Жизненный рубеж

В который раз сталкиваюсь с противоречием. Юнг пишет в работе "Жизненный рубеж" ... "Фактически для первых лет жизни нет постоянной памяти. В крайнем случае здесь имеются островки сознания, подобные отдельным лучам света или освещенным глубокой ночью предметам..." Не могу увязать это утверждение со своим наблюдением. Наблюдала на своем ребенке, что память, по непонятным для меня причинам сменяется в разные возрастные периоды. Первая серьезная смена происходит в районе 4-5 лет. Я не могу спорить с мэтром, но и молчать не получается) Ситуация для меня непонятна. В три года ребенок имеет вполне развитую память и в более раннем возрасте тоже, вопрос в том что эта связность памяти перестраивается. Почему это происходит?
Да, такое забывание у детей есть на рубеже 3-4-х лет, психологи давно заметили. После кризиса 3-х летнего возраста происходит очередная сепарация ребенка от матери, когда ребенок начинает говорить от первого лица ("я"), осознает себя отдельным от окружающего мира. Например, мой ребенок в возрасте 2-3-х лет считал, что если он что-то видит в своем воображении и объясняет мне жестами, то и я это вижу так же, как он. Может быть, забывание связано с этими процессами развития сознания.
Miracle 2015-08-25 13:58:51
Может быть, забывание связано с этими процессами развития сознания.

 Я тоже думаю об этом, но по моим наблюдениям двухлетний ребенок имеет более незамутненное сознание чем после последующей перестройки. В этом возрасте происходит какой то качественный "водораздел". На сознание как занавес опускается потихоньку.
Miracle 2015-08-25 13:58:51
После кризиса 3-х летнего возраста происходит очередная сепарация ребенка от матери, когда ребенок начинает говорить от первого лица ("я"), осознает себя отдельным от окружающего мира.

Флейта, а у тебя дети говорили от третьего лица? Я за своим сыном что то такого не припомню. Хотя, может быть это связано с тем что он говорить стал достаточно поздно.
hobit 2015-08-25 14:10:32
Флейта, а у тебя дети говорили от третьего лица? Я за своим сыном что то такого не припомню.

 Не помню, но вроде да (нужно записи смотреть).)))

"Как показал П. П. Блонский (1884—1941), по мере взросления человека вырастает сначала незаметная, а затем все более отчетливая грань между ранним детством и следующим периодом жизни. И эта грань закрывает от нас, живущих уже другими интересами, наши первоначальные впечатления.
Но когда приходит старость с ее ослабленным вниманием к "злобе дня" — тогда в нас оживают надолго затихшие образы детства.
Память стариков, столь слабая в отношении новых впечатлений, отличается особой ясностью и остротой в воспроизведении образов далекого детства. И та психическая преграда, которая мешала образам детства всплывать в сознании, исчезает.
Таким образом, скудость у воспоминаний детства у людей старшего возраста объясняется не "вытеснением" материала, не конфликтами, которые разыгрываются в детской душе, а перемещением интересов, создающим психические затруднения для всплывания воспоминаний из раннего детства.
Если кажется, что в нашей душе сохранилось мало воспоминаний от детства, то стоит начать активно вспоминать, а еще лучше — писать воспоминания из жизни, чтобы постепенно круг воспоминаний стал расширяться.
В человеке на самом деле живет детство, но оно сложно взаимодействует с ним взрослым."
http://www.textfighter.org/raznoe/Pedagog/BimBad/edinstvo_chelovecheskoi_jizni_detstva_cheloveka.php
С исследованиями по теме понятно) Меня наверное сейчас больше личные "живые" наблюдения что ли интересуют. Как протекает сам процесс на глазах у матери. Что ты замечаешь что нет?
-
Похоже до этого дня я по разному понимала термин "бессознательное". То что пишет Юнг стало для меня немного неожиданным) - "...Но так как нам не удается понять более широкое сознание, поскольку мы просто не в состоянии сделать это, то, пожалуй, мы поступаем правильно, называя непонятную для нас сферу бессознательным..."
hobit 2015-08-25 14:31:04
Как протекает сам процесс на глазах у матери. Что ты замечаешь что нет?

 По моим наблюдениям ребенок (младенец) растет скачками, вдруг в какой-то момент обнаруживаешь, что в одно прекрасное утро он теперь другой, произошел какой-то качественный сдвиг в развитии. И таким же образом обнаруживаешь, что он уже не помнит раннего детства, и ему становятся интересны рассказы и расспросы про себя в то время, "когда он был маленьким" - так, в диалогах формируется автобиографическая память - об этом говорили в параллельной теме. Может быть, младенец в раннем возрасте существует немного "вне времени", а когда начинает осознавать время, учится концентрировать внимание, то период, когда сознание было слито с бессознательным существованием, забывает - фокус на другом (об этом тоже сказали). Еще до трех лет мозг интенсивно растет.
Самое интересное, что до этого качественного сдвига ребенок себя помнит, потом уже нет. Меня вот этот феномен интересует. Почему такое происходит? Не думаю что это связано только с вниманием и отделением от бессознательного. Но пока не могу точно сформулировать.
Hobit, а почему тебе это важно понять?
Miracle 2015-08-25 23:27:03
Hobit, а почему тебе это важно понять?

Странный ты вопрос задаешь) Ну непонятно мне зачем природа отшибает память в самом начале жизненного пути) почему бы не оставить все воспоминания какие есть. Можно под это подвести теории саморегуляции и защиты психики наверное, но мне кажется такая саморегуляция вполне сомнительна, жить в "тумане" не помня себя) 
В жизни всегда есть место тайне, непознаваемому, тому, что нельзя постичь только рационально. Думаю, в этом есть какая-то целесообразность.