Найди свой путь в темноте. Джон Биби.
Автор изменил свой комментарий 22/04/2015 - 10:09
Автор изменил свой комментарий 24/04/2015 - 09:30
Клинический пример : Стадия сна-вызова. Как юнгианский аналитик, я встречаюсь с этим типом кошмаров вновь и вновь. Первый тип сна встречается , когда мы подходим к какому-то рубежу и чувствуем, что готовы его преодолеть. Вызов следующей стадии развития, того, кем мы должны стать, нового отношения к этому или любых других событий, которые должны войти в нашу жизнь ужасает нас. Второй вид кошмаров появляется, когда человек начинает догадываться, что то, что происходит в его жизни можно изменить и пойти другим путём. Иногда этот путь лежит буквально на поверхности при интерпретации сна.Или, другими словами, они выявляют фальшивость некоторых наших жизненных выборов. Позвольте мне проиллюстрировать эту мысль клиническим примером. Анализанд рассказал мне ночной кошмар, который был вариантом того кошмара, который снился ему в детстве.Действие сна оба раза разворачивается в доме детства анализанда. В этом доме он пытается защититься от проникновения темноволосого мужчины внутрь. Сновидец пытается в этом сне закрыть все окна и двери в доме, которым, как кажется нет числа. Но несмотря на эти защиты, тёмный мужчина может заглядывать через стёкла окон и дверей, что почти так же пугающе. Само кошмарное сновидение не содержит какой-либо информации о том, что незнакомец опасен или является плохим человеком, как его назвал сновидец в детстве, он не нес какой-то прямой угрозы. Единственное, что сновидец чувствовал, что если незнакомец попадёт в дом, то он будет вести себя так, как считает нужным и правильным для себя, не считаясь с правилами, сложившимися в доме или чьими-то чувствами. Это был, конечно, совсем не тот тип людей, присутствие которого в доме одобрили бы родители анализанда. В зрелом возрасте, однако, сон анализанда принял несколько другой характер :-Я остался за хозяина в доме моего детства, когда мои родители уехали в путешествие. Они оставили мне трех собак, о которых я должен был заботиться, но я уже давно не держал животных и забыл, как это делается. Наконец-то я решил выгулять собак, приоткрыл дверь и две молодые собаки бросились играть в снегу. Старая собака, белая с несколькими пятнами задержалась возле двери и вначале я подумал, что она слишком стара для прогулок, но, немного помедлив, она высунула нос на улицу и произнесла фразу, что собаки просто созданы для снега. Я решил запомнить эту фразу и передать её родителям, чтобы они тоже услышали это. Потом я тоже вышел из дома на улицу. Смеркалось, но было не очень холодно на улице и не так уж много снега.Я огляделся вокруг и произнес мысленно фразу : "Если мои родители умрут, мне придется продать этот дом". Это было осознание во сне, что ничто больше не связывает меня с этим местом.Скорее,даже,дом был мне в тягость. Не успел я осознать это, как во дворе появился огромный, как медведь, мужик. Я пытался спрятаться от него на кухне и запереть дверь, но никак не мог это сделать, максимум,что у меня получилось,прикрыть дверь на цепочку. Человек подошёл к двери и я слегка приоткрыл её. Он выглядел так, как будто для него не составило бы никакого труда порвать цепочку или перекусить её кусачками. Он сказал, что моя мать обещала ему одного из щенков. Я не знал, имеет ли он в виду одну из молодых собак или будущих щенков из помёта, а может он вообще солгал мне. У меня не было возможности связаться с родителями и выяснить это.Проснувшись, я понял,что сон во многом повторяет сон детства, но тогда незнакомец не разговаривал со мной. На этот раз моя сознательная мысль при пробуждении была :"Ради всего святого, почему бы мне не позволить войти ему в дом, ведь нет никаких доказательств, что его намерения несут какую-то угрозу ? Почему бы не рискнуть ? . Если бы вы знали этого человека, который видел этот сон и прорабатывал его в психотерапии, то вы бы смогли увидеть вещи, не совсем очевидные при поверхностном знакомстве.Одна из них-психотип сновидца. Я обнаружил, что для того, чтобы найти выход из лабиринта кошмаров, важно применять теорию Юнга о психотипах, это позволяет понять, как события сна соотносятся с сознательной установкой сновидца. Конкретно этот сновидец имел ведущую функцию интровертное ощущение и вспомогательную функцию экстравертное чувство. Те, кто использует тест Майерс-Бриггс , классифицировал бы его, как ISFJ ). Для интровертного ощущения характерно стремление к чистоте, аккуратности и порядку, а его экстравертное чувство ведёт к привычке присматриваться к людям, прежде,чем впустить его во внутренний мир. Он был запрограммирован на то, чтобы быть идеальным домашним ребёнком. Он был приучен убирать игрушки и прислушиваться к советам и потребностям родителей. Но какова цена такой адаптации лично для него ? Этот вопрос, как я думаю, возник во втором сне.
