Трикстер. Софи Оберландер
Я никогда не искала тебя.
Я думала так:
слишком много ожогов и шрамов на сердце моем,
чтобы впустить тебя — твердого, словно камень.
Так мне казалось. Но я отдала немало,
когда довелось мне впервые висеть на Древе:
не всё — но довольно, чтоб дрогнули стены мои,
и выпал осколок из каменной кладки,
и я услыхала твой шепот сквозь тонкую брешь,
но отвернулась:
не может такого быть,
чтоб ты говорил со мною!
Я ощутила, как нежно ты держишь в ладонях мой раненый дух —
точно так же, как дух опаленный Владыки богов,
истекавшего кровью на этих ветвях
в стародавние дни, — дух, упавший к подножию Древа.
Смехом меня научил ты любить
или нежностью ласки твоей? Я не знаю.
Так ли, иначе, но я увидала твой лик,
испытала любовь твою — жгучую страсть
и спокойную нежность — в тот миг, у подножия Древа.
Брат, Возлюбленный, Друг!
Я видала богов, но такого, как ты, — никогда.
Ты развеял мой страх озорством; ты, смеясь и дурачась,
заставил смеяться ребенка, что плакал во мне и вовеки не знал утешенья.
Я видела Сигюн,
ее безмятежное счастье
и любовь, что скрывается в играх твоих, —
и с тех пор я не знаю, как могут иные бояться,
услыхав твое имя.
Довелось мне узнать и другое лицо твое, Локи:
я сошла с тобой в царство, где дочь твоя правит,
и там на пороге стоял ты, объятый экстазом,
и звал ее стражей и духов ко мне на защиту.
Не разбился в груди моей камень,
но тихо растаял от жара огня твоего.
Я познала твой гнев, разожженный от боли моей,
и темнейшую радость, с которою ты
отворил предо мною врата ледяного Нифльхейма.
Я не знала, как в сердце твоем глубока
любовь к твоим детям;
но я увидала, как ты, Пересмешник, рыдаешь от муки:
каждая рана их — рана на сердце твоем.
Я видела в битве тебя, и ты Одину равен,
хоть искусство твое несравненно темнее;
я слышала песни твои,
и они несравненно прекраснее всех, что я слышала в жизни
(ты пел мне, когда уводил меня за руку прочь
от Древа мучений);
а сказки твои — это лучшие сказки на свете
(когда мы идем через Радужный мост и танцуем меж звезд).
Ты сам положил мои руки на ткацкий станок,
чтобы я соткала свои песни; ты сам мне помог
дотянуться до Хелы, когда я висела на Древе.
Иных ты пугаешь; иные тебя презирают,
твердя, что ты скован и силы лишился навеки;
но кто, как не ты, меня вывел на свет
из глубин беспросветного горя?
И как мне бояться твоей беспредельной любви,
если в ней наконец обрело мое сердце свободу?
И теперь я ищу тебя, Локи!
Смешаем
наши песни под Древом!
Ибо я полюбила огонь,
разгоревшийся в сердце моем от огня твоего.
Свидания с трикстером. Софи Оберландер
http://www.northernpaganism.org/ru/shrines/loki/stati/svidanija-s-triksterom.html
Меня всегда забавляет, как реагируют люди, когда узнают, что один из богов, которым я служу, — Локи. (Основное мое божество — Один, но одноглазым Стариком в наши дни уже никого не удивишь.) Ни один бог, похоже, не вызывает такого дискомфорта, а подчас и откровенной враждебности, как этот кровный брат Одина. И хотя в определенном смысле это смешно, я часто огорчаюсь, в очередной раз убедившись, что в отношении Локи люди неизменно делятся на две категории: одни говорят о нем легкомысленно и пользуются его именем, чтобы прикрывать собственные глупые или скверные поступки, а другие относятся к нему с подозрением, неприязнью и изрядной долей страха. Но на самом деле Локи много больше той суммы информации о нем, которую можно найти в литературных источниках, и, как всякий трикстер, выбивается даже из такой четкой (хотя и унизительной) классификации.
