Снова о киношколе

Запись эта возникла как комментарий ко сну, но слишком разрослась и стала сама по себе... Во сне: Гуру громко обращается к девушке: «Рага, посмотри на меня». Девушка смотрит, весело, вопросительно. Большие, очень красивые и такие невинные глаза. «Вы видите в последний раз этот взгляд, каким умеет смотреть только эта девушка и ангелы», немного с иронией и очень тепло говорит гуру. Я понимаю - ну да, она съела яблоко, ни с кем не поделившись. Сейчас она уже поняла это и не сможет смотреть так невинно. В киношколе на этом было построено полжизни - все ждут, чтобы вместе начать есть, вопрос справедливого разделения еды на всех серьёзен до смешного. (Яростные вопли худ. руководителя из кабинета, сотрясающие всю школу: - Здесь была ваза с мандаринами!!!!! Кто съел их?? Это ты, N (зам.директора)!!!! - Да нет, что вы!! - Это ты, ты себе такое позволяешь!! Это для всех было, не для тебя одного!!) Педагоги душу готовы подчас достать из нарушителя. Я это воспринял как должное в свои 19, как ноу-хау волшебной педагогики, вообще всё в этой школе воспринимая восторженно. Почему? М.б., я уже созрел, чтобы спросить себя об этом? Что так обвораживало меня, что я всеми силами был готов служить школе, карикатурно воплощая ее небесспорные «основания»? Во всяком случае, этот принцип - «мы - вместе, поэтому вместе неотрывно работаем, вместе едим, вместе не спим» (в 2х недельных «экспедициях» на сон отводилось 4-6 часов - часть времени сна было всегда было занято тем, что называлось «рефлексией»), я воспринял с готовностью и «одел на себя» функцию «транслятора» этой нормы, ревносто отслеживал и добивался от учеников ее соблюдения. Чем же она мне так пришлась по душе? До школы я отстаивал противоположный принцип, типа такого: «нет единой мерки, каждый инаков и чем чуднее себя проявляет, тем лучше». Не думаю, что мне это особенно нравилось. Скорее я изображал так свою принадлежность к «клану педагогов», боялся низкой оценки «верхушки» - поскольку педагогов точно так же мурыжили на педсоветах, как учеников на полугодовых испытаниях. Отчитываться за то, что ты сделал - это основной процесс в школе. Но я не знал этого. Я думал, это искренне. Это грустно - понимать, что я так рассчётлив. Моё последнее изобретение - перед уходом уже из школы - фиксация прогулов на большом листе в коридоре школы. Я не мог понять, почему нельзя решить проблему пропусков занятий. Почему все педагоги на педсовете жалуются, что они не могут из-за этого на нужном уровне преподавать свой предмет. Надо сказать, что пропуски в этой школе связаны либо с усталостью учеников - поскольку 6 дней в неделю с 9 до 21 они в школе, причём никакого «досуга», возможности расслабиться у них нет. Расписание без дыр, у педагогов план на каждого, все распределены по своим «мастерам», всего 80 человек в школе. И дальше ученики либо просыпают по утрам, чтобы прийти в себя, либо начинается такой пассивный протест, бегство. Но тогда я об этом так не думал. Я предложил: 10 прогулов на листе - и всё, заявление от родителей на стол и вся вторая, «творческая» половина дня для ученика закрыта. Пока не напишет штрафные работы. Я понимал, что с одной стороны, решаю проблему «коллег», с другой - «перекрываю кислород» ученикам. А зачем он, кислород? Вперёд!! Кроме всего, что связано с вокалом, все остальные мои «педагогические проявления» были с каким-то церберским, шестерочным душком. То, что всё было искренне, мало извиняет. Я был добрый, я располагал к себе, я сам получал массу положительных эмоций от общения с учениками. И чувствовал, что это важно, это ценно. Но когда я пытался «функционировать», играть по тем правилам, которые разрабатывала эта «педагогическая команда», то дело пахло Хармсом. Быть может, мне хотелось быть полезным, не той «не-пришей-кобыле-хвост», каким я был сам по себе, со своими книжками и наивными дневниками. Хотелось быть понимающим, строгим, деятельным. У меня не было и не могло быть не малейших педагогических амбиций - я и сам ничего не умел, я и сам был совсем ребёнок, я и сам был неадекватен и аутичен. И в этом вообще механизм «втягивания» в эту «зону». Берут на «наборе» специально - не нашедших себе места, неприкаяных, «аутсайдеров», и те вдруг находят идеальную для себя компанию. С другой стороны, я нашёл для себя настолько же мощную сколь и привлекательную идеологию, ну как ее назвать? - «критического, рефлексивного осознания своих оснований»?, которая моим запросам очень соответствовала, давала ощущение почвы под ногами. Ложное, впрочем, ощущение. Идеологии этой сопутствовал образ жизни, который блокировал все естественные психические процессы в потугах заменить их «осознанной траекторией». Осознавать нужно то, что пора осознавать, то, что выросло в каких-то блужданиях, метаниях, дураковаляниях. А в школе у меня как-то особо ничего не росло, я был поглощён какими-то симулякрами педагогики Причём, к сожалению, это именно идеология, инструмент манипуляции со стороны педагогов, цели которых, б.м., чисты, но вера в «свой рецепт счастья», в святость рефлексии, плана, результата, помноженная на страсть, с которой всё делается, превращает всё в цирк, кошмарик для студентов, которые оказываются безоружными в «голодных играх». Странно, что опять про школу. Недавно читал в фейсбуке запись ученицы моей «мастерской» того времени, которая писала, что после 4х лет школы ей нужно было ещё 4 года, чтобы прийти в себя от депрессий и суицидальных настроений, снова поверить в свои силы. Я в сумме работал там около 15 лет. Видимо арифметика та же, ещё 10 лет школа будет сниться и заставлять «рассчитываться» с ней.
Алексей, возможно в образе Раги проявился собирательный образ таких учениц, невинные души, в том числе и ваша. Что касается режимности учреждения-его отцы-основатели могли жить по другим меркам-эхо войны, разрухи, комсомольских строек, целины, стахановских подвигов. Люди не работали, а пахали и не смогли перестроиться, когда и жизнь и время стали другими, отсюда и дисциплина и императив-делись-ты не один, ты часть коллектива. Ваши рассуждения мне напомнили книгу Януша Корчака "Как любить ребёнка". Для меня с несколько завышенной этической планкой.