-Что это за теневая фигура медведеподобного мужика, зачем она так упорно рвётся в дом и чего можно от неё ожидать ? В каком смысле он неприемлем в доме сновидца и непривычен для его обычного самоощущения ? C точки зрения психотипов-это будет кто-то типологически противоположный сновидцу, человек с экстравертным ощущением и интровертным чувством. Человек с экстравертным ощущением любит создавать кутерьму, шуметь и вносить беспорядок, а его интровертное чувство толкает его к тому, чтобы поступать согласно своим чувствам и желаниям, даже если это не понравится родителям. Такая личность была совершенно неприемлима для сновидца в первой половине жизни, но в середине жизни, когда все аспекты характера уже были проявлены появляется потребность проявить и другие, теневые черты характера.В том, что они проявятся есть неприятные сюрпризы,но,тем не менее, сновидец готов впустить их.
-Хотя перспектива возвращения этого человека превращает этот сон почти в кошмар, даже собака, животное с экстравертным чувством, может увидеть снег в детском мире сновидца и сказать об этом. Этот дом детства, погружённый в снег, говорит о том, что первая половина жизни подошла к концу. Сам сновидец оглядывается вокруг себя и думает :"Ещё немного времени пройдёт и моих родителей не станет, тогда мне придётся продать этот дом". Другими словами, время, когда родители оказывали на него влияние прошло. Для него главное в этот период достичь более гармоничной (буквально более округлой) личности и он приветствует теперь ту часть личности, которую принёс в жертву ради целей адаптации в первой половине жизни.В отличие от Скотта, этот сновидец готов принять дальнейший план индивидуации. С другой стороны, тот факт,что кто-то достаточно гибок, для того, чтобы принять свою тень и подчинённую функцию, ещё не значит, что кошмары не будут будить его среди ночи. У меня есть такая женщина-анализанд в моей практике, а также интровертно-чувствующий мужчина, которые после многих лет анализа вполне достойно решили эту задачу индивидуации. Её интуиция стоит на первом месте и проявляется в занимательных фантастических детских рассказах. Развитое ощущение в её первой половине жизни проявлялось в её способности всё контролировать, на работе её называли "Человек, который никогда не теряет вещи".Я знал, что она перешла на следующий этап индивидуации, когда она пропустила встречу,так как забыла о ней !
