от отца, а "горбатая" принцесса - удерживается отцом, я бы сказала, он хочет использовать ее как средство для облегчения собственной ноши. Тогда нищий - теневая сторона короля, ношение на спине, горб - эксплуатация, не зря именно он мешает девушке выйти замуж за того, кто ей по сердцу и стать правительницей другого королевства. Отсюда, наверное, и вышеупомянутые глубокие искажения образа девушки - внешность, голос.
В своем стремлении изолировать женщину от внешнего мира анимус может принимать вид отца. В "Дродобороде" рядом с принцессой нет никого, кроме отца, поэтому неприступность принцессы, отказывающей всем без исключения женихам, очевидно, как-то связана с тем, что она живет одна с отцом. Презрительная, осмеивающая, критическая установка, занятая ею по отношению к женихам, типична для женщин, которыми управляет аннмус. Такая установка напрочь разрывает все связи с людьми.
Высокомерие дочери в подобной ситуации только по видимости вызывает гнев отца, в действительности же отец нередко сам привязывает дочь к себе и создает препятствия на пути предполагаемых женихов. Всякий раз, когда на заднем плане южно обнаружить в себе подобную установку, невольно убеждаешься в столь характерной для психологии родителей амбивалентности, когда они, с одной стороны, оберегают своих детей от встречи с реальной жизнью, а с другой - проявляют недовольство, что те оказываются не способны начать самостоятельную жизнь, покинув родной дом. (Отношения матерей со своими сыновьями очень часто развиваются по этой же схеме.) В качестве компенсации такой ситуации отцовский комплекс, вырабатывающийся в дочери, пытался причинить боль могущественному отцу тем, что заставляет девушку останавливать свой выбор на явно недостойных ее поклонниках.http://pryahi.indeep.ru/psychology/jungian/fon_franz_03.html
http://kot-bayun.ru/ispanskie_skazki/princ-voron.html Принц-ворон Испанская сказка Эта сказка практически "калька" с короля-дроздоборода, но есть свои нюансы,например,испытание с гранатом.
Все-таки Тень принцессы должна быть одного с ней пола.
Ближе к роли старика в сказке: ПСИХОПОМП (Psychopomp; Psychopompos) - психический фактор, являющийся связующим звеном между бессознательными содержаниями и сознанием
Горб повторяет за принцессой все, что она говорит - зеркалит её теневые (здесь вы правы) качества
------------------------------
Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)
О сказке "Король-Дроздобород" в вики рассказывается:
Король Дроздобород (
Реальные события.
Известный
Можно ли в таком случае считать эту сказку волшебной? В то же время она очень схожа с "Королем-Вороном". Возможно ли, что братья Гримм встречали этот сюжет и использовали его при сочинении собственного варианта? Или близкое знакомство с народными сказками сформировало в них особое психологическое чутье? И на сколько можно верить этой истории о появлении сказки?
Марфа-М. 2014-07-28 17:22:56
Высокомерие дочери в подобной ситуации только по видимости вызывает гнев отца, в действительности же отец нередко сам привязывает дочь к себе и создает препятствия на пути предполагаемых женихов. Всякий раз, когда на заднем плане южно обнаружить в себе подобную установку, невольно убеждаешься в столь характерной для психологии родителей амбивалентности, когда они, с одной стороны, оберегают своих детей от встречи с реальной жизнью, а с другой - проявляют недовольство, что те оказываются не способны начать самостоятельную жизнь, покинув родной дом. (Отношения матерей со своими сыновьями очень часто развиваются по этой же схеме.) В качестве компенсации такой ситуации отцовский комплекс, вырабатывающийся в дочери, пытался причинить боль могущественному отцу тем, что заставляет девушку останавливать свой выбор на явно недостойных ее поклонниках.
