Автор: ольга, дата: чт, 04/06/2015 - 14:15 "Один из моих пациентов был очень высокого мнения о себе и не подозревал, что почти все, с кем он сталкивался, приходили в раздражение от его вида морального превосходства. Он пришел однажды рассказать мне сон, в котором напившийся бродяга брел, шатаясь, по канаве. Этот сон вызвал у него лишь снисходительное замечание: "Это ужасно, как низко может пасть человек". Очевидно, что неприятное содержание сна было, по крайней мере отчасти, попыткой компенсировать его преувеличенное мнение о собственных достоинствах. Но оказалось, что это еще не все. Выяснилось, что у него был брат-опустившийся алкоголик. Таким образом, сон показал, что его завышенная самооценка была компенсацией за брата как с внешней, так и с внутренней стороны".
Карл Густав Юнг
Юнг говорил о том, как тень проявляется во сне и реальной жизни - как компенсация. Он упоминал и правильных женщин, мужья или родственники которых оказывались полной их противоположностью, алкоголиками, тунеядцами и пр.
На мой взгляд, есть и другие теневые аспекты, которые объективируются в нашей реальной жизни. Сразу отмечу ту точку, из которой я буду рассматривать ситуацию - не внешнее поведение людей, а восприятие человеком мира вокруг. Это может быть как экстраверт, так и интроверт. Любой человек воспринимает ситуации по-своему - кому-то покажется обидным то, что другой даже не заметит. Кому-то покажется, что человек себя ведет вызывающе, другой же будет им восхищаться или просто дружить.
Например, самоуверенность и неуверенность в себе - это два аспекта психического, которые существуют как противоположности в психическом мире и проявляются довольно часто в конфликтных ситуациях.
Такой человек часто думает, что окружающие "высовываются", слишком много заявляют о себе, слишком самоуверенные. Но это компенсация его внешней неуверенности и его осуждения "выскочек". На самом же деле "заявление о себе" - это его тень, внутренняя компенсация его внешней неуверенности. Именно поэтому такой человек часто или осуждает "выскочек" за глаза, или "воспитывает" их завуалированно - путем подколов и насмешек. По сути пара "самоуверенность - неуверенность" проявляется аналогично паре "тиран-жертва".
Возможно, выход из этого круга начинается там же, где и вход - признать, что все имеет право быть таким, какое оно есть, дать свободу всем соглашаться или не соглашаться с нами, одобрять или не одобрять нас. В этом случае, человек начинает спокойно проявлять себя, не боясь самых разных мнений, потому что принимает возможность разных мнений. В этом случае в объективном мире он перестанет сталкиваться с тем, что никто не может найти с ним общий язык. Социальная адаптация начинается с приятия себя. Тогда начинается и приятие других людей. Тогда прекращается желание "воспитывать" других людей путем подколов или иным путем.
Тогда конфликтная ситуация перерастает или в ситуацию сотрудничества или в ситуацию спокойного сосуществования с разными интересами.
Автор изменил свой комментарий 11/06/2015 - 21:22
"Эго не переживает свою Тень непосредственно. Оставаясь неосознаваемой, она проецируется на других. Если вас, например, раздражает чистой воды эгоист, такая реакция обычно означает, что на него проецируется неосознаваемое теневое содержание. Конечно, другой человек должен предоставить вам "крючок" для проекции Тени, потому что в таких сильных эмоциональных реакциях всегда присутствует смесь проекции и реального восприятия. Дефензивный или психологически наивный человек будет настаивать на том, что он видит истину и игнорировать проективную часть. Эта защитная стратегия, безусловно, лишает его возможности использовать свой опыт для осознания теневых черт и их интеграции. Вместо этого дефензивное Эго настаивает на собственной правоте и выступает в роли невинной жертвы или просто наблюдателя. В то время как Эго чувствует себя невинным агнцем, другой человек является для него монстром. В этом заключается механизм создания козлов отпущения."
"Тень как дополняющий функциональный комплекс является своего рода антиперсоной. Тень можно воспринимать как субличность, которая желает делать то, чего личность себе не позволяет. Мефистофель в гётевском "Фаусте". Фауст является скучным интеллектуалом, который всё видел, прочёл все учёные книги, изучил всё, что хотел знать, и теперь утратил волю к жизни. Он подавлен и помышляет о самоубийстве, и вдруг дорогу ему перебегает маленький чёрный пудель, который превращается в Мефистофеля. Мефистофель соблазняет Фауста бросить учёные занятия и отправиться с ним в мир, чтобы познать другую, чувственную сторону жизни. Он знакомит Фауста с его подчинёнными функциями - ощущением и чувством, с трепетом и страстью его спящей сексуальности. Это та часть жизни, которая не допускалась его Персоной профессора и интеллектуала. В сопровождении Мефистофеля Фауст проходит через то, что Юнг назвал энантиодромией - переходом личности в противоположный ей тип. Он принял в себя Тень и действительно на время отождествился с ее энергиями и качествами.
Для Эго, которое отождествилось с Персоной и приняло её ценности и качества, Тень имеет привкус нейпристойности и зла. Мефистофель воплощает зло - чистую, умышленную, преднамеренную деструктивность. Но на Фауста столкновение с Тенью оказало трансформирующее воздействие. Он нашёл новую энергию, отбросил скуку, погрузился в мир приключений, приобретя в результате более полное знание жизни. Проблема интеграции Тени - одна из наиболее сложных моральных и психологических проблем. Если человек всячески избегает Тени, его жизнь становится правильной, но в ней нет полноты. Открывая для себя переживание Тени, человек, напротив, соприкасается с аморальным, но достигает большей полноты. Это поистине сделка с дьяволом. Такова дилемма Фауста и вместе с тем коренная проблема человеческого существования. В случае Фауста его душа в конечном итоге была спасена, но лишь милостью Бога".