На недавнюю сессию она привела мужа, так как сказала, что у него в этом есть огромная необходимость.(Я иногда разрешал им присутствовать на сессии вместе, особенно когда проблема касалась семейных отношений. На этот раз я также получил разрешение на подобную сессию от своего супервизора. Он сообщил о том, что у его жены начались ночные кошмары. Моя жена просыпается и повторяет " Я забыла. Я забыла." Она садится и говорит :"Остановите это. Остановите движение.Куда они все идут ?" И я ей говорю "Дорогая, это всего лишь сон". А она отвечает "Вы уверены. Тогда ладно" и вновь засыпает.И опять просыпается с криком "Я что-то забыла. Теперь я умру!"Я вновь успокаиваю её :"Вы ничего не забыли и вы не умрёте!". Я слышу её крики, такие ужасные,как будто произошёл конец света, она бегает посреди гостиной, размахивая руками и требуя подтвердить кто я. Если я задерживаюсь допоздна и что-то пишу, то она ходит, как по проторенной дорожке в кухню и обратно, читает там названия лекарств и повторяет "Нет, вас всё-же обманули. Я сошла с ума.Я чувствую, что забыла что-то и даже не знаю что это."Последний раз она раскидала вещи в доме и металась среди них и я боялся, что у неё случится сердечный приступ.
Я спросил об этом у его жены и она сказала : "Мне всегда снились подобные кошмары черные тени или руки в чёрных перчатках. У меня есть страх засыпания и хочется убежать из кровати, как из опасного места". Это очень творческая женщина, пишущая фантастические рассказы и она живёт, практически, на границе с бессознательным. Можно сказать, что люди, которым снятся кошмары, имеют более хрупкие границы, но эта женщина,скорее,просто открыта новому опыту.Я не так уж беспокоюсь о её психическом здоровье.Я думаю, она просто совершила слишком быстрый скачок в развитии.Эта женщина, в результате длительного анализа,интегрировала огромную часть своей экстравертной интуиции.Она стала очень открыта новым возможностям,но это немного расшатало её психику.Это как-будто кто-то в самом деле раскидал все её вещи. Индивидуацию сложно назвать приятным процессом и ночные кошмары-следствие сложности этого процесса.Рост всегда сопровождается кошмарами, будь это детство, юность или зрелый возраст.
Автор изменил свой комментарий 24/04/2015 - 10:16
У меня связь с человеком, который сидит рядом и разговаривает со мной.У нас возникает момент некоторой интимности и я оказываюсь втянут в мир этого человека, но его мир-это мир убийцы.Он избавился от многих людей и это сошло ему с рук.Он очень спокоен и говорит мне :"Это моё хобби и у меня это хорошо получается".Я спрашиваю себя "Почему я с этим парнем. Ведь он лишь машина для убийств"Я должен выбраться отсюда. У парня есть двое лакеев они похожи на вампиров, и я также опасаюсь их.Мне надо придумать что-то, чтобы отвлечь их и сбежать оттуда. В связи с этим сном он привёл ассоциации, как человек сходит с трапа самолета и смешивается с толпой. Ещё были мысли, что это похоже на отсечение, и сравнил это с Ганнибалом Лектором. Конечно, сон подымает проблему тени.Я думаю, что убивает безличность, это те отношения, которые люди показывают по отношению к своей Аниме, которые можно назвать соблазн и гибель. Он затягивает кого-то в отношения, а затем отвергает. И сон доносит до него опасность подобного поведения.