Локи — действительно трикстер, но дело не в этом. Проблема в том, что зачастую остаются непонятыми его роль, характер и функции. Многих трикстеров можно назвать «шутами», но совсем не в том разговорном смысле, какой вкладывают в это слово сейчас. В Средние века шут нередко оказывался единственным из придворных, который мог высказывать королю горькую правду, не опасаясь немедленной расправы. Таким образом, шут как архетип — это персонаж, не скованный социальными ограничениями. В нем нет ничего безопасного и уютного — зато есть очень неудобная склонность то и дело менять правила и обычаи в угоду своим интересам. Однако наша задача — понять, какой цели служат все поступки трикстера в конечном счете. Локи (как и любое божество, избравшее для себя роль трикстера) действительно может вызывать крайний дискомфорт и раздражение, но я бы сказала так: он никогда не приходит без причин. И за тем, что на первый взгляд может показаться совершенно неуправляемым хаосом, на самом деле стоит некая трезво и холодно просчитанная стратегия, в которой трикстеру отведена роль глашатая правды.
Локи — заклятый враг энтропии и соглашательства. Он — враг всякого сердца, лишенного страсти, не способного на служение. Он может быть немыслимо жесток со своими детьми, но задним числом всегда становится понятно, что это была отнюдь не «жестокость», а твердость родителя по отношению к заблуждающемуся ребенку. И в этом — секрет его мотивации (как бы досадно это ни было для тех, кто предпочитает думать, будто мы ни перед кем не в ответе): он вынуждает нас принять всю тяжесть нашего вирда, открыться всем тем бесчисленным путям, которыми к нам может прийти божественное вдохновение, и по собственной инициативе заявить права на весь свой потенциал — и принять ответственность, связанную с этим потенциалом. Спору нет, Локи может вести себя как последняя сволочь (это я любя говорю), но на это у него обязательно будут серьезные причины.
Не стану утверждать, что мои личные отношения с Локи всегда складывались легко и гладко, но именно благодаря ему (в большей степени чем кому бы то ни было другому) я пришла к определению духовного странствия как пути, на котором человек все более глубоко и страстно влюбляется в Бога. На ранних этапах моего становления как язычницы и жрицы мне очень повезло: я с самого начала посвятила себя служению Локи, и именно он много лет спустя привел меня к Одину. Разумеется, я знаю саги, но не придаю литературным источникам такого уж важного значения. Соблазн цепляться за письменную традицию велик, особенно в таких реконструкторских религиях, как северное язычество: многие склонны чтить ее как священное писание и определять и
классифицировать свой духовный мир на ее основе. Однако никакие письменные источники не станут надежным проводником в духовном путешествии (таков еще один урок моего возлюбленного Трикстера), и когда мы пытаемся опираться только на них, они превращаются в оковы, в жесткий панцирь, в котором душа не развивается, а, напротив, увядает. Многие люди упорно держатся за литературную традицию лишь потому, что боятся держаться за богов, боятся признать, что боги — это не удобные стереотипы или архетипы, которые можно аккуратно рассовать по каталожным ящичкам, а живые существа, любящие, полные страсти и активно проявляющие себя в этом мире. Источники становятся полезными лишь тогда, когда уже знаешь, как их толковать; иначе они в лучшем случае остаются бесполезными костылями, а в худшем — препятствиями на пути духовного опыта (особенно для тех, кто не способен выйти за рамки буквальной интерпретации). Боги не определяются и уж тем более не исчерпываются словами на мертвой странице: они открывают свою мудрость лишь тем, кто научился воспринимать и исследовать структуры и ритмы Божественного Бытия и Вирда.
Придя к такому выводу на основании своего опыта общения с Одином, причем достаточно рано, я не питала никаких предубеждений против его побратима и смогла дать своим отношениям с Локи развиваться естественным путем. И они развились, да еще и как! Локи помогает нам понять, что боги совершенно реальны. Они — живые и чувствующие, страстные и опасные. Они не какие-нибудь засушенные цветы между страницами эдд и саг! Они способны воздействовать на мир и на наши сердца — и вызывать перемены, готовы мы к ним или нет.
Локи доставил мне больше неприятностей и волнений, чем любое другое божество, с которым я когда-либо работала, — и за это я ему благодарна. Он заставил меня расширить границы моих представлений до предела и дальше, мягко (а иногда и не очень) указывая на области моих недостатков, особенно в том, что касалось веры, верности и доверия. А затем, на свой неподражаемый лад, он начал меня учить. Он присутствует в моей жизни постоянно, и это присутствие ощущается почти физически. Понаблюдав за деятельностью Локи в кругу моих единоверцев, я осознала, что он действует как катализатор и стимулятор личностного развития. А любому развитию нередко сопутствуют болезни роста.
