Чайковский

Подумала, какая у Чайковского была ведущая функция и какая подчиненная? Как-то это связано с написанием музыки, как вы думаете?
Мне кажется, что среди композиторов встречаются люди с разными психотипами - есть и чувствующие, и мыслители, и интуитивы, сенсорики, наверное, тоже... У Чайковского, похоже на первый, поверхностный взгляд, ведущая функция мыслительная, - так рассуждаю потому, что он человек с масштабным, "симфоническим" (или полифоническим) мышлением - не каждому дано умение слышать инструменты в отдельности и синтезировать их игру в оркестровое музыкальное произведение - симфонии, балеты, оперы http://to-name.ru/biography/petr-chajkovskij.htm.
К мыслительному я бы отнесла Бетховена, Дебюсси, Грига. А вот интуитивы - это, скорее импровизаторы в музыке, создатели новых течений.
Интересно было бы услышать мнение Juzin.
Соционики типируют Петра Ильича преимущественно как Есенина, то есть, интровертная интуиция ведущая, затем чувство....
пожалуй скорее интуиция, тогда подчиненная ощущение
Флейта
Интересно было бы услышать мнение Juzin.
Из чего бы мне исходить в своём мнении? В музыке я - любитель, хоть это и основное моё занятие последние годы.
Есть вещи, о которых я научился думать и говорить. Основная вещь - я сам. Всё остальное за пределами моих умственных способностей. У меня, возможно, есть странная особенность - научаться с годами видеть сложность каких-то явлений, но не быть в силах к ним приблизиться, чем-то овладеть, оперировать, что-то вербализовать.
Я слишком иррациональный тип для этого, я как-будто отталкиваю от себя суждение и знание как таковое.
Только интуиция, видимо.)
Так и с музыкой и с юнгианской типологией.
Это присказка.

Если всё же отвечать на вопрос, Чайковского я бы сравнил с Эсхилом. Его музыка кажется самой "глубокой" среди других европейских композиторов. Как будто бы она отражает какие-то предельно общие, вневременные истины о человеке. И именно о человеке и его неизменных страстях, не о богах и идеальных мирах, как у Вагнера, с которым они близки. Эта глубина мутна, как всякая глубина и без Чайковского мы бы, возможно, вообще о ней не знали.
Ее интонация (музыки Ч.) тёмна, видимо, не очень то высоко он оценивает человеческий жребий. Счастья нет - главное ее слово. Мир - страдание, согретое любовью и красотой.
Как это перевести в психологический тип? Точно иррациональный. При всём совершенстве формы, ведь музыка это почти математика, она (форма) всегда у Ч. подчинена стихии, она не выстроена, но рождена - сразу со всей стройной формой. То, что она вообще не про сейчас и вневременная отсылает к интуиции? Никакого внимания к этическим вопросам, универсализм и точность формы  - можно предположить, что вспомогательная функция - мышление.

Ну вот, начал я писать всё что приходит мне в голову. Раз вопрос задан. Но я не могу всерьёз относиться к тому, что пишу. Вопрос превосходит мои возможности.
Как всегда получается - всё о себе))
Салют начался!
Я-таки тоже склоняюсь к тому, что Чайковский - интуитивный тип с вспомогательной мыслительной. Спасибо, Juzin.
Когда я смотрела концерт музыки Чайковского с чтением переписки его с фон Мекк в каком-то из писем к ней он писал, что музыка так быстро рождалась в нем, что он едва успевал ее записывать... Это очень перекликается с тем, что пишет juzin о его музыке, и я во многом согласна.

и вопрос не предполагал открыть истину, а м б попытаться приблизиться к ней или подумать об этом..

Клара 2015-05-10 08:06:48
он писал, что музыка так быстро рождалась в нем, что он едва успевал ее записывать...

 Разве при мышлении как вспомогательной функции такое мыслимо? 
maitreya 2015-05-10 12:42:16
Разве при мышлении как вспомогательной функции такое мыслимо?

 Если музыка рождается, приходит изнутри как целостная композиция,  как сон, ставший доступным для осознания, значит, она приходит от низших функций бсс...

Глоссарий Юнга

Я различаю, в общем, четыре основные функции — две рациональные и две иррациональные, а именно: мышление, чувство, ощущение и интуицию (см.). Почему я устанавливаю именно эти четыре функции в качестве основных, для этого я не могу вполне указать априорного основания, а могу лишь подчеркнуть, что такое понимание выработалось у меня в течение многолетнего опыта. Я отличаю эти функции одну от другой потому, что они не допускают ссылки друг на друга или соответственно не могут быть сведены одна на другую. Принцип мышления, например, абсолютно отличается от принципа чувства и т. д. Эти функции я отличаю принципиально от фантазий (см.) потому, что фантазирование представляется мне своеобразной формой деятельности, могущей проявляться во всех четырех основных функциях. Воля (см.) представляется мне безусловно вторичным психическим явлением; также и внимание.

Флейта 2015-05-10 18:48:24
Если музыка рождается, приходит изнутри как целостная композиция,  как сон, ставший доступным для осознания, значит, она приходит от низших функций бсс...

  А при чём здесь сон?
maitreya 2015-05-11 00:35:54
А при чём здесь сон?

 "как сон" - образный сравнительный оборот
Флейта 2015-05-11 21:44:52
 "как сон" - образный сравнительный оборот

 Понятно. Но откуда у низших функций бессознательного целостность? 
Ну может, это не целостность, а цельность в смысле недифференцированности.
Да, возможно, недиффренцированная цельность... Сознание же только обрабатывает и интерпретирует согласно известным музыкальным канонам. Написание музыки (картин, стихов) происходит, конечно, не без участия трансцендентной (транцендентальной) функции сознания.
А как мелодия может быть дифференцированной или недифференцированной? 
maitreya 2015-05-12 18:16:56
А как мелодия может быть дифференцированной или недифференцированной?

 Ну почему мелодия недифференцирована? Он (композитор) ведь не готовый нотный лист видит, а что-то слышит изнутри - возможно, целиком мелодию тоже - в снах, например, можно услышать музыку - можно назвать ее дифференцированной? Но ее еще надо суметь запомнить и записать, если вы композитор (трансформировать непрерывный континуальный поток сознания в форму). Композитор же обрабатывает и интерпретирует приходящие на ум музыкальные фразы, записывает ноты разных длительностей, делает оркестровку, редактирует и пр. - эта деятельность уже относится к осознанной интерпретации того материала, который был им воспринят из бсс или от Бога - получает "музыкальное произведение".
Примером того, сколько Чайковский работал над своими произведениями может послужить опера "Черевички" (комико-фантастическая опера в 4-х д. 8 к. Либретто Я.П.Полонского по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"), построенные на украинских и русских народных песнях. Первая редакция "Кузнец Вакула" была создана в 1874 году, вторая "Черевички" - в 1885 г., открыв при этом новый лирико-комический жанр в опере, насколько я поняла из краткого обзора.