Автор изменил свой комментарий 24/04/2015 - 11:35
-Эмпатические сны. Существует, однако, третий вид кошмара, который возникает, как результат сочувствия к кому-то или его переживаниям. Такой сон может быть найден в голливудской комедии "Отец невесты". Сразу после свадебной репетиции, отец невесты видит сон о том, что пол в церкви превратился в поверхность болота и он не может пройти по этой зыбкой поверхности к алтарю.Когда он пытается встать, его костюм исчезает и он стоит перед алтарём в одном белье. Его дочь кричит от ужаса и в этот момент он просыпается. Сразу после пробуждения, он идет на кухню и застаёт там свою дочь. Она говорит ему насколько она напугана предстоящей церемонией и не может уснуть. Это то, что называется сон-сопереживание.Его цель для отца понять чувства дочери перед свадьбой, настроиться на её переживания.И этот сон позволяет ему оказаться рядом с дочерью в тот момент, когда это необходимо. В своей работе аналитика, я заметил, что кошмарные сны ориентируют заняться меня какой-то проблемой анализанда, которую я упустил.А иногда пациенты приносят мне сны, ориентируясь на которые я должен высказать больше сочувствия.Я понял насколько важен этот тип сна на одном примере.Мне позвонил клиент, который жил со своей сестрой и её семьёй на Востоке.Ему снилось, что он умирает.В его сне он говорит последние прощальные слова, когда уже фактически коченеет.У этого человека есть проблемы со здоровьем, так что сон,действительно,напугал его.Я сказал ему несколько обнадёживающих фраз, вроде той, что смерть во сне редко означает физическую смерть, но я , конечно, сам не мог понять, что же значит сон.На следующий день он позвонил и сообщил, что минута в минуту, когда снился этот сон, умер брат его любимой тёти.Этот пациент очень нуждался в семье своей сестры. Родители его умерли, сам он не имел семьи, его здоровье было расшатано и он нуждался в общении с семьёй сестры хотя бы время от времени.Он был так занят своими проблемами, что на время забыл о потребностях других людей. Я предположил, что донести мысль о смертности это отдалённая цель сна, могут быть и другие цели :"Возможно, вы боялись проявить недостаточно сочувствия к смерти дяди и этот сон заставляет пережить смерть дяди, как свою собственную.Сновидцу, человеку с сильно развитым интровертным чувством пришлась по вкусу эта идея, и он решил, что смысл сна именно в этом. Подводя итоги, я показал вам три вида кошмаров.Первый предлагает столкнуться с некоторым вызовом, даже если мы не знаем, справимся ли мы с ним. Второй показывает то, что мы можем принимать за реальность, является лишь иллюзией, и третий заставляет нас проявить сочувствие.Все эти виды кошмаров призваны разрушить наше спокойствие, но цели у них разные. И как мне кажется, важно различать эти три вида.
Я, скорее, связываю со значительными изменениями в психике из-за быстрого развития.
может новые качества, попытка рефлексии?
19 апреля 2009 года, 15:20
Я захожу в гости к одной женщине. Я плохо ее знаю, только то, что она хорошо готовит. Я хочу спросить у нее рецепт. На кухне она складывает пирог - круглое блюдо, выложенное плитками к центру. Я заглядываю ей через плечо и вижу, что в центре пирога - дыра-тоннель огромной глубины. Это макет стройки и одновременно, как мы магическая модель, как кукла вуду - по мере изготовления пирога где-то роется котлован. Я задаю ей вопрос о том что это означает, мне становится страшно от того, что я увидела что-то недозволенное. Она говорит - езжай туда и посмотри сама, только не смотри в котлован и на небо, поговори с тремя людьми и возвращайся обратно. Я оказываюсь на стройке, замотанная в одеяло, боюсь поднять глаза. Сумереки. Котлован огромный, вокруг люди, я боюсь приближаться к нему и поднимать глаза, вижу только то, что передо мной. Ко мне обращается один человек, предлагает быть его подругой. Я сбегаю, дальше сон теряется в череде перемещений.
Когда проснулась и вспомнила сон, было неприятное чувство, что я не выполнила задания...
30 октября 2008 года, 20:53
Жутковатый сон - история в поезде Москва-Караганда.
Я в доме, где стоят часы. Часы старые, антикварные, из черного дерева, у него одна левая стойка на которой статуя черной Девы Марии с младенцем, но она разрушена и неотреставрирована. Мой коллега А. как будто бы страдает сомнабулизмом. Когда он засыпает, то встает и превращается в немого умственно отсталого персонажа, начинает ходить и пытаться объяснить что-то нам, показывая на часы. Он предсказывает плохие события, как будто кто-то должен выйти из часов и призывает разрушить их. Но владельцы часов жалеют, т.к. они старинные и антикварные, они не верят А.