Наверное, такая же амбивалентность характерна и для психологии детей. В "Короле-Дроздобороде" принцесса и хочет, и не хочет покидать чуткого и понимающего отца. Если она выберет себе в мужья кого-либо из приглашенных им женихов, это будет значить, что он "опять угадал", а ей необходимо, чтобы он стал "плохим", и можно было бы от него уйти. Насмешки над женихами демонстрируют эмоциональную заряженность, важность внешнего объекта для принцессы. Вообще, это такой характерный момент в сказках - уйти от родительского, познакомиться с проявлениями жизни во всем их разнообразии, от самого низкого до самого высокого, сформировать свою собственную установку. То, чем предлагается заниматься принцессе - плести корзины, продавать горшки - связано с фемининной символикой - плохо удающиеся попытки выстроить отношения с собственной фемининностью?
Марфа-М. 2014-07-28 10:41:10
Горб-горбиться, напоминает и горбатиться-работать и гнуть спину-унижаться, компенсация гордыни и праздности.Момент с пирожком-трикстерский
интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения? горб, как пересыпание гордости в гордыню, а гордыня Гибрис мать Пана, нарушение аполлонического-дионисийского, Пан, как черт за плечами, дух леса, духовность?
интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения? горб, как пересыпание гордости в гордыню, а гордыня Гибрис мать Пана, нарушение аполлонического-дионисийского, Пан, как черт за плечами, дух леса, духовность?---------------------------------У меня проассоциировалось как те качества, которые ты вынужден таскать за собой и которые "давят на спину",лишний груз из бессознательного, то есть ,действительно, котомка, но не полезная, а бесполезная.
марфа, а если рассматривать не с позиции тени, а в связи с влиянием патриархальности, т.е. вытесненное дионисийское за плечами (в прошлом)?
Какие там слуги! - ответил нищий. - Что понадобится, сделаешь сама. Вот разведи-ка огонек, поставь воду да приготовь мне чего-нибудь поесть. Я изрядно устал.
Но королевна не имела ни малейшего понятия о том, как разводят огонь и стряпают, и музыканту пришлось самому приложить ко всему руки, чтобы дело кое-как пошло на лад.
Наконец скудный ужин поспел. Они поели и легли отдохнуть.
А на другой день нищий ни свет ни заря поднял с постели бедную королевну:
- Вставай, хозяюшка, некогда нежиться! Никто за тебя работать не станет!
Так прожили они дня два, ни шатко ни валко, и мало-помалу все припасы бедного музыканта подошли к концу.
- Ну, жена, - сказал он, - хорошенького понемножку. Это безделье не доведет нас до добра. Мы с тобой только проедаемся, а зарабатывать ничего не зарабатываем. Начни-ка ты хоть корзинки плести, что ли... Прибыль от этого небольшая, да зато и труд не велик.Он пошел в лес, нарезал ивняку и принес домой целую вязанку.
Королевна принялась плести корзины, но жесткие прутья не слушались ее. Они не хотели ни сгибаться, ни переплетаться и только исцарапали да покололи ее белые ручки.
- Так! - сказал муж, поглядев на ее работу. - Вижу, что это дело не для таких белоручек, как ты. Садись-ка лучше прясть. Авось хоть на это у тебя хватит ума да уменья.
Она села за прялку, но грубая нитка врезалась в нежные пальцы, и кровь капала с них так же часто, как слезы из ее глаз.
- Чистое наказание с тобой! - сказал муж. - Ну посуди сама - на что ты годишься! Попробовать, что ли, торговать горшками да всякими там глиняными чашками-плошками? Будешь сидеть на рынке, моргать глазами и получать денежки.
“Ах, - подумала королевна, - что, если кто-нибудь из нашего королевства приедет в этот город, придет на площадь и увидит, что я сижу на рынке и торгую горшками! Как они будут смеяться надо мной!”
Но делать было нечего. Либо помирай с голоду, либо соглашайся на все. И королевна согласилась.
Сначала торговля пошла славно. Люди нарасхват брали горшки у прекрасной торговки и платили ей, не торгуясь, все, что она ни запрашивала. Мало того, иные давали ей деньги да еще в придачу только что купленные горшки.Так жили они до тех пор, пока все чашки и плошки до последней не были распроданы. А потом муж снова закупил целый воз глиняной посуды. Королевна уселась на рыночной площади, возле дороги, расставила вокруг свой товар и приготовилась торговать.
