Джеймс Хиллман « Сновидения и Потусторонний Мир»

Эта небольшая книга предлагает иной взгляд на сновидения отличный от тех, которыми мы пользовались ранее. Её тезис не полагается ни на идею подавления у Фрейда, ни на идею компенсации у Юнга, а представляет сновидения c точки зрения души и отношений души со смертью. Я пришел к выводу, что весь подход интерпретации сновидений ставящий своей целью увеличения осознанности в вопросах бодрствующей жизни является полностью неверным. И под “неверно” я подразумеваю всю полноту этого слова: вредность, искаженность, введение в заблуждение, неадекватность, ошибочность— по отношению к материалу сновидения. Когда мы ошибаемся о сновидении — мы ошибаемся о душе, а так как сновидения имеют скрытую связь с душой, тогда ошибочная интерпретация сновидений вводит нас в заблуждение относительно нашего умирания. Именно эту связь сновидений со смертью и умиранием мы и будет исследовать в этой работе. («Мосты») http://dreamwork.org.ua/сновидения-и-потусторонний-мир/

Этот непростой шаг всё еще выглядит эзотерическим или оккультным. Но теории о сновидениях, чтобы полностью отражать сновидения, должны выглядеть странными для бодрствующего сознания. Теория Фрейда была удивительно непопулярна. Секс — был “чем-то слишком” для его ровесников, его поколения. Первое издание его книги так и не было прочитано. Теория Юнга была слишком сложна, ввиду её интеллектуальных требований — нужно было не только изучать его теорию, но еще и комфортно чувствовать себя в истории всеобщей культуры, уметь различать символы и архетипы. Его основные работы до сих пор не особо читают. Во время своего зарождения, теория Фрейда была извращенной, а теория Юнга — сложной, но теперь они принимаются как данность.

Так как взгляды, отраженные в этой книге, ведут своё происхождение и от Фрейда, и от Юнга, потому они оказываются шокирующими и сложными, но уже из-за перспективы смерти. Кроме своего происхождения, эта книга добавляет еще одну причину для отвержения. То, что предлагает эта книга, является слишком неправдоподобным, непрактичным и воображаемым. Этот подход обусловлен территорией его происхождения, хтоническим, далёким воздушным миром, который является измерением, отсутствующим в себе, и который потому не может быть правильно представлен. Этот мир может быть лишь теневой перспективой, опустошающей иные представления. То есть, он может быть только убийцей.(«Об отношении к сновидению»)

может он специально это придумал, чтобы отличиться от Юнга и Фрейда
Обратила внимание, что Хиллман в главе "работа сновидения, достаточно много ссылается на Башляра и Гераклита. 
-
"...Если же говорить о сновидениях как о материале (и к этому вопросу мы вернемся чуть позже), нам стоит учитывать теорию Башляра об элементах воображения. Его поэтика может указать нам на то, что стиль сновидения отражает определенный элемент: огонь, воздух, воду, землю. Благодаря ему мы можем увидеть, что сам стиль или жанр сновидения является его содержанием наиболее элементарного уровня. В каждом из этих элементов содержится множество значений. Огонь — это не только взрывная опасность, но и свет, тепло, медитативная рефлексия. Огонь защищает, ускоряет жизнь, и очищает перед смертью. Элементы воображения, в отличии от химических элементов, обладают множеством значений.
Неясность сновидения происходит из самой природы воображения, подобно текущей реке Гераклита (фрагменты 12, 49, 91), которая всегда должна быть в движении (39). Принцип движения является самой сутью психики, об этом говорил и Аристотель..."
-
Но мне кажется, не всегда философские концепции могут нам помочь в лабиринтах понимания....Хотя достаточно часто именно эти "конструкции" являются лесами при возведении здания. Концепции Башляра как и любая другая модель далеки от идеала....
-
http://anthropology.ru/ru/text/sokolova-lyu/zh-psartr-i-gbashlyar-dve-fenomenologicheskie-koncepcii-voobrazheniya
"...Психоанализ не устраивает теперь Башляра и потому, что интеллектуализирует образ, интерпретируя его — рационализирует. Также по этой причине для Башляра феноменология образа должна существенно отличаться от эйдетической феноменологии Гуссерля, поскольку последняя имела своей целью создание научной теории объекта. Однако образ, считает французский философ, — не понятие: есть глубокое различие между «духом», который конституирует понятие, и «душой», поэтическим воображением, создающим образ. Башляр выделяет в сознании два пласта: 1) «дух» — это рациональное объективирующее сознание, которое конституирует эйдос предмета, — им и занимался Гуссерль, поскольку полагал в основу всякого интенционального акта так нываемый «объективирующий» акт; 2) «душа» — это наивное изначальное сознание, где еще нет расчленения на субъект и объект. Поэтому «душа», пишет Башляр, «менее интенциональна»: образ не является трансцендентным по отношению к «душе», наоборот, он является интимно связанным с ней..."
-
И вот это мне кажется хорошо иллюстрирует каждый исследовательский подход.
"...Взгляд на предмет и преображение феноменологического метода в каждом конкретном исследовании, с необходимостью случающееся в силу потребности применить общие положения того или иного раздела феноменологии для данного случая, обусловлены общей философской позицией автора, его задушевной идеей и мировоззренческой установкой..."