Я понимаю как-то, что в часах заперто зло и скоро оно выйдет. Оно уже "съело" левую створку, которая и запирала его в часах.
Часы бьют, я в соседней комнате и чувствую что оттуда надвигается что-то, от чего берет жуть, но я не могу смотреть на это. У меня за спиной моя двоюродная сестра, она подбигает ко мне и приближаясь становится маленькой-маленькой. Я беру ее на руки и мы вдвоем пытаемся изобразить ту разрушенную скульптуру. Откуда то мы знаем какие жесты были у статуй. Зло отступает и уползает в часы.
Я говорю что больше нельзя держать этих часов в доме.
Наступает следующая ночь, А.засыпает и снова становится сомнамбулой, он мычит, показывает мне жестом, что сейчас что-то прийдет из окна. я пытаюсь его успокоить. Тут открывается форточка и в нее прыгает маленький зверь. не то кошка , не то лиса (очень красивый мех), она взбегает мне по левой руке и прячется за затылком. Я понимаю, что это подмога. Мы выносим часы. Дальше иду по улице в городе, где я провела детство и по которму очень скучаю, когда проходим мимо какого-то волшебного сада с цветами, над которыми звенят насекомые-колокольчики, "лиса" спрыгивает и исчезает в саду. Я понимаю, что все хорошо закончилось.
Потом я узнаю судьбу часов дальше.
Они попали к антиквару, который "доприсовывал" мебель. У него красивая мастерская, где старые шкафы встраиваются в холст с "продолжением" этой мебели, так что нельзя отличить где картина, а где мебель.
От этих часов у него заболевает и умирает дочь, причем от болезни, которую он знал как лечить (он трансформируется уже во врача).
Автор изменил свой комментарий 08/05/2015 - 14:09
Катерина
31 октября 2008 года, 20:40В часах живет страшное зло, которое убивает, которое можно сдержать став матерью с младенцем.Поддержка за затылком - не терять голову - ресурсного зверька, котрый родом из сада детства - супер! Какие образы - с ними работать и работать, холить и лелеять, выстраивать ассоциации и держать перед глазами эти картинки) Вы так пишете здорово, что Ваши сны можно увидеть!
Думайте, что для Вас - часы. Для меня - ход времени, которое идет, не остановить, не вернуть, неизбежность и в конечном итоге смертность. Мадонна с младенцем - попытка избежать забвения, став матерью, продолжив род. Зверек из детства - в дестве мы еще не знаем про смерть и быстротекущее время, мы там бессмертны.
Самое интересное - художник, котрый рисует мебель... Он реставрирует ее так своеобразно... Создает образ... я даже не могу поймать смысла... думайте, Ваши ассоциации и только Ваши Вам помогут понять этот глубочайший образ.
К нему попали часы, которым он мог дорисовать разрушенную мадонну, но даже если он это сделал, он не спас дочь, хотя, как Вы говорите, мог. Возможно, эти образы о том, что дорисовывать объекты - это не выход. Я действительно не могу ухватить этот образ, поделитесь ассоциациями! Очень интересно, что в итоге получится)
Автор изменил свой комментарий 08/05/2015 - 14:12
Про часы - меня потрясла статья в здешнем соннике - про звонящие предметы. http://mirsnov.ru/index.php?section=81 Там были одновременно и часы и колокольчики из сада. Колокольнички против беса из часов.
Ассоциации:
1. Часы знаменуют какое-то событие. Зло выходит при бое часов, как будто наступает его время или оно звонит к нам как звонок в дверь.
2. Часы не выкидывают, потому что считают их ценными (антиквариат стоит дорого), непонимание опасности из-за алчности.
3. Старая мебель передается по наследству.
Мне кажется, что это что-то про родовые установки, которые не выкидываются, потому что считаются ценными, зло не осознается...
