Парадоксы коана и русского юродства

"Коан - это японское произношение китайской фразы kung-an (кун-ань) и первоначальное значение kung-an - это "документ об официальной сделке на столе". Но этот термин используется дзен несколько иным образом - он означает некий диалог или событие, которое имело место между мастером и его учеником. Коан - от японского - притча, короткое повествование, вопрос или диалог обычно не имеющий логической подоплеки, зачастую содержащий алогизм и парадоксы, доступный зачастую только интуитивно-абстрактному пониманию. Работа над коаном - уникальный метод религиозной практики, цель которой заключается в следующем: ученик должен прийти к прямому интуитивному осознанию реальности, не прибегая к размышлениям над словами или понятиями. Если человек решает коан - он переходит в высшую форму сознания. Такие ситуации, из которых существует только один выход, а именно выход наверх, называют в дзен-буддизме коанами. Внешне, с формальной точки зрения коаны чаще всего являются неразрешимыми парадоксами. Коан - не загадка, для решения которой требуется сообразительность. Это невербальное средство для придания разрушенному эго ученика некоторой стабильности. Когда приходит решение, коан осознается как простое и ясное высказывание, сделанное в том состоянии сознания, которое он мог пробудить. Коан - это факел мудрости, освещающий тьму чувства и различения, это золотой скребок, удаляющий с глаз пелену, острый топор, отсекающий корень рождений и смертей, это божественное зеркало, отражающее изначальное лицо и священного, и мирского. С его помощью совершенно проясняются намерения патриархов, открывается и становится очевидным Ум Будды. В отношении сущности полного превосходства, окончательного освобождения, всеобщей проницательности и тождественного знания нет ничего, что превосходило бы коан." Источник - http://www.youryoga.org/tests/koan2.htm, см. также http://www.ec-dejavu.net/c-2/Coan.html "Юродивые пришли на Русь вместе с христианством из Византии и со временем стали специфически русским явлением, которое не прижилось ни в одной другой стране мира. В Византии оно исчезло, не оставив и следа. В современном греческом языке нету такого феномена как юродство и слова такого даже нет. А на Руси оно приобрело невероятный резонанс и невероятную славу и понятие юродства вышло далеко за пределы религиозной сферы. До сих пор никто не может дать ответ, юродство ли определяет наш менталитет или благодаря менталитету оно приобрело такую популярность. Слово "юродивый" скорее негативное. "ОУРОС" в переводе с древнегреческого означает "глупый", с древнерусского попросту "урод". Подвиг юродства во Христе кардинально отличается от деяний других святых, чья логика жизни и поступки вызывают восхищение верующих и понятны нормальному человеку. Большевики оказались гораздо менее терпимы к юродивым и боялись их (на Руси их было сотня или две и только 16 канонизированы церковью), но так как русский народ всегда питал слабость к убогим, то открыто истреблять их было бы ошибкой, поэтому управой на юродивых стал не огромный репрессивный механизм, а система карательной психиатрии. В труде одного из русских психиатров Малиновского "Помешательство" было обозначено восемь основных признаков, по которым можно было отличить помешанного человека от нормального и по этим критериям в психиатрическую клинику можно было упрятать любого." В 1570 году юродивый Николка Салос спас Псков от войска Ивана Грозного, протянув ему кусок кровавого мяса и обличив в том, что он кровопийца, в 1547 году Василий Блаженный с удивительной точностью предсказал пожар в Москве, а разбушевавшееся пламя в Великом Новгороде потушил тремя бокалами вина. "Есть такое высказывание – и не любопытствовать о непостижимых предметах. Поэтому подвиг юродства относится именно к этому, это непостижимо нашему уму." (Петр Мамонов)". Источник - фильм "Юродивые", http://www.youtube.com/watch?v=MDEaJ2xSzRQ, краткое содержание http://www.history-ryazan.ru/node/3747.
Однажды один Учитель Дзен собрал своих учеников и сказал им: — Вы все видели, как умирают лежа. — Да, — ответили ученики. — Вы также видели, как умирают сидя и стоя. — Да, — ответили ученики. — А видели ли вы когда-нибудь, как умирают, стоя на голове? — спросил он. — Нет, Учитель, — ответили они. — Завтра приходите, я вам покажу, — сказал он и ушел. На следующий день, когда ученики собрались, он встал на голову и умер. Когда ученики попытались положить его на землю, у них ничего не вышло. Что они ни делали, у них ничего не получалось, он прочно стоял на голове. В это время мимо проходила сестра Учителя. Увидев, что происходит, она подошла и, плюнув, сказала: «Обормотом жил, обормотом и помер», — ткнула его пальцем, и он упал.
Принято считать, что почитаемые в царской России юродивые родились под знаком Водолея, а Водолей - знак России. 
maitreya 2015-07-01 07:55:30
Принято считать, что почитаемые в царской России юродивые родились под знаком Водолея, а Водолей - знак России.