  Подмигивает) "Адамовы яблоки"? Советуете посмотреть?

====

Там смотреть не на что.

Частями конечно трудно текст осмысливать( Из целого как будто вынимается другое целое в своем контексте.
"...В 89 фрагменте Гераклит пишет: “Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос, из спящих же каждый отвращается в свой собственный”. Именно в этом собственном космосе и происходит работа сновидения. Её цель состоит в индивидуализировании души, отделении от мира дня и от естественной перспективы. Из-за этой индивидуальности, концептуальные обобщения сновидений могут не оправдаться. Как говорил Гераклит “мышление обще всем” (фрагмент 113), но “душе присущ самовозрастающий логос”. Переваривая и трансформируя остатки дня, согласно логосу души но не общепризнанным принципам, работа сновидения создает индивидуализированную душу. И это не может произойти в мире дня, в котором “один день равен всякому другому” (фрагмент 106). Эта трансформирующая работа сновидения создает Царство Гадеса, собственную индивидуальную смерть. Каждое сновидение основывается на этом. Каждое сновидение — это практика схождение в потусторонний мир, подготавливающая психику к смерти..."
-
Если говорить о цитате из Гераклита не вижу причин почму бы эту цитату не привести к другим терминам. Мне кажется она тут тоже будет достаточно подходящей...
"...Виртуальные и консуетальные состояния выполняют в психике функции индикации характера протекания деятельности, а потому называются индикативными..."

Vervoleg 2016-03-09 10:21:22
Там смотреть не на что.

Фильм отличный) Я получила настоящее удовольствие от просмотра. Хиллман своеобразен, но и тут есть о чем поговорить... Было бы желание.
Не пойму зачем вам нужны эти ответные негативные реакции??
Ивонна 2016-03-09 07:09:24
может он специально это придумал, чтобы отличиться от Юнга и Фрейда

 сомнительная мотивация и удовольствие) вы чувствуете какую то надуманность и неестественность?

 

hobit 2016-03-09 10:11:34
Но мне кажется, не всегда философские концепции могут нам помочь в лабиринтах понимания....Хотя достаточно часто именно эти "конструкции" являются лесами при возведении здания. Концепции Башляра как и любая другая модель далеки от идеала.... -

   "стоит учитывать", "может указать нам", "благодаря ему мы можем увидеть"- мне кажется, так- пытаются обратить на что то внимание - выделить значимые элементы -посмотреть с определенного ракурса..на мой взгляд, и речи не идет о возведении какой то конструкции, здания или идеальной модели.. 
Vervoleg 2016-03-09 10:21:22
"Адамовы яблоки"? Советуете посмотреть? ==== Там смотреть не на что.

 Да и на здоровье - не смотрите) а мне - показалось интересным -поэтому я и предложила посмотреть и обсудить…а почему вам не понравилось-обьясните (?)..

а почему вам не понравилось-обьясните (?)..

====

А я и не смотрел.)))

Интуиция подсказывает, что наша "антоновка" гораздо круче.

Vervoleg 2016-03-09 14:44:42
Интуиция подсказывает, что наша "антоновка" гораздо круче.
ну, может, в чем и круче. А фильм стоящий, символичный, с черным юмором, с библейским уклоном, c алхимической присыпкой, зацепила игра актеров - мастерское вхождение в роль)))
Хиллман, на мой взгляд, не озабочен научной философией, и все работы его, так или иначе, связанны с экзистенцией, и центральной идеей её - смертью. Если рассматривать его работы через метафору "курица/яйцо" , то яйцо = смерть, первично. Канешно есть противники этого первородства....

Автор: hobit, дата: ср, 09/03/2016 - 10:28

Фильм отличный) Я получила настоящее удовольствие от просмотра.

Фильм достоин просмотра. ...Мне поначалу страшно стало... /Мат в синхронном переводе был ужасно неприятен... Отвлекал.../ ...Одно дело читать "Книгу Иова" в Писании, другое - видеть нечто подобное в наши дни... Фильм чем-то напомнил мне "Рассекая волны" Ларса фон Триера.  Смысл тот же - абсурдность веры не исключает её действенность...

Вини, а можно спросить, как этот фильм в вашей теме всплыл?... Я прочитала и не поняла...

________

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Dtkeyl 2016-03-13 08:05:36
Вини, а можно спросить, как этот фильм в вашей теме всплыл?... Я прочитала и не поняла...

 Ну да, вот как то так вышло)  возникла такая тема- я подумала-что это- наверное, важно и пусть  будет...
Вини 2016-03-09 14:27:56
сомнительная мотивация и удовольствие) вы чувствуете какую то надуманность и неестественность?
да, поэтому именно так и написала. В Хилмане вообще есть что-то эпигонское
 
Ивонна 2016-03-13 11:24:15
В Хилмане вообще есть что-то эпигонское  

 Интересно)..а в чем это выражается, можете обьяснить?
Автор: Вини, дата: вс, 13/03/2016 - 11:07
Ну да, вот как то так вышло)

) Ясно. Спасибо.)

 

И, да, спасибо за "наводку", Вини. )) Вы наводите, наводите, пожалуйста, а то я совсем от европейского кино отстала...


К сожалению не могу принять участие в обсуждении темы - не читала Хиллмана. (
____


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"