А может это просто абстрактное зло, которое воплощается в часах, т.е. обретают рамку значения и указывает на ресурс (зверек, сад)
Антиквар. Там была игра со временем, когда он дорисовывал холсты, они оказывались декорациями, которые воссоздавали время. Т.е. все становилось старым, т.о. мебель возвращалась в свое время, т.е. становилась новой, реставрированной. Это была своеобразная машина времени. Он заразился старой болезнью, как вскрывающие египетские пирамиды археологи умирали от неизвестных болезней.
Возможно, он прикоснулся к чему-то, чего не должен был трогать... Почему он перевоплощается во врача? Он фигура которая лечит или восстанавливает - одна функция.
Я застряла. не могу ничего понять. Но главное, что вопросы заданы-) Как посетит инсайт - дам знать-)
Автор изменил свой комментарий 08/05/2015 - 14:13
Почему тебе показалось что из детства? Потому что лиса спрыгнула в сад? Мне кажется это символ ресурса. Детство - безопасное место, где все было хорошо и была дружба с лисами и волшебные садики.
Понять бы из сна что за установки...
меня пугают тут религиозные мотивы, инфляция (стать в позу мадонны!) и еще это жуткое чувство теневого присутствия.
И далее, момент с антикваром, который переводит трехмерность в плоскость картины - типа, нарисовать свою проблему, может обратилась к аналитику???
Возможно, он прикоснулся к чему-то, чего не должен был трогать... Почему он перевоплощается во врача? Он фигура которая лечит или восстанавливает - одна функция.------------------------------------------------Вот ещё появилась мысль, исходя из трактовки сновидицы, она пишет, что лечить и реставрировать (восстанавливать) это одна функция. Что если проблема в том, что что-то утеряно (замалчивается, не хватает чего-то) и это утерянное надо восстановить,воссоздать и тогда это автоматически изменит всю историю (мебель и старая, и новая одновременно). Да, согласна с вами, что это связано с какими-то женскими качествами, но останавливает то, что она точно не знает, в какой позе стояла мадонна, то есть у неё нет этого опыта или этого утерянного знания, она может получить его только инстинктивно (кошка-лиса), доверившись своей интуиции. Часы ещё возможно и машина времени. А колокольчики мне напомнили про бой часов.Согласна и про разрыв с анимусом, мужской частью. Он говорит только во сне, сомнамбула-может быть это про символический язык снов. Что касается аналитика, не знаю,был ли он,но самоанализ явно присутствует. Может быть была и какая-то арт-терапия, отсюда образ лекаря-художника-реставратора. Сон меня тоже заинтересовал, как будто он содержит в себе весь рисунок невроза, который сложно разгадать сходу.
Там была игра со временем, когда он дорисовывал холсты, они оказывались декорациями, которые воссоздавали время. Т.е. все становилось старым, т.о. мебель возвращалась в свое время, т.е. становилась новой, реставрированной. Это была своеобразная машина времени. Он заразился старой болезнью, как вскрывающие египетские пирамиды археологи умирали от неизвестных болезней.
заодно уточню про часы, сам процесс (в часах) воссоздает движение солнца, рациональность, и в то же время женщины живут по лунным циклам, внутренним часам. Игра со временем, то как она (сновидящая) написала "...все становилось старым, т.о. мебель возвращалась в свое время, т.е. становилась новой, реставрированной..." навевает о женской природе обновления каждый месяц. Попытка антиквара воссоздать прежний "ритм, цикл" можно рассмотреть, как "инфицирование" темной феминностью, но он не умер(как многие другие), а трансформировался во врача - он знал(здесь о самоанализе, или аналитике).
И колокольчики - это интуитивное, звенят под воздействием ветра - здесь собственный звук, и я размышляла над этим символом - мне ближе звучание колокольчиков, как шепот феминного, женского, а колокол - как дух, мужское ("гобондо").
как-то так