Как вдруг, откуда ни возьмись, какой-то пьяный гусар на горячем коне вихрем вылетел из-за угла и пронесся прямо по горшкам, оставив за собою облако пыли да груду битых черепков.
Королевна залилась слезами.
- Ах, как мне достанется! - в страхе приговаривала она, перебирая остатки растоптанной посуды. - Ах, что теперь скажет мой муж!
Она побежала домой и, плача, рассказала ему о своем несчастье.
- Да кто же садится с глиняной посудой на рынке с краю, у проезжей дороги! - сказал муж. - Ну ладно! Полно реветь! Я отлично вижу, что ты не годишься ни для какой порядочной работы. Нынче я был в королевском замке и спросил там на кухне, не нужна ли им судомойка. Говорят - нужна. Собирайся-ка! Я отведу тебя в замок и пристрою к месту. Будешь, по крайней мере, сыта.
Так прекрасная королевна стала судомойкой. Она была теперь на посылках у повара и делала самую черную работу. В глубокие карманы своего большого фартука она засунула по горшочку и складывала туда остатки кушаний, достававшиеся на ее долю. А вечером уносила эти горшочки домой, чтобы поужинать после работы.
Тем временем добрались они до хижины, муж и говорит:
— Разведи огонь. Сумеешь?
— А что это такое?
— Ай да ну! Огонь — это такая штука, которую разводят на полу, нужны щепки и спичка. Бери спичку, вот так. Сготовишь свиную похлебку, ничего другого у нас нет. Возьми немного шпика, покроши его и обжарь.
Бедняжка в ответ:
— Попробую.
Стала она щепки колоть и поранилась.
— Ой, руку поранила! Ой, моя рука!
— Хорошенькое дело! Ну и жена мне досталась! Отойди уж, бестолковая!
Набрал он щепок, огонь развел.
— Поглядим, как ты умеешь похлебку готовить.
А она и этого не умеет. Взял он у нее сковородку и говорит:
— Оставь, сам сделаю. Садись, никчемная, совсем ты никчемная.
Заплакала она, плачет и плачет. Муж ей:
— Вон тебе постель. Если устала, ложись.
— Нет-нет, я спать не хочу.
А постель та была набитый соломой тюфяк да одеяло укрыться.
— Ну, так я лягу. Утром дел много. А ты, если спать не хочешь, тут сиди.
Наутро он ей говорит:
— Вот тебе лукошко яиц. Продай их, а деньги мне принеси, нам на них жить.
Отправилась принцесса яйца продавать. А пути было от хижины до деревни с километр.Пришла она и видит: кто зеленью торгует, кто — чесноком, кто — картошкой, кто — еще чем. Только поставила лукошко наземь, подходит к ней женщина:
— Почем яйца?
— Реал штука.
— Дай-ка два.
Принцесса дала. Та разбила одно, а в нем монета в пять дуро. Другое разбила — и там монета. И говорит:
— Вот тебе две монеты за все лукошко.
Вернулась принцесса в хижину и все мужу рассказала. А он ей:
— Эх, бестолковая ты, бестолковая! Что ж ты все яйца домой не принесла, если видела, что в них монеты, ведь они же твои были? Где твоя голова? Ни на что ты не годишься!
Опять заплакала бедняжка, плачет и плачет.
— Что ж, не повезло нам с яйцами. Вот возьми-ка эти глиняные миски с кувшинами да пойди продай их.
Разложила бедняжка посуду. Слышит: копыта застучали — тра-та-та! А вокруг шумят:
— Принц-Ворон! Принц-Ворон!
Видит она: летит конь, черный-черный, а в седле рыцарь с пером на красной шляпе и на всем скаку так и промчался по ее посуде, одни черепки остались. А на нее и не глянул. Заплакала бедняжка:
— Подумать только! Ведь я могла быть его женой!
Вернулась она в хижину и все мужу рассказала.
— Глупая ты, глупая! Ни на что не годишься! Ну, да сказали мне верные люди, что во дворец Принца-Ворона судомойка нужна. Вот завтра и пойдешь.