Лихие дела

Моя детская школа. Директор и его команда. Я, видимо, директор. Я признаю одного взрослого парня (не ученика) аморальным и объявляю персоналу своё решение - он умрёт. Все сожалеют, но "что делать".

Одна из маленьких комнат 1го этажа напротив лестницы. (В мои старшие классы там была раздевалка для девочек, это рядом со спортзалом. Но раньше там было что-то другое, смутно помнится. Всё-таки 30-35 лет назад. Знамя дружины одно время. Кладовка раньше? Стеллаж обуви для младших классов?).

В этой комнате осужденный лежит на столе вниз лицом, под лопаткой нарисовано вишнёвое пятнышко. У меня есть способ лишения жизни без следов на теле. Я дважды заряжаю пневматическую винтовку, заламывая ствол, но оба раза деталь "зажёвывает" пульку. Вожусь с сим-картами. Что-то не выходит, надо идти за другой сим-картой или патроном?

Входит персонал. Говорят, там на улице возмущенные активисты: школа номинально закрыта, а они видят, как мы тут ходим. Командую всем подняться на 2й этаж, там нет окон, никто нас не увидит.

Когда все поднимаются по лестнице - видим в окне девушку-азиатку, пытается влезть к нам с лестницы. Персонал смеётся над ней. Говорю - это зря, не стоило задевать ее.

Через стену 2го пролёта лезет толпа мужчин (там окно появилось?). Я отламываю палку, командую всем "вооружиться".

Главный "активист" - он в кожаной ушанке, телогрейке, обезоруживает меня. Пытаюсь "бычить", но он просит разобраться со мной двух бородачей. Они оказываются очень жесткими парнями. Ведут меня вниз. Главный командует обыскать все помещения, понимаю, что сейчас найдут приготовленного к "убиению" парня.

Фантазирую в отчаянии, как выхватываю пистолет и, угрожая им, выбегаю из школы. Вроде бы, удалось, представляю, как подъехала бы за мной машина. Тяжело.--------------------------Алексей, не видите параллелей с этим сном, та же тема наказания и осуждения извне (школа закрыта). Штурм-гнев на ситуацию. Как бы собрались ваши части вы-преступник, вы-наказующий, вы-выносящий справедливое решение, вы-который гневается на себя. И как продолжение темы агрессии она у вас интровентирована, то есть самонаправлена.

Марфа-М.
Ваши рассуждения мне напомнили книгу Януша Корчака "Как любить ребёнка". Для меня с несколько завышенной этической планкой.
Януш Корчак очень почитается в школе. С первого дня в кинопавильоне, где проходили и все «вече», рефлексии и прочее, висел его портрет. И только он.

Году в 2005м мы делали спектакль по книге «Когда я снова стану маленьким», где играли актёры и куклы, а из актёров все ученики-дети и я педагог-взрослый, посему Корчаком
Для меня с несколько завышенной этической планкой.
Да, я мог бы сказать, что все планки в школе завышены так, так что кости хрустят, когда учеников к ним тянут.
Педагоги же неизбежно ощущают себя мессиями, миссионерами, служителями большой задачи. Заживо замуровывают себя в статуях Долга. Тоже не сладко.

 
Марфа-М.
Алексей, не видите параллелей с этим сном?
Да, конечно.
Вот, например, эта азиатка. Тайка, возможно.

Именно поездка со школой в Таиланд и совместное действие нескольких факторов привело к началу долгого и очень постепенного ухода из школы.

В поездке у меня началось пассивное сопротивление «рефлексиям», голова впервые в жизни болела около 10 дней подряд, резко усиливаясь к моментам этих встреч, и я лежал в одиночестве на постели, всё более обретая себя.
Второе - влияние «гуру», буддийского мастера, с которым у нас были встречи, медитации и личные разговоры. Он «нравился» школе тем, что, как Корчак, очень хорошо работал с детьми-сиротами, усыновлёнными им, около 30 детей росли тогда в построенной им «деревне».

Но он был «антихристианин», как и другой «друг» школы, индеец, и я был готов к его нападкам на ханжество и двуличие христиан («и школы», чувствовал я). У меня набрались силы критично взлянуть на эти воинственные и "завышенные этические нормы", хомуты, которым я так упорно подставлял шею, уходя всё дальше от инстинкта, от природных сил.

Третье это была тайская природа, с которой у меня случилась личная и незабываемая встреча. «Пробило». Illumination, ничего похожего до этого со мной не творилось..
Не всё в мире этот плоский, полный суеты и механизмов ландшафт, есть на свете и Царство нерукотворной вертикали, гордой дикости, покоя.