Принять и признать Трикстера нелегко — и не только потому, что он не уважает границ. Под его влиянием человеку приходится исследовать свою тень, свое эго и свои маски вплоть до мельчайших подробностей. Это могучий и действенный инструмент истины, выявляющий все бессмысленное и нездоровое — и делающий свою работу совершенно чисто (сколь бы странным ни казалось ассоциировать Локи с чистотой). Неизбежная проблема здесь — в том, что в самой его природе заложен элемент жертвенности. Несмотря на то, что Локи заставляет нас осознать и изучить маски, которые мы носим, для него самого роль «трикстера» — не что иное, как маска. Что скрывается под ней? Многое и разное. Глубокое горе и боль. Сострадание. Экстаз.
Я без колебаний могу назвать Локи богом экстатического единения. В своих шаманских путешествиях я наблюдала, как Локи стоял и плакал у подножия Иггдрасиля, на котором висел Один; и у меня есть основания полагать, что отношения между ними — гораздо глубже, чем то, что описано в литературных источниках. Локи — это прежде всего бог, требующий (по крайней мере, от своих женщин) полной самоотдачи в страстном слиянии. Он может быть игривым, скабрезным, грубым, саркастичным (и — боги, боги мои! — он вообще не умеет держать язык за зубами! Мне случалось болтать с ним целыми днями напролет, и его шпильки в адрес «некоторых бестолковых смертных», мягко говоря, очень вдохновляли на дальнейшую работу), нежным (и пробуждающим такое чувство уязвимости, на какое, мне казалось, я просто не способна), отчаянно заботливым, холодно-требовательным — каким угодно, но только не бессмысленно жестоким. Такого не случалось ни разу за те десять лет, что я с ним работаю. Сигюн однажды сказала мне: чтобы по-настоящему понять Локи, надо увидеть его таким, каков он с ней (думаю, мало
кто из наших северных язычников пытается проделать что-то подобное или хотя бы считает это нужным).
Возможно, ключ к пониманию Локи — в том, чтобы стараться смотреть на мир его глазами: боги наверняка воспринимают наш вирд по-иному и в гораздо более широком контексте, чем мы. Ученикам я всегда советую просто попытаться поговорить с Локи, и в этом — один из секретов подлинной связи со своими богами: просто говорить с ними, беседовать, как вы беседуете с любимыми людьми с глазу на глаз. По моему опыту, Локи — один из самых открытых для контакта богов. Его очень легко почувствовать, воспринять напрямую — и при этом он раскрывается с самой неожиданной стороны! Один из величайших даров, которые я получила от Локи, — это знакомство с его женой Сигюн, которое повлекло за собой удивительные и непредвиденные открытия. Такое личное и непосредственное общение с богами никоим образом не умаляет их божественной природы — напротив, оно помогает приблизиться к ней и лучше ее понять.
Одна из областей моей жизни, на которую Локи оказал глубокое влияние, — это моя роль учителя и духовного советника в кругу единоверцев. Одна знакомая викканка, понаблюдав меня в деле, заявила, что мое тотемное животное — не иначе как питбуль! Поскольку Локи не заботится о поддержании чьей бы то ни было зоны комфорта, под его влиянием я как гитья тоже научилась разрушать зону комфорта ученика, чтобы в дальнейшем он общался со своими единоверцами, богами и жизнью в целом с позиций истины и ясности, а не на основе эгоцентрических устремлений, страха или конформизма. Это суровый подход, но он дает неоспоримые и стойкие результаты. Правда, работа с Локи дает и побочные эффекты: заодно я обзавелась не самой лучшей привычкой отпускать чрезвычайно неуместные или грубые замечания в совершенно неподходящий момент.
Подводя итоги, можно сказать, что Локи — возмутитель спокойствия и нарушитель духовного status quo. Вспоминается строчка из «Грез Исиды» Норманди Эллис*: «Как бы мы ни старались остаться прежними, все мы изменимся». Вот именно так и действует Локи.
*Норманди Эллис — современная американская писательница, автор книг по древнеегипетской мифологии и религии (в том числе стихотворений в прозе на мифологические темы) и переложения египетской «Книги мертвых» («Пробуждение Осириса»).