Марфа-М. 2014-07-30 16:18:59
Ютта, если не сложно, может развернете мысль. Как- то не пойму с какого бока дионисийство ?оттолкнулась от Пана и король-нищий, как маскулинно-патриархальное, аполлоническое в котором идет вытеснение-нарушение феминного и дионисийского, почему бы не в "котомку-горб". Короче, смела все в кучу, пока.
И как-то рассматриваем сказки с позиции теневых качеств Анимуса и Анимы, а социальный аспект? Т.е. почему бы не рассмотреть прогулки принцессы, выход из дворца, как момент социализации в мир, в котором превалирует патриархальные установки и "нищий духом" , т.б. нищий с горбом - это то, как воспринимает мир сама принцесса.
намудрила??? сорри. Как-то этот момент у меня смешан в кучу
Марфа-М. 2014-07-30 16:34:08
плести корзины,Это не было женским качеством, наоборот. Горшечники тоже были мужчинами.
Фон Франц в анализе "Василисы Прекрасной" говорила о перебирании зерна, стирке и уборке - вот женская сфера.
В сказке, скорее, был некий вызов: если ты такая самостоятельная и берешь на себя мужские качества самой решать куда идти - получай и вторую половину: заботься о пропитании. Библия говорит об изначальном разделении: кому работать в поте лица, а кому рожать в муках.
Ютта 2014-07-30 11:07:14
интересен момент перехода горба с нищего, словно они заряжены одной и той же энергией. Горб, как трансформация позвоночного столба, как нарушение в опоре, роде?? Горб, как котомка за плечами, результат накопления-вытеснения?
И мне тоже так кажется, как бы человек не только не рождается "чистым листом", но и не появляется на свет в чистом поле, а ему уже заранее отведена роль в истории рода. Нечто похожее - образ луковицы в теме о контейнировании. Или вот, из "Фемининности в волшебных сказках":
"... с тех пор, как существует человечество, человек привнес в жизнь определенную часть негативного бессознательного. Это наследие переходит из поколения в поколение, и, вероятно, так было всегда. Возможно, это общее условие человеческого развития - человек подвержен не только видимому влиянию своих родителей, но и их бессознательному влиянию, и это совершенно нормально и происходит всегда и везде. ...
Единственный выход для человека - взять ответственность на себя за то, что он собой представляет,и потратить огромные усилия, чтобы снять заклятие или порвать цепь, которая тянется из поколение в поколение."
Бубен из кожи паука - что за деталь? Случайна ли она? Например, бубен - шаманский инструмент, его ритмические колебания вводят в трансовое состояние, в то же время стереотипия - способ, с помощью которого аутисты скрываются от чрезмерной стимуляции внешнего мира, "застревание на одном месте", где-то у фон Франц было о ритмично покачивающемся скелете..
Еще интересен момент перехода реки, девушка, очевидно, покидает родительскую систему. Горбик, пищащий тоненьким голосом, напоминает нечто инфантилизирующее.
Марфа-М. 2014-07-31 09:26:06
Здесь еще акцент на том, что и корзина, и горшок-это сосуды (феминная сфера).
Да, и похоже, горбатая принцесса должна решать проблемы совсем другого рода, но пирожки жарить все равно умеет. ))
Еще подумалось вот о чем (уж не знаю, насколько это имеет отношение к юнгианству). Прутья ивняка не гнутся в руках принцессы, а пальцы слишком нежны для нитки от прялки. Это как особый вид "феминной" силы, выносливости, направленной внутрь, согнуть что-то в себе, чтобы удержать, сконтейнировать.
Кожа паука как толстокожесть, за которую принцесса наказана горбом: невидимое отрицательное качество (слишком сильные защиты, эгоизм) стало видимым.
Наказание искуплено страданием: немотой (оральные потребности) и умением с ними справляться их же оружием: накормить до отвала, чтобы отвалились как пиявки, напившиеся крови.
Нищий - волшебный помощник, психопомп(?)
Заманить горб в передник - об этом символе трудно судить однозначно. Передник всегда защищает/прикрывает платье/персону от грязи. На нем обычно есть карманы - напоминает контейнер, стало быть, процесс контейнирования, который приводит к положительным результатам.
------------------------------
Не верьте сказкам. Они были правдой (Ежи Лец)