 Интересный факт.
"Что такое коан? Если иметь в виду не теорию диалектического мышления, а его практику, то наиболее яркими вспышками этого мышления в европейской культуре были диалоги Сократа, которые он вел с афинянами, и диалоги Платона, а также мышление физиков и астрофизиков XX века, совершивших революцию в этих областях знания. В восточной философско-религиозной традиции образцом подобного мышления были и остаются коаны, возникшие и интенсивно развивавшиеся в китайской и японской школах буддизма - соответственно в чань- и дзэн-буддизме. В них отразились такие характерные для диалектического мышления черты, как противоречивость, разнообразие, динамическое единство, взаимосвязь и взаимоотрицание, острая полемичность. Европейская теория диалектического мышления была разработана на основе рационального европейского мышления, и ее создатели смогли сформулировать довольно развитую логику этого мышления - диалектическую. Но вне поля их исследований осталось динамичное, по большей части интуитивное мышление представителей восточного диалектического мышления, в котором имеется немало других способов и приемов диалектической мысли. Их выявление может помочь обогащению теории и практики этого мышления и тем самым сможет показать, что европейская и восточная традиции находятся в данном вопросе в отношении взаимной дополнительности." (А.С. Майданов. Коаны чань-буддизма как парадоксы.) --------------------------------------- Интересно, какие коаны породили физики и астрофизики XX века, что к ним можно отнести? Дмитрий, может быть, подскажете?
Miracle 2015-07-01 10:53:31
Интересно, какие коаны породили физики и астрофизики XX века
может в тему, присела на лекции Черниговской(новую книгу не нашла, довольствуюсь пока малым) и там, в ее манере: ".....Когда возникла квантовая механика, эта квантовая механика вынуждена была включить наблюдателя, т.е. субъект, в научную парадигму. Что это значит? Они стали говорить, что результат наших наблюдений зависит от факта наблюдения. Кто наблюдает, как наблюдает и, вообще, наблюдает ли. Правда. Все пережили шок, но этот шок уже пережили, история уже закончилась. И когда стали появляться идеи, а они появляются все больше и больше, я, собственно, про них и говорю, что эту же схему можно накладывать не только на квантовый мир, а на большие миры, то полагается на это отвечать: «А вот это уж нет. Это в квантовом мире такие законы действуют, а в других, более крупных частях пространства, такого нет». А ведь они же страшную вещь говорят. Они говорят, что одна и та же частица может одновременно находиться в двух местах. Заметим, не со страшной скоростью перемещаться из одного места в другое, а просто одновременно находиться в двух местах. Это же, вообще-то говоря, жуть...", ссылка http://www.polit.ru/article/2009/11/24/brain/
 
И я все ж думаю - это о разном, парадокс коана и парадокс русского юродства, не вижу в каком месте соприкасаются? поясните о чем вы?
Miracle 2015-07-01 10:53:31
Интересно, какие коаны породили физики и астрофизики XX века, что к ним можно отнести?

 По-моему, никаких. Коаны - элемент религиозного опыта, а у физиков иная предметная область.
Ютта 2015-07-01 13:00:36
И я все ж думаю - это о разном, парадокс коана и парадокс русского юродства, не вижу в каком месте соприкасаются? поясните о чем вы?

 Думаю, в области парадокса они и соприкасаются, в области религиозного опыта, по типу мышления.
Miracle 2015-07-04 21:17:29
Думаю, в области парадокса они и соприкасаются, в области религиозного опыта, по типу мышления.