"К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрей между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей"
(Младшая Эдда)
Пожалуй, трудно найти в мифологиях фигуру, столь же противоречивую как в самой своей природе, так и в отношении к ней, как Локи — Коварный Ас Севера.
Все, кто знают о нем, разбиты на два больших лагеря. Одни считают его героем, идеализируя поступки и думая что-то типа: «вот, если б Локи меня встретил, он бы понял мою глубокую натуру». Вторые благочестиво очерняют образ Коварного Аса, считая его чуть ли не скандинавским вариантом дьявола, и презрительно хмыкают при его упоминании.
Однако в том и глубина образа Локи, что, на поверку, обе позиции оказываются одинаково верными, и одинаково ложными.
Среди всех культурных героев-трикстеров именно Локи — фигура наиболее живая, и, видимо именно поэтому, пользующаяся неизменным вниманием как почитателей, так и гонителей.
Прежде всего разберемся в функциях собственно трикстера.
Слово «трикстер» происходит от англ. trick — «хитрость, обман; шутка, шалость; глупый поступок; фокус, трюк; умение, сноровка»; таким образом, «trickster» — «обманщик; хитрец, ловкач».
Все мифологии описывают такую фигуру, которая нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно, но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Как правило, трикстер ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Трикстеры бывают хитрыми, или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции.
Необходимость фигуры трикстера связана с тем, что каждое действие когда-нибудь совершается в первый раз. И понятно, что, совершаясь впервые, любое действие является в этот момент необычным, а значит, противоречащим принятому на тот момент порядку, и поэтому воспринимаемое как злое. Поэтому каждый, кто кладет модель какого-либо явления, совершает «трикстерное» действие. Такие черты присущи, естественно, всем творящим божествам, но среди них практически всегда выявляется одно, для которого такое нарушение норм и ниспровержение порядков становится нормой существования. Трикстер всегда обладает одновременно демоническими и комическими чертами плута-озорника. Классическая сфера деятельности Трикстера — разрушение.
В подавляющем большинстве мифов трикстер выступает как «второй» творец мира (реже — части мира), а главным образом играет роль существа, которое «испортило» творение верховного божества, впустив в мир все существующие несчастья.Трикстер — как необходимый противовес центру — кружит, юлит, активирует центробежные тенденции мироздания, возглавляет «заговор против центра». Трикстер отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. Трикстер — зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Физический и духовный голод трикстера неутолим. Трикстер постоянно томим желаниями. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Ему неведомы чувство собственного достоинства, приличия, и он не считается с достоинством других.
Таким образом, сама функциональная нагрузка трикстера ставит его за пределы морали. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое. Он лжет не только по необходимости, для того чтобы спастись или спасти асов (многие его планы строятся на обмане), но и просто из любви ко лжи. Он оборотень и не гнушается злыми шутками. В игре он плутует, в состязаниях нечестен.
В северной мифологии функции трикстера выполняют поочередно Один и Локи, однако именно для последнего функция «противостояния» превращается в смысл существования. Часто Локи считают лживым, но это не совсем верно: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют.
В Эдде имя Локи упоминается не намного реже, чем имя Одина. Из всех божеств скандинавского пантеона Локи — единственный, кто связан чуть ли не со всеми мифологическими героями, он является родственником Одина и постоянным спутником Тора, но в то же время родственниками его были и инеистые великаны. Действительно, Локи не противопоставляется богам, а дополняет их, полнее раскрывает их качества — достоинства и недостатки. Формально он, как и Один, сочетает в себе качества Аса и Йотуна. Тем более, что именно в Йотунхейме, видимо, Локи породил от Ангрбоды — темной Матери главных врагов творения — Хель, Фенрира и Йормунганда. Но, в то же время, именно благодаря Локи в Асгарде появились и главные артефакты Асов — Мьёлльнир, Слейпнир, Скидбландир. Локи явился подлинным убийцей прекрасного и добродетельного Бальдра, подсунув слепому Хёду вместо дротика ветку омелы — единственное на свете оружие, способное убить Бальдра. Более того, тот же Локи помешал богам вернуть Бальдра из царства мертвых. Однако Локи же помог вернуть украденные яблоки молодости Идунн (украденные, конечно, по его же вине). Многократно замечено, что Локи способствует «циркуляции ценности между мирами», предупреждая застой в них.
Фигура Локи-трикстера — всегда одинока. Он всегда «сам за себя», хотя его действия обычно далеко не безразличны для окружающего мира. Видимо, именно такая кажущаяся «независимость» Локи делает его образ таким привлекательным для многих подражателей, которые при этом, увы, не являются детьми Йотунов и кровными братьями Великого Аса.
Очевидный вывод о необходимости фигуры Локи в картине мира, описываемой скандинавским мифом, находит множество подтверждений. Но при этом появление Локи в эпизоде, даже если этот эпизод имеет хороший конец, всегда травматично. Его действия почти всегда сопровождаются смертями и разрушениями, пусть даже необходимыми для «мирового процесса», но от этого не менее катастрофичными. Совершенна очевидна связь Локи с огнем. Об этом свидетельствует не только схожесть имени со словом «Логе», «огонь», но и сам характер объединяющей миры деятельности Локи.
При этом Локи масштабней, чем просто трикстер, он не только «нарушитель», он — самостоятельная фигура, не служебная по отношению к ткани мифа. И не просто как трикстер, а как полноправный участник, Локи действует и при создании людей, и во многих странствиях Асов.
Но эта личность, очевидно, более мрачна и зловеща, чем, например, фигуры трикстеров классической мифологии (Прометей, Гермес). Именно Локи как «бог конца» противостоит в Рагнарёк Хеймдаллю, поддерживающему миры, именно Локи ведет корабль мертвецов на последнюю битву, и эти ключевые, окончательно разрушительные функции Локи делают его фигуру ключевой не просто в локальном преобразовании космоса, «малом творении», но и в самой смене Космосов, то есть Творении Великом. Вряд ли серьезна идея «очернения» Локи христианскими переписчиками. Если бы они и хотели «опорочить» языческий миф, для них была бы куда более желанна в этом смысле фигура Одина, главы пантеона.
Таким образом, заданное самим Коварным Асом легкомысленно-глумливое отношение к его фигуре скрывает всю космическую масшатбность Аса-Разрушителя, Аса-Единителя, не считающегося ни с кем и ни с чем в своем, только ему одному понятном, пути.
http://www.enmerkar.com/myth/trikster-loki-bez-romantiki
Vervoleg 2016-02-05 12:50:47 Что то знакомый какой то образ.
Где я его видел то? Локи же один из трикстеров, а про трикстеров уже были темы, но c другой интенцией.
Ютта 2016-02-05 19:28:03 завлекательно написано, чем напоминает охваченность дионисийским, когда "море по колено"
и стираются все границы. И так, и не так, по описаниям локианцев он шире одного значения: "Так или иначе, если вы хотите понять, кто
такой Локи, все эти подробности важно знать, потому что разные люди имеют дело
с различными слоями его мифологического образа. Одни влюбляются в хитроумного
плута, всегда выходящего сухим из воды; другие молятся магу и оборотню,
способному подчинять своей воле и живых существ, и неодушевленную материю;
третьи пишут книги Локи как любящем супруге Ангрбоды или Сигюн; четвертые
постигают муку «Сокрушителя миров» — Локи, обезумевшего от пытки. Но все эти
люди поклоняются одному и тому же божеству: как я уже сказал в начале, даже
человека сложно втиснуть в рамки одной архетипической модели, взаимодействующей
со всем и вся совершенно одинаково, а в случае с богами и прочими сущностями,
слишком огромными для нашего смертного сознания, эта задача усложняется
многократно." http://www.northernpaganism.org/ru/shrines/loki/kto-takoj-loki.html
Автор: Fleita, дата: пт, 05/02/2016 - 22:14 #189688 Автор изменил свой комментарий
05/02/2016 - 22:37
В скандинавской мифологии фигуру Локи соотносят с руной Дагаз (день) - руной перемен, инициации или трансформации сознания, пространством "между мирами".
интересный образ, на этом изображении совмещенный с бабочкой, бабочка - тоже символ трансформации
интересно стало про образ Локи в современном искусстве, наткнулась в инете на дипломную работу по этому вопросу (много букв), отозвалось про Пелевина.
На самом деле (для меня) единственный писатель, кто льет такой трудноусвояемой желчью, но, порой, такой жестокой правдой. Его рассказы перевертыши, сквозь которые проходит "злородная улыбка Рыжего", стирающего границы дозволенного. Чем не охваченность или вдохновленность от Локи?