по мышлению? как-то юродство у меня оседает намеренным "извращением мыслей", делать глупым, высказываться нелогично в целях донести до другого его однобокость, другую сторону "медали", компенсировать что ли. В коане же - вопрос, и отвечающий приходит в некое состояние, где интуитивно схватывает общую суть, просачивается в истинную реальность.
Кстати, в пояснении коана есть мысль, что религия не имеет отношения к сути коана.
Ютта, спорить не хочется и вряд ли получится - хотела для себя уловить какие-то связи в этих явлениях, ощущаемые интуитивно, но пока сформулировать не удается. Тему, скорее всего, удалю - может быть, потом открою сходную, но под другим углом зрения.
Про сходство в мышлении - я привела цитату из книги Майданова. Про религиозный опыт... - думаете, это просто психотехника? Для чего она нужна? Мне кажется, больше чем... Религия и религиозный опыт - не одно и то же, и, потом, разве дзен-буддизм- это не религия? Юродивых понять, конечно, непросто, но не все из них были "глупцами". Алогичность их как раз объединяет... как-то так. Не обязательно искать объединяющие признаки - можно ведь и противопоставлять. Юродивые - это социально-религиозное явление, мастера коанов из другой цивилизации и общества, но именно внутренний подход, основанный на интуиции, имеет некоторое сходство на мой взгляд. Их можно понять, только находясь в определенном контексте отношений: между юродивым и обществом, другим человеком, к которому он обращается, или мастером и учеником.
Относительно цитаты из речи Черниговской - да, принцип неопределенности Гейзенберга парадоксален, антиномичен, но с Дмитрием здесь соглашусь - разные предметные области...
Флейта, а может быть не совсем разные предметные области? Вот читаю Минделла) даже тему отдельную открыла. Мне кажется это где то близко к тому, о чем ты говоришь....
"...В то время, как основное направление науки сосредоточивается на измерении эффектов энергии нулевых колебаний во вселенной и спорах о том, связано ли происхождение вселенной с тонкими флуктуациями энергии, я буду предлагать размышлять о том, каким образом малейшие «намеки» осознания создают наши жизни с точки зрения того, что я называю «силой безмолвия». В книге«Квантовый ум» я обсуждал то, каким образом эти «намеки» являются «тенденциями», наблюдаемыми в квантовой физике, психологии и медитации. Саморефлексивные паттерны, обнаруживающиеся в математической физике — основе квантовой теории — можно рассматривать как метафоры того, каким образом сила безмолвия создает сознание, реальность и все радости, проблемы и симптомы жизни.

В этой книге я показываю, что эти тонкие и универсальные, не поддающиеся измерению тенденции создают то, что мы можем ощущать в своих телах как силу безмолвия. Более того, эти тенденции связаны с само отражающей способностью вселенной — равно как и с нашей собственной.Из этого понимания следует вывод в отношении медицины: самой основной задачей медицинских специалистов должно быть не лечение болезней, а развитие осознания. Телесные симптомы — это не только проблемы, требующие разрешения. Хронические симптомы представляют собой «коаны» — то есть, вопросы, не допускающие очевидного ответа, и предназначенные для увеличения нашего сознания. Многие подобные симптомы требуют от вас отказа от повседневного мышления и использования осознания для восприятия силы безмолвия в своем теле..."
hobit 2015-07-06 23:35:19
Телесные симптомы — это не только проблемы, требующие разрешения. Хронические симптомы представляют собой «коаны» — то есть, вопросы, не допускающие очевидного ответа, и предназначенные для увеличения нашего сознания. Многие подобные симптомы требуют от вас отказа от повседневного мышления и использования осознания для восприятия силы безмолвия в своем теле..."

 Спасибо, Настя, удивительный поворот - в общем, я согласна и с этим взглядом.
Miracle 2015-07-06 15:18:03
Ютта, спорить не хочется и вряд ли получится

 я и не собиралась спорить, сама не могу подобраться к пониманию, интуитивно схватываю отличие, но никак не могу оформить в мысль. Где-то, что-то бродит внутри "против", а за - может быть духовный канал и они, как проводники, что юродивый, что практикующей коан? а далее, может различие в обработке интуитивного схватывания?
Да, наверное, все должно "повариться", материала достаточно для размышлений... У меня когда-то был сон про патриарха (после просмотра выложенного здесь фильма о юродивых), в котором епископ сел по-турецки как буддистский мастер и сказал: "я - директор Кащенко"))) (потом его отвели в тюрьму) - мы его обсуждали на ленде. Видимо, эта тема - отголоски того сна, но, из-за недостаточности информированности мне не удается оформить мысли - нужно еще почитать литературу.
Miracle 2015-07-08 11:51:16
Да, наверное, все должно "повариться",

 согласна, тогда пусть "висит", не убирайте